Поездку в Южную Америку я запрягал долго, но ехал быстро. Очередной раз меня накрыло умной мыслью — ехать надо сейчас, пока есть все, что бы совершить такой заезд, включая здоровье. Мало ли что будет завтра…
Изначально планы были весьма скромные — за месяц посмотреть перуанские достопримечательности, а потом махнуть в Боливию, и посмотреть достопримечательности боливийские.
Для начала обрадовали авиакомпании, предлагающие билеты до Лимы не меньше, чем тыщ за 70… Покрутив месяцок поисковые сайты, я зашел с другой стороны, и начал искать билеты в агентствах, отправляющих доверчивых туристов в те края. К счастью, я попал на известную в узких кругах турфирму РуКолумб, у которой офис в Венесуэле, где они и покупают все билеты, и в связи с хитрым курсом боливара, билеты получаются куда как дешевле. Но и летают они преимущественно через Каракас, посещать который у меня желания особого не было… Тут же я был смущен предложением посетить (раз уж я все равно буду в Венесуэле) водопад Анхель… Я взял несколько дней на раздумья, и крепко задумался… В том числе, и над своей судьбой…
Сумма, названная за билеты, была божеской. Других шансов посетить самый высокий в мире водопад особо не предвиделось. Смущала меня Боливия. Дело в том, что летел я в том числе и на Новый Год, а последние несколько лет у меня сложилась хорошая традиция встречать этот праздник на всяких теплых островах, на песочке и под пальмами… Есть ли такое место в Боливии, я не знал. В результате, Боливия плавно превратилась в Эквадор, а из Эквадора рукой подать до Галапагосов, увидеть которые всегда было моей мечтой (просто я о ней никогда никому не говорил).
Постепенно в голове начал складываться маршрут, который в результате превратился в такой нехилый список:
Венесуэла
— перелет Москва-Мадрид-Каракас, оттуда сразу
— перелет Каракас — Пуэрто-Ордас (или Сьюдад-Боливар) — Канайма, там два с половиной дня, посещение водопада Анхель
— возврат в Каракас, оттуда сразу в
— перелет Каракас — Лима — Куско, оттуда на маршрутке и поезде
— Агуас-Кальентес, пара дней, посещение Мачу-Пикчу, оттуда
— Ольянтайтамбо — Куско, далее
— автобусом в Пуно (два дня), посещение озера Титикака, оттуда
— автобусом в Арекипу, оттуда
— двухдневная экскурсия в каньон Колки с возвратом в Арекипу, оттуда
— автобусы в Наску (проездом), Паракас (один день) и Лиму (три дня с запасом), оттуда
Эквадор
— самолет в Кито, там дня три, оттуда
— самолет Кито-Гуаякиль-Бальтра (это уже Галапагосы)
— дней десять на Галапагосах, причем пожить надо минимум на двух островах, оттуда
— самолет Бальтра — Гуаякиль — Богота — Каракас (ночевка), Мадрид — Москва.
Фух. На самом деле все было совсем не так страшно… Все было гораздо страшнее… Страшнее всего было думать о Венесуэле, особенно начитавшись разных форумов. Маршрут по Перу был самым примитивным, Gringo Trail, правда, сзаду наперед (в путеводителе он прописан из Лимы в Куско, а я ехал наоборот).
С Эквадором и Галапагосами тоже проблем особых не было — пару дней посмотреть Кито, куда-нибудь из него на денек съездить, и валить на острова. Все самолеты на Галапагосы летают через Гуаякиль, так что это просто еще одна лишняя посадка…
Немного угнетала дорога домой, но она была еще далеко, поэтому я старался особо не думать о пяти перелетах и 15000 километров, которые мне будет нужно преодолеть…
Немного коснемся финансовой стороны дела…
Итак, РуКолумб всего за 65,000 рублей сделал мне билеты:
Москва-Каракас-Москва, Каракас-Лима, Бальтра-Каракас (на обратном пути)
Остальные билеты: Лима-Куско (190 $), Лима-Кито (312 $), Кито-Бальтра (235 $) я покупал уже самостоятельно… Итого, 18 перелетов стоили мне без копеек 90,000 рублей.
Так же я купил билеты на поезд до Мачу Пикчу, билет в саму Пикчу и автобусы Куско-Пуно и Пуно-Арекипа, что стоило мне еще 7500 рублей. Словом, поездочка выходила в круглую сумму.
