В селе Хмелита, 35км от Вязьмы, находится музей-заповедник — родовой дом-дворец семьи Грибоедовых, парк с прудами, фамильная Казанская церковь, а также дом-музей адмирала Нахимова (вообще-то он из соседней деревни Городок, но там сейчас мало что осталось, и вот так скомпоновали все достопримечательности в одном месте).
К Хмелите ведёт красивый подъезд – полукруглая дорожка-серп ровно делит ландшафт впереди на две половины: слева круглый пруд с деревенькой по краям, вправо – виднеются церковь, парк, музеи. Мы припарковались рядом с двумя автобусами из Белоруссии и сразу же устремились в распахнутую калитку. Подходим к дому. Он располагается в центре заросшего старого парка, в глубине которого есть два живописных искусственных пруда. Все основательно заросло клевером, ромашками, и прочими замечательными полевыми цветами.
Дом семьи Грибоедовых – впечатляет. Это настоящий «дворянин» в небесно-голубом «камзоле» с белыми «манжетами». То есть – сочно-голубого цвета с обилием белой лепнины. Очень необычна парадная лестница, у неё два конца – она полукруглая (
nataturka.ru/region/hmelita.h…). Потом уже в ходе экскурсии меня будет подмывать спросить, кто же архитектор? Ведь архитектурный стиль дома – очень необычен, хотя его везде называют «елизаветинским барокко». Оказывается – имя автора проекта неизвестно, но где-то в
Литве (город Сигулда?) есть баронский замок точь в точь как хмелитский дворец.
Мы заходим, покупаем билеты и нас быстро присоединяют к белорусской группе, которая уже понеслась вперёд. Экскурсовод много рассказывает о семье Грибоедовых, но в её рассказе столько фамильных подробностей, фигурируют имена стольких братьев и сестер, кузенов и кузин, мужей и жен, и их детей от первых, вторых и третьих браков, плюс фамилии гостей дома – что мы, неподготовленные заранее, быстро устали от такой лавины информации.
Что нужно знать.
Первым владельцем Хмелиты был полковник Семён Грибоедов, которого обожала царевна Софья, и который играл в её придворном театре, а потом как-то благополучно продолжил служить и при Петре I. Его сын Тимофей Грибоедов – воевода в Дорогобуже и комендант в Вязьме при Петре I. Уже его сын Алексей – тоже военный, ушёл в отставку и проживал в имении постоянно.
Сам дом-дворец был построен дедом писателя – Федором Алексеевичем Грибоедовым (сер.18в.).
И если сейчас, глядя в принципе на «остатки роскоши» сразу понимаешь, что владела им очень богатая семья, то можете себе представить, что было здесь раньше: господский каменный 2-х этажный дом, четыре флигеля, два сада с аллеями, цветниками и статуями, конный завод и манеж, винокуренный завод, скотный двор. А также прекрасная библиотека, картинная галерея, домашний театр.
У Фёдора Грибоедова сын и дочь – Алексей и Анастасия.
Алексей Грибоедов (жена — Настасья Нарышкина) имел 2-х дочерей — Елизавету (Элизу) и Софью.
Анастасия Грибоедова (муж — троюродный брат Сергей Грибоедов) имела сына и дочь – Александра и Марию.
Александр Грибоедов – сын Анастасии Федоровны.
Александр Грибоедов (1795-1829) – современник Александра Пушкина.
Жена – грузинская княжна Нина Чавчавадзе.
Студент Московского Университета, причем учился сразу на двух отделениях философского факультета – словесном и юридическом. Проучился два года и – началась Отечественная война 1812.
Александр Грибоедов – доброволец, корнет гусарского полка. Ему 17 лет. В армии пишет свои первые литературно-публицистические работы. В 1815 году оставляет службу. Приезжает в Петербург. Работает там в Коллегии иностранных дел. Ему 20 лет. В 1818, 23 года – секретарь русской миссии в Тегеране (Иран – переведен сюда на службу после участия секундантом в дуэли из-за балерины Авдотьи Истоминой); в 1822, 27 лет – секретарь-дипломат в Тифлисе (
Грузия); в 1828, 33 года – посол в Тавризе при дворе принца Аббаса-Мирзы (Иране). В 1929, 34 года – толпа религиозных фанатиков разгромила русскую дипломатическую миссию, не оставив никого в живых.
Комедию в стихах «Горе от ума», разошедшуюся на цитаты, написал ~ в 1816-24, 21-29 лет, окончательная редакция – в 1828, 33 года.
В Хмелиту приезжал из
Москвы на лето с матерью и сестрой в гости к дяде.
