Волей судьбы в августе прошлого года мне довелось побывать в Соединенных Штатах Америке, а конкретно - на
Аляске. Маленький городок Ном с населением в 3500 жителей встретил нас радушно: солнечная погода, на море практически штиль. После шести штормовых суток в Беринговом проливе такая погода не могла нас не радовать.
Высадившись на причале, мы сразу почувствовали, что "здесь тебе не дома", причем, в хорошем смысле этого слова. Очень интересно было наблюдать процедуру прохождения пограничного и таможенного контроля. Мне, жителю дальневосточного Благовещенска, сотни раз доводилось пересекать границу с Китаем. Огромное, строгого стиля здание китайской таможни в Хэйхэ, очередь российских граждан, поставленных в жесткие условия пограничных требований, металлические стойки с сидящими за ними пограничниками, рентгеновские аппараты, проверяющие ваш багаж, подкова металлодетектора, через которую вы обязаны пройти. Это таможня, к которой мы привыкли.
Выходим на американском берегу, нас встречает добродушный толстяк в черной форме (сам тоже, кстати, почти черный), который держит в руках список с нашими фамилиями. Открыв дверь багажника своего служебного джипа, американский офицер становится к нему, как к стойке, кладет туда список, и по одному берет наши паспорта. Мы, любопытной кучкой, окружаем офицера и наблюдаем за всей процедурой. Американскому таможеннику достаточно найти тебя в списке, чтобы поставить печать в паспорте. Если он затрудняется, мы помогаем, ткнув пальцем в свою фамилию, офицер улыбается и говорит: О, next. Все, больше никаких процедур проходить не надо. Welcome to America!
В это время пассажиры нашего судна толкаются на причале, рассматривают небольшие плавучие драги, с помощью которых добывают золото на номских пляжах. Не удивляйтесь, в Номе золото действительно добывают на пляжах. За два дня в этом небольшом городке мне довелось пообщаться с настоящими золотоискателями, подержать в руках самородки золота, посмотреть на золотой песок в аптечной мензурке, ну и конечно сделать массу фотографий, на которых запечатлены самые разнообразные драги, от маленькой двухметровой, до привычного для меня, плавучего завода.
Первое впечатление от Нома одинаковое у всех пассажиров нашего судна, с кем мне довелось, потом пообщаться. Ты попал в Голливуд, на съемки очередного американского вестерна на Диком Западе. Такие же домики, стойки баров, вместо краснокожих индейцев - живописные алеуты, и только современные автомобили сильно выбиваются из общей картины. Действительно, городок настолько сохранил свой колорит со времен первых поселенцев, что постоянно преследует мысль: все это - времена Джека
Лондона. Мне довелось наблюдать старые телеги, которые стоят во многих районах городка, и явно используются в качестве музейных экспонатов под открытым небом, железнодорожные дрезины с такой узкой колеей, что ты сразу понимаешь, они могли использоваться только на перевозке золотоносного песка, допотопные трактора и экскаваторы на паровом ходу.
Проходя по улицам Нома, обращаю внимание, что в этом небольшом населенном пункте часто попадаются музеи. Похоже, что жителям Нома интересна история своего края, что они гордятся свои прошлым. Об этом говорят не только здания различных музеев, но и те самые телеги на пляже, кости китов возле жилых домов, бюст Амундсена на одной из центральных улиц, фигуры золотоискателей на главной площади городка, и многие другие приметы, бросающиеся в глаза на каждом шагу.
На перекрестке встречаю столб с указателями многих городов нашей планеты. Ощетинившийся ежик табличек на столбе повествует нам о том, что до Лондона отсюда "всего" 4376 миль, зато до Сибири "целых" 164, а ближайшая русская земля - остров Ратманов (Большой Диомид по-американски), находится в 149 милях от центра Нома.
Совершенно случайно встретили в Номе нашу землячку из бывшего Советского Союза. Луиза, как называет себя эта милая, приветливая женщина, переехала на Аляску из Казахстана 10 лет назад. Ее муж - Билл приезжал в Казахстан по делам и увез Луизу в Ном. Женщина настолько рада встрече с соотечественниками, что ее трудно остановить, она говорит, говорит и говорит. Мы с трудом успеваем вставлять свои вопросы, но все-таки улавливаем главное, что Луиза довольна своим переездом в Америку. Она бесхитростно отвечает на этот вопрос, говорит: "Меня устраивает здесь материальная сторона. Разве смогла бы я в Казахстане отправить на учебу в университет двоих своих детей. А здесь я оплачиваю им учебу, и сами живем безбедно. Это, принимая во внимание, что у Билла свои трое детей". Из разговора с Биллом и Луизой я сделал вывод, что они не типичная американская семья, где не принято помогать взрослым детям (во всяком случае, такое представление об отношениях в американской семье у меня складывалось до сих пор из полученной за прожитые годы информации). Билл регулярно оказывает материальную помощь своим троим детям, хотя они все уже вышли из подросткового возраста и живут самостоятельно, причем, даже не в Номе, Луиза рассказывает об оплате учебы своим детям.
Может все это связано с тем, что Билл женился на русской? Может... Но не исключено, что мы просто мало знаем о средней американской семье, об их взаимоотношениях с взрослыми детьми. Общаясь со своими новыми знакомыми, я задавал массу вопросов, мне было интересно все: чем они занимаются, сколько зарабатывают, какой прожиточный минимум на Аляске.
