Перу.
Каракас — Лима — Куско — Ольянтайтамбо — Агуас-Кальентес.
Улетел из Каракаса я без всяких проблем. Долетев до Лимы, я быстренько поменял доллары на соли и поскакал искать мой рейс до Куско. По пути выскочил на улицу покурить (ни в одном южно-американском аэропорту не было курилок), и зарегистрировался на рейс. Пока дошел до гейта — как раз объявили посадку, так что успел тык в тык…
Через час с небольшим наш самолет буквально свалился в Куско.
Свалился — потому что город расположен в долине, со всех сторон окруженной горами, и аэропорт находится практически на территории города, поэтому посадка была весьма захватывающей. Получив свою сумку в числе первых (и получив ее вообще), я убедился, что мне снова повезло, вышел на улицу, подхватил такси и за 10 солей (1 соль около 12 рублей) доехал до гостиницы, в которой планировал оставить лишние вещи перед поездкой на Мачу-Пикчу, и остановиться потом. За гостиницу заплатил 90 солей (дорого), быстренько загрузил нужные мне на два дня вещи в маленькую сумку, глотнул чайку из листьев колы, который предлагали гостям на ресепшене, и побежал ловить очередное такси.
До этого я вышел на Пласа-де-Армас, так как мне нужно было поменять еще долларов, а в аэропорту, как обычно, курс не самый лучший. На площади меняли по курсу 2,50–2,56 солей за доллар, а в аэропорту по 2,45, в Ольянте — 2,48. Копейка, но все же.
Поймать такси на площади было делом одной минуты, и всего за 4 соля меня отвезли до коллективо (маршрутки), идущего до Ольянтайтамбо, откуда ходят поезда до Мачу-Пикчу. В принципе, поезда туда идут и из Куско (почти), но это дорого и не интересно.
Не успел я выйти из такси, как тут же меня хватает за руку мужик, и с криками — бус, Ольянта, дос минутэс — тащит к обшарпанному минивэну, стоящему за углом. Уже на бегу я бросил таксисту мелочь, и запрыгнул в маршрутку. За мной закрыли дверь, и мы тут же отчалили. Езды до Ольянты было час и пятнадцать минут, стоило это удовольствие всего 10 солей. Местами дорога весьма живописна, она проходит между отрогами каменистых гор желтого цвета, так что ехать совсем не скучно.
Прибыв в Ольянту, я дошел до железнодорожного вокзала, определился со временем (билеты на поезд я покупал заранее через Интернет), сдал сумку в камеру хранения, и пошел заниматься другими важными вещами.
Для начала я вкусно и недорого поел — стейк из альпаки с богатым гарниром и бутылочка Кускеньо привели меня в благодушное состояние. После обеда я пошел искать себе жилье, потому что рассчитывал тут переночевать на обратном пути. Третья по счету гостиница удовлетворила моим запросам (30 солей), я попытался объяснить, когда я приеду, что бы комната была за мной, и вернулся обратно на вокзал.
Поезд подали по расписанию, в 7 вечера. Езды до Агуас-Кальентеса около двух часов, и, естественно, была уже полная темень, поэтому знаменитых панорам, которыми знаменита эта дорога, я не увидел. Отсюда делаем вывод — если есть возможность, то лучше брать билеты на дневной поезд. По дороге наливали чай и давали конфетку, словом, все, как в лучших домах…
По приезду в Агуас-Кальентес я первым делом купил билеты на автобус до Мачу-Пикчу (44 соля туда-обратно), и пошел заниматься любимым делом — искать себе ночлег. Впрочем, проблем с этим как и практически везде, не было, и первый же от автобусной остановки хостел под названием Yakumama (30 солей) на ближайшие сутки стал моим очередным домом.
Закинув сумку в номер, я немножко пошатался по окрестностям, не нашел ничего сверхъестественного, попил пива и лег спать, по причине очень раннего завтрашнего подъема.
