Всем привет. Давно я что-то не брался за «перо», даже заскучал. Спешу поделиться со всеми Вами своими впечатлениями о поездке в далекую и загадочную Новую Зеландию.
Теперь уже сложно сказать, почему выбор пал именно на эту страну. В моей библиотеке уже пару лет пылиться путеводитель по NZ, который, кстати, я успел за все это время несколько раз прочитать. Вопросов в процессе подготовки к поездке возникало более чем достаточно - от того, чем и когда лететь, ну и до маршрута, экскурсий и прочего. Чуть больше понимания стало в голове, когда я прочел стандартные туры в Новую Зеландию на сайтах российских туроператоров. Правда, стоит отметить, что за достаточно банальный тур (после поездки я точно могу назвать из предложения примитивными), наши «господа-коммерсанты» «сдирают» с народа просто нереальные деньги.
Начнем по порядку. Международный перелет. Предложений на данном направлении более чем достаточно. Из магистральных компаний, которые предлагают перелет с одной стыковкой в своем базовом аэропорту, стоит выделить Сингапурские авиалинии, Cathay Pacific из Гонг-Конга, Korean Air, японские ANA и JAL. Я бы полетел рейсами «Эмирейтс», но, к сожалению, все их самолеты до Новой Зеландии делают транзитную остановку в Австралии (Сидней, Мельбурн, Брисбен). Выбор был сделан в пользу «Сингапура» – минимальное полетное время – 22-23 часа, у остальных несколько больше, а также цена – на 20% ниже остальных, ниже предлагала только «Эмирейтс». Все международные компании, за исключением австралийских, совершают посадки в аэропорту Окленда – крупнейшего города страны, расположенного на Северном острове. Аэропорт столицы Веллингтона маловат для больших лайнеров, более того, географическое положение на 40 широте делает этот район чрезмерно ветреным даже при солнечной погоде. Крайсчертч – второй по величине город страны, ранее предлагал удобные вылеты на Южном острове, однако после землетрясений 2010-2011 годов, когда город и аэропорт были значительно разрушены, регион потерял туристическую привлекательность для международных компаний.
Маршрут. О нем я подробно и многократно буду останавливаться ниже. Для нетерпеливых читателей отмечу, что за поездку я с экипажем посмотрел все основные места в Новой Зеландии, и даже отдохнул на Раротонге – островах Кука. От дома до дома поездка заняла 22 дня.
Все крупные системы бронирования пестрят предложениями о свободных местах в отелях. Цены разные, я настоятельно рекомендую их основательно проверять, т.к. один сайт сегодня предлагает определенный отель по одной цене, а другой его «продает» на двадцать процентов дешевле. Например, отель в Окленде или на островах Кука дешевле всего предлагала дочерняя компания Air NZ – Air NZ Holidays, ссылка на которую имеется на сайте авиакомпании. По Веллингтону бесспорный лидер – «хотелс точка ком». Остальные отели выгоде всех предлагают «букинг точка ком» и «агода точка ком», я пользуюсь первым сервисом, как-то привычнее он мне.
Внутренние перелеты. В Новой Зеландии выбор не так велик, как, скажем, в США. Авиакомпания Air New Zealand – флагманский перевозчик страны, выполняет большинство рейсов. Если при бронировании Вы укажете на сайте страну «Новая Зеландия», то цены волшебным образом снизятся на 20-40% (проверял несколько раз, сайт работает именно по такой схеме). Второй по величине перевозчик – австралийский JetStar, но после «инцидента в Мельбурне», о котором я писал три года назад в своих австралийских приключениях, было решено более не рисковать.
Внутренние переезды. Чтобы увидеть максимум – нужно не летать, а ездить. Система железных дорог в стране достаточно примитивна и некомфортна, поэтому путешествие на автомобиле – то, что нужно. В Новой Зеландии прекрасные дороги, кстати, все бесплатные, практически полное отсутствие камер видеонаблюдения и полицейских «в кустах». Пробок также нет, за исключением Крайсчертча, где они возникают вследствие тотального перекрытия всего центра города из-за землетрясения.
Я уже достаточно давно постоянный клиент Hertz. Предложения машин у них хорошие, цены – рыночные, собственно, они практически одинаковы во всех компаниях. В Новой Зеландии очень дорогая страховка КАСКО – от 20 до 30 новозеландских доллара в сутки (в рублях это 500-800). Тем не менее, я настоятельно рекомендую все-таки покупать страховку, вспомнив народную мудрость: «Скупой платит дважды! ».
