Древние храмы и вечные пляжи. Таиланд — Камбоджа — Таиланд. 12.09–01.10
«Недавно гостил я в чудесной стране…»
почти Ж. Агузарова
Маленькое вступление на тему сокращений, курсов валют и т. д.
ЛП — Lonely Planet, самый шикарный путеводитель, ездить без которого неудобно, и главное — неинтересно. БКК — Бангкок, потому как, если вспомнить классику, то можно сказать, что просто Бангкоком его звать надоело, а «Неприступный город ангелов, Вечное сокровище, Величественная столица мира, одаренная девятью драгоценными камнями, подаренная Индрой и построенная Вишнукарном, Счастливый город, полный изобилия Королевский Дворец, Божественная обитель, где царствует перевоплощенный Бог» — слишком кисло, поэтому пусть будет просто БКК. БА — Bangkok Airways — единственная авиакомпания, летающая на Самуи, поэтому пришлось пользоваться ее услугами, а она явно не самая дешевая. 7/11 или Seven-Eleven — сеть круглосуточных магазинчиков с широким ассортиментом самого необходимого товара — от пластыря и зубной щетки до колбасы, печенья и сладких плюшек. Плюс ко всему, там самое дешевое пиво. Курс бата на тот момент был около 32,70 — 33,00 за доллар, сколько это в рублях, если интересно, считайте. Интернет в БКК — 10 бат/15 минут, причем местами рядом с компьютерами стоят автоматы, бросаешь туда монетку, счетчик пошел. Телефон в БКК — 15 бат/мин звонок на городской номер (в Москву), 20 — на сотовый.С чего бы начать? Наверное, с того, что стандартных трех недель, которые я обычно проводил в Таиланде, мне катастрофически не хватало. Поэтому в этот раз я ухитрился распорядиться с отпуском так, что при прибавлении к нему новогодних праздников у меня вышло почти сорок дней, которые я с преогромным удовольствием и провел в этой удивительной и не надоедающей стране. Забегая вперед, замечу, что и сорока дней было мало, но желания и возможности — вещи разные.
Поняв, что эти дни надо потратить с толком, так, что бы потом не было больно за бесцельно потраченное время, я как-то вечером открыл изрядно потрепанный тайский ЛП, и начал пристально смотреть на карту Таиланда, пытаясь сообразить, где я еще не был. Пятиминутное пристальное изучение карты никакого толкового результата не принесло, поэтому пришлось делать по-другому. Тыкаю в карту пальцем. В этом городе я был? Нет. Так, открываем путеводитель, и смотрим, что там есть интересного. Ничего? Хорошо, тыкаем в другой город. Таким образом, у меня уже ближе к ночи сложился некий маршрут, который при последующей доработке, стал таким:
Лопбури — один день Канчанабури — два дня Нанг Ронг (небольшой городок на востоке Тая, недалеко от Камбоджи) — два дня Ко Мак — девять дней БКК — три дня Камбоджа — Сием Рип — четыре дня Ко Панган — две неделиКамбоджа была выбрана по той причине, что все равно было нужно куда-то улететь, что бы продлить тайскую визу, которая дается на месяц, был я там давно, и очень мне хотелось вернуться и посмотреть на храмы еще разок. В самом БКК я тоже всегда был или проездом-пролетом, или ночь перед отъездом, поэтому на столицу было выделено отдельное время, о чем я потом ни минуты не пожалел, не смотря на то, что я всегда думал, что не люблю БКК. В этом я ошибался.
Очень удачно, и если честно, то совершенно случайно, я подхватил дешевые билеты на Трансаэро, хотя обычно летал туркменами. Потом, изрядно понасиловав сайт БА я все-таки нашел как, и главное — где заказать Discovery Airpass — там билеты дешевле, чем на стандартные рейсы. За аирпасс по маршруту БКК-Сием Рип, Сием Рип-Самуи, Самуи-БКК я заплатил около 11 тысяч рублей. Факт в том, что основное количество международных рейсов по этому предложению стоит 100 долларов, внутренние — по 75. Сравните с ценой на регулярные рейсы, и все сразу станет понятно. А суть этого аирпасса в том, что нужно единовременно заказывать не менее трех перелетов.
