В этом (2004) году благодаря хвалебному отзыву
[email protected] о палаточном лагере Ай-Серез (около 1км. к востоку от центра пос.Морское) , я с компанией (трое взрослых и один ребенок) решили отдохнуть именно там, и сравнить с прошлогодним
отдыхом в Коктебеле.
Мой интерес к этому месту подогревало еще то, что первое знакомство с морем у меня произошло именно в Морском аж в1977г..
Для начала о снаряжении: ВАЗ-21093 с газовым оборудованием, 4-х местная палатка Sahara (польской фирмы Campus), 4 туристических коврика «пенка», надувные матрасы Intex, тент 3*3 трубчатой конструкции (куплен в магазине за 1900руб. перед самым отъездом), 5-и литровый газовый баллон с одноконфорочной плитой «турист», стандартный столик с 4-я стульями (если кого заинтересует полный список того, что бралось с собой, то могу выслать).
Отъезд вначале планировался на пятницу-субботу, но потом, по зрелому размышлению (таможня, ГАИ-ДАИ) был отложен на понедельник. Итак, предварительно запасшись распечаткой трассы с
http://www.ati.su/tc.php 2 августа в 7-30 мы выехали по маршруту Курск-Морское.
В дороге меня интересовали 3 вопроса:
1. Наличие газовых заправок.
2. Время прохождения таможенных формальностей на переходе Нехотеевка-Гоптовка (пока стоял в очереди, с удивлением, для себя выяснил, что «Гоптивка» - это украинское произношение, а по-русски надо произносить «Гоптовка»).
3. Возможные придирки ГАИ-ДАИ и прочих служб (хотя, ради справедливости надо заметить, что я уже 4 год езжу без техосмотра, прикрепив на ветровое стекло календарик .).
Что касается первого вопроса, то состояние с газом на трассе стало заметно лучше, чем в прошлом году. Цена меняется от 6,0руб. в Курской области, до 6,0-6.5руб. в Белгородской области, далее от 1,35-1,45гр. в Харьковской Запорожской областях до 1,75-2,05гр. в
Крыму (цены на начало августа 2004г.).
Время стояния в очереди составило 1час 10 минут, причем, львиная доля времени ушла на внесение в компьютер наших данных, чего в прошлый год не было. Зато, на иммиграционных карточках появилось дублирование названия граф на русском языке – прогресс .. Таможенники (с обеих сторон) по привычке просили открыть багажник, но увидев, что он под завязку забит «палатками» обреченно махали руками и пропускали.
С ГАИшниками общаться за все время поездки не пришлось (может из-за того, что по
России ехал всего по двум областям – Курской и Белгородской, а может потому, что я езжу все время с пристегнутыми ремнями безопасности, и завидя «пристегнутого» водителя ГАИшники, наверное, рассуждают примерно так: «Если этот пристегивается, то у него наверняка и все остальное в порядке». Может, конечно это и не так, но моего компаньона в Курске тормозят регулярно, хотя он и не лихачит.
Что касается ДАИшников, то с ними пришлось общаться 4 раза: первый раз я влетел в населенный пункт перед Запорожьем на скорости около 95-100км/час. Выйдя из машины я покорно поднял руки вверх и пошел сдаваться. С представителями ДАИ происходит следующий диалог:
- Превышение на ## километров.
- Да, согласен - виноват. Давайте, составляйте протокол.
- Вы понимаете, это надо ехать в суд, отрывать Вас от отдыха…
- Да я согласен, это ведь ваша работа.
- Вообще не так все просто, там Вас промурыжат…
- Ваши предложения.
- 40 гривен.
- Предлагаю 10.
- Давайте 20.
- Ладно
Честно говоря, после этого случая неприятного осадка не осталось, наверное потому, что действительно был виноват.
Так или иначе, едем дальше.
На Сивашском отрезке произошла встреча, о которой я долго буду вспоминать .. Часов в 8 вечера по обеим сторонам дороги на частных машинах на расстоянии метров в 500-600 на участке с ограничением 50км/час. стояли ДАИшники и поточным методом мерили (или делали вид, что мерили) скорость. Я моргнул встречным, но вместо поднятых в знак благодарности ладоней увидел эмоциональные жесты совсем другого характера. Смысл их я понял через 500м., когда из припаркованной на обочине частной машины ко мне рванул прапор (или как его там) на бегу маша жезлом. Время было позднее, я опаздывал, и поэтому разговор повел совсем в другом тоне:
- Товарищ водитель, Ваши документы. Вы грубо нарушили пункты ## и ## правил.
