Дело было зимой. В конце февраля текущего года. Где-то за неделю до этого я вернулся в Москву из поездки по солнечной Калифорнии. В Калифорнии было +25, в Москве – 25. Все это жутко угнетало. Решил использовать выходные для краткой поездки в боле теплые края. Выбор пал на Каир, столицу Египта, государства, в котором я, в отличии от большинства россиян, к своему стыду, никогда не был. К сожалению, все дни, что я был в Каире, весь город был в тумане. Наверное, он чем-то был похож на лондонский туман в 19 веке, как его описывают английские писатели. Но было тепло – 22-24 градуса тепла.
Был забронирован и выкуплен билет Аэрофлота по маршруту Москва-Каир-Москва с вылетом в пятницу вечером и возвращением ранним утром понедельника. Билет эконом-класса обошелся примерно в 14 000 рублей. По этому же маршруту из Домодедово летает Egypt Air, но их билеты в системы Интернет-бронирования не поступают. Такая арабская самодеятельность.
Далее через Интернет забронировал отель. Отели в Каире недорогие и их много. Сначала мой выбор остановился на недавно построенном J. W. Marriott за 160 долларов, но потом выяснилось, что он находится немножко за городом и поэтому не совсем удобен для целей осмотра города. Поэтому взял две ночи просто в Marriott Cairo в центре города за 140 долларов в сутки.
Поскольку я знал, что Египет – страна безалкогольная, то хорошо экипировался коньяком, джином и виски, а также непреминул взять штопор в составе швейцарского перочинного ножа (потом у меня с ним были проблемы).
Вылетев из Шереметьево где-то в 9 часов вечера, прибыл в аэропорт Каира в районе полуночи. Первым делом пошел менять деньги. Там несколько обменных стоек с неплохим курсом. Воспользовался Thomas Cook. Отсчитывая мне местные фунты, клерк поинтересовался, нужна ли мне виза. Я сказал, что было бы неплохо ее получить. За двадцать долларов мне выдали визовую марку и иммиграционную анкету, которую я заполнил.
Потом прошел паспортный контроль. У меня ничего не спрашивали. Вероятно по той причине, что был сильно под градусом и выражение моего лица не располагало к общению.
Моя знакомая стажировалась в то время в Каирском университете, изучала арабский язык. Она и вызвалась меня встретить. Когда я вышел из аэропорта, то сразу увидел ее вместе с подругой. На такси доехали до отеля, который располагается в районе Замалек. Это такой остров-гетто, где располагаются разные посольства. При въезде на территорию отеля стоял кордон из полиции, и они просили всех въезжающих открывать багажник машин. Отель занимает несколько зданий, расположенных по периметру. Раньше в нем был какой-то дворец, поэтому интерьеры очень и очень роскошные.
Поскольку был уже час ночи, то на рецепшн очереди не было. Удивительно, что при поселении помимо кредитной карточки спросили паспорт и даже сняли с него копию. На всякий случай, попросил от номера два ключа, поскольку часто их теряю.
Сам номер мне в принципе понравился. Его особенностью было то, что умывальник и зеркало находились в самой комнате за перегородкой, а ванна, унитаз и биде в ванной комнате. Так и не понял, чем это объясняется. Балкон номера был настолько пыльным, что возникло ощущение, будто его не убирали несколько месяцев. Помимо всяких ресторанов, а также казино имени Омара Хайама, на территории был обнаружен псевдо-английский бар, который еще работал. К сожалению, разливное пиво там было только местного сорта, а из импортного бутылочного – лишь Heineken. Наскоро подкрепившись, было решено приобщиться к ночной жизни Каира. Отправились с девушками в клуб Latex в отеле Hilton Nile на набережной.
Если читать описания этого клуба в Интернете, то можно ожидать, что это нечто исключительное. Там так все расписано – на уровне лучших клубов Нью-Йорка, великолепная музыка, лондонские ди-джеи и т. д. На деле все гораздо скромнее. Мебель и интерьер ничем не примечательны, а вот такого плохого звука я давно не слышал. Публика очень разная. Иностранцы, богатые арабы, белые и совсем не белые девушки. К тому времени, как мы там появились, народу уже было немного.