Еще одна вещь, которую я сделал заранее (что раньше никогда не делал) — забронировал себе жилье на Пангане, исходя из предположений, что на Новый Год там может быть напряжно с жильем, а встречать Новый Год просто сидя под пальмой я был явно не настроен. После пристального изучения этого не маленького острова, я выбрал пляж, а потом уже и гестхауз, который казался достойным для двухнедельного проживания. Списался, заплатил 50% карточкой через какую-то платежную интернетовскую систему, и стал заниматься самым сложным делом — ждать третьего декабря.
Бангкок.
«Эй, товарищ, кто здесь крайний,
Я хочу в авиалайнер…»
А. Розенбаум
На момент моего отъезда в места благословенные я был настолько убит работой, ожиданием, не самой лучшей погодой и т. д., что и отъезд, и перелет, и начало БКК прошло для меня как во сне. Никаких эмоций, никакого интереса, как будто еду на дачу, да и то без особого желания.
Таксист с радостью отвез меня до гостиницы, которую я обнаружил еще в прошлом году. Такси из аэропорта стоит 400 бат включая хайвеи, но надо договариваться сразу. Гостиница за 350 бат предлагала небольшие номера с фаном и горячей водой, что меня более чем устраивало. Самое хорошее в ней было то, что она расположена в двух шагах от изумительной и безумной Каосан роуд, где я и проводил все упоительные бангкокские вечера.
Быстренько заселившись и переодевшись, я, все еще без всяких эмоций, вышел на улицу. Четвертое декабря, полтора часа назад прилетел, жарко, сижу в кафешке, хлебаю вкусный том-кхум на кокосовом молоке, запиваю Сингой… и не получаю от этого никакого удовольствия.
— Ладно, — вяло размышлял я, — надо входить в ритм, отпуск долгий, путешествия, кайф, жара — все это ждет меня…
Однако мозг отказывался это воспринимать, поэтому с ним пришлось поступить достаточно радикально. Дело в том, что в ближайшую неделю я планировал посетить ряд мест, куда удобнее всего было попасть на автобусах, и сегодня я собирался доехать до автобусной станции и купить кучу разных билетов, дабы потом с этим уже не заморачиваться. Справившись с двумя креветками, которые никак не хотели влезать в тарелку и допив пиво, я понял, что надо начинать двигаться. Что бы проветрить мозги, я поймал тук-тук, и, сторговавшись с 250 до 180 бат, поехал на Северный Автовокзал, он же Мочит Бас Стейшн. Кстати, такси по счетчику с Каосана до Мочит стоит 100–110 бат, так что тук-тук лучше оставить про запас.
Однако лучше всего проветривает запаренные московские мозги поездка по БКК на тук-туке. Минут через сорок езды я полностью забыл про все свои проблемы, заморочки и усталость, и начал себя чувствовать как нормальный человек, который после долгого ожидания наконец-то попал туда, куда очень хотел попасть.
На вокзале, после недолгих расспросов было найдено окошко, где продавали билеты до Лопбури,
куда я хотел ехать завтра, и тут открылась одна очень интересная вещь, с которой раньше я по каким-то причинам не сталкивался. Оказалось, что сегодня билеты продаются только на сегодняшний день, на завтрашний — приходите завтра, и так далее. Поудивлявшись этому факту, и вспомнив, что ни разу у меня с билетами на автобус проблем не возникало, я вышел с вокзала, и пока думал, чем бы занять остаток дня, ко мне подкатил какой-то тип на мотобайке с шашечками на куртке, и задал мне аналогичный вопрос. На что-то радикальное времени уже не хватало, а неподалеку от вокзала находился небезызвестный Dusit Zoo, где я еще не бывал, а желание у меня такое бывало. Памятуя о том, что в азиатских зоопарках попадаются интереснейшие звери, которые не выживают в Московском, я за 120 бат договорился с двухколесным таксистом о моей доставке. Это было что-то! Я-то по наивности думал, что это поездка на тук-туке проветривает мозги. Нет. Поездка на мотобайке по БКК мозги выветривает напрочь. Большую часть пути мы ехали на красный свет и по встречке, а остальную продирались через такие узкие щели между стоящими и едущими машинами, что я уже заранее попрощался со своими коленями и прочими частями тела, выходящими за пределы небольшого мотобайка. Но не тут-то было. В целости и сохранности меня доставили до зоопарка, да еще и пожелали всего наилучшего.
