Вот уже и финишный опус об апрельском вояже в Питер готов. Предполагаю, что более интересен он будет туристам мужеского пола, увлекающимися всевозможными техническими штуками, особенно военной тематикой. Тут не будет красот зданий и каналов «Северной Пальмиры», а только красота технической человеческой мысли. Питер заслуженно может гордиться сотнями НИИ, заводами ВПК, да и новыми фирмами, которые ковали и куют для Родины тот самый «Щит и Меч».
И показать все эти военные хитрые технические штуки или грозного цвета хаки в Музее артиллерии, или морского шарового цвета в военно-морском музее любимый город может во всей красе. Новый для меня мирный «путейский» музей около Варшавского вокзала тоже манит.
(*)Ремарка №1. Я настырный адепт традиции, когда в подобные технические музеи именно отцы приводят сыновей. Особенно касаемо военных, понятно, вроде Артиллерийского или Военно-морского. Меня отец в далекие-далёкие советские годы школьником водил сюда, и я своему сыну в 90-е годы экскурсию в эти музеи устраивал. После Эрмитажа и Кунсткамеры, конечно. Баланс гуманитарного и технократического был соблюден:).
Музей артиллерии и инженерных войск.
Представляясь официально, это «учреждение цейхгаузное» называется - Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи. Цены на билеты умеренные – 150р. Расположен очень удобно. От станции метро «Горьковская» по уютному Александровскому парку минут десять неспешной походкой. Как бонус прогулки - виды на Петропавловскую крепость. Особенно эффектно выглядит «подкова» музея с открытой площадкой боевой техники с высоты. Перед входом рабочие обновляли к Первомаю покраску выставочных образцов, так что портик входа не стал снимать. Весь музей, включая внутренние залы, не раз осмотрен был в прошлые годы. Уникальное собрание раритетного оружия и военной истории! Сейчас же основной упор сделал на фотографирование многочисленных артсистем, ракетных установок и их предшественников прошлых веков на площадке под открытым небом. Предыдущие фотоаппараты не позволяли качественно это сделать, как нынешний мой «Никон».
Удобная информационная таблица на входе систематизирует обход площадки.
Обозначения буквенные военной техники приводить не буду. Специалисты и так знают, а большинству это вряд ли интересно. Замечу лишь, что названные цветочными именами грозные смертоносные артсистемы – «черный юмор» разработчиков. Оцените названия этих крупнокалиберных монстров: «Гвоздика», «Пион», «Акация», «Василёк», «Гиацинт»…
Зенитки разных калибров от 20мм до 85 мм и больше. Смена им в наше время уже на гусеничном шасси: повоевавшая в многих локальных войнах «Шилка» и пока не воевавшая всерьёз «Тунгуска».
Суровый и грозный ЗРК С-75 «Двина», самые известные публике его дела- «Сшиб» на почти недосягаемой в те годы большой высоте U-2 Пауэрса и несколько сотен(!) американских самолетов, даже гигантов Б-52 во Вьетнаме.
Терминаторы поля боя РСЗО не прячутся за нежными цветочными названиями. Их называли вероятно люди, тяготевшие к метеорологам: «Град» «Смерч», «Ураган»…
Старые мастера пушечных дел были заодно и художниками. Стволы и лафеты испещрены замысловатыми узорами.
Крепостные стационарные мортиры оккупировал детский десант. Здорово, когда можно ребенку вволю поползать по грозной «железке».
Ракеты оперативно-тактические разных поколений. Часто, к сожалению, даже очень перспективные системы снимались с вооружения из-за политических уступок и просто по, скажу мягко, «неразумности» наших вождей.
Даже издали стало ясно, что эта пушечка – иностранка. Действительно, англичанка, 203 мм гаубица предвоенная.
Слегка перефразируя: «Пушки разные нужны, пушки всякие важны!». И они грозно выглядят спустя десятилетия.
Повезло питерским ребятишкам, мальчишкам особенно, иметь «под боком» такой всамделишный военный парк техники.
Центральный военно-морской музей.
Это самый близкий мне по духу музей переехал со своего привычного места на Стрелке В.О.:(
(*)Ремарка№2. Всё- таки прежняя дислокация этого музея в здании Биржи на Васильевском была как привычней и удобней для посетителей. Да видимо «капитал» победил и в этом случае нематериальные духовные соображения. Может, это моя ностальгия по прежним походам туда? А так, вроде бы здание у Крюкова канала реконструировали внутри «по-взрослому», учитывая и пожелания музейщиков и морскую специфику. И площади экспозиционные побольше. Переезд, правда, с 2011 года явно затянулся, как и открытие залов привычных экспонатов. Добираться теперь до площади Труда, д.5 с Невского проспекта на троллейбусе № 5, 22 или автобусе 22, 27 . Или, как я – от М «Адмиралтейская», попутно нанизывая впечатления, пешком вдоль Мойки.