В Хмелитском доме летом жизнь била ключом. Во-первых, сюда, к владельцу усадьбы – Алексею Грибоедову, сыну Федора Грибоедова – приезжали многочисленнейшие близкие родственники и многочисленнейшие дальние родственники, да и просто знакомые – Лыкошины, Станкевичи, Акинфовы, Тиньковы, Радзимовские, Нарышкины, Хованские, Татищевы, Вадбольские, Квашнины-Самарины, Хомяковы. Им посвящена знаменитая фраза из комедии: «Ба! Знакомые все лица!».
Возможно, характер дяди Алексея – у Фамусова.
Его дочери, девушки Софья и Елизавета (Элиза) – прототипы Софьи.
Муж Елизаветы (Элизы) генерал Паскевич – прототип Скалозуба.
Сам Грибоедов, плюс черты Чаадаева и Якушкина – Чацкий.
Уроки танцев здесь преподавал П.Иогель – будущий персонаж «Войны и мира».
Вообще мы с мужем ходили по залам и комнатам, и представляли себя, к примеру, дворянами 19 века, живущими в подобной усадьбе. Вот проснулись – что делать?
Утренний туалет и завтрак. Суп-консоме с кашей из смоленских круп.
Променад по парку. Чтение. Обед. Паштет из жаворонков с шампиньонами. Филейчики из куропаток с трюфелями. Спаржа под бешамелью. Пудинг кабинетный горячий.
Отдых. Ужин. Бламанже миндальное.
Что в книжном шкафу? – книги на французском, английском, немецком, латинском языках. Обязательный бюстик Вольтера на полке. Человек развивал себя, свои способности, свой ум.
Вечером – бал, гости, общение.
Почему-то читая, что музей недавно «поднят из руин», мы много не ожидали в плане «внутреннего содержания», поэтому и удивились. Внутри – самые что ни на есть полноценное наполнение и отлично восстановленные интерьеры, в которых реставраторы специально оставили кусочки старой кладки. Во-первых, чтобы напомнить и показать в каком состоянии находился дом перед реставрацией. Во-вторых – эти кирпичи «видели» всех Грибоедовых.
А ещё обратите внимание на масонские вещицы в одной из витрин – молоток мастера ложи и масонский треугольник.
Хмелита не верит, что молодой и талантливый Александр Грибоедов погиб в Тегеране, что его разорвала толпа фанатиков. Говорят, что Грибоедов приезжал в усадьбу дядюшки уже взрослым, привёз много диковинок из загадочной Персии, а в хмелитском парке посадил кусты персидской сирени….
Дом-музей Нахимова — находится в Белом домике «старинного фасона», рядом с автопарковкой, в 100м от Дома-музея Грибоедовых.
Семья дворян Нахимовых была гораздо беднее Грибоедовых. (Зато пять братьев Нахимовых – все стали адмиралами!). Они проживали неподалёку (~20км) в селе Городок. Сейчас там обозначено место господского дома Нахимовых, законсервирован фундамент их фамильной Спасской церкви, где он был крещён, в её алтаре установлен поклонный крест.
Здесь в Доме-музее «черноморского героя» адмирала Павла Степановича Нахимова (1802-1855, 53 года) можно увидеть на 1-ом этаже: реконструированный приблизительный интерьер дворянской комнаты; на 2-ом этаже, стилизованным светлым деревом под корабль: настоящую белую, даже чуть грязную от времени, настоящую фуражку Нахимова; генеалогическое древо семьи Нахимовых, ведущих свой род от «истинной польской шляхты»; картины морских баталий; макеты кораблей; абордажный топор; кремневый пистолет; мемориальные предметы из усадьбы Городок и Спасской церкви; морской якорь и флаги.
Приятно было узнать, что (только вчитайтесь в эти строки!): в 1828, 26 лет – молодой Нахимов вступил в командование корветом «Наварин» (трофейным турецким кораблём, носившем ранее имя «Нассабих Сабах») и во время Русско-Турецкой войны 1828-29, командуя этим корветом в составе русской эскадры, блокировал Дарданеллы. В 1830, 28 лет возвратился в Кронштадт и через год получил в командование фрегат «Паллада» (!). Во время Крымской войны 1853-56 (~50 лет) командуя эскадрой Черноморского флота, Нахимов в дикую штормовую погоду обнаружил и заблокировал главные силы турецкого флота в Синопе и, умело проведя всю операцию, разгромил их в Синопском сражении 1853 года. Его Императорское Величество Николай I изволили отблагодарить адмирала грамотой: «Истреблением турецкой эскадры при Синопе вы украсили летопись Русскаго флота новою победою, которая навсегда останется памятною в морской истории». Солдаты и матросы его просто обожали, называли «отцом-благодетелем». В 1854-55 руководил обороной
Севастополя. Во время одного из объездов передовых укреплений был смертельно ранен пулей в голову на Малаховом кургане. Помимо прочих наград, за победу на Синопе получил Орден святого Георгия, за отличие при обороне Севастополя – орден Белого орла.