Зоопарк оказался обширным и немноголюдным. Было на что и на кого посмотреть, но больше всего приколол бегемот, которого в этот момент кормил служитель. ЛЮДИ, КАКАЯ У НЕГО ЗДОРОВЕННАЯ ПАСТЬ! Как чемодан, и захлопывает он ее с таким же звуком. Словом, уже только ради этого бегемота стоило сюда зайти.
Кстати, тайцы изо всех сил борются за свое здоровье. В гостинице курить нельзя, около вокзала (на улице) курить нельзя, в зоопарке курить нельзя, и еще во многих местах курить тоже нельзя. Штраф 2000 бат, о чем честно предупреждают наклеенные на каждом углу наклейки. Вот так вот…
После еще немного погулял, наконец-то почувствовал себя ДОМА, и после этого с чистой совестью упал отсыпаться после самолета и в преддверии завтрашней поездки в…
Лопбури.
«…где живет много-много диких обезьян…»
тетушка Чарли
Автобус едет до этого города два с половиной часа и стоит всего 100 бат. Находится он немного севернее Аюттайи, так что при наличии желания эти места можно совместить.
Приехав в Лопбури, я тут же, не отходя от кассы, попытался выяснить и купить обратный билет до БКК. Тут же оказалось, что три человека, которые заведовали автовокзалом, совершенно не говорят по-английски, что уже не характерно для среднестатистического тайца. Приблизительно минут через 15 бурного обсуждения этого сложного вопроса я понял, что автобусы ходят приблизительно раз в час, и когда я приду обратно, я и возьму билет на ближайший. Удовлетворенный, но не полностью, я потратил еще несколько минут для того, что бы узнать, в какую сторону идти, что бы попасть к храмам, пожелал им счастливо оставаться, и отправился завоевывать очередной населенный пункт.
Первый храм оказался в пределах видимости минут через пятнадцать. Никаких обезьян, к встрече с которыми, как я считал, был готов, обнаружено в храме не было. Зато было обнаружено изрядное количество местного населения, которые заставили огромный стол приношениями в виде фруктов, яиц и вареных свиных голов.
Сфотографировав эту скатерть-самобранку, я перешел через площадь, где была обнаружена первая обезьяна, мирно сидевшая посреди дороги и поедающая виноград. Чуть дальше возвышался довольно большой храм, огороженный металлической оградой.
Подойдя ближе, я просто обалдел. Столько обезьян, сколько сидело на заборе, шаталось по территории, лазило по стенам храма — я никогда еще не видел, и если честно, надеюсь не увидеть и впредь. Их были сотни. Они ровным счетом не обращали внимания на людей (если у них не было в руках еды) и усиленно занимались своими делами. Детки прыгали, лазили и визжали, взрослые степенно прогуливались по зеленой травке, или чесались с задумчивым видом.
Вход и окна храма были затянуты сеткой, что помогало от обезьян, но совсем не мешало летучим мышам, которые мирно висели вниз головой во внутренних помещениях. Обойдя храм вокруг, и вдоволь пофотографировав наших родичей, я вышел на улицу, и стал снимать на видео пару макак, которые изображали канатоходцев, в качестве каната используя провода, висевшие над дорогой. В самый интересный момент, когда одна маленькая обезьянка изо всех сил делала вид, что она того и гляди упадет, меня кто-то сильно дернул за рюкзак, висевший на плече. Никого знакомого у меня в Лопбури не было, поэтому я немного удивился. Обернувшись, я увидел, как наглый макак карабкается на столб на трех лапах, в четвертой сжимая мою совсем еще свежую бутылку с чаем, которая была вставлена в специальный карман на рюкзаке.
