Часть первая здесь: http://www.ayda.ru/story20548-18856
Продолжу рассказ о любимом, хотя и далёком теперь, городе. Будь у Вас только один день в Петербурге - потратьте его на осмотр Невского проспекта и его прилегающих улиц. Впечатлений будет сверх меры. Мне он люб в любое время года, «проутюженный» за прошедшие годы сотни раз.
Невская першпектива.
Стержень Петербурга, его центральная улица начиналась триста лет назад с просеки Большой Першпективной дорогой от Адмиралтейской верфи к Новгородской дороге. А тут и монахи Александро-Невского монастыря навстречу стали торить просеку. В результате встретились эти дороги с изгибом в районе Суворовского проспекта. Весь более четырехкилометровый Невский от Адмиралтейства до Александро-Невской Лавры пройти не планировал. Исходная точка – М «Площадь Восстания» и вперед, в сторону к Адмиралтейству. Что сразу радует, не уродуют центральную улицу многочисленные рекламные растяжки над ней, что в 90-е годы было бичом культурной столицы. Исчезли культовые точки нашей молодости – кафе «Сайгон», где «зависали» очень колоритные личности, в компании которых выпить кофе нам было особым шиком. Нет уже и общепитовского «кафе-автомат», выручавшей допоздна сытной солянкой и «вокзальной торопливостью». Круговорот посетителей в нем был сногсшибательным. Свято место пусто не бывает, сетевая забегаловка «Макдоналдс» заняла доходное место.
Большой перекресток пересечения Невского с Владимирским и Литейным проспектами, как камень в русской сказке: «Налево пойдёшь, найдёшь что-то интересное: Владимирская церковь, Кузнечный рынок, направо пойдешь – на Литейный попадешь. Как-то даже двусмысленно звучит. Литейный часто ассоциируется с «Большим Домом», этим таинственно- суровым учреждением «стражей государственных устоев». Мне же чаще библиофильские походы вспоминаются: там и магазинчик иностранных книг…, и букинистический. «Подписные издания» разве, что выставка книг, классику я подписывал и выкупал в другом городе. Всё это и мне даже на студенческие, прямо скажем не ротшильдские доходы, позволило собрать неплохую домашнюю библиотеку. Город справедливо и в те годы был источником материальной культуры. Сеть книжных заведений «Буквоед» продолжает питерскую библиофильскую традицию.
А там где книга, там и хорошее вино:). На Невском, в приличном магазине «Вина» недалеко от этого перекрёстка, всегда можно было купить ныне табуированные в России грузинские вина: «Алазанскую долину», «Эрети», «Гурджаани», «Твиши»... И цены были вполне доступные студенческому карману.
Розовый дворец Белосельских-Белозерских своим фасадом выделяется на фоне тоже небанальных изысканных домов.
Вот и первая из трех «серо-голубых лент», пересекающих Невский – Фонтанка. И прекрасный четырехкомпозиционный Аничков мост. Вздыбленные кони Клодта растиражированы в сотнях тысячах сувениров.
На берегу Аничков одноименный дворец. Рядом, увы, закрытый на просушку скверик площади Островского. Монументальный памятник Екатерины «со сподвижники» открывает вид на Александринский театр.
А напротив – стиля модерн известнейший Театр Комедии.
Рядом с ним, как памятник всем любителям и профессионалам фотографии «фотогеничная пара – фотограф N с любимой собакой. (… где на задворках памяти крутится фамилия этого знаменитого фотографа-прототипа. Но не всплыла в нужный момент. Знатоки, Ау?). Про кота Елисея упоминать не буду – затертая до дыр темка:). Очень нетрадиционный формы фонтан.
В угловом том же доме на первом этаже Магазин братьев Елисеевых. Магазин именно с Большой буквы, потому что скорее музей, к тому же платный:). За право запечатлеть интерьеры надо или просто оплатить денюжку или купить какой то товар. Выбрал, конечно, второй вариант. И получил в великолепной упаковке, достойной деликатесов, порцию жареной корюшки. Зато снял всё, включая фигуры братьев, с антресолей приветствующих покупателей, пальму, роскошь витрин, стен и потолка.
«Гостинка» - Гостиный Двор пустынен, в отличие от времён советского дефицита с толпами страждущих купить хоть что-нибудь.
