Рассматривая свои студенческие монохромные фотографии Екатерининского парка далекого 1978 года, часто вспоминалось все те яркие впечатления именно от того визита. И вот, спустя несколько десятилетий, представился случай сравнить впечатления уже очень взрослогоJ) человека о тех же местах. Именно с Царского Села начинался мой питерский вояж, потому что приют мой изначально планировался у родственников, живущих в Пушкине. Однозначно, в отличие от советских времён, добраться до этого пригорода оказалось удобней не электричкой, как в те времена, а автобусами 347, 286 от метро «Московская». Минут 40 дороги, 35 рублей - и я на месте.
Крайняя (суеверны таки не только авиаторы и моряки:) неделя апреля не раскрасила ярко зелёным цветом деревья парков, что, возможно, слегка снижало живописный эффект паркового ландшафта. Но были и свои плюсы - малолюдность в парках и особенно, отсутствие очередей в Большой Дворец позволяли, не торопясь, выбирать нужный ракурс съёмки.
Заранее я «закачал» в гаджет из инета неплохой аудиогид по Царскому селу, поэтому вполне комфортно и осмысленно мог осматривать это ландшафтное чудо. И описывать я буду этот поход вполне традиционно – от точки к точке, хотя и считаю такой традиционный вариант слегка скучноватым (ИМХО). Мой маршрут по Екатерининскому пейзажному парку начинался с его тыльной стороны, от Орловских ворот. Иное их название – Гатчинские, указывает исходную точку гатчинской дороги. Массивные брутальные мраморные блоки олицетворяют, видимо, мощь империи и её победы над чумой
Расположенная рядом с ними башня-руина выглядела как-то ненатурально, как двухцветная китайская поделка. (ИМХО). А ведь идея её была у авторов глубокая – это руины турецкой Порты. Мне представляется, что в прошлые годы она гораздо натуральнее вписывалась в пейзаж привычным кирпичным оттенком.
Следующие строения гораздо более порадовали меня тем, что красиво и правильно «прописались» в парке. Мистическая пирамидка и мостики, каналы и прудики подводили к зеркалу Большого пруда.
Мраморный мост, сооруженный из гранитных и мраморных плит и строгой колоннадой и особенно золотокупольное аккуратное строение восточного стиля – Турецкая баня, открывали чудесный вид на водное зеркало. Еще один «тычок» поверженной Турции – баня повторяет константинопольскую мечеть, и в её интерьере присутствуют вещи султана.
Возвышающаяся посредине пруда Чесменская колонна с рострами и орлом на вершине знаменует славные морские победы России. Достойное сооружение архитектора Ринальди устояло даже в войну несмотря на старания фашистов её разрушить. Действительно важная и трудная победа над турками волей государыни архитекторами восславлена в этих сооружениях полной чашей. Турки были повержены не числом, а уменьем! На берегу невдалеке расположился краснокирпичный ансамбль Адмиралтейства, полезный туристам расположенным там сервисными службами и информцентром. Там же узнал, что Эрмитаж пока закрыт, но открыты экскурсии в оба Дворца.
Регулярные, геометрически вычерченные по линейке дорожки Екатерининского парка вывели меня к небольшому зданию Эрмитажа – салону избранной элиты тех времен. Благородное сочетание охряной лепнины с голубизной стен вволю позволили насладиться внешним видом здания. Хотя было бы интересно взглянуть на интересные интерьеры с подъемными столами на второй этаж(!). Та еще механизация и автоматизация прошлых вековJ. Невдалеке строение, хотя и называемое Эрмитажной кухней, более похожее на ворота-портик.
Очень выигрышно выглядит морского стиля Грот и особенно виды от него на Большой Пруд. Жаль, что Камеронову галерею можно оценить только снаружи. (Хотя на старых фото 70-х мы рассматриваем её изнутри.)
Черные фигуры классических скульптур греко-римского стиля на гранитной террасе навевают на романтический лад.
Как-то очень естественным выглядит небольшой флигелёк Кухни-руины. Вкраплённые в фасады античные подлинные детали показывают, что архитектурная мода на «псевдоантичность» тех времен весьма спорна (ИМХО).
Мраморные белые скульптуры венецианских мастеров выигрышно выделяются на фоне деревьев и фасада дворца.