Виза. В сети о получении визы в NZ сложено много легенд. На самом деле, все проще, чем описывают. Список документов стандартен для большинства «серьезных» стран. Если у Вас в паспорте присутствуют визы США, Англии, Австралии, то проблем не возникнет с вероятностью 99,99999 %. Некоторое замешательство вызывает анкета на 23х страницах (переплюнули «америкосов» ), однако, при ее детальном рассмотрении, понимаешь, что все очень легко заполняется. Кстати, если Вы путешествуете компанией или семьей, одна анкета заполняется на всю компанию. На сайте посольства размещена более чем подробная информация, в консульском отделе проводят телефонные консультации о порядке получения визы. Весь пакет документов (кроме анкеты, требуют справки с работы СТРОГО на английском языке, справку с банка, кстати, тоже на английском, фотографии, копию русского паспорта, переведенную на английский язык в бюро переводов) подается в визовый центр через курьерскую компанию TTK Servises. Для моих соотечественников туристическая виза бесплатна, сбор курьерской компании на момент поездки составлял 954 рубля за анкету (если Вас там 6 человек, делите эту сумму на всех). Нам требовалась мультивиза, поскольку мы покидали страну на Новой год и потом возвращались с островов Кука, и получили мы ее без проблем, с неограниченным числом въездов, сроком на полгода. Для этого, нужно к пакету документов приложить письмо с программой поездки и написать, на какие даты нужна виза. В курьерской компании Вам выдают уникальный электронный номер, по которому можно отслеживать текущий статус рассмотрения твоих документов. Наша виза была готова через 10 дней, а курьерская компания привозит паспорта домой или на работу.
На этом, дорогие читатели, я рекомендую остановиться тем, кому нужна конкретика. Для этой категории отмечу, что здесь она и заканчивается. Далее – философия в жанре научно-туристической фантастики . Нууу, а кому интересно, поехали
Двадцать шестого декабря улетать «прикольно». Я бы улетел и 20го, чтобы не загонять себя предновогодними хлопотами. В аэропортах еще не так много народу, а рейсы не переполнены заскучавшими по массовым направлениям туристами. В этом году отъезд омрачило лишь одно маленькое «но» - я очень сильно заболел за два дня до рейса. Не лететь я не мог – это же закон подлости – ты не полетел, и на следующий день чувствуешь себя прекрасно. Лет пять на нападала на меня такая простуда – из великого арсенала лекарств и народных «примочек» ни помогало ровным счетом ничего . Озноб, ломка, температура, интоксикация – вот были мои верные спутники в самом начале этой поездки. Я очень плохо помню, как ждал «Аэроэкспресс» на Павелецком вокзале, ни помню ни дороги, ни предполетных формальностей. А главное желание было в тот день – лечь, уснуть и все забыть!
Рейс Сингапурских авиалиний SQ61 по расписанию отправлялся в 15.20. Боинг 777-300ER – один из моих самых любимых самолетов, очень удобный и комфортный. «Сингапурцы» используют его в компоновке кресел 3+3+3, что значительно прибавляет сервиса в полете (например, «Эмирейтс» или «Эйр Франс» используют сверхплотную компоновку салона – 3+4+3). Места я забронировал заранее у аварийного выхода, чтобы ничто не мешало комфорту в пути. Хлопоты оказались не напрасными – с температурой возможность вытянуть ноги и растянуть затёкшее тело хотя бы в половину – потрясающее преимущество перед другими пассажирами. По факту мы вылетели в 16.00, сказывалась очередь на противообледенительную обработку борта. Когда в тяжелых кучево – дождевых облаках скрылась Москва, я мысленно попрощался с Россией до нового, 2013го года, и настраивал себя на прекрасный отпуск.
За четыре года, что я не летал Сингапурскими авиалиниями, мало что изменилось. Отличное питание, широкий выбор напитков и легких закусок, «кормёжка» в три раза за полет в одиннадцать часов – что может быть лучше. Радует, как и четыре года назад, дорожный набор из носков и зубной пасты, который выдают всем пассажирам, разработанный, кстати, самим Юбером Живанши. На борту можно найти отличную систему развлечений с богатым выбором фильмов на русском языке. В туалетах – шикарный ассортимент средств личной гигиены, можно найти даже женские прокладки. Во время полета я пытался заснуть, но простуда – мой незваный пассажир, явно была против. Четыре фильма скрасили мне полет, который, кстати, прошел без единого намёка на турбулентность.
