Португалия началась для меня в особняке Маркиза.
Накануне вечером я прилетела в Лиссабон в 23:00 и оказалась в номере отеля ближе к полуночи. А на следующий день предстоял переезд в сторону Обидуша, на берег океана. Не хотелось в первой половине дня бессмысленно болтаться по улицам и площадям Лиссабона, мы сюда еще вернемся, чтобы изучить все с чувством и не спеша.
Я долго подбирала место, какое-нибудь красивое и типично португальское, куда можно было бы совершить компактную и не утомительную поездку перед тем, как покинуть "не тронутый" еще Лиссабон.
Наконец, наткнулась на рассказ о дворце Маркиза де Фронтейра (Palacio dos Marqueses de Fronteira), полистала фотографии.
Красивый парк, изящное строение, все выложенное бело-голубой керамикой, позитивные отзывы — кажется, то, что нужно.
Уточнила часы посещения:
Только с экскурсией по пол-часа: с 10-30 до 12-00
Нам в самый раз.
Адрес: Площадь Сао Домингуш де Бенфика(Largo Sao Domingos de Benfica)
Недалеко от вокзала Сете Риош (Sete Rios) нужно сесть на автобус №70
Можно доехать и на метро до станции "Зоологический сад", а еще проще на такси, быстро и не дорого.
К назначенному времени у ворот собралась самая разно-языкая публика, но администрация порадовала оперативностью — билеты продали быстро, и посетителей разделили на небольшие группы, выяснив предварительно, на каком языке они предпочитают слушать гида.
Выбор был такой: португальский, испанский и французский. Увы, не помню насчет английского ( мы сразу выбрали французский), но вот русского языка точно не предлагалось.
Мы прошли вовнутрь, и едва я успела заснять фонтан в "прихожей", как получила замечание. Дворец Фронтейра оказался первым (и единственным местом из всех, где мы впоследствии побывали), в котором нельзя фотографировать. Не знаю почему. Возможно, из-за того, что дворец находится в частной собственности и в настоящее время принадлежит двенадцатому Маркизу Фронтейру.
Вообще-то в жилые комнаты посетителей никто и не пускает, а те, что открыты для посещения — это ведь как музей. Но с кем тут спорить?
В любом случае, гид открывал помещения по мере продвижения группы и запирал каждое, едва группа успевала перейти в следующее. Не было возможности ни забежать вперед, ни отстать. И злостных нарушителей, вроде меня, в группе тоже не оказалось.
Так что добывать снимки было нелегко, и о качестве композиции думать некогда.
Кроме этой небольшой накладки, впечатления остались самыми наилучшими, и получили мы больше, чем ожидали. Это было не только первое прикосновение к традиционной и ярко-самобытной культуре Португалии, но и знакомство с интересной незаурядной личностью первого Маркиза де Фронтейра, с философией и мироощущением умного и талантливого человека.
В 1637-1668 годах шла война за независимость Португалии от испанской короны. Португальский главнокомандующий Жуан Де Машкареньяш был доблестным воином, и за свои заслуги был пожалован высоким титулом Маркиза де Фронтейра. Имя говорящее само за себя. В переводе на русский "фронтейра" — значит "граница".
Так что храброго Жуана вполне можно назвать маркизом-Пограничником.
На холме, недалеко от Лиссабона, новоиспеченный маркиз построил себе летний охотничий дом и окружил его садом в стиле итальянского Возрождения.
Землетрясение 1755 года, разрушившее почти весь Лиссабон, не пощадило и городскую резиденцию Фронтейров — семья перебралась в охотничий домик, и тот начал превращаться в роскошный особняк.
Примечательно, что Фронтейра, в отличии от других своих знатных современников, как утверждают, не тянул деньги из королевской казны, а обходился своими средствами — доходами от сельского хозяйства. По периметру сада невысокие стенки выложены плиткой со сценками ежедневных занятий его крестьян.
Внутри дворца самым значительным помещением является Зал битвы.
Здесь сохранился паркет... ну, как паркет, по-нашему настил, конечно, зато ему больше 300 лет.
Ковер тоже очень старинный.
А главное украшение Зала битвы —
изразцовое панно во всю стену, иллюстрирующее чуть не весь ход войны за независимость Португалии, в которой участвовал маркиз Фронтейра.