Нет, не складываются у меня отношения с родней. В свое время на Самуи меня поцарапал ручной гиббон, с которым все фотографировались, на каком-то из крабийских островов такая же противная макака утащила у меня манго, которыми я планировал пообедать, и теперь вот целая бутылка чая. Обматерив тварь всеми словами, которые мне удалось вспомнить (в это время она пыталась открутить пробку с бутылки), я пошел искать магазин, где можно было бы купить новое питье. Далее я был полностью готов ко встрече с любыми животными, спрятав новую бутылку внутрь рюкзака, и крепко сжимая одной рукой фотоаппарат, а другой камеру. Однако, не смотря на все то, что пишут об этом местечке, больше ни одной обезьяны мне не попалось. Итого, их действительно много, но живут они все на территории одного храма, и на прилегающих улицах. В других местах города их не больше чем в Москве зимой. Даже меньше.
Далее я как обычно воспользовался картой из ЛП, обошел пяток-шесток храмов, поел, и пошел обратно в сторону автовокзала, полностью удовлетворенный моей первой тайской экскурсией.
На самом деле скажу, что Лопбури если и стоит посещать, то только проездом, 4–5 часов более чем достаточно для того, что бы совершенно не напрягаясь осмотреть практически все основные достопримечательности. Что порадовало — так это почти полное отсутствие туристов, что в последнее время в Тае почти не встречается.
Добравшись до вокзала, я радостно поздоровался с узнавшим меня персоналом, мне торжественно вручили билетик с написанным на нем ручкой временем отправления, и указали пальцем на кресло, в котором я должен сидеть и ждать автобуса.
Автобус приехал вовремя, меня проводили к нему буквально за руку, и, судя по всему, даже пожелали приятного пути.
А тем временем в Бангкоке…
«Король родился!
Да здравствует король!»
В БКК я приехал в начале седьмого, и пока добирался на такси до дома, обнаружил, что все улицы запружены народом в футболках розового цвета, с флагами, транспарантами и музыкальными инструментами.
— Наверное праздник какой то, — подумал я, не придав этому особого значения. Однако когда я вечером пошел гулять не по Каосану, а, так сказать, в город, мое мнение о незначительности этого события изменилось. Казалось, что по улицам маршируют все жители Таиланда, а кто не принимает участия в шествии, тот стоит по обочинам, и на это шествие смотрит. А посмотреть там было на что. Самый большой ажиотаж вызвала совсем древняя, но очень бойкая бабулька, которая возглавляла очередное шествие, при этом изо всех сил размахивая большим тайским флагом. Бабульку встречали и провожали бурными аплодисментами и криками.
Потолкавшись с полчаса, я решил, что с меня достаточно, и направился в сторону дома. Но не тут-то было. Широченную улицу, которую мне надо было перейти, перекрыли доблестные полицейские, собрав на обочинах изрядные толпы народа. Дорога при этом была совершенно пустая. Постояв минут десять, я все-таки решил выяснить, что тут происходит, и обратился к стоящему рядом иностранцу:
— Что случилось, что за праздник городской?
— Как, ты не знаешь? — удивился фаранг, — сегодня же день рождения короля Таиланда!
Вот черт! Точно! Пятое декабря, один из важнейших тайских праздников, а у меня совсем это выскочило из головы! Самое интересное, что год назад, будучи в это время в Москве, я помнил про это дело, и соответственно выпил за Long Live The King. А тут такой позор, забыл… Мысленно извинившись перед Его Величеством, я стал наблюдать за процессом с куда как большим интересом… Все шло к тому, что по этой самой дороге должен будет проезжать королевский кортеж, иначе зачем еще ее так серьезно перегородили. Народ тоже ожидал этого события, при этом первые ряды уже просто сидели на земле, и, как обычно это делают тайцы, чего-то жевали.
Туристы с упоением снимали все это на разные носители, полицейские, заложив руки за спину, строго следили за тем, что бы кто-нибудь не выскочил на дорогу. Однако по прошествии часа энтузиазм начал заканчиваться. Сначала у иностранцев, а потом и у местных. Фарангам хотелось попасть на Каосан (а что еще делать вечером в том районе?), а что хотелось местным, остается только догадываться. Король где-то явно задерживался, и в какой-то момент полиция открыла маленький коридор, по которому люди могли пересечь перекрытую трассу. Надо было видеть, как народ туда ломанулся! Расталкивая друг друга, обычно вежливые тайцы и лояльные иностранцы бросились через дорогу с обеих сторон одновременно. Надо ли говорить, что я был в их числе? Немного потолкавшись, я все-таки вышел на родной уже Каосан, прикупил баночку пива, и пошел расслабляться, что и является основной задачей (ну, может еще шопинг) в этом месте.