В 5.40 утра следующего дня, двадцать седьмого декабря, мы приземлились в Чанги – крупнейшем аэропорту юго-восточной Азии. Из выхода по телетрапу без дополнительных осмотров пассажиры сразу попадают в новый Терминал 3, на открытии которого мне удалось побывать 5 лет назад. Аэропорт только оживал. Я принял душ в туалете, и мне стало лучше. За окном было +25, что не могло не радовать простуженное тело . Стыковка на следующий рейс SQ281 до Окленда была небольшое – 2,5 часа с вылетом в 8.50 утра. За это время мы успели вкусно позавтракать в галерее деревьев, и проверить электронные почты. Нам даже не пришлось далеко уходить – прилетели мы к 12му выходу, а улетали – из 9го . Меня порадовала система контроля качества аэропорта – на каждом углу висит по небольшому монитору. На нем фотография сотрудника, который отвечает за что-то в данном секторе (например, за уборку, за комфорт и прочее) и четыре смайлика. От тебя требуется немного: подойти к монитору, и оценить работу сотрудника, нажав на один из смайликов (очень доволен, доволен, так себе и совсем не доволен, можно сказать, в ярости). Система, кстати, умная. Она тебя в процессе фотографирует и хранит фото в базе три дня, чтобы ты дважды не проголосовал. Также компьютер исключает голосование сотрудников для завышения собственных рейтингов. Что будет «отличникам» и как накажут «двоечников», выяснить не удалось, но сам принцип мне понравился.
На рейс до Окленда «сингапурцы» поставили старый Боинг 777-200 с сильно изношенными креслами и примитивной системой развлечений. Как потом мне удалось выяснить по американскому реестру воздушных судов, этот «бобик» 1995 года выпуска является самым старым бортом в парке авиакомпании. Надо отдать должное экипажу, сервис был на уровне первого полета, усталость от которого в сочетании с выпитыми лекарствами от простуды, позволили мне проспать всю дорогу в 10,5 часов, периодически просыпаясь на крики сидящих двумя рядами ранее детей. На данный сегмент мне не удалось получить места с пространством для ног ввиду полной загруженности борта. В 23.45 мы совершили посадку на единственную полосу крупнейшего аэропорта страны. В терминале все «заточено» под хобитов, которых «пиарят» по всей стране. Система длинных коридоров позволила нам набрать ход и прорваться в самое начало очереди на миграционный контроль. Меня поразила автоматическая пропускная система для владельцев новозеландских паспортов. Представляете, сколько бы сэкономили только на зарплате наши «фээссбэшники-пограничники», внедрив похожие на банкоматы автоматы. За пять минут наша крохотная очередь превратилась в толпу уставших людей, многим из которых пришлось ждать и 20 минут, пока в их паспорте появится заметный «штампик». Вопросов нам не задавали, и мы прошли за багажом, который, к слову, также не заставил себя ждать. В зоне получения вещей можно обменять наличные, правда, курс несколько хуже, чем в городе. Хотя, если сравнивать с теми спекулянтами, что обменивают валюту в Домодедово, то новозеландцы покажутся Вам детьми, играющими в песочнице. Перед выходом в свободную зону нужно пройти сканирование личных вещей, новозеландцы боятся, что Вы завезете им опасное растение, которое погубит всё живое вокруг. Контроль носит фиктивный характер, только отнимает время. В терминале стоит толпа встречающих, в глаза сразу бросается улыбка на лице каждого из них. Вообще, жители «зеленой страны» часто улыбаются, всегда очень отзывчивы и приветливы, готовы оказать помощь и содействие, даже если ты об этом не просишь. Например, идя по улице с фотоаппаратом, каждый третий предлагает тебя сфотографировать. Поначалу, я было решил, что у меня его хотят украсть, но, к счастью, местный менталитет этого не предусматривает.
На улице было тепло. Положив свитер в чемодан, я подошел к первому стоявшему рядом таксисту, и, убедившись, что он свободен, поехал к отелю. Дорога до центра города заняла 20 минут, а поездка обошлась примерно в 1800 рублей. В любом такси страны, даже в глубоком захолустье, можно заплатить кредитной картой.
Для проживания в Окленде я выбрал отель SkyCity Grand Hotel. Его идеальное расположение в центре города у телевизионной башни в сочетании с невысокой ценой делают его наиболее привлекательным среди остальных «пятёрок». Более того, Air NZ Holidays предлагает третью ночь в подарок, что было особенно актуально, т.к. мы прилетали после 24.00, а платить за отдельные сутки уж больно не хотелось . Ночной город поразил своим спокойствием – на улице ни души, только редкие такси нарушают эту тишину. В отеле все соответствовало улице – тишина и покой. Чемоданы пришлось «тащить» за собой, а на «ресепшене» дежурил один сонный сотрудник. Мне дали номер 2103 на самом высоком, 21м этаже. Отмечу, что в номере есть все необходимое, кроме тапочек. В Новой Зеландии даже в старом мотеле Вы найдете мини-кухню, наборы для чай и кофе, при этом, тапочки не приносят даже по звонку. В отеле WiFi бесплатен только на лобби, в номерах цена «кусачая» - сутки стоят 500 рублей.
