Билеты на поезд я заказала еще из дома. Во-первых, потому, что через интернет они стоили 22 евро, что ровно в 2 раза дешевле нормального тарифа, а во-вторых, чтобы не было "пути назад" — ведь намеченная для поездки программа не влазила ни в какие временные рамки, и было ясно, что придется чем-то пожертвовать. И это мог быть как раз Амьен. А очень хотелось его увидеть, и я сожгла мосты к отступлению, установив дату отправления на первый же день после приезда в Париж.
И вот замечательно удобный, купейный поезд уже мчит нас с Северного вокзала, обещая всего через час прибыть в Амьен.
Почему Амьен? Причин несколько. Ну, во-первых Амьен — столица Пикардии. По-французски Пикарди ( с ударением на последний слог) звучно, мелодично и заманчиво.
Во-вторых, в Амьене находится Amiens Cathedral — готический Собор — один из крупнейших и известнейших во Франции.
А третьей, но для меня не менее важной причиной было желание увидеть амьенские каналы на Сомме и ортилонаж.
Прогноз погоды пророчил жуткий холод ( 11С для меня холодно) и дождь. К счастью, синоптики нас обманули! День был прохладным и солнечным, а вокруг — настоящий апрель, и на душе тоже.
Поездка протекала замечательно, мы наслаждались, глядя из окон на живописную дорогу среди желто-зеленых полей, с разбросанными тут и там городками и деревушками.
Хорошо, что не было контролеров, и мы даже не узнали о том, что едем без билета. Оказывается, полученные мной по интернету документы только подтверждали факт заказа и оплаты билета, а получить оный следовало перед поездкой в вокзальном автомате.
Как бы то ни было, но мы безмятежные и довольные прибыли на Амьенский вокзал, и первое, что бросилось в глаза — приятный сюрприз — высоченная башня у вокзала, видная из любой точки города. Она послужила нам великолепным ориентиром для прогулок по Амьену, помогавшим в течение всего дня.
К центру от вокзала ведет симпатичная улица Нуайон. Город вообще приятный. Красивые здания, магазины и парки. Деревца вдоль центральных улиц связаны ветвями, листочки только пробиваются, летом, должно быть, это зеленая сплошная стена.
Сразу бросилось в глаза огромное количество молодежи — у школьников начались пасхальные каникулы.
Думаю, школьников привозят сюда группами, ради изучения истории, во время Первой и Второй мировой войны вблизи Амьена, на реке Сомме шли серьезные сражения, сейчас там есть мемориал, а в центре города — памятник героям.
Амьен сильно пострадал во время последней войны, так что основная застройка в городе современная, хотя и очень симпатичная.
Главная же достопримечательность Амьена — Собор. И начать экскурсию в любом случае придется с Соборной площади, так как туристический центр, где можно разжиться картой для прогулок по городу, находится именно там.
Значит, начинаем с главного.
При том, что Амьен был почти полностью разрушен во время Второй мировой войны, его жемчужина — готический Собор Богоматери, к счастью, потерпел лишь незначительный урон.
С 1981 года Cathédrale Notre-Dame d'Amiens входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Наряду с соборами Шартра и Реймса, Амьенский собор считается эталоном чистейшей готики.
Это также один из крупнейших соборов Франции. И по объему в него, якобы могут поместиться два парижских Нотр-Дама.
Первый камень в основание храма был заложен в 1220 году.
Переписывать из доступных всем источников цифры, имена архитекторов, габариты и различные даты я не буду, а постараюсь передать свои личные впечатления и показавшиеся наиболее интересными сведения.
Фасад собора становится виден уже с прилежащих улиц, его резной рельефный орнамент сразу поражает обилием скульптуры.
Четыре яруса, Ажурная галерея и галерея Королей (ряд более чем 20 величественных статуй), а в центре — великолепная классическая готическая роза.
Вход в собор окружают фигуры апостолов и святых.
Портал Золотой Богородицы
Фигурка Богородицы изначально была золотой
Мне было интересно узнать, что первоначально скульптуры фасада были раскрашены в красный, зеленый и голубой цвета. Почему-то специалисты считают невозможным вновь раскрасить фасад краской. Но по вечерам начали использовать цветную подсветку.
фото из интернета
Снаружи храм украшен так затейливо, что зайдя внутрь сначала ощущаешь особую скромность отделки. Прежде всего это впечатление возникает из-за огромного внутреннего пространства и почти полного отсутствия витражей. В XVIII веке революционные граждане, вдохновленные лозунгом Вольтера «Убей гадину!», переколотили их камнями.
Но стоит увидеть витражи в самой дальней части собора, у алтаря и просто замираешь, зачарованный переливчатым сиянием. Такой неземной свет, да под соответствующую музыку даже атеиста заставит испытать некий восторг. Что и говорить, при строительстве готических соборов работали незаурядные мастера, умевшие распределить потоки льющегося из витражей приглушенного освещения так, чтобы само собой возникало нужное, возвышенное настроение у молящихся.
Признаюсь, внутри собора я очень скоро начала чувствовать себя не как в храме, но как а музее. Этому особенно поспособствовало наличие при главном входе огромного стола, где как в хорошем тур-офисе под стеклом были разложены фотографии различных объектов и мест в соборе, указано их расположение и даны необходимые описания для посетителей.
Фрагмент стола с объяснениями
При помощи этого стола, например, довольно быстро удалось обнаружить главную реликвию — часть черепа, то есть главы Иоанна Крестителя.
В 1206 году во время крестового похода и разграбления Константинополя, эта глава была вместе с блюдом привезена в Амьен одним из участников похода. Предполагают даже, что это и стало одной из причин сооружения такого монументального собора, чтобы обеспечить реликвии достойное ее местонахождение.
Скульптур и картин в амьенском Нотр Даме обнаружилось немало, это только поначалу интерьер кажется намного скромнее наружного великолепия. На ограде клироса чудесные, просто живые скульптурные группы.
Еще одна знаменитая особенность храма — черно-белый лабиринт на полу, длиной 234 м, который верующие должны были преодолеть на коленях на своем пути к алтарю.
Вдоль всего нефа, на полу которого выложен лабиринт, располагаются богато украшенные капеллы. В нескольких капеллах похоронены епископы, при жизни которых был построен собор. Их усыпальницы декорированы бронзовыми надгробиями (XIII век).
Рядом с порталом Золотой Богородицы сохранился фрагмент старинной фрески
На площади у Собора сохранились старые дома, и, повторюсь — тур. офис, очень важно взять у них карту, гулять с ней намного удобнее
Ну, и напоследок мой самый любимый ракурс — вид на Амьенский Собор со стороны Соммы.