Подготовка.
Во всем были виноваты Дроздов и Сенкевич. Они по выходным показывали нам африканскую саванну, битком набитую антилопами, охотящихся львов, стада слонов, бегемотов и прочую живность. Но в те блаженные времена казалось более реальным полететь в космос, чем поехать на сафари. Времена переменились, и мысль о сафари упорно сверлила мой больной мозг на протяжении последних трех-четырех лет.
Останавливали меня несколько вещей – было стремно (честно!), дорого, и особо мучил момент, что если я поеду на сафари, то тогда я не попадаю в мой любимый Таиланд, и это было хуже всего.
Как обычно, по весне, когда накрывает авитаминоз, я начал планировать свою уже седьмую поездку в Тай с захватом Филиппинских остовов. Однако, если с выбором мест на Филиппинах все было более-менее понятно, то вот с Таем дела обстояли хуже, потому как все основные места я уже посетил, надо было начинать по второму кругу или забираться в совсем глухие места… В некоторой тоске я щелкал по ссылкам в разделе «Travel» в избранном, и случайно жмякнул на ссылку на какую-то организующую сафари кенийскую контору. На заглавной странице были представлены фотографии большой пятерки, и чем дольше я на них смотрел, тем лучше понимал, что если я не сделаю этого сейчас, то не сделаю этого уже никогда. Филиппины были отложены на следующий раз, я перекрестился, и принялся шерстить информацию по сафари.
Прочитал кучу полезной и не очень информации в сети, купил Lonely Planet по Восточной Африке, и спустя некоторое время в голове начал складываться приблизительный маршрут. Как и в прошлом году, я присоединил к отпуску новогодние праздники, и в результате почти 30 дней у меня разделились на 10 дней в Кении, 5-6 дней в Танзании, а остаток было решено потратить на Занзибаре.
Многие люди писали, что два-три дня на сафари более чем достаточно, и потом все звери становятся на одно лицо, что просто надоедает ездить по бездорожью и т.д и т.п, но я себя знал достаточно хорошо, и две недели сафари казалось мне нормальным. Забегая вперед, хочу сказать, что я в себе не ошибался, и с огромным удовольствием поездил бы еще недельку.
Для начала я выбрал те парки, которые по описаниям стоило бы посетить. Задача не из легких, благо много их там, и расстояния между ними могут быть не маленькими.
Потом я выбрал десятка полтора кенийских компаний организующих сафари, у которых были наиболее адекватные цены (к сожалению, на большинстве сайтов цен нет, надо узнавать лично) или адекватные сайты. Или представленные программы немного походили на то, что я напланировал себе сам.
Далее, я нашел рейс, наиболее устраивающий меня как по цене, так и по датам. К сожалению, это оказался рейс Egypt Air (первый и последний раз я пользуюсь их услугами). Самое обидное, что я видел цену Москва-Найроби всего за 19000, но на тот момент, когда я уже окончательно созрел для покупки билетов, они подскочили до 29-30 тысяч, и продолжал расти. Пришлось отдать почти тридцатку…
Потом я в десяток контор разослал свои пожелания – типа, прилетаю такого-то числа, есть столько-то дней, хочу посетить такие-то места. Что можете предложить, и сколько это будет стоить.
Оговорюсь, что по причине космических цен я остановился на так называемом camping safari с относительно адекватными ценами (до 200 долларов в день) в отличие от lodge safari (от 200…). Житье в палатках меня не особо смущало, в конце концов, надо приобщаться к природе. Да и не привередлив я к жилью. Не люблю переплачивать за мраморные ванны, когда вполне можно помыться под душем. Лишь бы он был.
Из десятка компаний, куда я отправил запрос, ответили четыре. Одна предложила свою программу, которая с моей практически не совпадала. У другой компании меня не устроили ни цены, ни программа. Еще одна ответила спустя три недели после моего возвращения. Зато компания Jocky Tours and Safaris http://www.jockytours.com/index.html ответила сразу, с некими логичными корректировками согласилась с моей программой, и объявила совершенно шикарную, на мой взгляд цену – 120 долларов в день в Кении и 160 в Танзании за то самое camping safari.
Маршрут получился такой:
Кения – Masai Mara – Nakuru – Samburu – Mt. Kenya+Sweet Waters – Amboceli 10 дней
Танзания - Manyara – Serengeti – Ngorongoro 5 дней
Дальше я своим ходом летел на Занзибар.