По дороге от Вязьмы до Хмелиты есть указатель на «Село Богородицкое». Там установлен монумент в память подвига московских ополченцев и моряков, героически погибших здесь в окружении в 1941 году. Это место имеет название: «Вяземский котёл». Окружённой группировкой советских войск командовал генерал М.Ф.Лукин, который предпринял попытку прорыва. Все погибли. Генерал с ранениями в руку и ногу попал в плен (в плену, ему ампутировали руку и ногу). После войны генерал вернулся домой.
Правда, здесь много «чёрных» пятен. В интернете гуляет протокол допроса немцами советского генерала Лукина, и надо отметить, даже не делая никаких скоропалительных выводов, что генерал Лукин довольно охотно рассказывал о численности наших войск, личных характеристиках военноначальников, секретах военной промышленности и т.д. Есть цифры «загубленных «этой сволочью» в Смоленском и Вяземском котлах — 350 тысяч и 688 тысяч солдат и офицеров соответственно. 670 тысяч советских воинов – попало в плен». НО – не нам судить. (Все данные из немецких источников. Наши источники – усиленно молчат). Кстати, тех, кто вышел из окружения и не попал в немецкий плен – расстреливало НКВД. …
Кстати, музейный комплекс «Хмелита» — ещё и заповедник. Так что не стоит удивляться, если на дорогу к вам выскочит бурый медведь или рысь, или пробегут выхухоль или бобер.
Пряничное послесловие.
Быть в Вязьме и не написать про Вяземские пряники? Напишу. Какие же вкусные Вяземские Пряники! Были. … И была Вязьма – старинным пряничным городом, а не современным «крупным ж/д узлом», как хвастливо пишут в путеводителях. Нашли чем хвастаться.
Не пробовали мы Вяземских печатных пряников. Нету их. Нет сейчас ни производства, ни энтузиастов, утрачены рецепты. Остаётся верить на слово…:
«Вязьма в пряниках увязла».
«Наш Сергунька не брезгунька, ест пряники и неписаные».
«Ангел мой Вяземской... пряник мой Вяземской!» — из письма Пушкина к другу Вяземскому.
«...Москва была место сбора для всего российского дворянства, которое изо всех провинций съезжалось в нее на зиму. Блестящая гвардейская молодежь налетала туда ж из Петербурга... Москва славилась невестами, как Вязьма пряниками». Пушкин.
«На лотках красовались пряники: «печатные», вяземские, белые мятные в виде разных забавных фигурок — человечков, всадников, рыб и зверей, были и расписные, с разводами, розовые и облепленные миндалем».
«Кому пряники тульские, вяземские, тверские! На имбире, на малине, на мяте, на цукате!»
«...Вяземские пряники были золотистого цвета небольшого размера. Печатали их с досок, пекли с добавкой лесных орехов, меда и десяти видов пряностей. Славились они не меньше тульских».
«Тверские, вяземские и тульские пряники считались тогда непревзойденным лакомством».
Раньше судари, ухаживая за сударушками, дарили им: «вяземский пряник и банку помады».
«В 1850 году в Вязьме действовало 8 пряничных фабрик, самые крупные из них принадлежали купеческим семьям Сабелышковых, Ечеистовых, Кустаревых. …Вяземские пряники — старинный сорт заварных пряников. Сорта: медовые, сусляные, сахарные, писаные, фигурные, печатные, битые. Печатные сверху имели надпись «Вяз». Для вяземских и тульских пряников характерна прослойка из цукатов, мармелада или пастилы между двумя пластами сдобного теста. По заказу они могли изготовляться большого веса…».
«…Перед Олимпиадой-80 старый Вяземский горпищекомбинат снесли и построили на другом конце города новый. Рецепты вяземских пряников затерялись окончательно…».
«…В 1949 году житель Вязьмы Прокофий Ефимович Барышев, занимавшийся производством пряников с 1889 по 1937, передал органам местной власти свой рецепт изготовления данного продукта. Рецептура П.Е. Барышева содержала 5 сортов пряников…».
«…За последнее десятилетие исчезли более 40 региональных продуктов и почти 20 общенациональных. Это — подлинный ржаной хлеб, «ржаная водка», настоящий хлебный квас, вологодское масло, калачи, тамбовский окорок, вяземский пряник, костромской сыр, медовуха и т.д….»
(подробности про Вяземские пряники:
mgorv.ru/index.php?go=Content…).
Мы едем в Смоленск.
(с)
pamsik.rupamsik.livejournal.com