Вход в музей с улицы какой то пока непарадный. А внутри уже XXI век. Модный турникет для сканирования билета, просторные вспомогательные помещения и холл, явно современные системы обеспечения безопасности – это сразу в «плюс»! Необычные пандусы и планировка внутреннего продолговатого холла с рострами на стенах и стеклянной крышей. Встречает статуя Петра Великого и его рубленая фраза: «Морским судам быть!».
Рядом необычные корабельные пушечки.
Но вот и первый «минус». Самый известный экспонат - "дедушка русского флота" - знаменитый ботик Петра I- недоступен. Хотя его я видел не раз. Главный зал, посвященный истории парусного флота, закрыт пока на оформление. Печально, что только через стекло увидел это центральное помещение. Что же, залы истории зарождения галерного и парусного флота частично заменят эту потерю.
Картин в музее огромное количество разных художников. А выставку в отдельном зале полотен заслуженно устроили большому поклоннику морской стихии художнику-маринисту Ивану Константиновичу Айвазовскому.
Непривычные в сравнению с нынешней строгой флотской униформой расшитые галунами офицерские морские мундиры. И награды адмирала О.Кремера, затейливые работы орденской гильдии мастеров.
Несколько образцов корабельной артиллерии: сигнальная салютная и многоствольный «агрегат».
Водолазные шлемы на выбор.
Ростры парусников на броненосцах и крейсерах заменили гербы.
Уникальную древнюю подлодку пришлось тоже увидеть только издалека. Увы.
Цусимская тема, кстати, широко и хорошо представлена. Броненосцы, личные вещи, флаги, интерактивные экраны. Много моделей крейсеров и броненосцев русского флота конца 19 начала 20 века. Мне кажется, что пока некоторые залы выглядят пустовато, но это пройдет со временем (ИМХО). В запасниках несколько сот тысяч(!) предметов хранится.
(*)Ремарка №3. Модели кораблей, особенно в масштабе 1:12, что бывает очень редко - таких моделей немного в мировом судомоделизме! Высочайшего класса специалисты много десятилетий создавали эти чудеса. От галер и парусников до броненосцев и нынешних крейсеров. Преклоняюсь перед их мастерством, потому что сам имею скромный опыт в постройке моделей парусников масштаба 1:100, когда несколько месяцев кропотливого труда ушло на готовый корабль.
Как раз Советский ВМФ и ВМФ РФ пока представлен не широко, не сказать, куце . Вот этот кубик прибора почти «метр на метр» напомнил о нашем «железе», с которым приходилось работать на кораблях. Как возможная компенсация натурных образцов, филиалы музея: крейсер «Аврора», подлодка «Народоволец»…
(*) Ремарка №4. Как дополнение к «морской» музейной теме. За последние годы в Питере появились два натурных корабля музея. С 1995 года - ледокол «Красин» - бывший «Святогор». А с 2005года появился музей- дизельная подлодка ПЛ С-189. ПЛ 613 проекта, одна из 215 построенных, затонула в Кронштадте. Поднята и отремонтирована благодаря усилиям и финансированию в первую очередь бывшего подводника Артюшина Андрея и содействию ветеранов подплава. Оба корабля-музея пришвартованы вблизи Университетской набережной. В планах хотел попасть на ледокол, но после долгой экскурсии в Кронштадт поздновато вернулся. До следующего раза.
Уходя из музея, пытался оценить свои впечатления от нового-старого музея. Какие-то они всё же неоднозначные. Не зря говорят художники, что незаконченную полностью картину нельзя показывать зрителю. При таких неспешных темпах воссоздания экспозиции предполагаю, что только года через 2-3 Военно-морской музей обретет 100% готовность.
(*)Ремарка №5. Кстати вспомнил позапрошлогодний визит в Немецкий технический музей. Там раздел «Мореплавание» более плотно упакован моделями и натурными образцами и военного и гражданского флота. Включая подводную лодку I-й МВ в разрезе. Мой отзыв о нём:http://www.ayda.ru/story20548-15409
В моей копилке впечатлений несколько морских музеев: Музеи морского флота в Одессе и Николаеве, Музей КЧФ в Севастополе. Очень неплохие коллекции. И, даже несмотря на не слишком радужные впечатления от апрельского визита, Питерский Центральный военно-морской музей- флагман среди всех упомянутых! Потому что потенциал его - огромен.