В стоимость входило:
1 All Park Fees
2 Transport in a safari minivan with top up roof.
3 Accommodation in camp, Budget hotels and lodges
4 3 Meals a day except the first breakfast and last dinner
5 Services of a qualified driver guide.
6 Pickup airport (you forward your flight details)
и как оказалось, даже переезд в Арушу.
Not included
1 Drinking water,
2 Visit to masai village
3 Personal things like sodas, cigarettes
4 Tips
Предоплаты они попросили всего 30%, но, к сожалению проплачивать пришлось через банк на их счет, за что с меня в моем банке взяли еще 25 долларов за сам перевод. Добавлю, что перечисляя 700 с лишним долларов практически неизвестно куда и неизвестно кому, я чувствовал себя достаточно паршиво. Тем более, что как это ни прискорбно, я не нашел ни одного отзыва об этой компании, что тоже не обнадеживало.
Тем не менее, Jocky Tours были на высоте. За все время пребывания в Кении не случилось ни одной накладки, не произошло ни одной засады, не говоря уж о том, что они помогли мне решить ряд проблем, возникших отнюдь не по их вине. Но об этом позже.
Оплатив билеты, и периодически переписываясь с Минни (женщина из Jocky Tours, которая взяла на себя труд организовать мое сафари), я продолжал изучать рассказы побывавших.
Больше всего интересовало меня две вещи – быт во время сафари, и малярия. Если про второе информации было полно, то вот про первое почему-то минимум. А ведь было столько вопросов.
А куда девать сумку, если уезжаешь на весь день? Оставляешь ее в лагере, или возишь с собой? А куда девать деньги, если они не на карточке? А если на карточке? А вообще нужны деньги на сафари? А что все-таки на себя одеть? А туалет…под кустом или где? А как вообще все это происходит? А… в общем, есть вопросы, нет на них ответов.
Определиться, болеть малярией или нет, было легче. Где-то я прочел хорошую фразу – малярия это судьба, ей либо заболеешь, либо нет, вне зависимости от того, что ты делаешь, и чего ты не делаешь. После этого я понял, что убивать свой организм и кошелек вредными и дорогими таблетками я не хочу, а положусь на удачу и Коартем, который, если верить экспертам, за пару-тройку дней излечивает малярию. Во всяком случае, если его начать принимать сразу.
А вот прививку от желтой лихорадки я себе сделал. В Интернете есть адрес, поликлиника №13 на Неглинной. Посидел часа полтора в очереди, около 300 рублей стоит прививка от желтой лихорадки, и еще около 900 от гепатита, которую мне тоже порекомендовали сделать. После прививки мне выписали сертификат, дублированный на английском языке, который действителен на 10 лет. Замечу, однако, что нигде ни разу никто у меня не поинтересовался этой прививкой, однако болячка неприятная, так что лучше подстраховаться, тем более, что проблем нет.
Далее озаботился билетами до Занзибара, и еще раз убедился, что Африка неоправданно дорога. Самые дешевые билеты Аруша-Занзибар и Занзибар-Найроби были у fly540, да и те стоили безумных денег – соответственно 163 и 207 долларов. Цены – заоблачные, но тратить время на то, что бы добираться туда паромом мне не хотелось.
Следующим пунктом подготовки в поездке было покупка нормального фотоаппарата, потому как тратить столько денег и снимать зверей мыльницей меня совершенно не устраивало. После непродолжительной борьбы с толстой зеленой жабой я купил зеркалку Nikon D3000 и к ней телевичек на 200 мм, на чем успокоился, и стал ждать сафари.
Улет.
Рейс Египетских Авиалиний (ЕА) планировался на 16.00, что подтверждало табло в Домодедово. Приехал я туда около часа, нашел стойку, и порадовался, что передо мной всего пара человек. Было написано, что регистрация начнется в 13.30. Вот и славненько. К двум часам дня народу на регистрацию набралось уже изрядно, а вот сама регистрация никак не начиналась, несмотря на копошение за стойкой девушек с бейджиками ЕА. К трем часам прошел неподтвержденный слух, что самолет сломался, рейс задерживается. Народ заволновался. Однако на табло все еще светилось, что вылет будет по расписанию. Это вселяло некую надежду, потому как стыковка в Каире была недолгая, всего около двух часов, и чертовски не хотелось опоздать на рейс, чего со мной еще никогда не случалось.