Ночной город погрузился в свою спячку, а нам хотелось есть и выпить после долгого перелета. Моя простуда отступила, сон в самолете сделал меня бодрым и относительно свежим . Единственное место, которое работало в 2 часа ночи в городе – казино SkeCity, - самое большое и известное в городе, которое расположилось аккурат напротив нашего отеля, с пятого этажа отеля можно по мосту перейти в соседнее здание. Нас пустили в старых джинсах и футболках, поинтересовавшись лишь возрастом. До проверки документов, как в Австралии, например, дело не доходит. В заведении было многолюдно, в воздухе стоял стойкий запах куража и шальных денег. Для нас, бывалых, после «Вегаса» в этом казино было скучно .
Мы присели в баре слева от входа. Народу было не много. За баром дежурил мальчик явно «гейской» наклонности с серьгой в ухе размеров в 5 копеек и азиатская девочка. Меня поразил их английский – он был непонятен. Слово «дринкс» они в упор не понимают, стоят и пожимают плечами как два ослика, пока не скажешь заветное «бивередж». В Новой Зеландии английский отличается от «английского английского» и «американского английского».
Я попросил 2 «шота» с ромом. Местный ром оказался отвратителен при цене в 250 рублей за 30 граммов. Стопок в баре нет. В стакан из-под виски мне налили максимум 30 грамм, причем предлагали разбавить водой. Сервиса нет никакого, самостоятельно заказываешь на баре, тут же оплачиваешь, потом «тащишь» до своего столика, и «наслаждаешься». Минут через пять мой стаканчик был пуст, и я пришел за добавкой. Азиатка мне что-то «протирала» про то, что я пьян. И это после 30 грамм (!) отвратительного пойла . Далее она предложила мне попить водички и погулять минут двадцать, при этом «нетрадиционщик» что-то ей постоянно приговаривал. Я, конечно, попытался им объяснить, что они – дураки, причем по многим причинам: а) клиент меньше платит за напитки; б) клиент недоволен и не играет в казино; в) чаевые не ждите. Девочка что-то отвечала мне на смеси китайского и английского, в итоге, выслушав мою историю о том, что мы в России выпиваем «в одного» бутылку, водки и успешно едем за рулем, и вовсе удалилась. Замечу, что нигде более в Новой Зеландии мне не отказывали в выпивке. С чем было связано неадекватное поведение этого персонала, мы так и не поняли.
Мы не растерялись. Пройдя вглубь зала, я увидел справа другой бар. Народу там тоже было «две калеки», явно проигравшие все до цента. Меню точно такое же, что и в заведении на входе. У мальчика-бармена явно традиционной ориентации нашлись и маленькие стаканчики – стопки, и отличный алкоголь. Выпив грамм 200 Jack Daniels, я успокоился и полностью расслабился. Возникала шальная мысль попытать удачу, но тут я вспомнил одну мудрую фразу: «деньги нужно зарабатывать, а не выигрывать». Мы прошли в конец зала и обнаружили там закусочную. Меню скудно, но поесть, в принципе, можно. В Новой Зеландии, собственно, как и в Австралии, очень популярны Fish and Chips (рыба с картошкой фри). С полными желудками и под легким градусом в начале четвертого утра мы отправились спать.
Я проснулся рано, в московскую полночь или в 9 утра оклендского времени. Душ, проверка почты, - нужно было проверить завтрак, пока остальные члены команды еще спят. За 1100 рублей в отеле очень скудно кормят. Собственно, это был тот редкий завтрак по системе «шведский стол», во всех остальных случаях мы кушали «а ля карте», что по-нашему просто «по меню».
Часов в одиннадцать мы вышли в город. Достопримечательностей в городе не так много, за полноценный день при хорошем планировании можно спокойно все посмотреть. Первое место для осмотра находится прямо через дорогу от главного входа в отель – башня SkyTower. Входишь в здание, где расположено казино, только не поднимаешься вверх, а спускаешься по эскалатору вниз. Билет стоит примерно 900 рублей, очередь минимальная. Можно купить билет за 500 рублей и не подниматься на самый верхний этаж – там только ресторан, куда при предварительном бронировании пускают бесплатно, плюс, именно здесь, с металлического мостика, прыгают вниз смельчаки. Видов здесь нет, поэтому, дорогие читатели, на пиво точно можно сэкономить . С утра посетителей практически нет. Для любителей «экстрима» есть специальное предложение – погулять по открытой площадке без ограждений (с инструктором в оранжевых костюмах), либо спрыгнуть на веревке вниз (с высоты примерно 400 метров в синих костюмах). Со смотровой площадки открываются потрясающие виды на город. Отмечу, что неожиданно появившийся у стекла человек в синем костюме, зависший на 10 секунд перед нами, и стремительно улетевший вниз, только добавляет пикантности моменту. Вообще, новозеландцы очень любят экстремальные виды спорта, в каждом городе можно найти себе что-то по душе (правда, мой внутренний мир всегда против таких испытаний на прочность ).