- Что именно?
- Превысили скорость на 25км/час. и подавали световые сигналы.
- Составляйте протокол, но учтите: скорость не моя (что было истинной правдой) – у меня в машине два свидетеля, световые сигналы подавал не дальним, а ближним светом, что по вашим правилам не возбраняется (что-то такое я читал в инете, но уверен не был). И чтобы сразу расставить все точки над i – денег платить я вам не буду.
- Это почему?
- Потому, что слишком много отдал вашим коллегам.
- А сколько отдали?
- (прикидывая в уме, «много» это сколько…) 50 гривен!
- Это по-вашему много?
- Да.
- Ну это Вы им отдали, не нам.
- Хотите, составляйте протокол, буду обжаловать. Но повторяю, денег платить не буду!
(Две последние строки диалога снова повторяются).
- (Далее первая историческая фраза) Ладно, дайте хоть 10 гривен.
- Нет.
- (вторая историческая фраза – венец диалога) Ну хорошо, пусть это будет на Вашей совести!!! (отдает права, занавес!)
И это при том, что в машине сидел еще один кадр в чине капитана (или как его там) и тоже принимал участие в разговоре. Если так пойдет дальше, я не удивлюсь, что на следующий год и майоры начнут клянчить 10 гривен на дороге.
Следующее общение с ДАИ произошло в середине отдыха, когда мы отправились в путешествие Морское-
Алушта-
Ялта-Алупка, вообще-то, эту поездку мы планировали днем раньше, но по случаю знакомства с соседями по лагерю произошел небольшой «перебор», что сдвинуло ее на сутки, и по понятным причинам этот день был объявлен «днем трезвости» .. На расстоянии 25-30км. от Морского меня останавливает работник ДАИ и начинает вежливо интересоваться откуда мы, и сколько дней отдыхаем в Крыму. Я, поначалу, был даже польщен такой заботой, но следующий вопрос вернул меня на грешную землю:
- Выпивали давно?
- Позавчера (что было истиной правдой).
- Дыхните (дышу), что-то от Вас пахнет, пройдите в машину – проверим Вас на алкоголь.
- Пожалуйста. Но учтите, у меня в машине полно свидетелей, готовых подтвердить мои слова.
- Ну-ка, дыхните еще раз (дышу). Счастливого пути
И наконец, последняя встреча в тот же день в Алупке: машущий палкой ДАИшник, выхожу из машины, начинается старая песня:
- Давно отдыхаете?
Что-то это мне напомнило, и чтобы не тратить время говорю:
- Ребята, если вы по поводу того, давно ли я пил, то могу вам доложить, что за последний час дышал уже два раза (приврал, конечно, но это оказалось оптимальной моделью поведения)
- Счастливого пути.
Что касается других вымогателей, то они ограничились мужиком на таможне во всем черном, предлагавшем мне купить страховку:
- Вы кто?
- Вам необходимо застраховаться!
- Я спрашиваю – Вы кто?
- Транспортная инспекция.
- До свидания.
И конечно же харьковскими мойщиками, ну у этих я и притормаживать не стал.
Был еще украинский пограничник, но об этом кадре разговор ниже.
В Запорожье не обошлось без мойщиков стекол - хорошо, что в бачке омывателя была вода и на зажегшийся зеленый свет пришлось промыть в пене смотровое окно, и уже после проезда перекрестка выходить из машины и опускать щетки.
Ладно, продолжаем движение… Въезжаем в Крым, теперь на проезжей части установили будки для взимания 10гр. рекреационного сбора, безропотно платим, тем более, что это законно, да еще дают квитанцию :-).
