ИОРДАНСКИЙ КОНСПЕКТ
Уважаемые господа!
Предлагаю вашему вниманию краткий отчет о
туре в Иорданию в форме частного письма.
Бог даст, будут силы и время, напишу что-нибудь более серьезное.
Иерусалим, апрель 2004 г.
До недавнего времени многие люди с удовольствием ездили отдохнуть и поправить здоровье в
Израиль. Теперь там практически никого нет - война. А в
Иордании Мертвое море такое же, как и в Израиле, - оно вообще одно. И его воды оказывают такое же благотворное влияние на организм. Да и черная лечебная грязь на иорданской территории ничем не хуже.
(Из интернет-рекламы российского турагентства)
В Иордании раскрыта террористическая группа "Аль-Каиды", планировавшая убийства израильских туристов. Об этом сообщило иорданское посольство в
Лондоне. Террористы были палестинцами, жителями городка Зарка, и принадлежали к клану Мусаба Заркауи - местного исламиста, бежавшего от судебного преследования в Иран и там вступившего в организацию Усамы бин-Ладена. Оружие террористы получили из Ирака, еще до падения режима Саддама Хусейна, причем контрабандная доставка боеприпасов и взрывчатки осуществлялась через территорию
Сирии и при явном попустительстве сирийских пограничников. Террористам помогал также офицер иорданской полиции Омар Сайяль - родственник Заркауи. Вместе они планировали убивать израильских туристов, посещающих руины древнего города Джараш и заповедник Аджлун к северу от Аммана. Террористы также планировали взорвать главу антитеррористического центра иорданской полиции майора Али Бурджака - офицера черкесского происхождения, известного своей непримиримой позицией по отношению к исламским террористам. Боевиков арестовали буквально за несколько дней до того, как они планировали первое нападение на евреев: оружие и взрывчатка были спрятаны в лесу, рядом с туристской тропой, готовые к употреблению.
ЛОНДОН, АЕН (Наталья Трегубова)
...Агенты спецслужб [Иордании]захватили дом, в котором находился штаб террористов. Во время операции по захвату здания были убиты четыре человека и шестеро арестованы, включая
аль-Джаюси.
За неделю до этого в Иордании были обнаружены три грузовика со взрывчаткой, в одном из которых также находились отравляющие вещества. По сведениям полиции, машины прибыли из Сирии.
В частности - ядовитым газом террористы планировали отравить посольство
США и, предположительно, офис премьер-министра в Аммане. Напомним, что в середине марта силы безопасности Иордании раскрыли подпольную группу, планировавшую теракты против находящихся в этой стране американцев и израильтян.
«Курсор-инфо. 26.04.04»
8-11 апреля мы были в Иордании. В общем-то, это недалеко. Из нашего неве-яаковского двора в ясную погоду видны огни иорданских поселений в горах Моава, километров 30 всего, впрочем, по прямой - и того меньше.
Мы собрались в эту поездку месяцами полутора-двумя раньше, но за 2.5 недели до нее наши ликвидировали духовного лидера террористов шейха Ясина, и муслики шибко угрожали за него отомстить. Поэтому у отдельных несознательных личностей возникали разные сомнения и опасения по поводу поездки в арабскую страну. Но в результате никто не отказался, и нас набрался полный автобус.
В середине дня 8-го апреля, собрав нашу группу чуть ли не по всему Израилю, мы перешли на иорданскую территорию, где нас ждал тамошний автобус с бригадой обслуги: шофером, гидом и полицейским.
И мы поехали... Иордания, оказалась на удивление чистой и ухоженной страной. На удивление – потому что прежний опыт посещения
Египта, да и израильских арабских населенных пунктов готовил иные ожидания. Ухоженные дома, дворы, множество зелени и цветов. Вдоль дорог – цветоводство за цветоводством...
Когда-то, около 2500 лет назад Заиорданье, точнее, нагорье, возвышающееся к востоку от Иордана, принадлежало евреям, здесь жили колена Реувена, Гада и Менаше. И вместе с так называемой Палестиной (позднее римское название) – землей между морем и Иорданом - все вместе образовывало Эрец Исраэль – Землю Израиля. Еврейское владычество за Иорданом фактически прекратилось после разрушения Израильского царства вавилонянами, в 6 в до н.э. И затем здесь происходила калейдоскопическая смена властей и народов: идумеи, набатеи, греки, римляне, арабы, мамелюки, крестоносцы, бедуины, турки, англичане... И после всех, что-то оставалось, и сегодняшняя Иордания – для туриста – это, прежде всего – археологический музей, дополняющий археологические ценности Израиля (может, с чьей-то точки зрения – наоборот, но это несущественно, неразрывная связь несомненна).