Далее все путеводители ведут на соседнюю Queen Street – широкую улицу с маленькими магазинчиками. По дороге можно осмотреть две небольшие и единственные католические церкви, которые, в принципе, не представляют никакой культурно – туристической ценности для гостей города. Поражает наличие китайских сувенирных магазинов – от «ширпотреба» рябит в глазах. Самое печальное – при численности овец 10 к 1 к жителям страны (примерно 50 млн.голов), в стране нет изделий из этого животного. В сувенирных магазинах китайские подделки, шкура, которая в Икее называется «лудэ» и стоит там 990 рублей, в Новой Зеландии продается почему-то за сто американских долларов. Неприметный свитерочек с еще более неприметной надписью за шиворотом «Made in NZ» стоит от 400 до 600 все тех же американских денег, а женская жилетка из кожи овцы с шерстяным подкладом – и вовсе 1000 зеленых рублей. Вопрос – за что?!!! Мы прикупили тарелочку и магнитов, на этом покупки сувениров были закончены до конца поездки.
Десять минут медленным шагом – и Вы на набережной, где и сосредоточены основные достопримечательности Окленда. На пересечении набережной и Queen Street есть неплохой тайский ресторан Chili Tai, где можно поесть практически за копейки. Мы попали туда на обед в первый день, во все последующие дни днем он был закрыт, и открывался только после 18.00.
От здания терминала Ferry Building постройки начала 20 го века можно отправиться в круиз на судах компании Fullerton. Мы купили билет на обзорную экскурсию по бухте Окленда стоимостью 1000 рублей с человека. В цену включена сама экскурсия, чай с кексом во время поездки, а также билет в оба конца в пригород города – Девенпорт, где расположен одноименный холм – самое высокое место в районе. Именно здесь открывается широчайшая панорама на самый крупный город Новой Зеландии.
Во время «обзорки» Вы посмотрите на старый маяк, на Девенпорт с воды, остановитесь на вулканическом острове на 20 минут для фотографирования, вернетесь в город, прокатитесь под мостом через залив и вернетесь обратно в порт. Кстати, во время нашего путешествия пара молодых людей прыгало на «тарзанке» с моста. Прикол был в том, что они не рассчитали длину троса, и молодой человек с головой в каске ушел под воду, правда, через мгновение вылетел обратно. На наши удивленные возгласы он что-то прокричал, а мы, осознав, что он практически в добром здравии (точный диагноз, я думаю, ему поставили в больнице ), ушли в порт.
Все та же круизная компания предлагает прокатиться на пароме по окрестным островам. Интерес представляют экскурсии на винодельческие предприятия, как правило, их бронируют заранее. В остальном, острова скучны, а пейзажи банальны. Впрочем, этот вопрос явно на любителя.
После прогулки мы пешком отправились по набережной в сторону морского музея. Вы его не пропустите, т.к. в старых зданиях пирса рядом расположился отель Хилтон. Конечно, он красив и великолепен, но та суета, которая происходит вокруг него, многих, например меня, просто отталкивает. В музее за 400 рублей – цену входного билета, - можно изучить всю историю развития судоходства в регионе. Отдельного внимания заслуживает экспозиция самого знаменитого яхтсмена Новой Зеландии – Питера Блэйка, трагически погибшего от рук бандитов на Амазонке в Бразилии в декабре 2001 года. Кстати, первая его яхта стоит на постаменте прямо напротив входа в музей. А вторая – в заливе рядом с музеем (ее выкупил богатый новозеландец и периодически на ней выходит в море). А вот кафе, расположенное у входа в музей, и так «распиаренное» во всех путеводителях, признаться, не очень: еда не вкусная, выбор напитков примитивен. Между музеем и Хилтоном есть небольшой проулок. Конечно, он был бы безынтересен простым туристам, если бы не одно заведение – бар «Ленин» (надпись на русском языке). Наши соотечественники в баре в особом почете и получают комплимент от заведения (нужно только показать русский паспорт). В целом, заведение веселой и привлекает не только авангардную молодежь, но и вполне состоятельных жителей Окленда.