Далее по пути ничего примечательного не случилось кроме того, что в
Судак въезжали уже в кромешной темноте и при начинающемся дожде. 18 километров до Морского сначала показались не таким уж большим расстоянием, но незнакомая дорога и все усиливающийся дождь опровергли это предположение – от Судака до Морского я ехал со скоростью километров 30-35. Дождь был такой, что щетки на повышенной скорости едва справлялись с потоками воды, как потом оказалось, шел еще и град. Пережидать дождь остановились в Морском, потом отправились на поиски лагеря. Как выяснилось о палаточном лагере «Ай-Серез» никто ничего не слышал (я подозреваю, что это название в ходу только у некоторого количества жителей самого лагеря, да еще и у держателя лагерной кафешки). Так, или иначе, в час ночи мы отыскали это легендарное место, и установив палатку и накачав надувные кровати, предались заслуженному отдыху.
Наутро нас посетил местный сборщик платы Рома. Плата за стоянку составила 8гр. с машины, плюс 8гр. с палатки, тент и количество людей в расчет не принимались. Интересно, что обращение Ромы ко мне менялось с течением времени: сначала мы были «дорогие россияне», потом я был переименован в «дядьку», а напоследок стал «дорогим» :-).
Утром мы обозрели окрестности, и вот, что предстало перед взором: Палатка стояла в ряду своих собратьев на насыпи шириной метров 20 перед мелкогалечным пляжем, с противоположной стороны проходила дорога, отделенная от палаточной стоянки земляным валом высотой 1.5м. и такой же глубины рвом (по ночам иногда казалось, что машина проедет по голове, но, к счастью, ночью движение машин замирало). Это была меньшая часть палаточного лагеря. Большая его часть располагалась восточнее и была раза в 4-5 больше. Из мест общего пользования наличествовали душ на 6 леек, контейнеры для сбора мусора и два туалета типа «сортир» (© «Бриллиантовая рука») – один на несколько посадочных мест, другой персональный. Естественно, второй пользовался большей популярностью, и перед ним всегда маячило человека 3-4. Пресная вода была представлена артезианской скважиной, из под приемной камеры которой она изливалась по поверхности земли и там же набиралась палаточниками для личных нужд.
Тут же протекала небольшая речушка, которая в дни ливней превращалась в бурный поток, и затопляла палатки, которые стояли в «неправильных местах». За период co 2 по 17 августа это происходило пару раз. На восточной окраине городка находилась кафешка «Ай-Серез» и киоск по продаже товаров первой и второй необходимости.
Пляж – мелкая галька с камнями в 10-15см. на расстоянии 3-4м. от уреза воды.
По вечерам тихо, ближайшая дискотека, с идиотской крымской привычкой глушить все живое на близлежащей территории в несколько гектаров низкопробной музыкой, находилась в Морском. И если по близости нет кретинов соседей (нам на две первые ночи попались уроды-малолетки), то спать можно весьма комфортно.
Если говорить о соседях, то нам повезло: сбоку от нас стояла молодая украинская семья (Катя и Рома) с племянницей (Яной) – очень приятные во всех отношениях люди, а напротив в «Скифе» под Российским флагом на телескопической удочке воронежская семья (Сергей и Ольга) и их двое пацанов (Андрей и Саша) – кампанейские и веселые ребята (запомнилось выражение Сергея: - мы там «гудели как трансформаторы»).
Из примет цивилизации можно отметить представителей выносной торговли: «пахлава» (аналог нашего «хвороста», но по космической цене от 1 до 1,5гр.), «трубочки со сгущенкой» (цену не знаю), пирожки с различными фруктами (1гр.), «самсы» (3гр.), «хачапури» (3гр.). И, конечно, местных продавцов «домашних крымских вин» всевозможных престижных названий. О их цене и качестве сказать ничего не могу, т.к. мы предпочитали пить вина заводские.
Если затрагивать вопрос цен, то в этом году они значительно возросли: достаточно сказать, что огурцы, арбузы, персики, зелень и т.д. в Курске стоят дешевле, чем в Крыму! Это только фрукты, я уж не говорю о продуктах питания. В разговорах местные в один голос уверяли, что после 25 августа цены резко падают.
На пятый или шестой день отдыха поехали в Ялту. Не хочется повторяться за многочисленными авторами аналогичных отчетов, но не могу не упомянуть о патологическом отсутствии указателей на крымских дорогах. Попробуйте пользуясь этими пресловутыми табличками попасть в Воронцовский дворец или Ласточкино гнездо – могу поспорить, Вам это не удастся!
