Плакаты на улицах Лимассола буквально кричали: "У нас нынче винный фестиваль - заходите на огонек, трезвым никто не останется!" Грех пропустить такое приглашение, тем более, что еще в самолете мне все уши прожужжали о волшебном даре Кипра - вине Коммандария и неподражаемой самогонке Зивания.
Но в день прилета добраться до пиршества Бахуса не удалось - незнание города сыграло злую шутку: силы раньше покинули меня, чем я добрел до праздника. Зато в субботу, когда я был полностью готов приобщиться к разгулу духа и тела, сияющая вывеска "Винный фестиваль 2009", глядящая прямо на Средиземное море, приветливо подмигнула и мне. Облегчив кошелек на 5 евро, очутился я в городском парке, все его дорожки были запружены тысячами посетителей, которых объединяло одно - в руках каждый держал бокал или даже пузатую бутылку с вином.
У входа, как водится на самых почетных местах, располагались стенды наиболее именитых винных компаний острова. Среди них по-особенному выделялся Loel - старшее поколение наверняка вспомнит неимоверно вкусный Кипрский мускат этой фирмы, который внезапно появился в Москве в конце 70х. Вокруг располагались еще три конкурента, причем, чем солиднее была фирма, тем важнее и чванливые вели себя ее виночерпии.
Что приятно, весь ассортимент, который экспонируют производители, можно тут же продегустировать, правда, наливают по чуть-чуть (грамм 10-15), лениво и с неодобрением посматривая на туристов. Сухие вина (за исключением французских), я как-то не очень уважаю, поэтому сразу приступил к дегустации легендарного кипрского брэнда - Коммандария, которому уже более 3000 лет. Киприоты справедливо гордятся, что название этого десертного вина и технология изготовления до сих пор не изменились - надо собрать черный виноград, три дня подержать его на солнце, затем неделю в тени, а потом забросить гроздья в дубовые бочки. За это время гроздья чуть подвяливаются, а концентрация сахара в ягодах достигает максимума. Только после этого можно давить сок и готовить вино, в идеале оно должно получиться очень густым, сладким и чуть терпким, а после изготовления хранить божественный напиток можно целый век. На самом деле, никто не хранит его целое столетие, однако, при рождении ребенка счастливый отец закапывает огромный глиняный чан с вином в землю и открывает его только на свадьбу ребенка. Перепробовав десертный напиток у всех производителей, на мой неискушенный вкус самым лучшим оказалось вино фирмы КЕО, именно его я привез на родину. Они же, кстати, выпускают и пиво, однако его вкус далек от идеала, поэтому лучше брать импортные сорта.
Понравившиеся вино можно сразу купить, цены - 4-11 евро за бутылку. Лучшие сорта разбирают очень быстро, я замешкался (не хотел таскать с собой бутылку), глядь, а полюбившегося сорта уже нет на прилавке – не зевай. Впрочем, это не проблема – во всех магазинах острова огромный выбор местных вин, по ценам ненамного выше фестивальных.
Однако, вернемся к народу: если брэндовые фирмы наливают по чуть-чуть, то их конкуренты, располагающиеся в глубине парка в небольших шатрах-павильонах, разливают всем желающим молодое вино без всякого скупердяйства. Если подал бокал - тогда до краев, если бутылек - то по самое горлышко, взмыленные виночерпии не успевают метаться от прилавков до кранов. Что и говорить, молодое вино хорошо разогревает кровь, и неповторимая атмосфера расслабленности, бесшабашности и единения парит на толпой, захлестывает и обволакивает всех участников. Большая часть гуляющих - это киприоты, причем приходят они сюда всей семьей: начиная от седых и порой сгорбленных жизнью бабушек, и кончая младенцами, мирно сопящими в своих колясках. Треть киприоток беременны, видать, у них здесь бэби-бум приключился. Будущие мамаши совсем не чураются принять чарочку сухонького, похоже, девиз "50 граммов нашему ребенку не повредит» - здесь уместен как никогда.
Как обычно за границей, на этом празднике жизни присутствуют русские - как же без нас тут обойдутся? Очень занятно их послушать: седеющий товарищ с жаром втолковывает своей благоверной: "Маш, а Маш, мы же по 5 евро заплатили, надо ведь отработать по полной...! Другой - помоложе, философствует - "Тань, странно все здесь - с 8 до 10 бесплатно наливают - пей, не хочу, а до сих пор пьяных нет, никто на газонах не валяется, да и драк что-то не видно. У нас бы после 10 все равно бы водкой побежали догоняться...!"