Такие панно, называемые азулейжу, от арабского слова "зулайжа" — маленький полированный камушек, — пришли в Португалию в 15 веке из мавританской Испании. Керамическими изразцами декорировали помещения и внутренние дворики в странах Востока, их использовали также в Голландии, Италии и даже в России. Но только в Португалии это искусство обрело столь небывалый размах, что стало по-настоящему неотъемлемой частью национальной архитектуры. Вот это азулейжу и есть то типичное, что мне хотелось увидеть в самый первый день по приезде в Португалию.
Во дворце Маркиза де Фронтейра его даже в избытке, здесь керамикой покрыты практически все поверхности.
Только вот в доме Фронтейра это азулейжу не совсем типичное, а для времени, когда жил Маркиз, даже совсем и вовсе не типичное.
Дело в том, что сюжеты, которые традиционно использовались для азулейжу в Португалии 17-го века, всегда носили религиозный характер. А своевольный Маркиз наполнил дом и сад плитками с изображениями фантастических персонажей и различных животных, знаков Зодиака, сценок сражений и повседневной жизни.
Охота
Обучение самурая. Вояка-Фронтейра самураев уважал
Многие картинки с юмором или скрытым смыслом, и абсолютно все сюжеты Фронтейра придумывал лично. И сам рисовал эскизы для плиток, составляющих панно. Очень любил рисовать кошек, плитки с "его" кошками теперь продают в сувенирной лавке дворца.
Самое интересное все же начинается вне внутренних помещений.
Великолепная дворцовая терраса, вся бело-голубая, украшена нишами со скульптурами богов.
Напротив ниш установлены скамеечки, укрытые тенью деревьев и облицованные плиткой с необычными сюжетами.
Центральная скульптурная группа символизирует качества, которые, по мнению Маркиза де Фронтейра, являются главными для развития человеческой души: Искусство, Страдание и Поэзия.
Современники его не понимали, даже осуждали за такую откровенную экстравагантность.
Что это за фантазии Маркиз себе позволяет в оформлении дома?
Ведь его может посетить и сам Король!
Конечно, дань уважения королевской власти во дворце Фронтейра явлена очень ярко — вдоль всей центральной части парка тянется, отражаясь в пруду Галерея королей. Строение изысканно украшено плиткой с изображениями всадников в придворных костюмах и шляпах, вдоль галереи расположены ниши с мраморными бюстами португальских правителей. В воде скользят элегантные черные лебеди и поблескивают цветные спины карпов.
Галерея королей выглядит по-настоящему парадно, возможно, роскошнее даже самого дворца.
А все же гордый Фронтейра и здесь проявил характер. Вояка в душе, он уважал лишь тех правителей, что участвовали в каких-либо войнах за Португалию.
Только их бюсты и поставил.
Но Маркиз де Фронтейра был властью любим, и король его дворец действительно посещал.
Тут есть интересная деталь : по обычаю, после приема короля вся посуда, на которой он ел, разбивалась, чтобы никто не мог воспользоваться ею снова.
Фронтейра осколки не выбрасывал — из кусочков благородного фарфора и дорогого цветного стекла вкупе с кусочками перламутра и ракушками была составлена необычная мозаика для украшения часовни.
Эта старинная часовня конца XVI века находилась рядом с охотничьим домиком Фронтейра. При постройке дворца часовня была обновлена и так вот оригинально украшена. Внутри капеллы находится рождественский вертеп. Считается, что вертеп сделан одним из самых великих португальских скульпторов всех времен — Машаду де Каштру.
Из часовни по крытой лестнице можно спуститься к гроту. Это строение, стоящее тенистом уголке Сада Венеры, тоже изысканно украшено мозаикой.
Грот в комплексе с фонтаном носят название Дом Прохлады (Casa do Fresco).
Струи воды из фонтана и из расположенных по периметру бортиков создают как бы шатер из прохладной взвеси перед гротом, и в этой части сада температура всегда градусов на 10 ниже. Купидоны, оседлавшие дельфинов, тогда словно бы летят в морских брызгах.
Увы, фонтан держат выключенным, и гостям приходится использовать только воображение, слушая рассказ гида.
Напоследок нам остается осмотреть дворцовый парк. И сказать спасибо:
Спасибо Вам, Маркиз, за дворец, что Вы построили и оформили, нестандартно и смело выражая собственное видение этого мира. Спасибо за Ваши рисунки, через которые сквозь все прошедшие века, Вы продолжаете рассказывать нам о Португалии и своем мировоззрении.