На следующее утро у меня был запланирован выезд на два дня в город Канчанабури, который находится западнее БКК, а оттуда, снова через БКК, но только проездом, поездка на восток в район городка Нанг Ронг. Не помню уже зачем, меня занесло в какое-то туристическое агентство, расположенное по соседству с моим гестхаузом. Что-то я наверное хотел узнать про Канчанабури, не помню, но факт оказался в том, что вышел я оттуда уже с забронированным в Канчанабури номером и трансфером. Основным доводом со стороны мальчика, находившегося в агентстве, было то, что сейчас там проходит неделя «Моста через реку Квай», в связи с чем там очень много туристов, и есть возможность того, что найти жилье будет проблематично. Довод показался мне разумным (или я стал очень доверчивым последнее время), так что я заплатил безумные на мой взгляд 700 бат за жилье, 200 бат за минибас до этого гестхауза с пик-апом от гостиницы и получил пару добрых советов бесплатно, на чем мы и расстались.
Договорившись на ресепшене о том, что бы оставить у них на несколько дней сумку с ненужными пока мне вещами, и забронировав номер на день, когда я рассчитывал туда вернуться, я с огромным сожалением распрощался с Каосаном, и отправился спать.
Канчанабури, день первый.
«Обладатель семи „Оскаров“ „Мост через реку Квай“
— один из общепризнанных шедевров кино.»
Из сети.
На следующее утро минибас забрал меня от гостиницы, и через 2,5 часа мы уже крутили по Канчанабури.
Пока суть да дело, пока меня довезли до моего бунгало, время было уже час дня. Замечу, что бунгало было отличное, достаточно большое, и даже с телевизором (три программы). Прямо перед бунгало был заросший лотосами водоем, а метрах в пятидесяти впереди, через большую поляну, на которой росла на редкость зеленая трава — широченная река, с то и дело проплывающими по ней различными лодками, катерами и корабликами. Давненько я не попадал в такие красивые жилые места.
После осмотра окружающей природы, я отправился на ресепшен с целью выяснить, как мне с можно провести пару дней в этом интересном месте. Женщина на ресепшене предложила мне массу вариантов, но все экскурсии начинались утром, а в это время было уже поздно куда-то выбираться. После размышлений я заказал на завтра посещение водопадов Эраван и тигриного храма. Удовольствие стоило 700 бат, плюс еще 500 бат за билет в храм, что бы увидеть тигров. И еще 150 бат за то, что чек-аут из гестхауза у меня был запланирован на вечер, а не на стандартные 12 дня.
Рассчитавшись, я пошел искать знаменитый мост и прочие достопримечательности. До моста было идти минут двадцать. Слева от него стоит Музей Войны (вход — 40 бат), украшенный по фасаду огромными драконами, а в стенах, в нишах, стоят скульптуры видных деятелей времен ВОВ — Сталин, Гитлер, какие-то японские генералы, и т. д. Зашел в музей, но ничего особо интересного там не обнаружил. Зато на его территории есть смотровая площадка, откуда открывается хороший вид на мост. Посмотрев на мост сбоку, я решил, что все-таки пора по нему и пройтись, однако, чуть не доходя, но него, дорогу мне преградил огромный сувенирно-ювелирный рынок. Камни были красивые, футболки дешевые, так что пришлось взять себя в руки, что бы все-таки дойти до достопримечательности, ради которой и был затеян этот вояж.
Билет на достопримечательность стоил 20 бат. На самом деле этот мост более интересен своей историей, прошлой и современной, чем внешним видом. Узкий, с идущими по нему рельсами и идущими по рельсам толпами туристов, которым время от времени приходится пропускать небольшой экскурсионный поезд, мост изо всех сил пытался прикинуться известным киноартистом, что получалось у него плохо. Пройдя по нему туда-обратно, и полюбовавшись на реку Квай, я решил чем-нибудь перекусить, и пошел в сторону плавучих ресторанов, расположенных на реке около моста. Однако при ближайшем рассмотрении оказалось, что все эти рестораны (так же как и мост) некурящие, в связи с чем они в моем лице потеряли как минимум одного клиента.