Думская двухвековая башня, чей многоярусный силуэт оживляет горизонталь расположенного рядом ГД, оказывается кроме функции «присутственного места» активно использовался в начале карьеры как своеобразный семафор с шарами(!).А за ней наинужнейшее приезжим туристам место – Галерея на Думской. Там выставлены на продажу интереснейшие работы живописцев и графиков. Цены, правда, с прошлого визита и в валюте выросли в разы. А так как «искусство должно принадлежать народу», значит, у народа стало в разы больше денег для покупки полотен. Нашел и для себя там небольшой питерский пейзаж - Спас-на–крови в мареве дождя.
Следующая водная преграда Невского, названная, когда то Екатерининским, а ныне Грибоедовским каналом. На его берегах сразу несколько именитых зданий. Казанский собор. Чаще, и заслуженно в связке с этим собором упоминается полководец Кутузов, погребённый в нём. А справа не такой популярный в народе, но тоже герой Войны 1812 года - Барклай де Толли. Внутри обширен и слегка непохож на привычные православные храмы. Только увиденный через день, Морской собор Кронштадта поразил ещё больше величием изнутри.
«Зингер». Сколько копий сломали авторы проекта в начале прошлого века в борьбе с городскими властями, так хотелось им построить «небоскрёб» с применением новых каркасных технологий. Власти не дрогнули, и Казанский собор не был затенён новостройкой. Дом выделяется и фасадом, и замысловатой башней даже на фоне тоже нетривиальных невских зданий. Жду с нетерпением, когда А.Таратынов и его миниатюру поместит в Мини –городе (См. ч.1). А был завсегдатаем в нём, Доме книги, часто именно там и можно было «ухватить» дефицитные тогда книги.
Вдоль Грибоедовского канала направился к издалека притягивающем взгляд храму Воскресения Христова. Более известном как «Спас на Крови». Яркая многокупольная с шатрами и главками «русскостЪ» архитектуры перекликается с московским Собором Василия Блаженного, что ему современники-эстеты даже ставили в укор. А мне, как и тысячам туристов, он кажется хорошим дополнением древнерусской архитектурой классицизму петербургских зданий прошлых лет. В предыдущий приезд я с упоением любовался обширными поверхностями изумительной мозаики внутри храма. Васнецов, Нестеров, Парланд… какие мастера создавали этот шедевр. Ведь и один мой предок, сельский художник-мастеровой, принимал участие в его отделке. Горжусь.
Отрезок полукилометровый Невского, несколько кварталов до Адмиралтейства и три площади, отложен на следующий день.
«Бермудский треугольник» площадей.
Три рядом расположенные площади: Дворцовая, Исаакиевская и Сенатская затягивают туристов и жителей так, что можно пропасть там навсегда.
Дворцовая.
Действительно центральная площадь города, площадь парадов и демонстраций. Приходилось и нам в студенческих колоннах дефилировать здесь в Первомай. Окруженная Зимним дворцом-Эрмитажем и полукилометровым фасадом Главного штаба. Растрелли, Монферран, Росси – их гений создал неповторимый образ центральной питерской площади. Зимний дворец третье столетие радует глаз очередным творением Растрелли. Через десятилетия, уже в середине XIX века перед архитектором Росси стояла сложная задача – в стиле классицизма построить полукилометровый нескучный фасад Главного штаба, созвучный стилю барокко Зимнего дворца-Эрмитажа. Дуга Штаба с центральной триумфальной аркой к победе в Отечественной войне 1812 года нежно охватывает площадь. Столп Александрийский почти пятидесятиметровым перстом означает центр Дворцовой площади.
Сенатская.
Тот еще был «Майдан образца 1825 года»! Но переименование в пл. Декабристов недолго пережило советскую власть и вернулось к исходному - Сенатская. Центр её – самый известный памятник Петру Великому авторства Фальконе. Каре площади составляет западный фасад Адмиралтейства, на него смотрит с противоположной стороны Сенат и Синод сложной фасадной ритмики Росси. Тыл площади – проглядывающий через кроны деревьев Исаакий. И открывает фасад площади свинцовая неторопливая Нева. Пафос исторического места скрашивают расположившиеся по западной традиции многочисленные отдыхающие люди.
Объединяющие обе эти площади Адмиралтейство и тенистый Александровский сад – удобное место отдыха рядом с обилием достопримечательностей. Посему многочисленные садовые скамейки плотно усеяны туристами и питерскими жителями. Адмиралтейство – изначально верфь для постройки галер и парусников, усилиями архитектора Захарова превратилось в красивое административное здание. После морского министерства имперских времён, советского военно-морского училища- «Дзержинки», командование ВМФ опять вернулось в Адмиралтейство.
Исаакиевская.