Если пройтись дальше по набережной, Вы попадете в старую портовую зону, перестроенную под систему развлечений. Количество кафешек и ресторанов откровенно впечатляет. Отдельно стоит посетить рыбный рынок, где всех выбранных обитателей Вам тут же пожарят, отварят, запекут, потушат или хотя бы нарежут в сыром виде . Ранее здесь ходил старый трамвай, правда, два года назад его закрыли на реконструкцию и все никак не откроют. Трамвай – мой любимый вид общественного транспорта, отсюда и родилась традиция кататься на нем в любых уголках нашей планеты.
Самое любимое место отдыха горожан – большие деревянные лежаки, размером 10х5 метров. На нем можно смело валяться, пить пиво (правда, в пакетике) и наслаждаться жизнью. Чуть дальше расположено старое нефтехранилище, расписанное «под ангелов». Во-первых, это безумно красиво. Во-вторых, в центре старой нефтеналивной вышки стоит… пианино. Да, старое, но абсолютно полноценное пианино, на котором может поиграть любой желающий. В общем, новозеландцы молодцы, как говорила моя бабушка: «Из го….на сделают конфетку!». Это точно про них!
Среди множества кафе мы выбрали Fresh Fish, где название говорило само за себя. Его держат китайцы, правда, меню вполне интернациональное. Единственный минус – космическая цена на лобстеры, примерно 2000 рублей за килограмм (для островной страны нереально дорого). А после заката было «грех» не пропустить стаканчик-другой чего-то горячительного. Для этого отлично подходит бар-кафе Soul у морского музея. Кухня этого заведения входит в ТОП-10 лучших в стране. Более того, замечу, что все это правда. А после ужина можно потанцевать в лаундж-зоне напротив и полюбоваться на вторую яхту Питера Блэйка, пришвартованную рядом. Если Вы относитесь к той категории людей, который никак не могут выбрать из большого меню, написанного по-английски, позволю себе порекомендовать Вам в Soul равиоли, крем-брюле и шоколадный мусс.
В целом, первый день в стране прошел очень позитивно. Простуда напрочь меня покинула, все вокруг интересно, еда вкусная, а выпивка – без ограничений Что еще нужно простому советскому туристу в преддверии нового года? Спать мы легли где-то в два часа ночи, уже в субботу, 29 декабря.
Утром я учел ошибки, совершенные накануне, и позавтракал в номере той едой, которую купил вчера вечером. Отмечу, что такой же завтрак, как и в отеле, обойдется Вам в 100 рублей в наших деньгах. Единственное, что слегка раскачивало настроение – это погода. Вообще, она в Новой Зеландии сама непредсказуемость, причем во всех уголках страны. За день солнце может пять раз появиться и также быстро исчезнуть. В этот день было жарко, на пасмурно, что, собственно, не помешало нам пойти дальше «осваивать» местные достопримечательности.
Было желание поехать на остров Waiheke на дегустацию вин и прогулку, но нам хватило билетов (почему мы не купили их накануне, я не знаю). Пройдясь по магазинам китайских сувениров, мы зашли в антикварную лавку, где встретили русскую женщину армянской наружности. Она долго нам «впаривала» какой-то свитер за 500 долларов США, попутно критикуя соседей по китайской «сувенирке». А поскольку все основные достопримечательности в центре города мы обошли накануне, было решено использовать бесплатные билеты и поехать в Девенпорт. Отмечу, что двух часов достаточно, чтобы залезть на холм «Виктория», сделать отличное видео, пройтись по магазинам, попить пивка и «укатить» обратно. Кстати, шопинг в стране ужасен. Они просто не умеют стильно одеваться. Брендовых магазинов практически нет. Собственно, после США сложно где-то «шопиться» по полной, но Новая Зеландия переплюнула по показателю «безвкусицы» многие страны, где мне довелось побывать.
По прибытии в Окленд было решено посетить океанариум. Почему-то он был закрыт в 4 часа дня при надписи на двери: «Работаем с 9 до 18». Мы не расстроились, и поехали посмотреть район New Market, где расположен центральный городской музей. Туда, конечно, мы тоже не попали, у них по субботам – выходной! Зато попали в Apple Store, где купили Ipad Mini 64Gb + Wifi за 20 тыс. рублей (на момент покупки, в Москве его продавали за сорок тысяч деревянных). В аэропорту его продают на 15% дешевле (без НДС), правда, товар не всегда в наличии.
