Наска.
У меня уже был взят билет на ночной лежачий автобус до Наски. Ближе к его отправлению я забрал сумку, которую оставлял в хостеле, пока ездил в Чивай, поймал такси, и приехал на автобусную станцию, откуда отправлялись черно-золотистые автобусы компании Crus del Sur. Там все как в аэропорту — регистрация, сдаешь багаж, получаешь посадочный талон и ждешь в мягких креслах отправления.
Мое место было на втором этаже, да еще и первое в ряду. Если до упора разложить кресло и вытянуть ноги-то вполне можно спать, хотя, все-таки, лежачим я бы его не назвал. Есть подушки, одеяла. Словом, восьмичасовая дорога была довольно терпимой. Автобус отчалил, нам дали какой-то еды и включили фильм. Насколько я припоминаю, даже удалось немножко поспать. В Наску мы приехали в 7 утра.
Представитель AeroParacas, у которых был забронирован мой билет на облет Наски встретил меня у автобуса, и довел до офиса, который оказался метрах в 50 от станции. У меня было немного свободного времени, так что я воспользовался удобствами, находящимися в офисе, и даже успел позавтракать в соседней кафешке. Около 8 утра я загрузился в подъехавший минибас, и поехал в аэропорт. В аэропорту с нас собрали таксу — 25 солей. Перед рейсом всех взвешивают — пассажир вместе с тем багажом, который он по тем или иным причинам берет в самолет, должен весить не более 90 килограмм, иначе приходится покупать два билета (насколько я понял). Я прошел это испытание, не смотря на увесистую сумку с фотоаппаратом. Впрочем, если вы по какой-то причине приехали в аэропорт с чемоданом, его всегда можно оставить под присмотром отправляющей компании.
Рядом с аэропортиком нас ожидала Сессна, по которой я уже успел соскучиться после Венесуэлы. Самолетик на 4 пассажиров, пилот и гид. Мы запихались на сиденья, гид раздал нам наушники, и мы стартанули. Так же каждому выдали схему, на которой были отмечены все основные фигуры и маршрут полета. По окончании экскурсии, в аэропорту на нее можно поставить печать с датой — на память.
Итак, самолетик поднялся в воздух, и спустя несколько минут полета внизу начали попадаться сначала черточки, потом какие-то невнятные чертежи — и вот начали появляться фигуры — Кит, Треугольники, Астронавт, Обезьяна… Каждую фигуру мы облетали, что бы ее можно было рассмотреть всем пассажирам. Гид при этом рассказывал некую информацию, которая, честно говоря, совершенно не лезла в голову — рисунки перегрузили процессор мозга, и он отказывался воспринимать что-то еще. Сколько раз я их видел по телевизору, на фотографиях — но видеть их своими глазами, болтаясь в маленьком самолетике над и одной из самых сухих пустынь в мире… Это было нечто.
Пустыню пересекала тонкая черная лента Панамериканского шоссе, и проезжающие по ней машины казались неприлично маленькими, по сравнению с огромными рисунками. Минут за 30–40 мы пролетели весь маршрут, и благополучно приземлились. Покачиваясь после многочисленных виражей, я зашел за зажигалкой, с которой меня упорно не пускали в самолет (я ее оставил на пункте досмотра, и договорился, что заберу ее после полета) перекурил, и пошел искать свой минибас.
Вернувшись в офис, я обнаружил, что до отъезда в Паракас есть еще изрядно времени, и озадачился, чем бы занять полдня. Добрый дядечка из Аэропаракаса был готов мне в этом помочь, и спустя некоторое время я стал обладателем: экскурсии в некрополь Chanchilla (50 солей), автобусного билета до города Паракас, номера в гостинице в Паракасе на берегу океана (50 солей), и экскурсии в Национальный парк Паракас и на острова Баллестас (80 солей).
Я лишний раз убедился в том, что жизнь прекрасна, и стал ждать машину, которая должна была вести меня в некрополь. Машина пришла, и вот мы уже несемся обратно в сторону Наски, но на этот раз по земле. Проехав мимо самой большой песчаной дюны в мире (со слов нашего гида), мы остановились у входа в некрополь.
Некрополь расположен километрах в 30 от города, и, если верить полученной информации — это единственное место в мире, где можно увидеть мумии, находящиеся непосредственно на месте захоронения, в могилах, где они были найдены. Это место служило кладбищем с 3 по 9 века нашей эры, но основным захоронениям, которые можно увидеть 1300–1400 лет. Мумии хорошо сохранились благодаря засушливому климату пустыни, а также технологии бальзамирования, которую использовали Наска: тела умерших людей заворачивались в хлопковую ткань, расписанную красками и пропитанную смолами. Некрополь был обнаружен в 1920 году, но официально признан археологическим памятником и взят под охрану только в 1997 году. Ходить между захоронениями можно только по специальным дорожкам, потому что следы, оставленные на песке, сохраняются десятилетиями…
В принципе, жарко было уже с утра, но тут, на открытом месте, в пустыне, было как в духовке. Температура доходила до +45, дул горячий ветер, щедро делясь с нами колючим песком. По пустыне бегали небольшие пылевые смерчи. Сутки назад я смертельно замерзал в Чивае — и вот на тебе! Перу — страна контрастов.
