Первое, что удивляет при въезде в Смоленск это знаменитый Смоленский Успенский собор. Его вы увидите сразу, причем в необычном ракурсе – он буквально висит в воздухе. Из-за того, что ваши глаза видят его ещё издалека, он кажется изящной миниатюрой, но из-за того, что он расположен почти на самой высокой точке города – Соборной горе, создаётся ощущение, что он находится не на земле, а на небе. Это удивительно.
Успенский собор – это сердце города и место, с которого вы почти со 100% уверенностью начнёте своё знакомство со Смоленском. Около собора расположены многие важные туристические достопримечательности – Крепостная стена и башни, Железный мост через Днепр, улица Красный Ручей с родником, Музей Льна и центральная Большая Советская улица.
Мы едем к Собору по Б.Советской улице и про себя отмечаем её оригинальность. Эта улица – крутой спуск к Днепру. Старинная, обаятельная, с чудными фасадами домов, заманивающими боковыми переулочками. Мы бы посоветовали обязательно по ней погулять-пройтись и именно спуститься сверху-вниз, а, не наоборот, пыхтя подниматься. Именно таким образом вы увидите и оцените крайне приятные и неожиданные перспективы таких же горбатых её ответвлений-перпендикуляров вправо-влево, в т.ч. пешеходную улицу Ленина, церкви и даже фонтанчик на лебединых крыльях, а в конце пути будете вознаграждены открывающейся сверху-вниз панорамой Днепра и смоленского Правобережья/Заднепровья, Крепостной стеной, памятником Кутузову и эффектным белым каскадом парадной лестницы, ведущей к Успенскому собору.
Мы же припарковались почти у подножия спуска — на большой круглой площадке у памятника Кутузову-Смоленскому, и поэтому на Успенский собор, выглядывающий из-за деревьев на соседней горе, мы смотрим снизу-вверх. Тоже очень красиво и впечатляюще, и очень высоко! Опять где-то там, в небе горят его золотые маковки на солнце.
Поднимаемся по красивой белой лестнице с вазонами по бокам. Единственное – произошёл инцидент. На втором высоком пролете ступенек тусовал народ с мисочками в руках – просили милостыню. Какая-то тётка закричала, указывая на конкурента — бомжеватого мужика: «Не подавайте ему, он на ногах еле держится». На этих словах мужик вдруг действительно завалился и полетел вперёд, с приличной высоты. Приземлился лбом и распластался. Практически мимо нас. Мы опешили. Но по инерции продолжаем идти наверх. Представляете, получается, что идём в церковь, а сами проходим, считай мимо. Вот что делать? Туристы все валят, не обращая внимания. Мне плохо. Внутри в соборе ходила с тяжелым сердцем и чувством вины. Когда вышли, пошли спускаться вниз этим же путём, я думаю: «всё, мужик – жмурик давно, расшибся нафиг, с такой-то высоты рухнуть. А мы подло прошли мимо и даже не позвали на помощь». Что открылось нашим глазам? Живой, здоровый и почти невредимый бомж (не считая расквашенного носа), в стельку пьяный, опять деловито сидел на ступеньках со своей тарелочкой. Чувство радости и счастья я испытала неимоверное.
Но возвращаюсь к Успенскому собору.
Смоленский Успенский собор – пронзительного насыщенного цвета морской волны, с белым обрамлением. 5 куполов. Маковки какие-то сложные – на узких барабанах-шеях сначала идут густо-серебряные «шлемы», из которых «растут» совсем худенькие барабанчики-шейки с маленькими золотыми главками.
Мы много читали «охов и ахов» на его счет. Но вошли – и сами открыли рот. Такого золочёного великолепия мы ещё не видели. Сам собор очень высокий, поэтому внутри он впечатляет и просто своим пространственным объемом, и совершенно грандиозным золоченым деревянным резным иконостасом. Перед глазами сплошные золото-золото-золото и резьба-резьба-резьба. Левая часть была немного в лесах, но общему восприятию это не мешало.
В соборе находится уникальная икона «Смоленская Божья Матушка» или Божия Матерь Одигитрия «Указующая путь»/«Путеводительница» (чуть справа от центра).
Она огромная, тёмный лик Богоматери обрамлён золотым металлом. Икона находится высоко на золотом балкончике, к ней надо подниматься по ступенькам. Честно говоря, от её истории и при её виде – аж дух захватывает. Успенский собор ведь начал строить в 1101 князь Владимир Мономах, мать которого византийская царевна, привезла с собой из Константинопольского Влахернского храма, удивительную икону Богоматери.
