Набережная Афанасия Никитина и памятник.
Мы паркуемся около какого-то прибрежного здания интересной формы и назначения (сейчас в нём ресторан «Якорь»). Спускаемся на набережную Афанасия Никитина. Вернее сбегаем по заснеженному склону, а рядом радостно визжат маленькие тверичане, облюбовавшие себе волжские бока-берега в качестве шикарных ледовых горок.
Сама набережная это просто прогулочный тротуар, не оформленный даже традиционным парапетом, и просто очень популярное место, по которому идут толпы отдыхающих тверичан и возбужденных гостей города. Автобусный десант последних яростно фотографируется на фоне бронзового памятника Афанасию Никитину. Честно говоря, я представляла себе этот памятник более дежурным, а он – очень красив, оригинален и интересен (скульпторы С.Орлов, А.Завалов). Бронзовый тверской купец стоит на гранитном сером пьедестале в центре высокой круглой площадки, стена которой обыграна архитектором (Г.Захаров) очень необычно – из неё выдаётся нос старинного купеческого корабля-челна и направлен в сторону Волги. В дате постройки памятника много пятерок: если не ошибаюсь 5 мая 1955 год.
Тверские молодожены считают своим первым долгом вскарабкаться на памятник и вложить в руку бронзового Афанасия либо бутылку шампанского, либо пивную — всем известной тверской марки «Афанасий». Высочайший уровень культуры и богатый полёт фантазии.
Загадочные страницы Тверской Истории.
А вы знаете кто такой – Афанасий Никитин? Скажите честно. Хоть кто-нибудь читал его «Хождение за три моря»? (Три моря – это Хвалынское (Каспийское), Индийское (Индийский океан), Стамбульское (Чёрное)). У нас ведь система образования строится так: кто-то прочитал за вас и написал в учебнике «Купец, значит, Никитин Афанасий, из Твери, значит, пошёл Индию, дошел, провел там несколько лет, написал записки, вернулся и т.д.». Всё, для общего развития информации вполне достаточно.
Купец говорите? Да у него такой уровень образования и знаний, что купеческий кафтанчик маловат в плечах-то будет. Он вообще, непонятно кем был и непонятно зачем так упорно стремился в Индию. И записи его «Хождения» полны загадок. Начнём с того, что Никитиным его обозвали современники, а настоящая фамилия неизвестна, в летописях он записан просто как «Афонасья Микитина сын» и «Офонасий Тверитин купец, что был в Ындее четыре года». Записки свои он ведёт на русском языке, но также записывает кириллицей персидские, арабские, татарские, староузбекские слова и целых фразы. О чём это говорит? О том, что, во-первых, оказывается, купец знал восточные языки, во-вторых, зашифровывал свои записи. Зачем?
Мало того, он прекрасный знаток звездного календаря. Меня лично просто поразила фраза: «Во Индеи же бесерменьской, в великом Бедери, смотрилъ есми на Великую ночь на Великий же день — Стожары да Кола в зорю вошъли, а Лось головою стоит на восток».
«Лось, Лосиха» – это очень древнее и редкое славянское название созвездия Большой Медведицы, а «Стожары и Кола» — это Полярная звезда и небо.
Получается: простой купец прекрасно знает свой путь (хоть и считается, что он «заблудился» и в Индию его «занесло совершенно случайно»), а также разбирается в звёздных ориентирах, сложных политических событиях, разных верах, считает вёрсты в дороге и сожалеет, что «басурмане разграбили» его книги (а не из-за товаров!).
В одном из вариантов списков с «Хождения» есть слова: «Взял напутствие я нерушимое и отплыл вниз по Волге с товарами». Что за напутствие? Кто дал и зачем взял?
Есть две интересные версии-гипотезы.
По одной, «напутствие» и вместе с этим охранную грамоту Афанасий Никитин получил от тверского князя (Михаила Борисовича). С этой грамотой он свободно прошёл через «Нижний Новгород, Казань, Орду, Услан, Сарай...». Везде свободно, без податей, без пошлин, что немыслимо даже для суперзнатного купца. В Астрахани их корабль захватили какие-то татары и отняли вместе с имуществом. Товарищи (шесть москвичей и шесть тверичей), плывшие с ним на корабле – повернули обратно на Русь. В Индию он направился один! Зачем?
«А я пошел в Дербент, а из Дербента в Баку, а из Баку пошел за море». Куда он так стремится, один, без средств, без товара? Все страны, через которые он прошёл на пути к Индии (а только в одной Персии он пробыл два года) им отмечены бегло, по-походному. И только со страны «Индейской» начинаются описания. Очень подробные, отличающиеся «поразительной точностью собираемых сведений», отличной от всех путешественнических наблюдений странствующих европейцев. Никитин как будто дошёл до цели. И откуда-то у него берутся деньги, и роскошный жеребец, которого он «год кормил». Что он ищет, ведь ни один товар на богатейших восточных рынках его не устраивает: «ни ткани, ни пряности, ни редкие натуральные краски»?