К пол-четвертому началась регистрация, и тут было официально объявлено, что из-за песчаной бури в Каире, самолет, на котором мы должны были лететь, еще не вылетел из Каира, когда вылетит – неизвестно, но вылетит обязательно. Самое интересное, что помимо стыковки, на которую не хотелось опаздывать, меня должны были встречать в аэропорту Найроби представители Jocky. Мой рейс должен был прибыть в Найроби в 4.30 утра, в шесть за мной должны приехать, отвезти в офис, и оттуда, тем же утром я должен был ехать в Масаи Мара – пункт, не самый близкий к Найроби. Жить становилось все интереснее.
Сдавая багаж и получая посадочный талон, я поинтересовался у представительницы ЕА, что будет с моей стыковкой и моим багажом, который отписали до Найроби. Улыбаясь, она ответила, что бы я не беспокоился, в Каире меня посадят на ближайший рейс до Найроби, и багаж будет на месте. Не могу сказать, что я ей поверил, но деваться было некуда. В четыре часа (табло вылета все еще показывало рейс на Каир в 16.00), когда мы должны были вылетать, нам сообщили, что наш самолет только что вылетел из Каира, изо всех сил летит в нашу сторону, и в девять вечера мы должны вылететь. Стало понятно, что шансов успеть в Найроби вовремя у меня нет, поэтому пришлось связываться с Jocky (слава человеку, придумавшему Wi-Fi!!!) и отписывать им, что вовремя я не прилетаю, а когда прилечу – никому неизвестно, даже ЕА. Минни оказалось просто умничкой, она тут же ответила, что меня встретят, когда бы я не прилетел, и что бы я ей сообщил время прилета когда ситуация разъяснится, а с остальным разберемся на месте. Начало сафари вдохновляло. Я постарался расслабиться, и стал ждать. До девяти вечера нас два раза кормили. Правда, поесть, кроме как сидя на полу, было негде, но тем не менее.
Каир.
Где-то после восьми нарисовался наш самолет, и как не странно, в районе девяти часов вечера мы вылетели в Каир. Прилетели в первом часу, у транзитников забрали паспорта и билеты для выписки новых, и часов до четырех утра нас мариновали в каких-то коридорах каирского аэропорта. Компания подобралась пестрая. Четыре человека (я в том числе) летели в Найроби. Один в Энтебе. Один в Киншасу (мы вообще не переживаем за наших туристов в Конго). Двое в Йоганесбург. Аден. Еще куда-то. В общем, география была обширная. Спустя некоторое время нам выдали новые билеты – все рейсы были вечерние, то есть светил целый день в Каире. Паспорта пока еще не отдали, мотивируя тем, что нас распределяют по гостиницам. Пока ждали паспорта, я развел нашу группу (человек восемь) ехать завтра на пирамиды, что бы не сидеть весь день в гостинице. Народ согласился, и тут же нарисовался представитель ЕА с тем же предложением. Экскурсия была от ЕА и, на мой взгляд, должна была быть бесплатной, но на мое здравое предложение представитель не отреагировал, поэтому пришлось заплатить по 35 баксов. Ну и ладно.
Часам к четырем утра привезли в гостиницу – некий Triumph Hotel. Несмотря на поздний, или, вернее, ранний час, желающих заселиться было хоть отбавляй, а номеров не очень много, да и не торопились арабы никуда. В 5.30 утра я упал на кровать, а в 11 за нами должна приехать машина на пирамиды. Спать оставалось всего ничего.
Номер нам достался супер – нас было четыре человека в двухкомнатном сьюте. В одной комнате на большой кровати разместились парень с девченкой - молодожены, решившие в качестве свадебного путешествия бюджетно погулять по Африке с рюкзаками и палатками. Гм… Во второй комнате, где к счастью было две кровати, разместился я, и сотрудник кенийского посольства в Москве, который выбрал неудачное время для того, что бы съездить домой. Да, хочу напомнить, что наш багаж ночевал где-то в недрах каирского аэропорта, поэтому ни переодеться, ни побриться возможности не было.
Как мы ездили на пирамиды и как их не было видно за стеной песка, поднятого сильнейшим холодным ветром – это отдельная история, которую я возможно расскажу позднее. Остается лишь заметить, что за те 15 лет, которые я их не видел, они совсем не изменились.
Обратно в аэропорт нас должны были забрать из гостиницы часов в девять вечера. Когда мы усталые, помятые и пыльные после пирамид и бессонной ночи собрались на ресепшене, то прошел слух, что машина уже была в восемь, кого-то забрала и уехала. Мы переглянулись, и начали истерически смеяться, потому как расстраиваться уже не было сил. Но судя по всему, это была не наша машина, потому что за нами приехали как и обещали.