В центре парка над толпой возвышается огромная фигура грека-киприота с бутылкой и виноградной гроздью в руках - это символ праздника (даже на рюмках есть его изображение). У его ног примостилась эстрада, на которой, сменяя друг друга, выступают музыканты. Поют здорово - душевно, народ, подогретый спиртным, с удовольствием подпевает, подхватывая каждую новую песню, а потом и вовсе пускается в пляс, причем первыми в вокруг выходят седовласые, но еще очень крепкие дедки, затем к ним присоединяется люд помоложе. Пляшут здорово - это совсем не те пляски, которые можно видеть у нас, когда пьяные плясуны, с трудом координируя непослушное тело, пытаются изобразить зажигательную "цыганочку". Здесь движения танцоров уверены, красивы и точны, а алкоголь лишь добавляет блеска и задора в их искрящиеся черные глаза.
Пляшет и стар и млад, такое чувствуется единение, что аж завидки берут: народ, который умеет так аккуратно пить и после этого от всей души культурно веселиться, вызывает самое искреннее уважение. Полиция, кстати в парке тоже есть, но ее совсем мало и она почти незаметна, да и зачем? - пьяных нет, все на ногах хорошо держатся, нетрезвых возгласов «ты меня уважаешь?» - тоже нет. Люди отдыхают, от души веселятся и развлекаются - здорово это.
На площадке установлен огромный деревянный чан, в нем пожилой киприот, пританцовывая под заунывную музыку, голыми ногами давит виноград нового урожая. Любой желающий может присоединиться к нему, особенно женщины усердствуют – сильно им интересно с настоящим киприотом-виноделом станцевать сиртаки на свежем винограде.
На другой сцене стол установлен, на нем десяток микрофонов и бутылка около каждого. Сели мужики, по стаканчику приняли, и песню затянули, мелодично поют, а те, которые с гитарами, им подыгрывают, народ вокруг толпится, тоже подпевает. Вдоль аллей шатры раскинуты - чего только там нет: фрукты заморские, сладости восточные - лукумы, чучхелы, козинаки и орехи засахаренные на прилавках теснятся, рука невольно к кошельку тянется, все попробовать хочется. Над всем парком витает одуряющий рыбный запах - вроде как селедку жарят, аромат очень сильный и резкий, в тоже время очень привлекательный. Потом пригляделся - вовсе и не следка это, а совсем наоборот - ставрида.
По дорожке семья двигается – знойная киприотка беременная, за ней отец семейства с коляской, а вслед мальчуган, лет 11 от роду, в руках пузырек сухого непочатый тащит, пока папка отвернулся, отхлебнул немного, морщится - для него это пока гадость - всему свое время. Вообще-то детям, несмотря на поздний час, в парке раздолье - электромобили, качели, и другие развлекушки в их полном распоряжении, пока родители напитки дегустируют и дружески беседуют.
В глубине парка стоят десятки столов, белыми скатертями покрытые, а рядом с ними дымятся огромные жаровни. Раскрасневшиеся от жара повара со слезящимися от дыма глазами выхватывают из огненных углей полутораметровые шампуры-шпаги, на которых теснятся куски аппетитно шкворчащего шашлыка. Выбор на любой вкус - баранина, свинина, курица, ливер. Баранина здесь наиболее уважаема, потому и самая дорогая - 11 евро за порцию, приготовлено, надо сказать очень неплохо, хотя в ресторанах на набережной еще лучше. Порции на Кипре, надо заметить, огромные – одну взял и наелся до отвала, да и вкусно как – это вам не Хорватия. Повара, официанты и кассиры крутятся, как белки в колесе: аппетит у отдыхающих после винотерапии просто зверский. Ароматные дымы возносятся в небо и растекаются по парку. Сытно и вкусно поел, выпил чарочку, погулял, послушал музыку, глядишь - опять голоден, и пошел по второму кругу.
А развлекательная программа продолжается: на сцене мужичек, похожий на Депардье, "наяривает" на бандуре, а девчонка, похожая на мою племянницу, распевает киприотские песни, очень похожие на турецкие – дежа вю какое-то, только очень приятное. Обстановка такая располагающая, незаметно сам начинаешь притопывать в такт незнакомым ритмам и ноги в пляс просятся.
К концу вечера народ разогрет очень хорошо, но нет даже намека на агрессию, лишь дружеские взгляды и доброжелательные улыбки вокруг. Перед уходом всех поджидает сюрприз - на каждый билет положена бесплатная бутылка сухого вина известной фирмы КЕО. Обвешанные позвякивающими пакетами, усталые и хмельные, но при этом исключительно довольные, участники фестиваля разбредаются домой. Их фигуры глотает душная и темная кипрская ночь, оживляемая лишь неверным светом неправдоподобно большой луны. Сегодня праздник удался на славу, завтра люди опять соберутся на этом месте, они будут пить, гулять и радоваться жизни, фестиваль проводится уже 48 раз, и это не предел. Наверно, не зря Лимассол называют самым веселым городом Кипра, - умеют здесь весело погулять, ведь Винный фестиваль далеко не единственный, который устраивают здесь.
А что же Зивания?, спросит внимательный читатель – попробовать ее в парке так и не удалось, фестиваль то винный оказался, а не самогонный!