В общем, на этом трудный и напряженный вечер пятницы кончился. На следующее утро я проснулся в восемь утра от стука в дверь. Открываю – стоят два араба в белых рубашках. Один говорит – Доброе утро, меня зовут Саид, а это мой брат – Амат. Не нужно ли вам пополнить мини-бар. Я послал их и захлопнул дверь. Но поспать мне удалось только еще час, поскольку ровно в 9 утра доблестные египетские рабочие начали ремонт бассейна, очень громко что-то сверля. В общем, плюнул я на это дело и решил перебазироваться в другой отель.
Это оказалось не так просто. Все Хилтоны, Мовенпики, Хайатты и прочая сволочь были заполнены. После долгих поисков удалось заполучить номер в Sheraton Cairo через старвудовский сайт всего за 100 долларов. С балкона номера на каком-то там двадцатом этаже открывался шикарный вид на Нил, а в минибаре ждала бесплатная корзина фруктов. Отель в итоге мне очень понравился. Помимо невысокой цены, у отеля сразу несколько плюсов. Во первых, соседний с ним комплекс зданий занимает посольство России. Во вторых, на первом этаже отеля находится duty-free. В-третьих, в отеле есть русский канал, за трансляцию которого отвечают украинцы, поскольку он перемежается рекламой на украинском языке. В четвертых, напротив отеля есть табачный киоск с контрабандным российским Парламентом с украинскими опять же акцизными марками. Кстати, местные египетские сигареты очень и очень неплохи.
Поскольку с жильем все более или менее устроилось, то решил осмотреть город. Местный рынок производит странное впечатление. С одной стороны - явный ширпотреб, с другой - очень и очень добротно сделанные вещи. Стоит все очень немного. Хороши ремни из кожи, а также трости. Кальян покупать не стал, поскольку не хотелось ничего сдавать в багаж. Продавцы очень вежливые даже говорят тебе «сэр».
В городе обилие хороших ресторанов с местной и международной кухней. Особенно их много в Замалеке. Счет редко превышает 30 долларов на человека, если не считать спиртное. Вот со спиртным там засада, чего, собственно, и следовало, ожидать. Бутылка пива 0, 33 обходится в 6-8 долларов. Импортное разливное пиво отсутствует как класс. Сами каирцы рассказывают легенду, что вроде бы есть одно местно, находящееся под протекторатом британского посольства, где можно попробовать контрабандный разливной Гинесс по 12 долларов за кружку, но никто не знает, где оно точно находится. Поэтому все пьют Саккару, которое очень даже ничего.
Выбор крепких алкогольных напитков очень мал. Обычно одна-две марки водки, коньяка, текилы и джина. Сами рестораторы хорошо знают эту проблему и поэтому в большинстве заведений разрешают за небольшую плату приходить со своей бутылкой.
На удивление, в городе есть хорошие книжные магазины с большим выбором книг на английском языке. Хотя книги, как правило, в бумажных обложках, но свежие. Есть практически все бестселлеры из списка The New York Times и London Literary Supplement. Также не проблема купить основные зарубежные издания, типа FT, Economist, IHT. Однако, местные интеллигенты утверждают, что если в этих изданиях появляются материалы, критикующие правительство Египта, цензоры в ручную замазывают тушью нежелательные страницы.
Такси в городе очень дешевое, что во многом объясняется низкой стоимостью бензина и старостью машин, которые представляют из себя древние модели Фиата и наших Лад. Отношение к ПДД безобразное. Никто не останавливается на светофорах, а повортники включают лишь 10% водителей. Поэтому брать в машину аренду глупо. Если очень хочется, можно взять машину с водителем. Аренда сравнительно свежего Мерседеса Е-класса с водителем стоит 150 долларов на 10 часов. Удалось выяснить, чем объясняется пофигизм местных водителей. Оказалось, что когда Египет проиграл войну, в столицу хлынули тысячи и тысячи беженцев. Чтобы как то занять эту публику, египетское правительство решило сделать их таксистами и поэтому выдавало права любому, кто приходил и говорил, что хочет работать. Естественно, ПДД не спрашивали.
Каирский музей располагается в непосредственной близости от Hilton Nile и Американского университета. Здание музея находится в тройном кольце оцепления. Поверяют паспорта и содержимое сумок. Из за обилия туристов в сам музей не пошел, но на его фоне сфотографировался.
К сожалению, wi-fi доступ в Интернет в Каире практически отсутствует. Но зато есть довольно много Интернет-кафе. Отрадно, что в этих Интернет-кафе немало молодых египтян, которые всеми силами тянутся к знаниям. Вообще, это очень положительная тенденция. Часто приходилось наблюдать, как египтяне, сидя где-нибудь в кафе, стараются общаться между собой на английском. Кстати, практически все египтяне неплохо говорят на этом языке. Наверное, сказывается британское колониальное влияние.