Итак, оказавшись на иорданской земле, мы сразу же поехали на первую экскурсию - на раскопки древнего греко-римского города Герас, который арабы называют Джераш. Этот город, существовавший в начале новой эры, входил в Декаполис-Десятиградье греческих городов. Из раскопанных, он самый большой, подобные раскопки есть у нас, в Бейт-Шеане, но тот город меньше.
Короче, после пары часов, проведенных в Джераше, где мы осмотрели бесчисленные античные колоннады, нас повезли на юг, в Петру, и там мы на две ночи остановились в гостинице «Петра-палас», которую я, в порядке борьбы со склерозом, обзывал Петропавловкой, как-то привычнее.
Утром нас повели на развалины древнего набатейского города Петры, где мы провели, в общей сложности около 9 часов, пройдя порядка 20 км и поднявшись (а затем, соответственно, спустившись) по 850 ступеням, не шибко стандартным и плохо приспособленным для ходьбы. Шли мы – где по древним каменным мостовым, где по современному бетону, но немало прошли и по острым камушкам, и по зыбучему песочку. И солнышко нажаривало. В общем, экскурсия была не из легких! Можно было, правда, за небольшую плату часть пути проделать верхом на коне или на конной двуколке, или на ишачках, которых здесь называют «такси», правильнее было бы «ишакси», но мы упорно передвигались на своих двоих...
Сооружения Петры, в основном, вырублены в красных скалах здешних гор. (Горы называются Эдомом, от ивритского «адом» - красный). Это был когда-то огромный город, сами понимаете, если мы, побывав далеко не везде, прошли 20 км. Опять же, как описать Петру? Сказать: жара, пыль – и это правда. Сказать: поражающие воображение сооружения – и это правда... Пришлю фотки – увидите...
В половине пятого, как говорится, усталые, но довольные, мы доплелись до гостиницы, а в 6 нас повели в турецкую баню, в соседнем здании.
Там мы попали в моечно-массажный конвейер. Сначала в предбаннике переоделись в купальные костюмы, потом все: и мужики, и бабы - пошли в парилку, состоящую из трех отделений, с разной температурой пара. Там можно было париться, сколько угодно, но когда оттуда выходили, то попадали на, собственно, конвейер, где трудились два мойщика и два массажиста.
Мойщик укладывает тебя на пол и (одним мылом и одной мочалкой всех) с пристрастием моет обращенную к нему сторону. Потом переворачивает и моет другую. Затем обливает довольно прохладной водой из миски, и на этом все.
После этого надо было лечь на стол к массажисту, который натерев твой организм каким-то выпендрежным маслом, с большим пристрастием быстренько отмассировал все твои члены (за исключением самых интимных).
Затем так же обливал из миски (никакого душа в этой бане нет и в помине), вытирал, заворачивал в полотенце, и ты мог возвратиться в предбанник, где буфетчик предлагал тебе кофе, чай, кальян.
Отдохнувши и одевшись, мы поняли, что от усталости похода не осталось и намека. Надо было лишь прийти в номер и нормально отмыться от этой бани...
Следующий день был посвящен осмотру средневековых крепостей, точнее, того, что от них осталось.
Мы целый день мотались по Иордании в той части, которая когда-то была Эрец Исраэль и даже покинули эту часть, когда, перевалив нагорье, спустились в пустыню, почти доехав до иракской границы.
Первую крепость, мы осмотрели лишь издалека, ибо она закрыта, как объяснили нам, на реставрацию. Это был один из форпостов крестоносцев, островок европейцев среди мусульман, в середине второго тысячелетия новой эры (а вы, кстати, уже привыкли, к тому что живете в третьем?). Мы поснимали немного, освещение не очень благоприятствовало, солнце било в глаза и объективы, и потому, не задерживаясь, двинулись дальше.
Следующую, зато, мы осмотрели достаточно капитально. Это были руины крепости Карака, служившей крестоносцам чем-то вроде их центрального штаба в Заиорданье. Крепость построена высоко на горе и из нее можно было контролировать все окрестности, где проходило немало караванных магистралей из Византии до юга Аравии и из Междуречья к Средиземному морю. Но это тоже был европейский островок, и в конце концов он был захвачен мамелюками, и их вождь, которого звали что-то вроде «Карабас-Барабас», крепость разрушил.
Ну, а мы лазали по подземельям, туннелям и казематам, где в темноте, а где – под обваленными сводами под ясным солнышком...
В крепостном дворе стояла мортира 19-го века, и толстый араб, похоже, на всякий случай, инструктировал еще более толстую немолодую арабку, склонившуюся над пушечкой, как ею пользуются (видимо, против сионистов?).
В ресторанчике, где мы обедали, висела интересная карта. На ней Иудея, Самария и Иерусалим относились к Иордании, а все остальное – к несуществующей и никогда не существовавшей Палестине. Израиля на ней вообще не было. И это в самом «дружественном» к нам государстве, кстати, подписавшем с нами мирный договор, по которому ни Иудея, ни Самария, ни, тем более, Иерусалим Иордании не принадлежат!..