Музей железнодорожной техники им. В.В. Чубарова.
Расположен объект удобно. Минут 5 пешим ходом от М «Балтийская».Когда литературными штампами называли СССР великой железнодорожной державой» резон в этом был определённо. Традиции еще императорской «чугунки» и советской ж.д. продолжает РЖД. Хотя новых каких то экспонатов XXI века в музее пока не появилось. Еще трудятся:) И железнодорожники, или «путейцы» - это отдельная многотысячная армия в униформе, ежедневно крутящая все эти шестеренки Великого Железнодорожного Механизма. Музей этот, в просторечии называемый «паровозным», на самом деле скопище нескольких десятков паровозов, тепло- и электровозов, вагонов. И даже … безмоторная ручная дрезина(!)
Нашелся же энтузиаст – Железнодорожник(!) - Чубаров Владимир Васильевич, бывший начальник Октябрьской железной дороги. Наверняка множество бюрократических стен пришлось ему прошибить, от многих желающих прибрать к рукам лакомый земельный участок в центре, около Обводного канала. Победил, создал музей у Варшавского вокзала. Потому заслуженно музей и носит его имя.
(*)Ремарка№6. В центе города на Садовой, около Сенной площади, есть давний Центральный музей железнодорожного транспорта МПС. Кстати – 200 летний! Чрезвычайно интересные экспонаты и макеты. Но не натурный подвижной состав на открытых платформах. Бывал в нем раньше. Очень рекомендую.
Итак. 150 р. за билет и фотосъемку и,- вперед! Начало осмотра – милитаристская тема. Монстр предвоенной поры ТМ3-12 – 305 мм орудие на многоосной платформе, успел вдоволь повоевать в советско-финской войне и при обороне полуострова Ханко. Жаль, что ему под Ленинградом не пришлось громить фашистов. «Линкоровский калибр» давал возможность забрасывать на десятки километров болванки снарядов на позиции врага.
БЖРК «Молодец» – «Ракетный поезд» вызывал опаску и трепет у «вероятного» супостата. Потому «новоявленные забугорные друзья» приложили максимум усилий, чтобы Россия своими же руками стилизовало это грозное малоуязвимое оружие. «Прогиб» ими засчитан!:(
Рядом – небольшая угловатая бронеплощадка.
ЭР-200- предвестник нынешних «Сапсанов», неплохо справлялся со скоростным сообщением между двумя столицами.
Вершины «паровозной» темы родом из 50-х. В 1956 году Коломенский завод выпустил последний паровоз. Барельефы Ленина-Сталина украшали этих паровых красавцев.
Обратите внимание, на тепловозе выпуска 1954 года, а тоже барельеф «вождя народов».
Этот синий симпатичный тепловоз с иллюминаторами корабельного вида – продукция харьковских танкостроителей.
Достаточно раритетный пассажирский вагон 2-го класса императорской России. Внутри скромные деревянные скамейки, почти как в электричках советского времени.
И с любовно пригнанными деревянными планками обшивки вагон азиатской КВЖД. Побывал в разных руках, включая полу- опереточное государство Манчжоу -Го.
Этот округлый румынского производства вагончик привлек внимание и женским необычным обозначением – «Автомотриса»!И румынский же дизель-вагон.
Танк – паровоз конца XIX века почти сто лет побегал по чугунке.
Паровоз «Э» родом из Швеции. В трудные 20-годы 1200 таких по тем временам супер -паровозов закупила Советская Россия за рубежом, прорвав экономическую блокаду. История повторяется?!
Посетителей музея в будний дней было меньше десятка. Может в воскресные дни поток увеличивается? Экспозиция то стоит воскресной прогулки, особенно с детьми.
Финал.
P.S.
Предыдущие части моего питерского путешествия тут:
1.Петербург & Питер. Мои знАковые места -1. (Ч.1)http://www.ayda.ru/story20548-18856
2.Петербург & Питер. Мои знАковые места -2.(Ч.2)http://www.ayda.ru/story20548-18921
3.Петербург & Питер. Царскосельский поход. (Ч.3)http://www.ayda.ru/story20548-18958
4.Петербург & Питер. Кронштадский полУ-день.(Ч.4)http://www.ayda.ru/story20548-19064