Мало того, я настолько загрузился предстоящим путешествием, что даже три месяца ходил на курсы испанского языка (которого я не знал даже приблизительно). Должен честно сказать, что после курсов, мои знания стали не намного больше, но это уже вопросы лично ко мне…
Итак, наступил долгожданный декабрь, я практически слезно со всеми распрощался (честно говоря, мне было страшно туда ехать), и отбыл в аэропорт.
Венесуэла.
Каракас — Канайма — Каракас
Иберия благополучно доставила меня до Каракаса (около пяти часов лета до Мадрида и еще десять часов до Каракаса). Порадовала пересадка в Мадриде. На нужный мне рейс стояла плотная толпа венесуэльцев с огромным количеством ручной клади. Белых лиц в очереди практически не наблюдалось, английской речи слышно не было. После начала посадки появилась возможность проверить мои знания испанского. В самолет сажали не в порядке общей очереди, а по рядам, начиная с хвоста самолета. К примеру, на посадку приглашаются ряды с 30 по 40-й. Потом с 20 по 29-й и так далее. Оказалось, что даже числительные, которые как мне казалось я знал — я знал плохо. Благо у меня был восьмой ряд, поэтому я расслабился, и просто ждал до упора.
Самолет был набит битком. Я притулился на сиденье возле прохода (места у окна мне не досталось), и приготовился терпеть десятичасовое мучение. Я уже неоднократно писал, что спать в самолетах не могу, а благодаря моему росту и сесть толком не могу, так что настроение было не самое радужное. Однако любое мучение рано или поздно заканчивается, и вот наш самолет уже подруливает к аэропорту на другом конце света. Сели мы в 9 вечера, когда в Москве было 5 утра…
Тут был тонкий момент. Самолет в Пуэрто-Ордас вылетал меньше, чем через два часа, а аэропорт Каракаса славится своей неторопливостью и проблемами, могущими там возникнуть. Я в темпе выскочил со своего восьмого ряда, и почти бегом побежал на паспортный контроль. К счастью, народу там было немного, но двигалась очередь все равно медленно, так как таможенники считали своим долгом поговорить по душам с каждым въезжающим в Венесуэлу. Наконец мне штампанули паспорт, и я галопом поскакал искать, где выдают багаж. Багажные ленты были буквально сразу за паспортным контролем, и мой ранний туда приход так же времени мне не сэкономил. Не помню, где я ждал багаж дольше, чем в Каракасе… К тому времени, как у ленты собрался почти весь наш самолет, наконец, поползли сумки и чемоданы… Показалась моя многострадальная сумка, я ее подхватил, и побежал дальше.
Дальше нужно было пройти через рамку, и успеть добежать до местного терминала… Люди писали, что попасть из терминала в терминал можно минут за 15–20… Времени у меня оставалось меньше часа. Найдя выход из аэропорта, я уперся в очередную неторопливую очередь… Люди терпеливо стояли в ожидании проверки багажа… Я забил на свою порядочность, подскочил в начало очереди, и по-английски объясняя, что, мол, сорри, проблемы, самолет улетает, закинул свою сумку на конвейер. Должен заметить, что народ (на 95% местный) вполне спокойно отреагировал на сумасшедшего гринго. Подхватив свою сумку с другой стороны, я, сверяясь с планом перемещения из терминала в терминал, погнал вперед. Где-то по дороге я зарегистрировался на свой рейс, сдал сумку, и уже налегке поскакал дальше. Словом, когда я прибежал на место, до вылета у меня оставалось еще целых полчаса.
Массу нелицеприятных вещей прочел я про аэропорт Каракаса, а особенно, про обмен в нем денег. Дело в том, что у местной валюты — Боливара (ударение на И) существует два курса — официальный (6 боливаров за доллар и черный — около 15-ти, или как договоришься). Соответственно, при обмене с рук велик риск кидалова, или просто прямого отъема денег, поэтому у меня было отложено 50 баксов на обмен, а остальные надежно затарены в разные карманы, пакеты, сумки и прочие нычки. Самое сложное было вспомнить, где и сколько денег у меня лежит, а вез я с собой изрядные (для меня) деньги.