Во всем остальном Каир вполне цивилизованный город. Множество банкоматов. Есть несколько отделений Citibank, в банкоматах которого по карточке российского Citibank можно снимать деньги без комиссии. Карточки принимают практически везде, даже American Express и Diners Club.
Вернувшись в отель, был приглашен на свадьбу, екоторая проходила в его бальном зале. Какой-то местный египтянин женился на деаушке из Швейцарии. Все было очень торжественно и с размахом. Даже пришлось произнести поздравления от лица Российской Федерации и себя лично.
Вечером было продолжено знакомство с питейными заведениями. Сами местные жители считают, что самое лучшее из них – это Hard Rock Café в отеле Grand Hayatt. Честно говоря, я в этом не убежден. Вход в сие заведение стоит около 20 долларов, на которые можно покупать напитки. Это довольно проблематично, поскольку стакан посредственно приготовленного джин-тоника стоит внутри 25 долларов. Народу очень много. Весь танц-пол забит. Часто танцуют под арабскую музыку. Но понравились арабские красавицы – «Шахерезады», танцевавшие диско в стилизованной арабской одежде.
Для более спокойного времяпрепровождения предназначается клуб Blue Nile, который находится на набережной в Замалеке. Вот там неплохая, демократичная атмосфера и разношерстная публика, включая довольно одиозных личностей, типа внучки короля Иордании Хусейна или дальнего родственника ливийского лидера полковника Каддафи. Хороший выбор качественных спиртных напитков, что для Египта редкость. Очевидный плюс и то, что они работают до 6 утра, в отличие от Hard Rock Café, где всех выгоняют на улицу уже в 3 часа ночи.
На следующий день после мер по борьбе с похмельным синдромом и чек-аута из отеля отправился к пирамидам в Гизе. На момент прибытия доступ на пирамиды был же закрыт, поэтому пришлось смотреть на них издалека. Прямо напротив площадки перед пирамидами находится KFC. Зайдя туда, приобрел картошку, куриный бургер и пепси. На выходе был атакован египетским подростком, который пытался продать мне набор открыток с видами пирамид. Поскольку открытки мне были не нужны, а деньги просто так раздавать неправильно, отдал ему то, что купил, а сам пошел есть в местный ресторан. Возможно, тем самым уберег себя от птичьего гриппа.
После этого отправился в Al-Altzhaar Park. Это такой очень ухоженный религиозный парк, который содержится на деньги Arab-African Bank. Та м есть огромная терраса с прекрасным видом на Цитадель, французское кафе и отличный мясной ресторан. Алкоголя там нет, но это и к лучшему. Зато там исполнилась моя детская мечта – попил свежевыжатоого сока из гуавы. В 1984-86 гг. этот сок можно было купить в советских магазинах, поскольку кубинские товарищи поставляли его и пасту из гуавы в СССР в обмен на технику и топливо. Однако потом он пропал, хотя очень мне нравился. И вот 20 лет спустя, наконец то, попробовал его снова.
После этого поехал в отель, забрал вещи и прибыл в аэропорт к московскому рейсу. Вот здесь египетские служащие попытались отнять у меня перочинный ножик со штопором, который, к слову, так и не понадобился. Когда я летел в Каир, в Шереметьево его также обнаружили, но отнимать не стали. Спросили, куда лечу и какой авиакомпанией, и дали добро. Поскольку в багаж я ничего не сдавал, а перочинный ножик и в самом деле нельзя провозит в ручной клади, то я бы уступил. Но этот копеечный ножик дорог мне как память об одном человек, поэтому я попросил дать мне возможность поговорить с представителем Аэрофлота. Оказался очень профессиональный дядечка. Вместе мы уже в самолете уговорили стюардессу передать на время полета ножик командиру воздушного судна, а по прилету в Москву мне его вернули.
Как-то была подобная дискуссия со мной и авиакомпанией United в Майами на предмет того, приравнивается ли гильотинка для сигар к перочинному ножику. К счастью, самый главный в United был кубинского происхождения, а сигары для них святое. Поэтому все закончилось благополучно и в тот раз.
В общем, в 7 утра понедельника появился в Москве. Египет оставил положительные эмоции, поэтому собираюсь поехать еще в Александрию.