О впечатлениях: изумил Воронцовский парк, притом, что он создан на голом месте стараниями немца садовника (включая искусственные водопады, которые «падают» до сих пор). Сам дворец, напротив, особого впечатления не оставил – комнаты темные (кроме одной), мрачноватые. Зато мраморные львы, особенно спящие, понравились.
Ласточкино гнездо – издевательство над посетителями: владельцы близлежащего пансионата перекрыли прямую дорогу к нему, и чтобы попасть к этому культовому месту Крыма, приходится идти около километра по какой-то тропе и переходам, причем, возвращаться приходится все время на подъем. Таким образом, когда начинаешь свой путь к этому гнезду тебе навстречу поднимается вереница изможденных, обливающихся потом и вполголоса матерящихся людей, проклинающих тех, кто учудил это развлечение. На подходе к этому ресторану человек пять крепких ребят, похожих больше на братков из местной мафии собирают с посетителей по 2гр. – все безропотно платят. Вид со смотровой площадки, однако, впечатляет!
Понравился Никитский ботанический сад, много интересных деревьев, особенно запомнилась секвойя и чинара.
Зато обратная дорога от Алушты до Морского показалась в полтора раза длиннее и «петлявее». Особенно поразило то, что километров за 5-10 до Морского море оказывается то справа, то слева, по ходу от тебя. Короче – мрак.
Об экзотических встречах: видел машину с американским номером штата Массачусетс и микроавтобус с
ЮАР-овским флагом на борту (правда с белорусскими номерами :-)). Вообще, белорусов очень много. Удивило относительное обилие машин 86 региона (Ханты-Мансийск), тот факт, что их вообще много в центральной полосе России для меня загадка.
В предпоследний день ходили на Кабаний мыс – таких огромных природных валунов я еще не видел. Жаль, что вода была мутноватая и поплавать с маской не удалось.
17 августа в 7-00 кинули 50коп. мелочью в море и стартовали в Курск. Обратно поехали не через Старый Крым, а через Белогорск, о чем не пожалели, когда на пути увидели Белую скалу – действительно красота. На отрезке Запорожье – Харьков для интереса выехал на новую пустынную двухполосную трассу о чем не пожалел (хотя она по-моему немного длиннее): едешь – отдыхаешь. На этот раз, будучи ученым, я вовремя повернул на «
Киев», а не ждал указателя на «Белгород», и тем самым избежал экскурсии по Харькову :-).
К Гоптовке подъехали около 18-30 и тут увидели двойную ОЧЕРЕДЬ. Вот тут и пришло время рассказать об украинском козле-пограничнике. По Закону Мерфи соседняя очередь двигалась раза в 2 быстрее. Подъехав к шлагбауму я заметил, что «наш» пограничник подолгу беседуя с водителями пропускает в 2 раза меньше машин, чем его сосед. Когда он просунув свою голову в окно начал интересоваться сколько раз мы ездили на
Украину, я заподозрил неладное и был прав:
- Платили ли сбор за проезд по Харьковской области, или имеете льготы?
- Никаких льгот я не имею, но на меня, как на иностранного гражданина, постановления местных властей не распространяются (спасибо Интернету).
- Откуда Вы это знаете?
- А разве Вы этого не знаете?
- Идите посмотрите на транспарант, для всех порядок один.
- Хорошо, несите текст постановления будем разбираться в присутствии Вашего начальства.
- (подошедший пограничник из второй очереди «нашему») Отдай им документы, пускай едут.
- («наш» мне) У Вас, что, с деньгами напряженно?
- Да.
- Счастливого пути.
Как потом выяснилось, он таким образом «обул» моих соседей по очереди и спереди и сзади, и наверняка не только их одних (деньги брал как гривны, так и рубли). Вот сволочь!
Короче, на таможне мы простояли 3 с лишним часа, причем две трети этого времени на Российской стороне. Хотя, за 300руб. можно было проехать без очереди. Тоже сволочи!
Дорога до Курской области показалось какой-то неуютной, наверное, сказалась усталость. Дома были (как и в Морском) в час ночи, хорошо, что на этот раз не надо было ставить палатку :-).
PS. А дороги в Курской области подремонтировали :-).
У кого есть вопросы, пишите
[email protected]