Время, проведенное в аэропорту до вылета, вспоминать совсем не хочется. Для начала всю нашу группу подвели к какому-то окошку, где всем отдали паспорта и снова очередные билеты. Всем, кроме нас, летящих в Найроби. Народ пожелал друг другу счастливого пути, и вместе с остальными пассажирами растворился в аэропорту, а мы вчетвером продолжали чего-то ждать около окошка. Наконец, товарищ, который нас туда привел, забрал наши паспорта, и сказал, что бы мы шли за ним. Никогда не думал, что в аэропорту есть столько служебных помещений, коридоров и дверей. Там было впору снимать какую-то по счету серию «Крепкого орешка». Стараясь не потерять из вида наши паспорта, мы спешили за провожатым по темным и грязным коридорам, пока (вот чудо!) не вышли сразу на посадку к какому-то по счету выходу, миновав по дороге все регистрации, таможни и проверки. Билеты нам выдали на рейс Kenya Airways в одиннадцать с копейками. Время было уже почти одиннадцать, а мы все еще сидели и с тоской смотрели на манипуляции, которые производил местный товарищ в форме с нашими паспортами. Наконец он отдал нам паспорта и посадочные талоны, и мы бегом поскакали к нужному выходу. К счастью, на рейс мы успели.
Никто нас не предупредил, но оказалось, что есть еще промежуточная посадка в столице Судана – Хараре. Про Судан я знал только то, что последние лет двадцать пять там идет гражданская война, и поубивали они друг друга не один миллион. К счастью выходить из самолета не пришлось, зато в него загрузилось изрядно народа, и наконец-то мы взлетели и взяли курс на Найроби. Во всяком случае, я так надеялся…
Найроби.
В семь часов утра 13 декабря, я наконец-то попал в долгожданную Кению. На сутки с лишним позже, чем планировал. Злой, уставший и грязный. Аэропорт я как-то совсем не запомнил, галопом доскакал до паспортного контроля, в темпе заполнил какую-то форму, отдал пограничнику 25 баксов, ответил на какие-то вопросы, и вот я спускаюсь вниз по лестнице, сжимая в руке паспорт со свежей кенийской визой.
Место выдачи багажа напоминало большой сарай. Покурить было негде, и пока признаков багажа не было, я на всякий случай поменял 50 долларов на шиллинги, так как что-то мне подсказывало, что потом времени у меня на это не будет. Спустя полчаса ожидания багажа, подтянулись молодожены и посольский кениец, застрявшие на погранконтроле. Багажа все еще не было. Еще через полчаса мы совсем забеспокоились, и отрядили кенийца искать официальные лица, которые могли бы сказать, где наш багаж. Лицо в виде помятого негра в помятом комбинезоне появилось, и повело нас по разным загашникам, где хранились бесхозные сумки и чемоданы. Судя по толстому слою пыли, лежали они там уже давно. Естественно, наших там не было.
- Ну, наверное, потерялся ваш багаж. Идите вон туда, там вам оформят утерю, - махнуло рукой помятое лицо.
Думаю, что наши лица в тот момент были не намного лучше. Я попытался припомнить, что нужного было в моей сумке, и пришел к выводу, что нужное было все.
- Заполняйте форму – протянул нам бумажки человек в форме, отвечающий за то, чего нет – за потерявшийся багаж.
- А что, бывали случаи, когда багаж находился? – поинтересовались мы.
- Да почти всегда. Скорее всего, он прилетит завтра таким же рейсом. Пишите телефоны, вам позвонят, вы приедете и заберете багаж, - успокоил нас человек в форме.
- Послушай, мой друг. Меня ждет машина, на которой я сегодня уезжаю за 200 километров от Найроби. Я не смогу приехать завтра за багажом. Что мне делать?
- Не вопрос. Пиши телефон компании, с которой ты едешь. Мы позвоним им, они заберут твой багаж и передадут его тебе.
Вариантов было ровно два. Забить на сумку и отвалить на сафари, день от которого итак уже пропал, или забить на сафари, и сидеть в Найроби в ожидании сумки неизвестно сколько времени. Я забил на сумку, написал телефоны Jocky, попрощался с совсем расстроенными ребятами, и вышел к встречающим, с надеждой, что меня все еще ждут. Так оно и оказалось. Черный человек с табличкой с моим именем терпеливо меня ждал, переминаясь с ноги на ногу уже второй час.
- А где твои вещи? Давай я их понесу, - с ходу наступил на больную мозоль водитель.
- Нету у меня ничего, - пустил я скупую слезу, по дороге рассказывая водиле мою грустную ситуацию.
- Акуна матата. Не переживай. Завтра прилетит твоя сумка, и мы ее заберем, - успокаивал меня водитель.