Название площади пошло от собора, воздвигнутого в начале XIX века О.Монферраном в течение долгих сорока лет. Его золотистый купол-шлем виден, вероятно, из любой точки центра города. Ещё бы – высота 101,5 метра! С его колоннады открыты самые восхитительные виды Питера, да ещё и в необычном ракурсе. К моменту окончания строительства собора по общему плану площади авторства Монферрана в центре площади появилась конная статуя Николая I. Автор – П. Клодт, кроме художественной решил в этом памятнике и сложную инженерную задачу – конная статуя имеет всего две точки опоры. Этим достигнут зримый динамизм всадника в кирасирском мундире на изящном скакуне. Напротив собора, с противоположной стороны замыкает открытое пространство Мариинский дворец. Там, где успели позаседать многие «слуги народа», начиная еще с Временного правительства. Традиция продолжается. Под макетами советских орденов на аттике и под новыми-старыми флагами ныне дебатирует Городская Дума Питера. Тот же Синий мост, слившийся с Исаакиевской площадью, строители его ширину определи, как в американских ценниках – не 100 метров, а 99,9…Коричневый корпус роскошной «Астории» начала прошлого века связан с историями многих деятелей отечественной культуры.
Мосты и мостики.
Петр Великий прорубил «окно в Европу» в месте, иссеченном реками: и Нева, и Невки, Фонтанка, Мойка и прочие речушки, ручьи. Дополнены водные пути многими каналами. Вообще, для справки, почти 10% площади города – водная поверхность. Много, хотя до Венеции еще далеко. Посему отдельная тема Петербурга - большие мосты через судоходную Неву и многочисленные мостики через каналы и небольшие речки. Их более трех сотен, покажу лишь несколько. Из больших разводных мостов – два центральных – Троицкий и Дворцовый. Их я прошёл, не торопясь, любуясь ажурными решетками и открывающимся с этих точек невских видов, монументальных гранитных набережных с изящными строениями.
Из самых известных малых – Банковский с грифонами. Студенты Финэка шныряют по нему безо всякого пиетета по настилу (временному?) из досок. А Поцелуев, кстати, внешне не впечатляет. Тем более, что кроме романтической версии названия, есть и более жизненная. Рядом с ним стоял кабак «Поцелуй» и от него пошло название моста.
Иоанновский мост соединяет Петропавловскую крепость с берегом. Возможно он и не самый «фотогеничный».
Певческий, 2-й Садовый, Конюшенный, Почтамский, Аничков… К сожалению, маршрут в этот раз не пролегал к еще нескольким любимым мостам– Старо-Калинкину(С забавными четырьмя гранитными башенками и мощными цепями) , Львиному, Египетскому. Малая толика из нескольких сотен этих сооружений на фото.
Автово.По поводу названия района много ходит баек, чуть ли не с петровских времён. Проза бытия расставляет всё по своим местам – на этом месте издавна селились крестьяне деревни Аутово, превратившегося со временем в Автово. И мне дороги эти места, особенно массивные «с архитектурными излишествами» послевоенные сталинские многоэтажки. И одноименная подземная станция метро. Проспект Стачек, Автовская, Комсомольская площадь… После Автово пришлось жить и на «Гражданке», и в «Сосновой Поляне», а его сталинский классицизм лег на душу глубже. Наконец, после многолетнего забвения оценили подвиг неординарного и смелого человека – подводника Александра Маринеско. И улицу переименовали, и памятник поставили. Лучше поздно, чем никогда. Здесь прошли веселые и беззаботные студенческие годы в общаге Корабелки. Как на машине времени, вернулся в середину 70-х годов. Кайф.
Каменная фауна города.
Буквально пару слов о многочисленных каменных зверях Санкт-Петербурга. Их так много, что им отдельный манускрипт бы надо посвящать. Я думаю, таковой уже в отчетах есть. Мифических полулюдей-полузверей, грифонов, сфинксов, львов иногда гранитных, иногда бронзовых, фотографируешь с особым удовольствием.
Как после поездки в Прагу, невозможно не выложить в рассказ снимки Карлова моста, так и в Петербурге магнитом манят шедевры. Без привязки к маршрутам взгляните в тысячный раз на несколько примечательных символов города.
Конечно, не мог не съездить к памятнику «900 дней блокады» на «Московской». Многие мои родственники, кто пережил, а кто погиб в блокаду, кто-то воевал около города. Поэтому ненавижу фашизм, и его попытки «прорасти» в нашей, когда единой стране. Это я говорю без пафоса, а по жизни.
Отдельно позже опишу свои загородные путешествия в пригороды, и по техническим музеям (...это конечно для «мальчуковой группы технолюбов»).
Так что опять: «Продолжение следует».