Все поголовно писали, что стоит только вылезти из самолета, как к тебе тут же выстраивается целая очередь этих самых менял. Ничего подобного. Может я слишком быстро бежал, может, был не похож на человека, которому нужна местная валюта. Как бы то ни было, но уже добравшись до нужного гейта, я так и не встретил ни одного менялу. Это было плохо, потому что я хотел пить и возможно даже есть, а махать пятидесятидолларовой бумажкой было стремно. Я грустно ходил вдоль киосков со всякой едой, пока ко мне не обратился местный товарищ, и интересным предложением обменять мне доллары. По его лицу казалось, что он боится этой операции больше, чем я. Мы долго торговались, и сошлись на 10,5 боливарах за доллар, что было куда как меньше, чем я менял после этого… Но по лучшему курсу они меняют бОльшие деньги, так что я удовлетворился малым. Получив и тщательно пересчитав (за столиком в какой-то кафешке, так как я напрочь отказался куда-либо с ним идти) красивые разноцветные бумажки с животными, я наконец-то купил себе бутылку воды, а потом и пива. Жизнь начала налаживаться.
Словом, при моем недолгом пребывании в аэропорту, я не заметил ни особого интереса к своей персоне, ни всяких предложений, и никакого криминала… Будем считать, что мне просто повезло…
Самолет подогнали вовремя, и через час мы уже садились в городе Пуэрто-Ордас, где меня благополучно встретил нужный мне человек. Тут стоит вернуться немного назад, и рассказать, как я организовывал посещение Анхеля.
Водопад находится на территории национального парка Канайма, и попасть туда не так уж и просто. Из городов Пуэрто-Ордас или Сьюдад-Боливар в Канайму летают маленькие сессны. Не знаю, можно ли просто купить туда билет, потому что я бронировал весь трип — из Пуэрто-Ордаса в Канайму, оттуда на Анхель, обратно в Канайму, и обратно в Пуэрто-Ордас, откуда я уже летел дальше.
Есть много агентств, предлагающих такие туры, а я обратился к известному среди наших туристов Мигелю, который зарекомендовал себя хорошим отношением к туристам и лояльными ценами. Вступив с ним в недолгую переписку, мы обо всем договорились (он прекрасно говорит по-английски), и сошлись на цене 270 с небольшим долларов за все включено. Включено было: перелет из Пуэрто-Ордаса или Сьюдад-Боливара до Канаймы и обратно, встреча и доставка меня в аэропорт, проживание, еда, и, собственно, сама поездка на Анхель. Так же я договорился с ним об обмене денег, так как в Каракасе менял только на мелкие нужды.
Итак, в Пуэрто-Ордасе меня встретил представитель Мигеля, и так как время было уже позднее, отвез меня в какую-то посаду, где я переночевал. Мы договорились о наших действиях на завтра, он поменял мне доллары по курсу 14,5 боливар (все-таки натянули меня слегка в аэропорту), и уехал… Я немного пошарахался по посаде, не нашел ничего интересного (в том числе и места, где можно было поесть), и лег спать.
Ближе к шести утра (меня должны были забрать в шесть) я собрался, вышел на улицу, и пошел к воротам с надеждой, что за мной все-таки приедут… Ждал я всего минут десять, по полной программой проникаясь Венесуэлой. Посада стояла на маленькой улице, а через дорогу была какая-то зелень, парк, или что-то еще… Я стоял и дышал влажным ароматным воздухом, любуясь ясным голубым небом, наблюдая за крикливыми стаями попугаев, проносящихся над деревьями, какими-то красивыми голубями и другими птицами. Тут же на соседний цветущий куст прилетела моя первая колибри, и я понял, что попал в рай…
Чуть после шести подъехала вчерашняя машина, забрала меня и двух корейцев (папа с сыном) с редкой фамилией Ким, которые до самого отъезда прятались где-то в посаде. Немного поплутав по городу, мы выехали на широкое Avenue de los Trabajadores, и по прямой погнали в Сьюдад-Боливар, откуда был запланирован вылет в Канайму. Езды по довольно пустому шоссе около часа, и вот мы уже выходим около маленького аэропортика. Наш гид оформил нам билеты, вместе с нами дождался самолета, убедился что мы туда влезли, и только после этого нас покинул.