А ищет тверичанин тайные алмазные копи. Таинственную местность Голконду. Недоступные горы. Кстати, где именно находятся копи точно не установлено до сих пор. Все сведения о них держались/держатся в строжайшем секрете. (Известно лишь, что алмазоносные районы располагались к В от плато Декан, и на Ю, близ реки Кистна. Сама же крепость Голконда была лишь крупным рынком, где продавались алмазы).
Алмазы нужны Твери, для поддержки и укрепления княжеской власти. Между тверскими и московскими князьями велась ведь борьба за трон.
По второй версии. А она самая трудная и недоступная для массово-логического понимания. Афанасий Никитин пришёл в Индию для того, чтобы попасть в один из самых священных и самых закрытых культовых храмов Индии – храм Парват (или храм богини Парвати супруги бога Шивы). В старинных храмовых летописях сохранилась запись об этом посещении! Чтобы туда пустили чужестранца – как минимум нужно знать индийский язык (санскрит). И нужна быль цель – иначе бы тоже не впустили! Что делал русский Афанасий Никитин в индийском храме? Ответа нет. Почти нет. Есть только догадки. Он выполнял загадочную миссию. Гипотеза такая: «Афанасий Никитин вёл свой путь в Индию к братьям-ариям и имел он урок Прави».
Немного комментариев: индийская и славянская культура некогда представляла собой одно целое – арийскую культуру. Был один народ — арии, одна вера и символы — Правь и Троица. Никитин заговорил по-индийски так легко и без подготовки потому, что русский язык имеет прямую, корневую связь с санскритом. Этот таинственный и мудрый язык древних ариев очень прост и доходчив для всякого русского. Есть доказательства, что такой язык – общий для всех народов – до сих пор сидит у нас в подсознании. Помните? — «В начале было Слово» — фраза из Библии.
(Сомневающиеся могут взять карту Подмосковья и ближайших областей и, прочитав названия рек и городов, удивиться тому, что огромное количество названий, оказывается, имеют перевод с санскрита и глубокий смысл. Но, хоть он (забытый язык) и сидит в подсознании – его нужно «достать оттуда», для чего ещё с самого рождения ребёнка знающими людьми использовались/ются особые методики).
Кстати, вот ещё одна очень туманная фраза: «Сразу после кончины Афанасия Никитина (а он вернулся-таки на Русь и как-то в расцвете лет и сил «не дошед Смоленска» резко-скоропостижно ушёл в мир иной) его записки доставили в Москву, где они были включены в летописные своды «под 1475 годом».
Интересно — записки какого-то купца (сколько их было на Руси!) так удачно и оперативно были изъяты, и доставлены, и прочтены, и даже включены в летописи. Имя столь нетерпеливого «читателя» драгоценных записей историкам известно – это «Василий Мамырев дьяк великого московского князя Ивана III», ведавший государевой казной и секретным сыском.
Афанасий Никитин путешествовал 6 лет – 1466–72. Загадочному русскому купцу поставлено два памятника: один в Твери (Россия), другой – в городе Ревданда (Индия). А ещё один он воздвиг себе сам – это его литературное произведение «Хождение за три моря». Прочитайте, не пожалеете. Но в серии Всемирная Детская Литература оно «по-децки» усечённое, к сожалению.
«Да станет земля Русская благоустроенной, и да будет в ней справедливость».
Мою довольную физиономию тоже запечатлели на фоне памятника Афанасия Никитина. После знакомства с тверским героем мы перешли Волгу! По льду! Хотя и шли по протоптанной стёжке, всё равно приравниваю этот поступок к подвигу в мирной жизни . Когда-то в детстве я безбашенно гоняла с чёрных трасс (!), но сейчас спонтанность и лёгкость поступков полностью придавлены трезвомыслящим рассудком. Дрейфовать челюскинцами на льдине посреди Волги как-то не хотелось, поэтому ступать по блестящему скользкому льду, слегка припорошенному снежной простынкой, было страшновато. Тем более что мужу доставляло огромное удовольствие добавлять перца в напряжение и постоянно указывать мне то на «трещины во льду», то на «просвечивающуюся воду», то заставлять прислушиваться к тому, что «под ногами, кажется, что-то потрескивает». Но, тем не менее, эта белоснежная широченная Волга, сливающаяся с белыми берегами, кусающийся морозный воздух и ослепительно яркое, всё заливающее солнце, заставляющее пламенеть все окна домов на набережной, оставили очень сильные и нестирающиеся впечатления.
Мы перешли Волгу, посмотрели памятник Пушкину, авангардный кинотеатр «Звезда и т.д., зашли в кафе «Арзы» согреться и хлебнуть чего-нибудь горяченького, потом вернулись опять через Волгу и т.д. Поэтому описывать буду, не отталкиваясь от нашего натурального маршрута, а последовательно, исходя из того, что расположено на одном берегу, что на другом.
Продолжение следует.
(c) pamsik.ru - при использовании текста гиперссылка на сайт обязательна