Вокруг музея отличная панорама для фотографии. Особенно в выходной – за сотни метров вокруг тебя ни души. Рядом расположен королевский парк, где по субботам гуляют только что поженившиеся пары. В конце садов – стадион, где мы поймали такси и поехали в отель. Нам снова повезло – пожилой водитель оказался албанцем, который долгое время жил в СССР и довольно неплохо говорит по-русски. Его информация была очень полезна нам во время самостоятельных поездок за рулем по стране. Но об этом – чуть ниже
В отеле в баре мы пропустили по стаканчику виски. Рядом, в здании SkyTower, расположен бар №81. Вы сразу его увидите по толпе людей внутри и снаружи. В чем секрет заведения, мы так и не поняли – внутри самая простая обстановка, меню стандартное, музыка тоже, при этом, всегда много посетителей. Вокруг расположены многочисленные заведения – клоны, где почему-то пусто . В отеле есть два неплохих ресторана: The grill, где подают отличные стейки, и The Dine с международной кухней. В обеих заведениях желательно заранее бронировать столик, оба заведения крайне популярны у местных жителей и гостей города. Именно здесь мы и закончили наш второй вечер в Новой Зеландии. Но в двадцать девятое декабря нам еще предстояло вернуться!
В воскресенье нас ждал перелет на Раротонгу, правда, в 17.00. Отель мы покинули в 10 утра и решили с пользой провести остаток времени. Первое – взять штурмом океанариум. Заведение работало, правда, очередь заставила нас ждать примерно 40 минут. Для продвинутых юзеров сообщу, что билет легко бронируется через Интернет, посетители с такими билетами проходят по специальному коридору без очереди. Мы же, как все «классики», стояли в очереди в кассу. Но оно того стоило – океанариум расположен в горе с прямым выходом в море. По подземным туннелям люди попадают в подводный мир и могут очень близко познакомиться с его обитателями. Не буду раскрывать всех подробностей, просто приезжайте и сами все увидите.
На том же такси (туда мы отдали 700 рублей, далее еще 900 рублей) мы поехали «штурмовать» музей. На трех его этажах расположилась вся двухсотлетняя история целой страны. Посетив этот музей, Вы выгадаете в двух вещах: 1) узнаете историю страны в картинках; 2) избавите себя от ненужного посещения музеев – клонов в других городах. Осмотреть весь музей можно за два часа, билет стоит недорого – примерно 200 рублей с человека.
Таксиста мы поймали возле магазина Apple, он смачно поедал сэндвич, который, с его слов, ему приготовила жена. Несмотря на бурный процесс поедания пищи, мужичок любезно отвез нас на Queen Street к тайскому ресторану. Он был закрыт. Пешком мы дошли до Ленина, и тут нам снова не повезло, - на дверях красовалась табличка «Closed». В Soul – все то же самое. Воскресенье – самый «мертвый» с точки зрения туриста день в Новой Зеландии, т.к. очень многие места закрыты до вторника. Рядом с Soul есть заведение The grill (не путать с тем, что в отеле, это другое, но не менее классное заведение). Мясо здесь подают в небольшом ассортименте, зато устрицы просто божественны. Если бы не рейс на острова Кука, мы бы, наверное, остались в Окленде на тур для гурманов по поеданию морепродуктов .
Дорога до аэропорта не заняла у нас много времени, минут двадцать от силы. Правда, за сервис пришлось заплатить 65 новозеландских долларов или 1500 рублей, что я считаю высокой ценой. Вообще, в Новой Зеландии очень дорогое такси, которым, кстати, кроме как в Окленде, мы не пользовались. Очень развита система городских автобусов, разовый проезд стоит от 3 до 10 долларов в зависимости от города и расстояния. Есть билеты на сутки, три дня, неделю и более. Тем же, кто предпочитает путешествовать без лишней суеты, рекомендую взять машину напрокат, на такси в любом случае дороже.
Рейс NZ18 до Лос-Анджелеса с посадкой в Раротонге (аэропорт Аваруа) был интересен нам только на первом полетном сегменте. Авиакомпания Air New Zealand считается по праву одной из самых безопасных в мире, собственно, в стране нет более достойной альтернативы. При этом, есть и недостатки, о которых не могу не рассказать. Первое – грабительская цена к иностранцам при покупке билетов через сайт, о чем я писал выше. Еще раз обращаю внимание читателей, что при запуске сайта всегда нужно указывать страну проживания «Новая Зеландия», чтобы получить минимальные цены. Второе неудобство – отсутствие привычной мне онлайн регистрации. Почему? Сложный вопрос, учитывая, что это реальная экономия средств и создание дополнительных возможностей для путешественников. Авиакомпания имеет большое отдельное крыло в аэропорту. Пассажиры внутренних рейсов регистрируются самостоятельно у киосков, и даже сами клеят бирки на чемодан и кладут его на ленту. «Международникам» сразу предлагаю встать в очередь и зарегистрироваться классическим способом. Места в самолете я выбрал заранее, при бронировании, услуга бесплатна, поэтому я мы не очень спешили быть первыми в очереди.