Самолет больше походил на велосипед с крыльями. Маленькая, шестиместная Сессна ростом была ниже меня, а внутри по размерам была меньше запорожца. Наш багаж полностью занял два задних сиденья, впереди слева угнездился пилот, а остальные три места были в нашем полном распоряжении. Молодой кореец в темпе занял переднее сиденье, мы сели посередине, и приготовились к старту.
Да, несмотря на небольшие размеры, в аэропорту все равно проходишь досмотр, на котором у меня забрали зажигалку, которая была в кармане. Это была первая, и отнюдь не последняя забранная у меня зажигалка. Потом, узнав, что в южноамериканских аэропортах курилок нет, я их сдавал в багаж, иначе на них можно было бы разориться…
Час полета на самолетике оставил о себе незабываемое впечатление. Я всегда подозревал, что маленькие самолеты мне нравятся больше, чем большие. Лететь на высоте в несколько сот метров над Венесуэлой — это ни с чем не сравнимое удовольствие… На земле яркая зелень перемежается с голубой водой, потом открываются бескрайние джунгли, а потом появляются первые тепуи, и ты понимаешь, что ты счастливейший на свете человек!
Под крылом показалась Канайма — река Каррао, разбиваясь о скалы, водопадами сливалась в лагуну. Чуть в стороне показались маленькие домики, затем посадочная полоса, и вот мы уже пытаемся выбраться (а ноги слегка затекли) из самолетика.
Нас встретил наш гид Кавак, после некоторых формальностей загрузил на машину, и довез до посады, которая называлась Kavac Adventures.
Место весьма скромное (как я и выбирал из трех предложенных мне Мигелем вариантов), расположена минутах в десяти ходьбы от лагуны на зеленой территории. Номер был совсем примитивным, двухэтажная кровать, столик, вентилятор, душ-туалет. Я кинул шмотки, взял фотоаппарат, и пошел на разведку. На два часа была назначена экскурсия на водопады, поэтому времени было не очень много.
Перед уходом я нашел Кавака, и спросил, безопасно ли оставлять вещи в номере с хиленькой дверкой с хиленьким замочком в ней.
— Не беспокойся, ты ведь в Канайме… Тут можно оставлять что угодно и где угодно…
Поверив его словам, я отправился к лагуне. Посада стоит на территории небольшой деревушки, с домиками, школой, церковью и стадионом. Через гораздо более цивильную (и дорогую) посаду я вышел к лагуне. Три знаменитые канаймские пальмы (их фотографии есть у каждого, тут побывавшего) радостно махали мне перистыми листьями. Небо было голубое, солнце шпарило будь здоров, водопады шумели, жизнь была замечательной…
Побродив там некоторое время, я вернулся в посаду, и в два часа мы стартовали к водопадам. В группе было 9 человек (венесуэльская пара, пара из Аргентины, австралиец с индуской, две голландки и я), нас посадили в длинную лодку, и мы вырулили ближе к водопадам. Они и с берега казались довольно большими и бурными, а когда ты качаешься на лодке в нескольких десятках метрах от них-то просто поражаешься их мощью…
Поснимав водопады и радуги, которыми они были украшены, мы поплыли дальше, на небезызвестный остров Анатолия. Причалив к берегу, покрытому розовым песком, мы, закусив термитами, вслед за Каваком пошли по тропинке через джунгли до следующих водопадов.
Искомый водопад назывался El Sapo, Лягушонок. Примечателен он тем, что часть пути можно пройти за ним (и немного под ним), что можно сделать отнюдь не с каждым водопадом. Дойдя то критического места (когда надо было заходить за льющуюся со скалы воду), мы оставили все, что не должно было промокнуть на земле рядом с тропинкой, и двинули дальше. Вот это был аттракцион! Свежая и прохладная вода с грохотом проносилась мимо тебя, при этом через нее просвечивала лагуна с голубой водой… Местами приходилось проходить прямо под струей воды, и, должен заметить, никакая джакузи тут даже рядом не лежала.