Тут же были обнаружены кассы, которые продавали билеты на вечернее свето-звуковое шоу, посвященное неделе моста через реку Квай. Спрашиваю почем билеты? Говорят, есть по 50 бат, есть по 100. Задаю дурацкий вопрос — какой билет купить что бы было лучше видно, и получаю дурацкий же ответ, что конечно за сто. Зная, какие тайцы устраивают шоу, я со спокойной совестью приобрел более дорогой билет на 19.30 вечера.
Время до шоу было еще полно, поэтому я вышел на основную трассу, идущую через город вдоль реки, подхватил какой-то тук-тук, и всего за 40 бат проехал весь город от моста на юг, где, в отличии от того места, где я остановился, помимо автовокзала (автобусы на БКК отходят каждые 20 минут) находилась и прочая жизнь и цивилизация.
Хочется отдельно отметить то, что Канчанабури и иже с ним остальные небольшие города очень дешевые, особенно если сравнивать с БКК. Рамбутаны стоят 20–35 бат, манго две штуки за 60, мангустины 60 бат/кг, огромная тарелка супа что здесь, что в Лопбури, с большой бутылкой пива стоит всего 100 бат, тогда как в БКК только пиво стоит стольник. Про тук-туки я уже писал.
Перекусив в более лояльном к курящим людям местечке, я пошел искать местные достопримечательности. Из достопримечательностей я нашел пару буддийских храмов, очень красивый китайский храм, расположенный на огромной территории, с пагодой, очень красиво смотревшейся на фоне заходящего за Квай солнца, китайское кладбище и военное кладбище.
Время, однако, близилось к началу обещанного шоу, поэтому я потихоньку потопал в обратную сторону.
Шоу началось вовремя, народу было немеренно. Трибуны на берегу были забиты битком, довольно широкая река была забита различными лодками так плотно, что казалось, что по ним можно перейти на другой берег.
Шоу было на все сто. Сначала мост строили, потом бомбили, по нему ездил настоящий паровоз, звук летящих самолетов и бомбардировок был настолько реальный, что хотелось прикрыть голову руками.
На противоположном берегу и на мосту то и дело что-то очень громко взрывалось и горело, с моста в реку прыгали горящие люди. В который уже раз я убедился, что тайцы умеют делать такого рода вещи. Примерно после часа огня и бомбардировок шоу закончилось красивейшим салютом, и народ, и я в их числе, стали расходиться. На следующий день меня ждала большая экскурсия и вечерний отъезд в БКК, так что я по быстрому отправился до своего бунгало отдыхать.
Канчанабури, день второй.
Вопрос: А были случаи нападения тигров?
Ответ: Нет, нападению со стороны тигров никто
никогда не подвергался. Монахи и работники
Храма Тигров вполне контролируют животных,
и чрезвычайно точно понимают их поведение.
Работники иногда получают царапины от
тигрят, играя с ними, но никаких серьезных
происшествий в Храме никогда не было.
«Храм тигров. Вопросы и ответы."
Из сети.
В восемь утра за мной приехал минибасик, и мы поехали в национальный парк Эраван, на одноименные водопады. Езды туда около часа, и часа за два можно подняться до седьмого уровня. Дело в том, что эти водопады условно разделяются на семь уровней, что бы дойти до самого верха, нужно одолеть около полутора километров по, местами, весьма труднопроходимой тропинке. Настоятельно рекомендую на этой экскурсии расстаться со шлепками, и одеть кроссовки. Жить тогда будет гораздо легче. В некоторых местах можно купаться, так что, в чем купаться и чем вытираться, надо тоже прихватить с собой. Вода прохладная, и очень много купающегося народу. Из реальных минусов — везде очень неудобный заход в воду, по камням и т. д., так что купаться или нет, легче решить на месте. Местами, в спокойных заводях в совершенно прозрачной воде были видны стаи изрядного размера рыб. Красивая природа, прозрачная голубая вода, большое количество разноразмерных водопадов — место явно стоит посещения. Кстати, именно тут я впервые в Таиланде увидел живую змею. Это была длинная, тонкая древесная змея ярчайшего зеленого цвета с желтым брюшком. Она грустно ползла в гуще ветвей в метре от дороги, ведущей к водопадам.