Мачу-Пикчу.
Первый автобус на Мачу-Пикчу отправляется в 5,30 утра, но, если хотите на него сесть, надо приходить пораньше, так как таких желающих довольно много. Если опоздали на первый — не беда, их там много, уедете на следующем.
Около пяти утра было холодно, и крапал дождик (вчера была замечательная погода). Человек 20 народа жались около первого автобуса. Я пристроился в очередь, и без десяти шесть, после покорения крутого серпантина, уже стоял около входа на территорию комплекса, который открывался в 6 утра. Дождь усилился, облака смешались с туманом, и плотной пеленой накрыли не только Мачу-Пикчу, но и окрестные горы. Изрядная толпа туристов в разноцветных дождевиках терпеливо дожидалась открытия. Наконец, народ стали запускать. На входе надо предъявить билет и паспорт. При этом электронный билет (купленный через интернет), надо было где-то в городе поменять на не электронный. Я этого не сделал, но проблема решилась на месте, проверяющий товарищ сделал это лично.
Пройдя контроль, я пошел в сторону комплекса, сориентировавшись по взятой на проходной карте. Подойдя к Сторожке я понял, что города мне в ближайшее время не видать. С этого места должна открываться панорама на весь город и гору Вайна-Пикчу, но… густой туман ограничивал видимость буквально парой десятков метров.
Почесав мокрую от дождя и тумана голову, я поизучал карту и пошел ровно в другую сторону — к Солнечным Воротам. Дорожка была весьма живописная даже в тумане. Справа ее ограничивал склон горы, а слева был обрыв в долину реки Урубамбы. Туман цеплялся за ветви деревьев, поросших мхом и лишайником, по кустам, громко пища, перепархивали колибри. Тропинка длиной около двух километров местами была вымощена еще инкскими камнями. Идти по ней было не трудно, единственно, что камни были весьма скользкими от дождя, так что приходилось больше смотреть под ноги, чем по сторонам. Где-то на трети пути я нашел какие-то постройки, не обозначенные на карте, и потихоньку добрел до Солнечных Ворот.
Наверно, на солнце они выглядели бы по-другому, но выбирать было не из чего. Побродив там немного, я пошел в обратную сторону. По дороге меня догнала большая толпа народу, заканчивающая маршрут по тропе Инков — лица у них были не самые радостные…
Убив на посещение ворот пару-тройку часов, я снова вышел к Сторожке. Туман стал менее густым, но, тем не менее, кроме очертаний города, видно все еще ничего не было.
Я махнул рукой на это дело, и пошел в мосту Инков,
подумав, что если туман так и не разойдется, то придется покорять город вслепую. Дорога до моста и обратно заняла меньше часа (рекомендую посетить это место), и на обратном пути я с радостью обнаружил, что туман рассеивается, и становится видно дно долины с шумящей там Урубамбой. Настроение повышалось вместе с появляющимся солнышком. Когда я в третий раз дошел до Сторожки, я наконец-то увидел Затерянный Город…
Остатки тумана еще цеплялись за здания, Вайну-Пикчу была прикрыта легким покрывалом из облаков… но Солнце светило все ярче, и вскоре город предстал передо мной во всей красе… Что тут можно сказать… Это место надо видеть, рассказать о нем достаточно сложно…
Я бродил по городу часов до двух дня, благо распогодилось хорошо, и стало жарко. Должен заметить, что на территории комплекса нельзя купить питья-еды, и, видимо поэтому, там нет и туалетов. Поэтому, если нужно, то воду с бутербродами лучше брать с собой. Кафешка и туалет есть около входа, но цены там совершенно безбожные (в кафешке).
Словом, обломавшись с поесть, я сел на ближайший автобус, и по серпантину спустился обратно в Агуас Кальентес.
До поезда еще оставалось время, поэтому я просто бесцельно шарахался по городку. Поезд подали вовремя, почему то, в обратную сторону, он ехал быстрее, и дорога до Ольянты заняла всего часа полтора. В городе я дошел до найденного накануне хостела, и завалился спать.