Мне очень хотелось в это верить. Но не верилось. Оставалось только последовать совету Скарлет, и подумать об этом завтра. Или послезавтра. Или когда закончатся аккумуляторы в фотоаппарате.
- Времени очень мало, - сказал водитель, лавируя в потоке машин. – Тебя уже ждет группа, с которой ты едешь в Мару.
Ну вот… а у меня было столько вопросов к Минни… И денег я хотел еще поменять… И Коартем купить… И поесть чего-нибудь… Или хотя бы попить…
Акуна матата. Ничего не оставалось делать, кроме как расслабится и смотреть на мою первую Африку. А это была именно она, что подтверждали многочисленные марабу, летающие прямо над дорогой и сидящие на деревьях непривычной формы. И исключительно черные физиономии в машинах, на тротуарах и вообще везде. Кто бы мог подумать, что тут столько негров!
Через полчаса, немного покрутив по Найроби (как хорошо, что я решил тут не задерживаться!), мы приехали к офису. Крутая лестница на второй этаж, маленький офис, и вот я уже обнимаюсь с Минни, реально ей благодарный за то, что она меня все-таки дождалась. Тут все было на мази. Урезанная программа – минус один день в Масаи Мара (Я НИКОГДА НЕ ПРОЩУ ЭТОГО ЕА), подготовленный чек за доплату – так же с вычетом одного дня, и куча хороших пожеланий.
Отдельно хочется сказать о порядочности этой компании. В процессе подготовки сафари, Минни прислала мне откорректированную программу, по которой я должен был ездить. Я проглядел файл и подтвердил его. Спустя недели две она присылает мне новый файл с извинениями, что тот был составлен неверно. Начал сравнивать – и точно, там был приписан один лишний день. Причем заметила это она, а не я. Так же и тут. Пока я летал, она переделала программу и пересчитала сумму с вычетом за потерянный день. Меня такое отношение безумно порадовало, потому как начитался я много всякого нелицеприятного.
Когда я рассказал ей про свою потерянную сумку, она перво-наперво спросила, оставил ли я их телефоны. Получив положительный ответ, она уверенно сказала, что сумка должна прилететь завтра-послезавтра, что бы я не волновался, что они съездят в аэропорт и заберут ее, и при первой же возможности мне ее передадут. Уже были такие случаи, и все было хорошо. Акуна матата.
Матата мататой, но настроение у меня было паршивенькое. Если бы это был Тай... Там за час-другой без особых проблем и за минимальные деньги купил бы все, что мне нужно. Тут было все по-другому. И больше всего меня расстраивало отсутствие зарядных устройств к фотоаппарату и камере. Не было даже идеи где, и главное – когда их купить…
-Цигель-цигель, времени совсем нет, твоя группа тебя уже ждет, - торопила меня Минни, после того как я отдал ей остаток денег и квитанцию на мою несчастную сумку.
Эх, была - не была… Даешь сафари!
Масаи Мара.
Упал обратно в машину, и скоро меня высадили около микроавтобуса, который должен был отвезти меня в Мару и на ближайшие пару дней стать почти моим домом. Тут опять следует отдать должное Jocky Tours – так как один день у меня пропал, они меня временно присоединили к другой группе, у которой на оставшиеся два дня была более полная программа в Масаи Мара, чем у моей группы, которая уже отъездила один день. Молодцы ребята, нет слов!
Должен заметить, что эта группа, с которой я провел два первых дня, была самая удачная и веселая. В машине нас было шесть человек – пара голландцев, пара итальянцев, немка и я. Не смотря на то, что машина небольшая, мы вполне комфортно там размещались, как на переездах, так и во время самого сафари.
Меня действительно уже ждали, я успел только заскочить в супермаркет, купить воды и каких-то печенек, и мы уже едем в сторону Мары. По дороге познакомились, я рассказал про свою засаду с багажом, и добрые европейцы меня от души пожалели, и потом все время интересовались – не надо ли мне чего. Приятно, черт побери!
По дороге остановились на смотровой площадке у Великой Рифтовой Долины. Зрелище впечатляющее, но настолько масштабное, что на долину надо смотреть из самолета, что бы действительно понять, насколько она грандиозна.
Уже ближе к парку, совсем недалеко от дороги начали попадаться зебры, гну и прочие антилопы. Вот оно – то, зачем я сюда ехал…
Около пяти вечера мы приехали в Mara Sidai Camp
Место было более чем достойное. Большие стационарные палатки на бетонном основании с пристроенным индивидуальным санузлом и под навесом из гофрированного железа. Внутри две кровати, постельное белье, полотенце, утром и вечером часа на 2-3 было электричество. Кинули шмотки (у кого они были), перекусили и поехали на мой первый гейм-драйв.