Стараясь не поскользнуться на мокрых камнях, мы за несколько минут преодолели водопад, и вышли на противоположную сторону, откуда открывался отличный вид на Лягушонка. С полчаса понаслаждавшись панорамой, мы отправились в обратный путь… После возвращения, мы, по очередной тропке, поднялись на верх водопада, откуда открывались шикарные виды на лагуну и окрестности. Побыв там, мы спустились к лодке, еще раз проплыли мимо водопадов, и на этом экскурсия закончилась… Народ разошелся, а я взял баночку холодного пивка, и остался купаться в лагуне. Очень интересно и необычно было плавать в воде цвета крепко заваренного чая…
Поплавав, я вернулся в посаду на ужин и ночлег, в ожидании завтрашней поездки на Анхель.
Старт был назначен на десять утра, но пришлось ждать кого-то с других посад, поэтому выехали только в 11. За десять минут на местном автобусе мы доехали до лодки, экипаж упаковал наши вещи в полиэтиленовую пленку, и мы поплыли вверх по реке. Первая часть пути продолжалась около 20 минут, после чего мы пешком обогнули излучину реки (идти минут 40), а лодка, уже налегке, преодолевала опасный участок реки с порогами. К месту встречи мы вышли почти одновременно, и отправились дальше. Плыли еще около трех часов, и должен заметить, что на Анхель стоит съездить только ради этой дороги.
Лодка бодро шпарила вверх по течению, обдавая нас радужными брызгами, а иногда и волнами покрупнее, так как на реке множество порогов. Один раз, на большом пороге, нас захлестнуло водой целиком, и я чудом успел спрятать фотоаппарат… А австралиец, сидевший впереди меня, потом еще долго выливал воду из своей старой пленочной Минолты…
Приходилось следить за волнами, а тем временем вокруг открывались просто невообразимые пейзажи…
Джунгли подступали вплотную к реке, местами ветви деревьев были погружены в воду. Вода на глубоких местах была как черное зеркало, и деревья отражались в ней в мельчайших подробностях, до тех пор, пока волны от нашей лодки не разбивали его на мелкие осколки. На часто встречающихся перекатах, коричневая вода бурлила, разбиваясь о выступающие из воды камни, и грозила если не перевернуть лодку, то посадить ее на мель. То слева, то справа появлялись стены Ауянтепуи, с которой и падает Анхель. Словом, такой красоты я еще не видел, и врят ли когда-нибудь увижу еще…
Три часа дороги прошли практически незаметно… По пути нам раздали еду — это отдельная песня — есть еще куда ни шло, но при этом еще и пить из пластмассовых стаканчиков… в узкой, прыгающей по волнам лодке, где тебя того и гляди может накрыть волной… Словом, дорога была просто замечательная!
К трем дня мы добрались до нужного места — небольшой каменистой отмели, неподалеку от которой начиналась тропинка, ведущая к водопаду. Надо было видеть, как мы вылезали из лодки… Скрюченные и промокшие насквозь, уставшие, но не покоренные… Мы оставили вещи дожидаться нас в лодке, и налегке попрыгали по скользким камням до твердого берега.
Надо пройти немного по дорожке через лес вдоль реки (по пути попадаются навесы с гамаками для ночевок), и метров через сто-двести направо уходит тропинка к водопаду. Взбираться по ней около часа, но все зависит от здоровья. Я уточнил, одна ли она тут, и получив положительный ответ, пошел вверх, оторвавшись от шумной группы. Кстати, тропинка была не такая ужасная, как ее описывали некоторые, я вполне комфортно преодолел ее в шлепках. Главное — это внимательно смотреть под ноги, и не поскользнуться. Минут через 45 я увидел просвет в деревьях (шум водопада был слышен уже давно), и, выйдя через него на огромный гранитный валун, я увидел самый высокий в мире водопад.
Что сказать… зрелище было достойно дороги не только из Канаймы, но и из Москвы. Может и не стоит проделывать такой путь только из-за водопада, но если уж оказался в тех краях, надо его увидеть… Побалансировав на валуне некоторое время в полном одиночестве, я услышал нашу группу, и пошел дальше, до более цивильной смотровой площадки, расположенной чуть выше. Тут места было побольше, но не намного. Под ногами были все-такие же гранитные валуны…
Водопад впечатлял. Вода падала с почти километровой высоты, на полдороге большая ее часть разбивалась в мелкую пыль, которая оседала в небольшую лагуну в скалах. Единственный момент — водопад лучше посещать утром, или в первой половине дня, когда солнце падает на него, а сейчас оно только-только скрылась за скалой, с которой падала вода. В любом случае, зрелище было достойнейшим.