Все предполетные процедуры, включая регистрацию, мы прошли за полчаса. В аэропорту много удобных мест для отдыха, тотальное изобилие кафе, ресторанов, магазинов duty free и прочего. Очень радует надпись «Relax» на мониторах напротив рейсов, посадка которых не начата. В центре международного терминала есть искусственное дерево, вокруг которого круглый диван. Из дерева доносится успокаивающее пение птиц, вокруг – множество разнообразной мебели для отдыха, можно даже полежать и растянуться во весь рост. Видели бы это руководители наших аэропортов, где специально заказывают ряд металлических сидений, разделенных между собой поручнями, чтобы люди на них не спали. Сразу видно, где люди работают для людей, а где – для собственного кармана.
На рейс авиакомпания поставила старенький Боинг 767-400ER. Зачем им нужна посадка в Аваруа, и почему этот рейс нельзя отправить в Лос-Анджелес напрямую, я так и не узнал. Видимо, низкая загрузка борта, поскольку по прилету в транзитной зоне аэропорта осталось человек пятьдесят. Взлетели мы точно по расписанию в 17.45 30.12.2012, плановое время полета – 4 часа и 10 минут. Во время полета достаточно неплохо кормят, абсолютно всем пассажирам предлагают бесплатные алкогольные напитки. Примерно в середине полета дата на мониторе каждого пассажира изменилась на 29.12.2012. «Так вот оно, - подумал я, - вот так попадают снова в прошлое! ». Это был мой первый полет с пересечением линии смены даты.
Так началась мое второе в жизни 29.12.2012 . Примерно за час до посадки самолет влетел в сильную облачность, нам сразу «приказали» сесть и крепко пристегнуть ремни безопасности. За окном что-то сверкали, турбулентность с каждой минутой полета только нарастала. Через двадцать минут болтанки на связь вышел командир и сообщил, что на Раротонге штормовое предупреждение, сильный ветер и шквальный дождь. «Мы попытаемся сесть», - ровно сказал он и замолчал.
В окно с трудом мог разглядеть оперение самолета, по конфигурации которого я постепенно понимал, что мы снижаемся. Высота и скорость на мониторах постоянно падали, а самолет отклонялся то влево, то вправо. Пейзаж иллюминатора отнюдь не радовал – кроме сверкания молний где-то вдалеке, глаза всматривались в кромешную тьму. Минут за пять до посадки болтанка стала невыносимой для большинства сидящих вокруг, многие держались за руки или ухватили покрепче собственное кресло. Я был относительно спокоен, после полетов на моем «Евростаре», никакая «болтанка» не страшна. . Высота снижалась: 1000, 900, 800. Где-то на отметке 500 футов, мониторы погасли и стало практически темно. Тишина и темнота – вот были главные спутники всех пассажиров в тот миг. По конфигурации оперения самолета и звуку выпущенного шасси я понял, что мы на посадочной прямой. «Надеюсь, им в кабине лучше все видно, чем мне отсюда», - промолвил я сам себе и продолжил вглядываться в темноту. Через мгновение под крылом показалась белая освещенная дымка, «проткнув» которую взглядом, можно увидеть взлетную полосу. Еще через миг туман сменился сильным дождем, видимость улучшилась, отовсюду появились огни, а планер очень мягко коснулся ВПП и затормозил. На мгновение все снова притихли, а потом сорвали на КВС бурю аплодисментов. Между прочим, заслуженных, парни отлетали на пять баллов.
Мы вышли из самолета примерно в 23.00 и пешком пошли к маленькому зданию терминала. Многие, несмотря на ливень, были рады +29 вокруг себя и с удовольствием фотографировались на фоне надписи «Вэлком ту Кук Айландс» и нашего самолета. В зале прилета размером 30х20 метров стало тесно для 250 человек, а на миграционном контроле работало всего две девушки. А больше и не получится – в аэропорту всего две стойки, на большее количество нет места . Мы прошли через 30 минут, многие оставались там по часу. Интересно, что туалет в этой зоне отсутствует, поэтому многие пассажиры шли по дороге между двумя натянутыми тросами в свободную зону в обход пограничников и таможенников и также возвращались обратно. Что мешало пролезть под канатом и выйти на улицу, я не знаю, видимо, ничего.
В зоне получения багажа на гитаре с приветственной песней «Вэлком ту Раратонгааааа» играет знаменитый Джейк Нуманга, обладатель ордена Елизаветы и еще многих наград за вклад в развитие туризма на островах Кука. Дядечка уже сорок пять лет встречает туристов в аэропорту и провожает их своими песнями. В ю-тьюбе есть много роликов с его «хитами» .
С чемоданами позади мы подошли к таможенникам. Парни в гавайских рубахах с надписью «Customs» спросили нас, не везем ли мы ненароком чего запрещенного. Получив в ответ отрицательный кивок го