Где-то я читал, что если звери в разных парках одни и те же (что не совсем верно), то ландшафты абсолютно разные. Вот с этим утверждением я согласен полностью. Масаи Мара – это зеленая, холмистая равнина с редкими акациями и небольшими зарослями кустарников. Вдоль небольших речушек, протекающих между холмами - густые заросли деревьев. Голубое небо с белыми облачками. Постоянный ветер – днем хорошо, так как не так жарко, и он отгоняет мух. Утром и вечером – не очень хорошо, потому что сразу становится достаточно прохладно, особенно когда едешь с открытой крышей. Запах сухой травы. Постоянный птичий щебет. И, конечно, зебры, гну, буйволы, антилопы импала, топи, конгони, канны, антилопы Томсона и Гранта, слоны, жирафы и львы. Весь этот Ноев Ковчег можно увидеть максимум за полчаса. Откровенно говоря, я был в хорошем смысле слова шокирован – я думал, что представлял себе, что тут будет, но оказалось, что это не так.
Яркие, толстые, блестящие на солнце зебры паслись на сочной зеленой траве – поразительный контраст! Гладкие импалы цвета охры и с красивыми лировидными рогами не спеша отходили от дороги, когда мы подъезжали слишком близко. Стройные газели махали полосатыми хвостиками. Здоровенный слон, полностью игнорирую щелканье фотоаппаратов, обрывал куст прямо на обочине дороги в пяти метрах от нас. Стадо черных как смерть буйволов с широченными рогами медленно пережевывало жвачку. Семейство львов гордо возлежало на траве без малейшей реакции на десяток стоящих рядом машин. Они лениво щурили желтые глаза и дергали ушами, отгоняя надоедливых мух. Жираф неторопливо брел размашистой иноходью к ближайшей акации. Дурашливые гну скакали где ни попадя, порыкивая и периодически громко стукаясь рогами. А чего стоил шикарный закат – когда красное солнце прямо на глазах опускается за горизонт, цепляясь за колючие ветки акаций…
Такого я себе не мог представить даже при учете регулярного просмотра Animal Planet. Хотелось иметь целую россыпь глаз, что бы смотреть во все стороны одновременно. В один миг моя давнишняя мечта стала явью.
Три часа пролетели как три минуты, и мы поехали обратно в лагерь. Поужинали, попили пива – везде в Кении, в лагерях такого типа, можно купить как минимум пиво Tucker, а то и еще два-три сорта по 200 шиллингов – цена везде стандартная – и отправились спать. Завтра предстоял большой гейм-драйв на весь день.
Первое африканское утро оказалось весьма прохладным, но, как оказалось впоследствии, не самым холодным. Полвосьмого позавтракали, и до четырех катались по парку. В этот раз нам повезло с гепардами – три штуки ходили совсем недалеко от машины, и делали вид, что собираются охотиться (как оказалось, их встречаешь совсем не часто), попались львы, большая группа слонов и прочие многочисленные звери. По дороге заехали в какой-то крутой лодж, где, по слухам, ночь стоит 350 баксов. Помимо дурной цены место примечательно тем, что на территории находится достаточно приличное озеро с бегемотами, за которыми можно наблюдать со специальной смотровой площадки.
На ланч мы приехали на реку Мару. Если верить гиду, то миллионы антилоп и зебр во время Великой Миграции переходят реку выше по течению совсем недалеко от этого места. В этом же месте через реку был мост, и недалеко от него пикник-сайт, куда мы собственно и направлялись.
Съев свой сухпай, я пошел погулять вокруг и на мост. Похоже, что гид сказал правду. Берег реки под мостом образовывал большую излучину, а по причине сухого сезона река сильно обмелела. В этом месте, камни, образующие дно реки, были сплошь покрыты костями, высохшими и свежими трупами антилоп гну. На этом кладбище пировали десятки грифов и марабу. В воздухе стоял явный запах разлагающейся плоти. Такого по телевизору не почувствуешь.
Мара с шумом несла под мостом свои коричневые воды, а грифы клевали вонючее мясо, сушили на солнце широкие крылья, дрались, перелетали с места на место… Интересное место, только вот запах подкачал…
Как и всегда на сафари, день пролетел незаметно, и вот мы уже подъезжаем обратно к лагерю. Тут желающим было предложено посетить масайскую деревню, расположенную неподалеку от лагеря. Двое оказались, так что мы поехали в деревню вчетвером. Заплатили вождю по 1000 шиллингов (около 12 долларов, а не 25, как везде написано), и он, благородно попахивая перегаром, начал нам рассказывать про несложный масайский быт.