Вот некоторые ответы на мои вопросы. Билл содержит крупную пиццерию, бизнес дает ему немалые доходы, так как пиццерия - одно из самых посещаемых заведений в этом городке. Покупка бизнеса пять лет назад обошлась ему в 2 миллиона долларов. Причем, купил он свое дело в кредит. Я спрашиваю Луизу, неужели вот так просто можно получить миллионный кредит. Да, действительно, отвечает она, это не сложно, надо только показать банку, что ты действительно покупаешь бизнес и что готов в нем работать.
В среднем, выручка одного дня - 5000 долларов, налоги, которые выплачивает Билл - это 5% от прибыли. Вот тут-то я услышал очень интересную информацию, оказывается, взимая ежемесячно с бизнесменов налог, государство, в конце года возвращает эти деньги обратно. Я не могу с уверенностью сказать, что это 100-процентная правда, не проверял в официальных источниках, но, с другой стороны, а какой резон американцам меня обманывать.
Прожиточный минимум на Аляске больше чем в остальных штатах и составляет примерно 2000-2500 долларов. Тем, кто зарабатывает меньше такого минимума, помогает государство. Очень удивил, даже поразил меня рассказ Луизы о магазине для малоимущих, где за товары не надо платить. Ты приходишь туда, берешь понравившийся тебе товар, но ничего за это не платишь. При этом ты никак не должен подтверждать свои доходы, точнее их отсутствие. Я спросил, может это только на Аляске так. Может это программа государственной поддержки малочисленных народов, но мои собеседники заверили меня, что такие магазины существуют по всей Америке. Но сами они такой помощью не пользуются. Действительно, было бы удивительно, при их ежедневном доходе около 5000 долларов.
На груди у Билла я заметил необычный кулон из золота, оказалось, что это добытый им самим золотой самородок весом 19 граммов. Нисколько от нас, не таясь, Билл вынес еще четыре самородка и аптечную пробирку с золотым песком. Он пояснил, что владеет небольшой драгой и моет золото в море возле Нома. Сейчас он сдает драгу в аренду, и арендатор отдает ему часть намытого золота, как я понял, из расчёта, примерно 4х6. На мой вопрос, что для него золотодобыча - бизнес или хобби, Билл, не задумываясь, отвечает, что конечно хобби. Золото они откладывают "на черный день". Конечно, в Номе много кто зарабатывает на жизнь, добывая золото на пляжах, но ему хватает доходов от пиццерии, а золото он дарит детям и хранит "про запас". Билл показал мне свои золотые часы, в браслет которых вставлены небольшие золотые самородки, рассказал, что такие же браслеты он сделал для детей.
Единственное, чего не хватает Луизе на Аляске - общения с земляками. Во всем городке, как она сказала, еще есть только одна русская женщина, но она настолько давно живет на Аляске, что уже практически не говорит по-русски. Как заметила моя собеседница - она уже американка.
За те дни, которые я провел в Номе у меня начало складываться стойкое убеждение, что все это как-то очень далеко от нашей российской действительности. Однако, встреча с местными любителями спиртного, которые живописной компанией расположились под скульптурной композицией, приглашающей посетить славный город Ном, сразу спустила меня с небес. Местные алкаши, весьма колоритно "разодетые", спящие на камнях и пьющие из одного стакана, ничем не отличаются от наших родных "бухариков".
В этот же вечер я выслушал рассказ одного из моих спутников, которому довелось беседовать с начальником местной полиции. Облеченный властью полицейский поведал, что не все так красиво в маленьком и тихом на вид городке. Шериф откровенно сказал, что его полицейские не ходят по улицам города без оружия, и все патрули только парные. Связано это с наличием большого количества оружия на руках у местных жителей, со свободной добычей золота, с пристрастием местных жителей к горячительным напиткам. Шеф полиции рассказал об аборигенах, которые совершенно не умеют пить, о бродягах и попрошайках, о драках и неумеренной стрельбе.
Конечно, при этом он говорил о том, что жители Нома редко закрывают свои дома, мало кто может сказать, где у них хранятся ключи от домов, что он не помнит случаев воровства среди местного населения. Однако, хорошая видеокамера, оставленная моим приятелем на лавочке центральной площади на 10 минут, не вернулась к своему хозяину. С другого моего товарища, за фотосъемку в помещении бара (причем не фото каких-либо посетителей или хозяев, а просто за фото интерьера) пытались вытребовать солидную денежную сумму, демонстративно набирая 911. Но, когда товарищ объяснил, что у него при себе всего пара долларов, никто не стал вызывать полицию, просто выказали свое неудовольствие и попросили удалиться.
Вот такие разные реалии жизни на Аляске сегодня. Для тех, кто склонен идеализировать Америку, могу сказать, что везде есть свои проблемы, свои трудности и свои явно негативные стороны, свои большие минусы и нисколько не меньшие плюсы. Любую страну надо рассматривать всесторонне и делать выводы, только пожив в этой стране достаточное количество лет. Не могу сказать с уверенностью, что у меня появилось желание жить в
США, но в том, что хочу побывать здесь снова, я убежден.