Третья крепость, вернее, оставшийся от нее дом правителя, мы осматривали уже в пустыне, недалеко от Ирака. Это здание интересно тем, что его сводчатые помещения расписаны фресками, изображающих людей, что вроде бы, категорически запрещено исламом. Хотя, помните знаменитые персидские миниатюры? Видимо, как говорится, нельзя, но если сильно хочется, то можно!
Жил какой-нибудь царек в этой крепости, на отшибе и плевал на все!
Поэтому он позволил себе разрисовать потолки и стены не только охотниками, но и голыми бабенками. Особенно любопытна одна из них в банном помещении, ну просто кисть П.П.Рубенса (до того, как он научился хорошо рисовать, но стиль уже для себя продумал!). Жиры свисают в точности так же! Эстетика восточных людей, одним словом.
Жаль, что все это плохо сохранено. Не говоря уже о сравнительно недавних временах, когда это вообще было просто руинами в пустыне, и бедуины со своими караванами там ночевали, жгли костры и оставляли поверх уникального явления какие-то надписи, иди, знай, что там: то ли типа – «здесь были Ахмед и Мухаммед», то ли какая-нибудь арабская похабщина, ибо сексуальная озабоченность у арабов (я сужу по повседневным разговорам тех, с кем приходится общаться, на порядок превышает среднеевропейскую)...
К вечеру мы добрались до столичного города Аммана, где переночевали, а наутро бросились в интенсивный водоворот новой информации. Нас покатали по Амману. Город хоть и древний, но на вид новый, довольно приятный, чистый (опять же – сравнение с засранным по уши
Каиром). Гулять по нему практически не довелось, время жало, да и в Аммане, говорят, полно так называемых «палестинцев», нашего брата не жалующих. Потому от греха подальше нас быстренько свозили на пару объектов местной туристической классики: в античный театр и национальный археологический музей. Самое любопытное, что мы увидели - это знаменитый медный свиток из Кумрана, а рядом с музеем, стоящим высоко на холме – остатки античной арки. И в проекции на город она смотрится очень красиво. И еще – на стене музея – фреска с очередной картой. На ней, разумеется, нет никакого Израиля, нет слава Богу, и никакой Палестины, а, простенько и со вкусом, между Средиземным морем и Ираком уютненько раположилось Иорданское Королевство...
Но мы ужасно торопились. И все же успели выполнить всю программу. По дороге к израильской границе заехали в Медву, в греческую церковь св.Георгия, где в полу сделана самая старинная из известных мозаичная карта Святой Земли (6 в. н.э), по наследству доставшаяся церкви, построенной полтораста лет назад, от бывшего на этом месте заброшенного средневекового монастыря, служившего одним из узловых странноприимных пунктов в тогдашней системе религиозного туризма. Карта, говорят, даже сделана более-менее с соблюдением пропорций, но она плохо сохранена. Часть ее фрагментов огорожена, чтобы не топтали, а на части просто стоят скамейки.
И последнее, куда мы приехали специально, - это гора Нево. По преданию, именно с этой горы евреи, ведомые Моше, увидели Эрец Исраэль и с нее, спустившись в Иорданскую долину, начали завоевание Земли, завещанной нашим далеким предкам Богом. И именно здесь, говорят, Моше распределил уделы между коленами израилевыми. И попрощался со своим народом, который вывел из Египта (и который своим непослушанием и своенравием, думаю, ему порядком поднадоел за сорок с лишним лет!). И ушел Моше, куда глаза глядят, и никто не знает, где он умер и похоронен. Все это описано в конце книги «Дварим» («Второзаконие»)...
И вот мы на горе. Время – второй час пополудни, и солнце уже светит в глаза. Тем евреям из «Дварим», видать, сильнее повезло, да и времени у них, думаю, на рекогносцировку было больше, и они могли увидеть Землю Израиля рано утром, когда солнце находится за спиной. А от нас она прикрылась дымкой, подсвеченной солнцем. Можно было разглядеть северную оконечность Мертвого моря, Иудейские горы. Говорят, в хорошую погоду видны даже башни Иерусалима, ибо Нево находится как раз в точности напротив нашего двора, но в тот момент это было исключено. И все равно с высоты Земля Израиля смотрелась прекрасной, можно было довоображать, что она, как написано в Библии, истекает молоком и медом...
Мы сфотографировались на горе, на фоне Эрец Исраэль, причем стояли в оградке, как я понял потом, сооруженной для Папы Римского, чтобы старичок не свалился, когда он, подобно Моисею, обозревал с горы Эрец-Исраэль...
К девяти вечера добрались до дому. Как говорила бабушка (да будет благославенна ее память): «Дер праздник гекончетзех».