Ну и что, что они живут в домах, сделанных из прутьев и обмазанных коровьим навозом? Ну и что, что в доме даже в разгар дня по причине отсутствия окон полная темнота (и в этой темноте, абсолютно невидимые, находятся жена и дочери вождя)? Ну и что, что они спят на коровьих шкурах натянутых на каркас из веток, и за навозной стеной (очень сложная планировка внутри дома) спят с одной стороны козлята, а с другой телята? Ну и что, что вся территория деревни, находящаяся за оградой из колючих веток покрыта слоем первоклассного навоза перемешанного с небольшим количествам земли? Зато они самые смелые воины, и прыгают они выше всех. Зато у них самые красивые женщины, и поют они лучше всех. А еще у них самые дешевые сувениры и делают они их лучше всех. А еще меньше чем за минуту они могут добыть огонь при помощи двух сухих палочек. А вам слабо?
Не подумайте, что я над ними смеюсь. Совсем даже нет. На самом деле, интересно к ним заглянуть. Один раз и не очень надолго. Ведь они действительно так живут. Живут давно, и судя по всему весьма неплохо. И строят не потемкинские деревни для того, что бы слупить деньги с туристов, а для того, что бы там жить, рожать и растить детей. И одеваются так ярко и красиво тоже не для туристов. Кстати, не смотря ни на что – одежда на них всегда чистая. Боюсь, что я, четвертый день в одной и той же футболке и не бритый, выглядел куда как хуже любого из них.
Кстати, тем, кто все еще переживает за мой багаж. Утром я нашел водителя из Jocky Tours (напомню, что эти два дня я катался с другим водителем другой компании) и попросил его позвонить в офис, что бы узнать, не слышно ли что-нибудь о моей сумке. Он сказал, что в курсе моей беды, на созвоне с офисом, и как только он что-то узнает, тут же мне скажет. Вплоть до того, что он позвонит моему водителю, если мы в это время будем в парке. Так и произошло. В один прекрасный миг у нашего водителя зазвонил телефон, он поговорил, повернулся ко мне – и о чудо! Прилетела, говорит, твоя сумка, беги, типа, в магазин… Мои радостные вопли поддержали бурные аплодисменты добрых европейцев.
Вечером нахожу Натаниеля (водитель от JT, и с завтрашнего дня я присоединяюсь к нему и моей родной группе), и он говорит, что завтра, по дороге на Накуру, мы встретимся с какой-то машиной, которая и привезет мою многострадальную сумку. Сказать, что я был счастлив – ничего не сказать. Вчера ночью мне лезли в голову всякие дурные мысли – а что мне все-таки делать, если сумка не найдется? А впереди еще почти целый месяц Африки… Акуна матата!!!
Этой ночью я спал куда как лучше, чем предыдущей. Утром ГД с 6 до 9 утра. Уже со своей группой (новозеландец с шотландкой (очередные молодожены), итальянец, немец), на машине и с водителем от JT. Потом вернулись в лагерь за багажом и поваром (так тоже иногда бывает) и через полчаса стартовали в следующий пункт нашей программы – национальный парк Накуру.
Накуру.
Переезд до Накуру занял около шести часов с учетом двух остановок. На одной из них произошло радостное событие – я обрел свою сумку. Была среда, а последний раз я видел ее в субботу в Домодедово. С сумкой в обнимку я исполнил масайский танец с масайскими песнями под дружное ржание белых и черных лиц, находящихся вокруг.
- Теперь я настоящий богатый мзунгу, а не масай, у которого есть только то, что на нем надето – радовался я, прижимая к себе пропыленную сумку.
Полчетвертого приехали к входу в парк, Натаниель оформил документы на въезд – и вот мы едем по абсолютно не похожей на Мару местности. Накуру – относительно небольшой парк. Центральное место в нем занимает одноименное щелочное озеро, служащее домом и кормушкой для целого сонма фламинго, пеликанов и прочих водных и околоводных птиц. Вокруг озера в сухой сезон простирается засоленное болото разной степени топкости, которое в сезон дождей покрывается водой, и площадь озера изрядно увеличивается. Озеро расположено в низине, окруженной изрядными холмами, перемежающимися с небольшими лугами. Луга поросли довольно высокой травой (сухой в декабре), а остальная часть парка покрыта лесом, состоящим преимущественно из желтой акации. В оригинале она называется Yellow fever acacia, что очень подходит к нездоровой, желто-зеленой окраске стволов этих деревьев.