Ольянтайтамбо-Куско.
В свое время тут правил великий инка Пачакути, который построил на близлежащей горе город с храмами и террасами — его-то я и хотел осмотреть. Поднявшись в 8 утра, я перекусил и пошел на руины. В кассе купил себе пресловутый Болето Туристико за 130 солей (единый билет для посещения основных достопримечательностей в том регионе), прокомпостировал нужный уголок, и с тоской посмотрел на взбирающуюся к небесам лестницу.
Осмотр руин занял у меня часа два, и, не смотря ни на что, я получил от этого места удовольствия не меньше, чем от Мачу Пикчу. Огромнейшие, тщательно подогнанные мегалиты из розового порфира поразили мое скудное воображение… Да и вообще, стройка была гигантская.
Закончив карабканье вверх и вниз по ступенькам, я отдышался, и пошел на центральную площадь города, что бы найти машину, на которой можно было бы заехать в пару мест по дороге, и вернуться в Куско. Машины были, водители тоже были, и через полчаса торга я договорился, что за 110 солей (изначально хотели 150) меня завезут в Морай, Салинас, будут останавливаться по дороге по требованию, и в результате, довезут до Куско.
Стартовали мы в полдень по дороге, ведущей через Священную долину, по которой я ехал на маршрутке из Куско, но довольно скоро мы резко свернули направо, и начали подниматься в горы по сомнительной грунтовке. По дороге мы с водителем (индейцем-кечуа) вели глубокую беседу про погоду, семью и, как обычно, про политическую ситуацию в мире. Он не говорил по-английски вообще, я знал полтора десятка испанских слов… словом, обстановка была теплая и дружественная…
Пока я старался вспомнить (или придумать) нужное мне испанское слово, я смотрел по сторонам, а смотреть там было на что… Вокруг заснеженными пиками вздымались Анды, с зацепившимися за них облаками, дорога и почва вокруг была красного цвета, разбавленная ярко-зеленой растительностью, тут и там росли агавы и прочие кактусы. Такой красоты я еще не видел, и так и не смог к ней привыкнуть за остальные дни, проведенные в горах.
Через некоторое время мы приехали в Морай, и остановились около удивительного места, построенного древними инками… Огромные террасы грушевидной формы ступеньками спускались к центру комплекса на глубину более тридцати метров, по дороге меняя свою форму на ровный круг. Говорят, что в свое время тут было что-то типа сельскохозяйственной лаборатории, а вообще — кто этих инков знает…
Минут за 30–40 я обошел их по кругу (вниз не пошел, так как лазить вверх-вниз на такой высоте было тяжеловато), и мы продолжили свой путь. Спустя непродолжительное время мы приехали в Салинас — место, где на протяжении последних лет 500–600 местные добывают соль. Ступенчатые бассейны с покрытыми солью белыми стенками и наполненные коричневой соленой водой спускались по ущелью вниз… В некоторых из них копошились аборигены, наполняя солью большие мешки. По дороге стоит куча сувенирных лавочек, где можно приобрести местную соль практически в любых объемах.
Пишу это сегодня, а только вчера по какому-то кабельному каналу показывали это место… Очень необычное зрелище, при возможности и в Морай, и сюда, обязательно надо заехать. Кстати, Салинас не входит в Болето Туристико, за вход надо платить 7 солей отдельно. Мы было продолжили наш путь в Куско, но тут водитель развел меня заехать в Чинчеро, утверждая, что это место надо обязательно увидеть… За это он попросил еще 30 солей, на что я после некого торга согласился.
