-Ты что, фотошопом их обработала, чтобы под импрессионистов "закосить"?
— Нет, — говорит, — я просто там ходила и снимала, причем вот этим самым мобильником...
В ту же минуту я поняла, что обязательно поеду, чтобы увидеть этот сад, не знаю когда, но непременно!
О Живерни трудно написать, не сбиваясь на восторженные эпитеты, взахлеб и с придыханием, рискуя, что все повествование сведется к некой единой строке, вроде:
Ой, цвето-о-о-чкиииии!!!!!
Как вариант, здесь просится фотоальбом, ведь впечатления от Живерни — это, прежде всего, мощный визуальный ряд.
И все же попытаюсь дать хоть сколько-нибудь практической информации в процессе непрерывного засыпания читателя цветами.
Клоду Моне посчастливилось прожить долго и получить признание еще при жизни, именно он определил художественное направление импрессионизм и ввел в обращение сам термин.
Моне много колесил по французской провинции в поисках вдохновения, посещал живописные деревеньки, столь славные своими пейзажами, а потом обосновался в Живерни, где приобрел усадьбу с садом.
В Живерни Моне прожил более 40 лет, и виды сада многократно запечатленные на его холстах, неизменно становились классикой.
Вот в этот розовый дом с зелеными ставнями и устремляются теперь нескончаемые потоки туристов, желая увидеть своими глазами место, где Клод Моне творил свои шедевры.
Живерни находится в 80 км от Парижа, с вокзала Сен Лазар нужно взять билет до станции Вернон. В день отъезда стоимость билета в один конец ( на 2014 год) примерно 15 €, интервал между отправлениями поездов — раз в два часа.
В Верноне прямо перед выходом с вокзала пассажиров ждут автобусы-шатлы, время их отправления привязано к расписанию поездов Париж-Вернон и обратно, то есть опять же раз в два часа.
Бюджет поездки (поезд шатл вход в музей) примерно 60€, можно сэкономить на билетах, если их брать заранее в интернете, а можно увеличить стоимость за счет посещения еще одного музея ( музей импрессионистов) в Живерни.
Стоит знать, что существует комбинированный билет на посещение дома-усадьбы Клода Моне и галереи Оранжери в Париже, но никакой скидки такой билет не предоставляет.
И последний "сухой" факт: можно положить на посещение Живерни ровно 2 часа, то есть как раз интервал времени до приезда следующих автобусов-шатлов, но надо учесть, что очередь в дом Моне как правило огромна, и движется медленно. И тут уж как повезет... можно простоять и больше часа.
А теперь — только о красивом!
Красота начинается сразу, едва вы попадаете в Живерни. Вся деревня с успехом старается быть этаким цветочным музеем.
Стены домов увиты зеленью, повсюду клумбы, изящные маленькие парки и цветочные лавки. Сувениры все определенной тематики — живопись либо садоводство, все очень ярко.
Современные художники по-возможности тоже стремятся заиметь в Живерни мастерскую, все же публика сюда прибывает не случайная, интересующаяся искусством, значит выше шанс что-то продать из работ.
В деревеньке продают мягкое мороженное с тележек и в обеденное накрывают столы ресторана в беседке и на поляне среди цветущих деревьев и кустов.
В общем, помимо сада-музея, можно приятно провести время в самом Живерни.
Но сад — это, конечно, главное!
Моне сам растил его, а знакомые художники, зная его страсть, привозили в подарок семена разных экзотических цветов.
Стройности клумб и четкости линий нет и в помине. Сад безалаберен и не причесан.
Глаза любуются каждым отдельно взятым цветком, но попытка охватить общий план вызывает некоторую растерянность.
Но похоже, что именно в этом чудо и секрет. Моне считал, что художник должен видеть не формы предметов, а цветовые пятна, и их наносить на холст.
Для пробы я беру одну из своих фотографий, на которой глаз мой, ищущий порядка, не может ничего разобрать, собираюсь уже удалить...и "порчу" ее еще больше, размывая формы и контуры фотошопом. И что выходит?
Вот теперь я не могу выбрать, какую из фоток сделать на время обоями у себя на экране!
Я не случайно употребила в названии заметки настоящее время — этот сад творит чудеса. Он сводит с ума пристальные глаза и бездушные линзы фотокамер. Но художник, даже посредственный, наверно напишет в этом саду свою лучшую картину.
Небольшой туннель ведет из сада к слегка заболоченному озерцу.
Последняя "спокойная" картинка — лодочка возле бамбуковых зарослей.
А дальше — сумасшествие цвета !
Кувшинки еще не распустились, но апрель уже расцветил все вокруг неистовыми красками.
Наверно, талантливые люди видят все вокруг как-то иначе. И каждый из них, прежде чем покинуть этот мир, изменяет его, добавляет толику красоты.
Клод Моне оставил после себя великие полотна.
Но не менее удивителен, по-моему и этот его скромный дар потомкам — волшебный сад, выращенный руками гения