Стояла жаркая и душная южная ночь. Лягушки и цапли орали отчаянно. Им вторил разноголосый оркестр сверчков и кузнечиков – маленьких полуночных скрипачей. Где-то далеко в заснеженной Москве часы на Спасской башне пробили двенадцать. Сейчас там разливают шампанское, слушают новогоднее обращение президента и смотрят салют. А мы, сидя у костра на берегу озера Тана, что в Северной Эфиопии, встречаем Новый год по-своему.
Вместо шампанского – местное вино, вместо Курантов – наручные часы, ну и пара хлопушек нашлась. Здесь собралась небольшая компания туристов из разных стран Европы. И хоть они совсем не похожи на нас, но именно в этот момент они кажутся ближе, ведь мы отмечаем наш общий праздник, который для эфиопов вообще ничего не значит. У них все не как у людей: в году 13 месяцев, сутки начинаются не в 12 часов, а с рассветом. Но про это позже…
Сразу после первой поездки в Африку появилось горячее желание вернуться туда снова. Слишком много интересного там осталось. Однако Эфиопии в списке планируемых мест не было и близко. Но так получилось, что один мой знакомый, съездивший туда по работе, вернулся в полном восторге и заразил меня идеей. Что ж, пусть будет Эфиопия, и вот, три года спустя, в том же составе мы вновь ступили на землю Черного континента.
Я неспроста назвал Эфиопию Средиземьем. Есть гипотеза, что Толкиен, придумывая свой мир, использовал в качестве основы карту этой страны. Правда, сам он это отрицал, но уж больно много совпадений, чтобы быть случайностью. Здесь есть Гондар, Рохан и Шир. Город Бахр-Дар при небольшой доле фантазии превращается в Барад-Дур. Пещерные храмы Лалибелы очень напоминают Копи Мории, а гористая пустыня на северо-востоке с клокочущими вулканами и озерами кислоты, куда мы так и не доехали по причине нехватки времени – это настоящий Мордор.
Эфиопия встретила нас ярким солнцем, пестрой смесью запахов и огромным количеством народа на улицах. Все-таки 80 миллионов многовато для относительно небольшой страны.
К сожалению, мы не учли этого, когда планировали поездку. Предполагалось, что мы, как обычно, будем жить в палатке. Но оказалось, что это совсем не просто – найти где-нибудь относительно тихое и безлюдное место.
В итоге мы всего пару ночей провели на природе, остальное время жили в отелях. Отели по нашим меркам более чем скромные, с тараканами и сомнительной чистоты бельем; горячая вода – это вообще недоступная роскошь. Ну да ничего – мы сюда не за этим ехали. Отдельного упоминания заслуживает местная еда.
Основное блюдо здесь инжера – большая лепешка из кислого теста. Она же тарелка, она же салфетка, ложка и т.п. На нее укладывается мясо, рыба, овощи – все очень острое. Отрываешь кусок лепешки, ухватываешь им начинку и ешь. По традиции хозяин кормит гостя своими руками. Не скажу, что эта традиция мне понравилась, но в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Мы обработали нашим новым друзьям руки спиртовыми салфетками и позволили себя покормить.
Ну и, наконец, сами эфиопы. На мой взгляд, это самая приставучая нация в мире. На улице нам просто не давали прохода. Как назло, все они довольно прилично говорят на английском, так что отвязаться тяжело. Просят денег, что-нибудь подарить, просто пообщаться. Ни один не проходит мимо. Большим спросом пользуются пластиковые бутылки. Стоит только поставить на землю – она волшебным образом исчезает.
Никто ничего не делает бескорыстно, за любую, самую маленькую услугу требуют денег.
Под конец это начало сильно напрягать и раздражать. При всем при этом должен отметить, что нация очень дружелюбная и мирная. Ни одной конфликтной ситуации за время путешествия не было.
Еще эфиопы очень ленивы. «Лучше умереть от голода, чем от работы» – эта эфиопская пословица как нельзя лучше характеризует нацию.
При наличии огромного потенциала для развития аграрного сектора (отличный климат, почвы, влага – можно убирать по три урожая в год) они еле сводят концы с концами. Обилие нищих поражает. Но, что самое удивительное, их это ни сколько не напрягает. Они живут, радуясь солнцу и жуя какие-то якобы дарующие просветление листья (мы пробовали – полная ерунда). Никто ничего не хочет делать. Тяжелую работу выполняют, в основном, женщины. В общем, нация лентяев и раздолбаев. Только здесь могут менять колесо на автобусе больше 6 часов. И только здесь вам могут продать билет на самолет, который уже улетел.
Интересно, что этот настрой заразителен. Под конец путешествия мы так наэфиопились, что влиться в привычное русло жизни было непросто.
По количеству диких животных Эфиопия значительно уступает соседней Кении, но это и понятно – люди вытеснили их с привычных мест обитания. Только в горах на севере и на южных озерах можно встретить представителей крупной фауны. Нам удалось увидеть только три вида обезьян (бабуинов-гелад, колобусов и зеленых мартышек), одногорбых верблюдов и бегемотов.
Зато обилие птиц просто поражало – марабу, пеликаны, фламинго, бакланы, орлы, цесарки, грифы, цапли, птицы-носороги и другие, названий которых я не знаю. Это настоящий рай для орнитолога.
А еще это край потрясающей красоты ландшафтов: причудливых гор, бескрайних саванн, озер, водопадов.
Эфиопия – старейшая христианская страна на земле. Более того, они исповедуют православие, на свой лад, конечно... На севере страны сохранилось много архитектурных памятников прошлых веков – монастыри, храмы, мечети.
Особенно впечатлил замок 17 века в Гондаре.
К сожалению, нельзя объять необъятного, и за те десять дней, что мы были в Эфиопии, мы успели посмотреть только малую часть достопримечательностей. На следующую поездку оставили дальний юг с дикими племенами и крокодилами и вулкан Далол с кипящими озерами серной кислоты.