Кто её автор? Об этом до сих пор спорят? Возможно – святой Лука, тот самый, который написал и самую первую икону Богородицы вскоре после Вознесения Христова, и ещё около 70 (!) её икон. Существует предание, что Богородичные иконы, писанные при жизни Пресвятой Богородицы евангелистом Лукой, защищают и охраняют землю Русскую со всех сторон света: центральная часть, сердце России, охраняется иконой Владимирской Божией Матери; с севера – Тихвинской, с юга – Иверской, с востока – Казанской, с запада – Почаевской и Смоленской.
Смоленская Одигитрия несколько раз покидала свой «дом» — Смоленск, в силу различных обстоятельств.
Первый раз её вывезли из Смоленска в Москву – тем самым спасли от литовцев (кон.14в.). Москвичи расставались с ней со слезами на глазах, в родной Смоленск её «отпустили», но сами в честь «гостьи» основали Новодевичий монастырь с большой церковью Одигитрии Смоленской.
Второй раз её снова вывезли в Москву, но уже от поляков (нач.17в.). Вернулась она … на руины Успенского собора. Смоляне, 20 месяцев защищавшие крепость от ляхов – не сдались польским панам – те немногие, оставшиеся в живых, ушли в Успенский собор с семьями и взорвали себя. Что странно – след подлинника теряется в Москве, а Смоленск привозят уже копию – список с оригинала (изограф Постник Ростовцев). С царско-боярского плеча «дарит» т.е. возвращает её городу Борис Годунов. Икону Смоленской Богоматери помещают пока в другой храм – носящий её имя на Днепровских воротах (увидите церковь Одигитрии рядом с Мостом через Днепр в Стене), но не внутрь, а в нишу над аркой ворот. И все входящие в город через эти ворота поднимали глаза на чудотворный образ, крестились, и молились. «Во вратах достойно чтимая днесь Смоленск Она хранит…».
В третий раз – Смоленскую матушку спасали от французов (нач.19в.). Русские армии – 1-я (Барклай де Толли) и 2-я (Багратион) – оставили Смоленск. Дали бой, конечно, но умнее было отступить – силы были слишком неравны. Уходя из города, войска взяли с собой надвратную икону Одигитрии. Её передали в первую батарейную роту капитана Глухова из 3-й пехотной дивизии. Именно этой иконой благословляли русских воинов на Бородинском поле (я писала об этом в рассказе «Можайск-Бородино-Верея. Места Русской Славы»), перед ней преклонял колени сам Кутузов.
«Вот они!.. Несут, идут… Вот они… Из-под-горы от Бородина поднималось церковное шествие… — Матушку несут! Заступницу!.. Иверскую!.. – Смоленскую матушку, — поправил другой… Это была икона, вывезенная из Смоленска и с того времени возимая за армией… «Яко вси по Бозе к Тебе прибегаем, яко нерушимой стене и предстательству»…. «Главнокомандующий, окруженный штабом, встретил икону и поклонился ей до земли».
И во время сражения чудотворная икона Смоленской Матушки была рядом с солдатами. Она стояла во второй линии обороны у деревни Князьково, где находились резервы русской армии. На протяжении всей битвы перед ней совершались молебны, которое служили, сменяя друг друга, священники. Солдаты и офицеры осеняли себя крестным знамением и громко произносили слова молитвы: «Заступница Небесная, сохрани нас под покровом Твоим».
А после Бородина Богоматерь Одигитрия Смоленская вела Русскую армию только по Пути Победы. Ее везли на артиллерийском лафете в авангарде войска и в честь каждой виктории – под Тарутином, Малоярославцем, Вязьмой – служили перед ней благодарственные молебны.
Война 1812 года началась в июне; в июле Смоленскую Одигитрию увезли в Москву, а в ноябре (10-го), когда французы оставили Смоленск, она уже вернулась в город по приказанию Кутузова. Тогда-то за поражение Бонапарта под Смоленском великий фельдмаршал присоединил к двум своим фамилиям ещё и третий титул – стал князем Голенищевым-Кутузовым-Смоленским.
В Успенском соборе на стенке балкона, на котором находится чудотворная Смоленская Путеводительница, есть памятная доска с поименным перечислением тех солдат, которые оберегали образ и история её спасения в 1812.
А в четвёртый раз, во время немецкой оккупации Смоленска в 1941 году драгоценная икона снова исчезла. Бесследно.
Сейчас в соборе снова висит список уже с «годуновской» иконы.
Продолжение следует.
(с) pamsik.ru
При использовании текстов гиперссылка на сайт и указание имени автора обязательны.