Главный «бриллиант» Екатерининского парка – Екатерининский дворец, оставил «на сладкое», и направился на осмотр Александровского парка. Чем-то более похожий на Павловский, этот парк более естественен и обширен, чем регулярный Екатерининский. Очень удобно было бы на велосипеде кататься по его дорожкам. Сам Александровский дворец громаден, но как-то более строг, без изысков. Мощная белая колоннада перед желтым дворцом задает ритмичный архитектурный образ.
Следуя карте, дальше попал на необычное место – Белую Башню. Внутри она продолжает реставрироваться и пока недоступна для посещений. А около неё расположилась очень необычная выставка (временная!) скульптур. Автор – Александр Таратынов, воспроизвёл в скульптурных группах несколько известнейших картин западноевропейских художников. Брейгелевские «Слепые», композиция «Рыцарь и смерть» Дюрера… Особенно привлекал рембрантовский «Ночной дозор». Два десятка характеров-фигур изумительно хороши. Обязательно к посещению! Позже увидел около «Горьковский» ещё один его многообъектный проект – «Мини – город». Несомненно достойно внимания.
Вездесущая «китайская тема» и несколько веков назад была модной. Начинается она Скрипучей беседкой с флюгером-флагом, раскрашенная совершенно в немыслимые для европейцев сочетания цветов, и открывает её еще в смежном Екатерининском парке. Обширное продолжение восточных строений – в Александровском. Несколько мостиков азиатского стиля, китайский театр. И самое таинственное, потому что недоступно для туристов место – китайская деревня. Прямо недоступный азиатский форт, с видеокамерами и охраной. Частная собственнось?! Так что только пагодные крыши и внешние стены достались мне как фотоприз.
Общее впечатление от обоих парков самое позитивное, Екатерининский регулярный садовый ансамбль удачно дополняется Александровским парковым естеством природы. Так что потратьте целый день, но посмотрите оба обязательно.
Апофеозом экскурсии, несомненно, была экскурсия с гидом по Большому Екатерининскому дворцу – творению Растрелли в стиле барокко. Трудно представить, сколько усилий приложили реставраторы и строители, чтобы за несколько десятилетий вернуть этот памятник мирового наследия после почти полного разрушения фашистами. Множество восторженных эпитетов этому строению лишь малой толикой отражают величие этого дворцового ансамбля. Один из несомненных «плюсов» не горячего туристического сезона – отсутствие многолюдного туристического конвейера. Поэтому уже через несколько минут, снабженная аудионаушниками, сборная группа вышла на туристическую тропу. Экскурсия с групповым радиогидом позволяла отчетливо слышать рассказ квалифицированного экскурсовода. Удобно. Большой зал стиля русского барокко сразу впечатляет всеми почти тысячью квадратных метров.
Сочетание позолоты с зеркалами, громады живописного плафона и паркетного рисунка сразу же настраивает на благоговейное восприятие тронного зала. Комментировать эти виды смысла не имеет. Их надо видеть. Замечу лишь, что залы авторства Растрелли мне как-то ближе, чем «камероновский» классицизм. (ИМХО). Мелкой ложкой дегтя в огромной бочке меда позитива экскурсии, была одна бесцеремонная семейная пара с долгими раздражавшими переговорами фотографировавшая друг друга на фоне каждого интерьера, совершенно не думая о других экскурсантах. Тот еще фотоальбом получится: «Мы … + какой-то дворец»:). Янтарная комната, единственное место, полностью запрещенное к фотографированию. Может это и к лучшему, глубже в памяти останется чрезвычайно специфический рисунок этого кабинета. Тем более, что тайны, связанные с этим шедевром, остаются неразгаданными по сей день.
Я намеренно не повторяю описания этой загородной резиденции русских императоров из буклетов и турсправочников. Каждый сам прочитает. Важнее ведь собственный фотовзгляд на эти диковинки. Даже если он всего лишь дополнит общую туристическую фотогалерею, уже наполненную миллионном снимков:)
P.S.
Предыдущие части питерского опуса:
1.Петербург & Питер. Мои знАковые места -1. http://www.ayda.ru/story20548-18856
2.Петербург & Питер. Мои знАковые места -2.http://www.ayda.ru/story20548-18921