Стараясь не задавить разлегшихся на дороге павианов, мы тихонько ехали к озеру. Около озера нас выпустили из машины, что бывает довольно редко, так как в большинстве мест в большинстве парков выходить из машины запрещено.
Панорама открылась фантастическая. Голубое небо отражалось в озере, превратив его поверхность в яркий, синий, блестящий шелк, садящееся солнце покрасило сотни огромных белых пеликанов в розовый цвет, а десятки тысяч фламинго отражались в голубой воде, и казалось что их в два раза больше. Метрах в ста от озера, под акациями паслось порядочное количество буйволов, а с другой стороны, стадо зебр штурмовало вброд небольшую речушку, впадающую в озеро. Пеликаны с шумом и плеском взлетали и садились на воду, летали туда-сюда как птеродактили, фламинго гоготали, а я, да и не только я, стоял с отрытым ртом и круглыми глазами, не в силах поверить в возможность такого буйства жизни и красок.
Спустя какое-то время Натаниель с трудом оторвал нас от этой красоты, и мы поехали на смотровую площадку, откуда открывался вид на изрядную часть озера. Картинка была хороша. Голубая вода и зеленый берег были раскрашены белыми пятнами пеликанов и розовыми - фламинго. На смотровой площадке бродила стая павианов. Не обращая внимания на туристов, фотографировавших их почти в упор, они занимались своими обезьяньими делами.
После смотровой площадки мы опять спустились к озеру, но уже в другом месте, и нас снова выпустили из машины. Тут птичье население было разбавлено аистами-клювачами с красными физиономиями и ярко-желтыми клювами, но, как и везде, бал правили фламинго и пеликаны.
Поснимали красивый закат, и поехали в сторону ночлега. В этот раз нам повезло – ночевали мы в небольшом гестхаузе, с нормальными кроватями и прочей цивилизацией, единственно, что душ с туалетом были общие. Но на одну ночь – это не проблема. После ужина я наконец-то добрался до сумки, до чистой одежды, бритвы и прочих прелестей цивилизации. Комнаты были на двоих (с двумя кроватями), и меня поселили вместе с итальянцем. Фабио оказался прикольным мужиком.
- Олег, ничего если я буду спать в пижаме? – поинтересовался он у меня.
- Акуна матата, только не заставляй меня ее мерить, а так можешь спать в чем хочешь – милостиво разрешил я.
- О, спасибо. Просто она такая смешная…
- Обещаю, я не буду смеяться…
Остается добавить, что Фабио - ростом почти два метра, весом за сотню и с 49-м размером ноги действительно смешно смотрелся в пижамке…
Оставив Фабио наедине с пижамой, я вышел на улицу покурить. Недавно зашедшее солнце раскрасило небо в какой-то странный сине-зеленый цвет, на дереве, растущем в десятке метров от нашего домика, с громкими криками устраивалась на ночлег стая ибисов, немного левее, у ближайшего холма, в спускавшемся с него тумане фыркали буйволы. Наверное, тоже собирались спать. Так как завтрак был запланирован на шесть утра, я докурил, и последовал примеру буйволов.
Утром, после завтрака, мы вышли на улицу одновременно с солнцем. Восход был совершенно изумительным, не помню, что бы я раньше видел такие краски. Единственное неудобство – было оооочень холодно… Изо рта шел пар, руки мерзли. Такая вот разная Африка…
Не успели мы отъехать и ста метров, как Натаниель остановил машину, и мы увидели семейство львов, поедающих зебру. Львица и довольно крупные львята с аппетитом погружали испачканные кровью морды в брюхо зебры, и косили на нас золотистыми глазами, наверное, опасаясь, что мы может украсть у них добычу. Если оглянуться назад, то был прекрасно виден домик, где мы ночевали. До него можно было бы дойти пешком за несколько минут.
С полчаса мы смотрели львов, и, не успев толком от них отъехать, машина снова остановилась. Из кустов, совсем рядом с дорогой, на нас подслеповато смотрел черный носорог. Выдохнул даже Натаниель, совсем не часто удается так близко его увидеть. Мощный как танк, носорог позировал, а мы щелкали фотоаппаратами как сумасшедшие. Рог блестел на солнце, как будто был сделан из полированного черного дерева. Шикарнейшее животное! Наконец ему надоело позировать, он повернулся к нам необъятным крупом