Находится он всего в 30 километрах от Куско, на высоте 3760 метров. В конце 15 века Инка Тупак Юпанки начал строить дворец и все, что к нему прилагалось, но приблизительно веком спустя, это место, как и другие, были завоеваны испанцами, и большинство построек по сложившемуся обычаю были разрушены. Современный Чинчеро практически полностью построен на инкских фундаментах, в том числе и церковь, стоящая на центральной площади. Зрелище довольно необычное. Несколько раз в неделю на площади устраивают красочные ярмарки, но естественно, в день моего посещения на площади никого не было, за исключением пары пенсионеров, продающих сувениры. Погуляв по окрестностям, и переждав внезапно ливанувший дождь в сувенирной палатке, я вернулся к машине, и в начале шестого вечера мы свалились в Куско. Итого, за пять с лишним часов на машине я заплатил в общей сложности 140 солей. Не знаю, дорого ли это, но, и дорога, и посещенные места стоили этих денег.
Туда можно попасть своим ходом на местных автобусах и маршрутках, которые стоят копейки… но оно надо? А если брать машину на двоих-то вообще красота…
В Куско я с трудом преодолел затяжной подъем к моей гостинице (высота Куско около 3500 метров), забрал оставленную сумку, заселился в номер, и под чаек из листьев колы начал размышлять над своей дальнейшей судьбой…
Куско.
На Куско у меня был отведен всего один день, поэтому я постарался провести его с максимальной пользой. С утра я пошел в Саксайуаман, который находился минутах в 15–20 пешком от моей гостиницы. Это одно из мест, где действует Болето Туристико, чем я и воспользовался.
Саксайуаман (в переводе с кечуа означает «Сытый сокол») — это огромная цитадель, место дислокации гарнизона и храмовый комплекс, расположенный на искусственно выровненной вершине горы на границе города. Как говорят, план Куско похож на пуму, и при таком раскладе, Саксайуаман является ее зубами. Строительство было завершено около 1525 года сыном Пачакутека — Уайна Капаки.
На мой взгляд, это одно из грандиознейших сооружений (из тех, что я видел) древних инков. Три длинные (до 360 метров), высокие (до 9 метров) зубчатые стены сложены из таких огромных глыб, что, кажется, что это было бы невозможно сделать даже с сегодняшней техникой. Размер некоторых из них достигает 9*5*4 метра и вес до 200 тонн. Эти мегалиты доставляли сюда из каменоломен, которые находятся в 23 километрах от этого места.
Погуляв там пару часов, я поднялся на близлежащий холм, на вершине которого стоит статуя Христа и открывается вид на весь город. Полюбовавшись красными крышами Куско, я пошел осматривать древнюю инкскую столицу.
По Куско можно гулять долго. Один из самых приятных и красивых городов (после Кито). Начал я стандартно — с Пласа-де-Армас, спустившись к ней от Саксайуамана по классным узеньким аутентичным улицам. На одной из них я отметился у местной достопримечательности — двенадцатигранного камня. Должен отметить, что практически весь старый Куско тоже построен на инкских фундаментах.
Погуляв по площади и побродив по городу (в пешей доступности много красивых испанских церквей), я дождался давно собирающегося дождя. Переждал его в интернет-кафе (1 соль/час) и посидел в кафешке на Пласа-де-Армас (пол-литровый стакан пива 8–10 солей). Кафешка совершенно очаровательная. Узенький балкончик выходит на площадь на уровне высокого второго этажа. Можно сидеть, пить пиво, и наблюдать за жизнью, протекающей на площади. А еще можно нацепить телеобъектив, и охотится за людьми, чем я, собственно, там и занимался.
Вылезло солнце, но я ему особо не поверил (погода в Куско в частности, и в горах вообще, меняется по нескольку раз за десять минут), и пошел в сторону дома. По дороге опять начался дождь, и я спрятался от него в музее Инков (10 солей). Там интересно побродить полчасика, но только при условии плохой погоды. В городе явно интереснее.
Очередной штурм ведущей вверх улицы — и я, пытаясь сделать вид что совсем даже не задыхаюсь, иду отдыхать перед завтрашним переездом на юг страны, к озеру Титикака.