После водопадов нас покормили (это, как обычно, входило в стоимость), мы загрузились в машину, и поехали в следующее место. Там весь народ куда-то повели (как потом оказалось — кататься на поезде), а меня в индивидуальном порядке повезли в тот самый Тигриный Храм. Входной билет стоит 500 бат, за эти деньги тебя сфотографируют рядом с тиграми. Если платишь еще 1000, то тогда можно фотографироваться с тигром в обнимку, и держать его за голову. Еще 1000 — и ты толи кормишь, толи участвуешь в кормлении тигрят. Лезть в пасть к взрослому тигру, да еще и за свои деньги, мне не хотелось, поэтому я ограничился пятьюстами батами. При входе расписываешься на билете, что все, что с тобой может случиться при посещении храма (нападение тигра, к примеру), остается на твоей совести, и никаких претензий к администрации храма ты не имеешь.
Ну что ж… кто не рискует… тот не гладит тигров. Билетик подписан, и меня пропускают на территорию. До входа в храм сначала идешь по очень пыльной дороге (а мне особенно повезло — жарко было неимоверно). Справа забор, огораживающий территорию храма (что бы тигры не разбежались), слева растут пыльные деревца, между которыми бродят стада свиней, оленей и верблюдов (наверное, на корм тиграм). На входе выдают буклетик с планом храма, где указано, что сначала надо идти в так называемое «Тигриное ущелье». Большая, пыльная и жаркая территория, где находится штук 15 тигров в ошейниках и на цепях. Они лениво валяются в пыли с закрытыми глазами, но цепи достаточно длинные, что бы он мог встать и немного пройти. А при ближайшем рассмотрении оказывается, что у них огромные толстые лапы (ощущение такое, что он запросто может зашибить такой лапой человека), и огромные морды. Там, если ты отказываешься доплачивать штуку бат и фотографироваться с тигром глаза в глаза, тебя берут за руку и проводят от тигра к тигру. Ты садишься рядом с ним на корточки (ближе к хвосту), если хочешь-то можешь его погладить, в это время тебя фотографируют на твою камеру. Следующий тигр, следующий и так по кругу. После этого ты свободен, и можешь еще погулять по пыльной территории. Там пасутся и купаются в озере буйволы, гуляют олени, в двух вольерах спят, свесив толстые пятнистые хвосты, леопарды.
Больше там делать нечего. После общения с хищниками я нашел свой минибасик и
вернулся за остальными, которые некоторое время спустя приехали на поезде на маленькую станцию, около которой, мы, собственно говоря, и стояли. Час дороги до города, и вот, я уже очередной раз упаковываю сумку.
На ближайшее время планы у меня были грандиозные. Возвращаюсь в БКК, сразу же беру билеты на автобус до Бурирама (часов шесть езды), а оттуда до Нанг Ронга (еще час). Почему я не догадался узнать про прямой автобус до Нанг Ронга — я не знаю, наверное потому, что решил, что до такого маленького городка прямые автобусы не ходят. Ключевой момент был в том, что автобус из Канчанабури приходит в БКК на северный автовокзал, откуда и идут автобусы на Бурирам.
Как бы ни так. Автобус, на который я без всяких проблем сел в Канчанабури (99 бат и 2,5 часа) пришел в БКК не на Северный вокзал, а на Южный. Ладно, проблема не большая. 120 бат, 20 минут, и таксист высаживает меня около Мочита. После недолгих поисков я нашел окошко, где продавали билеты на Бурирам, заплатил 230 бат, и сел ждать очередной автобус.
Бурирам — Нанг Ронг.
«Как Вам этот автобус? Вам нравится в нём?
Весь мир от нас отделен стеклом,
Мы едем, но мы никуда не придем,
Мы уже никогда с него не сойдём!
Этот автобус идет никуда!»
