В насыщенном событиями лете 2013 нашей команде с трудом удалось выкроить время для поездки на корабли-музеи на северо-востоке США. Но задача поиска достоверной исторической информации для проекта World of Warships все еще была актуальна – и мы отправились в путь. Прошлая поездка была в конце зимы; тогда мы сознательно сосредоточились на музеях юга США – погодные условия там позволяли вести съемки в это время года.
Нужно отметить, что в дни старта Экспедиции Питер был в центре событий. Начало положил Международный Экономический Форум, затем цепочка специализированных форумов, и, наконец, Международный Военно-Морской Салон. Все это отразилось на начале поездки – пробки на дорогах и часовая очередь на паспортный контроль в аэропорту (новый терминал на тот момент еще не открыли) могли принести нам немало неприятностей, благо в аэропорт мы приехали заранее.
Наш замысловатый маршрут из Питера в Буффало пролегал через Дубай и Нью-Йорк. Первый перелет СПб - Дубай прошел на аэробусе 330 от Emirates. Хороший самолет, но раньше на маршруте был A340 с 4 движками от Роллс-ройса, он производил большее впечатление.
Шесть часов полета и пересадка в гигантском аэропорту Дубая с полным повторным досмотром. В гигантской транзитной зоне этого шикарного аэропорта не покидает ощущение, что находишься в фантастическом сеттинге фильма «Люди в Черном», в чреве зала прибытия инопланетных путешественников – такое бурное пересечение рас и культур, радикально отличающихся как внешне, так и по языкам и стилю общения.
Вообще, про аэропорт Дубаи пишут и рассказывают довольно много, но если попытаться описать его одним словом, то это слово – гигантский. Только один из его терминалов, Терминал 3, является самым большим зданием на Земле – его площадь составляет 359 футбольных полей. Пассажиропоток аэропорта Дубаи тоже огромен, в январе 2014 аэропорт принял рекордное количество пассажиров – более 6,4 миллионов. Это больше, чем все население Петербурга
Залы аэропорта со стеной падающего водопада покинуты, и мы грузимся в гигантский двухпалубный А380 от той же Emirates. Большой самолет – это, конечно, хорошо, но посадка полутысячи пассажиров - дело утомительное. По непонятной причине посадка началась позже, а потом нас еще долго продержали в самолете на земле из-за выгрузки багажа неявившихся путешественников. В итоге на стыковочный рейс в Нью-Йорк мы прилетели на час позже, всего же перелет занял 12 утомительных часов.
Аэропорт JFK произвел впечатление стихийно сросшегося конгломерата аэропортов, со всеми вытекающими. Недостаток больших самолетов проявился и тут, на этот раз огромной очередью на пограничный контроль. Один из четырех часов «стыковочного» запаса сгорел в опоздании рейса из Дубая, три оставшиеся съели прохождение контролей, получение багажа и дорога на монорельсе-челноке до терминала JetBlue с огромной очередью на регистрацию и досмотр. Темп и еще раз темп!
Перелет на местном Эмбраере 190 прошел в почти домашней обстановке сельского автобуса. Перед вылетом капитан по-простецки вышел из кабины и пообщался с народом. Очень доброжелательно и по-домашнему. Полтора часа лета от Нью-Йорка до Буффало промелькнули почти незаметно. Итого в дороге мы провели почти 30 часов. Учитывая разницу во времени, организм воспринял это как издевательство. Правда, порадовало, что весь багаж доехал без потерь, и не пришлось тратить время на заполнение всяческих заявлений и поездки в магазин за зубной щеткой (прецеденты были).
Буффало
Буффало понравился с первого взгляда. Что удивило, город был совершенно пустой – пешеходов и машин практически в самом центре не было! Шофер такси нас успокоил – никакого нашествия зомби нет, просто в воскресенье в даунтауне (центре) людям делать нечего, так как все живут за городом, а здесь только работают.
Вид из окна отеля Embassy Suites: самый центр города. Здесь хорошо видно насколько пусты улицы и паркинги.
Но для безлюдности, как оказалось, были и другие причины. Исторически находящийся на крупнейшей морской транспортной артерии, город в свои лучшие времена вырос до 600 000 населения. Но потом, в силу глобальных структурных изменений экономики в стране, вошел в так называемый «ржавый пояс Америки» и сдулся до 200 000, приобретя некое равновесие сейчас.
Следы этих событий видны и в центре. Некогда крупнейший отель города, потом ставший «Хилтоном», сейчас пустует. Центральный вокзал закрыт в 1976 году, брошены целые кварталы отличных многоквартирных домов, и домов частного сектора в кондиции «не очень».
Раньше Буффало был самым крупным сталелитейным и мукомольным центром Америки, имел много предприятий машиностроения, авто- и авиапрома. Практически все они закрылись, и теперь город более известен местным кулинарным рецептом куриных крылышек Буффало Вингз. Тем не менее, ментально просто приятный город Буффало мне очень понравился. Природа, чистота, открытые искренние люди с вполне приятной внешностью, отсутствие огромного количества чрезмерно полных людей, нет засилья иммигрантов и несоциальных людей, и еще что-то неуловимое, сродни хорошей душе города, которую я почему-то всегда чувствую. Буффало в очередной раз немного изменил мое отношение к Америке, причем в сравнение с южными штатами, в положительную сторону. И подтвердил личный мем о США – «Америка очень разная страна».