Потихоньку подтянулись остальные члены нашей группы, а за ними еще одна, и места стало не хватать (площадка там совсем маленькая и очень корявая). Тогда гид снова нас собрал, и по совсем раскисшей тропке повел куда-то вниз. И — о чудо! Через несколько минут перед нами открылась лагуна, в которую, посредством еще одного небольшого водопада, сливался Анхель.
— Тут можно купаться! — сказал гид, и мы тут же попрыгали в воду.
Вот это был кайф! Жаркие и пропотевшие, мы бултыхались в холодной воде у подножия величайшего в мире водопада! Течение сносило нас ниже и било об камни, но было все равно, тем более можно было постараться доплыть до второго водопада, и уцепившись всем чем можно за камни, принимать шикарнейший в мире душ… Если повернуться к водопаду спиной, то были видны километры джунглей. Впечатление, что ты плаваешь в бассейне на вершине небоскреба.
Освеженные купанием, мы с сожалением покинули это место, и пошли обратно. Я, как обычно, ушел вперед, и только-только успел выйти к реке до наступления полной темноты… Остальные спускались по сомнительной тропинке при свете фонариков. В результате никто не пострадал, и мы снова загрузились в лодку. Доплыли до противоположного берега, на Мышиный остров, и через пять минут оказались в лагере, где мы должны были ночевать.
С учетом отдаленности от цивилизации, лагерь был очень приличный. Под крышей в два ряда висели гамаки, рядом была столовая, немного в стороне туалеты и прочие умывальники. Освещался лагерь электричеством от генератора. Нам приготовили ужин, и мы просидели за столом довольно долго, обмениваясь впечатлениями, да еще у одного товарища из нашей группы оказался день рождения, поэтому мы каждый на своем языке пели ему Happy Birthday. Было весело. Стоило отойти чуть в сторону от света, как становилось видно миллионы звезд в небе, светлячков, летающих между деревьями, и все это под неумолчный хор лягушек.
Далее предстояла ночь в гамаках, оставившая у меня неоднозначные ощущения. Под утро я пришел к выводу, что-либо в гамаках нужно спать постоянно, либо не спать в них вообще. Но это был интересный эксперимент. Плюс к тому ночью было отнюдь не жарко, лучше брать с собой что-нибудь теплее футболки.
Подъем был в пол шестого, и, не сильно выспавшись, я с первыми лучами солнца вышел на реку. Полную тишину нарушал только плеск воды в реке и хриплые крики распевающихся со сна попугаев. Над рекой стелился легкий туман, тепуи напротив наподобие легкого шарфика окутывало облачко… Я сел на камень около реки, закурил сигарету, и понял, что совершенно счастлив. Немного позже солнце поднялось повыше, и осветила водопад. Скала, с которой падала вода стала золотого цвета, водопад засверкал и заискрился… На такие вещи хочется смотреть если не вечно, то очень долго… Но уже был готов завтрак, и мы должны были двигать обратно в Канайму. Жаль… Там было очень красиво.
Обратная дорога была точно такой же красивой, только заняла меньшее время, так как плыли мы уже по течению. Погода была отличная, и мы изо всех сил наслаждались проплывающими мимо панорамами…
В 11 утра мы были в посаде. Через два часа я должен был улетать из этого прекрасного места, так что это время я попытался провести с максимальной пользой, охотясь с фотоаппаратом на многочисленных птичек.
В пол второго был мой самолет, я распрощался с нашей группой, и снова залез в эту стрекозу, но в этот раз я обогнал тех же корейцев, с которыми я опять вместе летел, и сел за свободный штурвал. Из-за этого обратный полет был еще интереснее…
В Сьюдад-Боливаре меня встретил Мигель, и на машине довез меня в Пуэрто-Ордаса, откуда я должен был лететь в Каракас, а оттуда в Лиму. В аэропорту я был в пять вечера, самолет должен был быть в шесть, но вылетел в семь. Через час я уже был в Каракасе. Самолет до Лимы у меня был утром, я, было, попытался зарегистрироваться на рейс, но мне сказали приходить часам к трем ночи. Я сел на тележку, и приготовился коротать ночь в самом опасном аэропорту… Мое венесуэльское путешествие подошло к концу.