«Автобус», Конец Фильма
В пять утра, после почти шестичасовой поездки, автобус остановился на автовокзале славного города Бурирам, который находится на востоке страны, относительно недалеко от камбоджийской границы. Сказать, что вышел я из автобуса с радостью — это ничего не сказать. Уже не первый раз, пользуясь ночными автобусами, я знал, что они врубают кондей на полную, поэтому надо брать с собой что-нибудь потеплее из одежды, иначе можно реально замерзнуть. Иногда я так и поступал, чаще (надеясь на лучшее) — нет, но в этот раз у меня шансов не было вообще никаких, так как единственные теплые вещи, которые у меня были (ветровка и джинсы) спокойно ждали моего возвращения в БККской гостинице. Люди, как я замерз! Кондей дул так, что развевались волосы. Я пытался натянуть шорты пониже, и спрятать руки под футболкой, но это не помогало. Спустя часа два, на первой остановке, нам были розданы одеяла (в ночных поездках это бывает довольно часто). Я попытался вспомнить, как пеленают ребенка, и сделать тоже самое с собой, но получалось плохо. Одеяло все время сваливалось, или его сдувало, так как водитель врубил кондей еще сильнее. Во избежание вопросов скажу, что отверстия, из которых дул ледяной воздух мало того, что не перекрывались, как это бывает в нормальных автобусах, но даже и не регулировались. На следующей остановке вышел мой сосед, оставив мне свое одеяло, и что немаловажно, кресло, которое никто не занял.
Обмотав ноги вторым одеялом, я оглянулся на остальных пассажиров (я сидел впереди), и просто обалдел! Салон автобуса напоминал… даже не знаю, что… Весь народ сидел, накрывшись с головой оранжевыми (а в неярком, голубоватом свете ламп в салоне они казались какого-то мертвенного цвета) одеялами. Если бы не было так холодно, то было бы очень смешно. Но тут было скорее страшно, поэтому я тоже залез под одеяло с головой, в надежде надышать и хоть немного согреться. И все равно получалось плохо. Да и плюс ко всему, мы минут через тридцать добрались до пункта назначения.
Когда я выскочил из автобуса, прохладный утренний воздух ощущался жарким, как в разгар дня.
Немного отогревшись и перекурив, я пошел искать, где тут ходят автобусы на Нанг Ронг. Вскоре поиски увенчались успехом, 20 бат за билет, и вот я снова сижу в автобусе, но уже в другом. Я-то по наивности думал, что все самое плохое осталось позади, но это было не так. Когда ЭТОТ автобус выехал на трассу и разогнался, я понял, что предыдущий был просто лимузином с климат-контролем и прочими буржуйскими прибабахами.
Тут были дерматиновые сиденья с металлическими спинками, а-ля старый ЛИАЗ, ветер задувал во все щели, которых было предостаточно, и естественно, не было никаких одеял. Минут через 15 меня начало трясти, да так и трясло целый час, пока мы не приехали на очередной вокзал. Не радовал даже фантастического вида рассвет, который было видно из окон. А между тем рассвет был просто нереальный. Солнце вставало где-то далеко-далеко, подсвечивая расстилающийся за окном туман непередаваемыми розово-голубыми оттенками. Черные кусты и деревья стояли в клубящемся тумане как привидения, а небо из темно-синего над головой становилось золотым на горизонте, используя при этом все цвета спектра, и еще много таких, которых, как я думал, просто не существует. Но мне было практически все равно. Если честно, то я не помню, когда я так замерзал, причем не руки-ноги, а весь целиком.
Остановившись на вокзале, я обнаружил, что кроме одного человека (а в автобусе народа было около десятка) больше никто не выходит, и подумал, что это очередная остановка на перекур. Вышел на улицу (где тоже было совсем не жарко), дрожащими руками прикурил сигарету, и начал ходить туда-сюда вдоль автобуса, что бы немного согреться. Согрелся, вернулся в автобус. Посидел. Посидел еще. С каждой минутой происходящее нравилось мне все меньше и меньше, поэтому я наконец-то догадался, что нужно спросить, где мы все-таки так усиленно стоим.
— Нанг-Ронг? — спросил я у сидящей сзади женщины, стараясь не очень сильно стучать зубами.
— Да, — кивну