Всем известные "куриные крылышки" были действительно изобретены в Буффало, но есть масса менее известных, но весьма значимых местных открытий: элеватор, пожарный гидрант, кондиционер воздуха, взбитые сливки, щетки стеклоочистителей ветрового стекла Trico, синтезатор – все это родом отсюда. Первый кардиостимулятор был разработан и использовался в Буффало. В 1881 году Буффало стал первым городом в Америке с электрическим освещением улиц. Первый Телеграф был отправлен в 1845 году из Буффало. Световой танцевальный пол в популярном фильме Saturday Night Fever с Джоном Траволтой был разработан Litelab в Буффало.
Дом с тремя башнями, тот самый брошенный Hilton
Еще Буффало прославился тем, что здесь убили 25-го президента США Уильяма Мак-Кинли (William McKinley) - в 1901 году его застрелили из револьвера местные анархисты. Некоторые даже приписывают нынешнее затянувшееся неблагополучие города мести призрака убиенного президента.
Монумент памяти погибшего президента Мак-Кинли
Так же цепочка «первых ярких впечатлений» включила в себя совершенно другие автомобильные предпочтения в сравнении, например, с Техасом. Номера у авто есть и спереди, и сзади, машины более компактных размеров, огромные пикапы уже совсем не доминируют, больше машин среднего класса, причем именно родных американских марок - европейских почти нет, японских не более 10-15% автопарка
Отличные образчики машин «американ стайл».
Быстрое заселение в отель Embassy Suites, отличные номера - все это тоже работало на хорошее настроение, особенно после 30 часов в дороге.
Ниагара Фоллс
Следующий день, немного отойдя от дороги и поборов джет лаг, мы провели в подготовке к знакомству с Военно-Морским музеем. Ближе к вечеру удалось выкроить время на поездку в расположенный всего в 20 минутах езды городок Ниагара Фоллс (Niagara Falls), с очевидной целью взглянуть на Ниагарский водопад.
Водитель такси высадил нас возле входа в парк. Мы шли вдоль реки, которая стремительно набирала скорость течения, а значит, двигались в правильном направлении. И вот, наконец, вышли на смотровую площадку.
На том берегу виден как на ладони канадский город с столь уникальным для этих мест названием Ниагара Фоллс (Niagara Falls, провинция Онтарио). Кстати, он также известен как Канадский Лас-Вегас и Мировая столица молодожен.
Говорят, вид на водопад с канадской стороны намного лучше, так как видно всю «подкову», но нам не удалось насладиться им своими глазами, так как для граждан России в Канаду нужна отдельная виза.
Оба города, и канадский Ниагара Фоллс, и американский, существуют в основном за счет туризма. В первой половине ХХ века здесь были крупные промышленные центры, в первую очередь благодаря дешевой электроэнергии, получаемой на гидроэлектростанциях.
Однако экономический спад 1980х привел к оттоку инвестиций, и городская экономика вновь сфокусировалась на туризме.
На фото, если приглядеться, видно одну из гидроэлектростанций, на сегодняшний день заброшенную. Она была запущена в 1905 году и функционировала вплоть до 1999. В 2006 году началась передача здания Комиссии по паркам Ниагары (Niagara Parks Commission). Возможно, со временем она превратится в музей.
Гидроэлектростанция в 1985г. Фото отсюда
Радужный мост (Rainbow Bridge), соединяющий две стороны реки Ниагара. Это самый молодой мост из всех трех переправ через реку Ниагара, и расположен он ближе всех к самому водопаду. Его строительство было завершено в 1941 году.
Вид на смотровую площадку с пристани для корабликов компании Maid of the Mist. Это по сути местный монополист, который возит как американских, так и канадских туристов к подножию водопада аж с 1848 года.
Вид на Американский водопад с палубы кораблика. Примерно половину высоты водопада скрывает груда камней у его подножия, поэтому сверху кажется, что он достаточно низкий. Зато, когда оказываешься внизу, понимаешь насколько ты ошибался. И ведь это далеко не самый высокий водопад в мире!
Вообще, подплывая на маленьком прогулочном кораблике к этой гигантской махине, испытываешь ощущения, которые больше всего похожи на смесь страха, восторга, и мыслей «что же я тут делаю?». Грохот стоит настолько громкий, что человека, стоящего на расстоянии полуметра, совершенно не слышно. Хотя кораблик и держится на безопасном расстоянии от водопада, брызги такие, словно стоишь как минимум под проливным дождем. Раздаваемые одноразовые дождевики спасают, но не сильно – девушкам все равно потом пришлось смывать растекшуюся косметику. Подкову снять так и не удалось – из-за брызг на фотографиях почти ничего не видно.
Мы вернулись к водопаду после заката, успев быстро поужинать и немного обсохнуть, чтобы посмотреть на водопад с подсветкой. Зрелище того стоит – огромные прожектора подсвечивают Американский водопад яркими красками, сменяя цвета и силу освещения. Очень красиво.
Огни туристического центра канадского Ниагара Фоллс на том берегу светили не менее ярко, чем сам водопад. Но нам пора было возвращаться в Баффало и готовить камеры для съемок кораблей. На следующее утро мы уже были в Военно-Морском Музее.