По тропинке, ограниченной белыми камнями, мы пошли к первой гробнице. Они представляли собой квадратные ямы с выложенными камнями стенками глубиной около двух метров,. Внутри гробниц, в зависимости от ее размера, сидела где одна, где три-четыре мумии — завернутые в серо-красно-коричневую ткань с сохранившимся орнаментом, с длинными волосами, они жутко скалились и смотрели пустыми глазницами с блеклое горячее небо.
Таких гробниц было несколько, они соединялись между собой дорожками. Обойдя их по кругу, мы вернулись к машине, и поехали… нет, не домой, а в керамическую мастерскую… Культура Наска, помимо всего прочего, известна керамикой с аутентичными рисунками. Так вот, современные таланты массово производят керамические изделия по древним технологиям — ручная работа, натуральные красители, рисунки, идентичные натуральным, и так далее…
Колоритный мужик популярно показал и рассказал нам, как делаются такие вещицы, и потом, естественно, отвел нас в свой магазин, где мы могли прикупить керамическую плошку-чашку. Попадались весьма симпатичные изделия, и пара человек из нашей группы даже чего-то купили. После шопинга нас все-таки довезли до дома. Я еще успел пообедать, забрал вещи, которые бережно хранили в офисе, и пошел на очередной автобус.
Этот переезд тоже был на Cruz del Sur, правда, места были уже сидячие, но и ехать было всего часа три. В этом месте Панамериканское шоссе было проложено вдоль побережья Тихого океана, так что большую часть дороги можно было смотреть на разбивающиеся о берег волны и уходящую к горизонту водную гладь… Правда, при этом нужно сесть с левой стороны автобуса.
Паракас.
В Паракас мы приехали где-то в семь вечера. Была уже полная темень, куда идти — было непонятно, поэтому я весьма порадовался тому факту, что забронировал гостиницу заранее, и меня встретили около автобуса. До города было далековато, пешком там особо не разбегаешься. Гостиница оказалась более чем пристойной, от океана ее отделяла только набережная и пляж. В номере были в наличии все условия, включаю горячую воду, о существовании которой я уже забыл. Но правильно, почему бы не дать горячую воду, если на улице жара?
Выйдя на набережную, я обнаружил несколько кафешек, в одной из которых съел здоровенного краба всего за 25 солей. Хорошо… Не холодно, не жарко, вкусная еда, в паре десятков метров шумит Тихий океан… Вернувшись в гостиницу я подтвердился о планах на завтра, и завалился спать в нормальную постель.
В 7 утра позавтракал (завтрак был включен) на террасе с видом на океан, слегка прибалдел от вида прогуливающихся по песочку пеликанов, и к 8 я уже был готов к экскурсии на острова Баллестас.
Баллестас — небольшая группа каменистых ненаселенных людьми островов неподалеку от побережья Паракаса. Людей там нет, зато на них живут сотни тысяч птиц (олуши, бакланы, пеликаны, крачки и даже пингвины) и морские котики. За такое изобилие жизни их еще называют малыми Галапагосами.
Итак, на набережной нашу группу построили, несколько раз куда-то записали, собрали по 8 солей за какие-то билеты, и по солю — портовый сбор. После этого загрузили на лодку. Посудина оказалась весьма удобной и быстрой. Влезало в нее человек 25–30. Первым пунктом, куда мы отправились, был символ Паракаса — гигантская фигура под названием «Канделябр», вырезанная на скале недалеко от города — добираться туда около 20 минут.
На склоне скалы из порфира, спускающейся к океану, вырезан геоглиф в виде гигантского трезубца — 128 метров в высоту, шириной 74 метра, ширина линий, каким-то образом сделанных в скале — от 1,5 до 4 метров, глубина — 1–2 метра. Вершиной он смотрит вглубь материка, ровно в то место пустыни Наска, где начертаны известные фигуры. Кто, что, как, когда, зачем это сделал — мы до сих пор не знаем…
Полюбовавшись на произведение древних, мы продолжили свой путь к островам. Параллельно нам на острова летели огромные стаи бакланов и олуш — столько крупных птиц одновременно я видел только на сафари в Кении. На горизонте показались острова — и вот мы уже качаемся около вздымающихся из океана серых скал. На уровне моря, на небольших каменистых пляжах валяются морские львы. Выше — все стены и вершины скал, каждая трещинка, дырочка и уступ были оккупированы птицами. Они летали вокруг, шумели, ныряли, кормили птенцов, сушили мокрые крылья и орали, орали, орали… Местами небо было черно от стай бакланов, а скалы белые от покрывавших их олуш. Вот это было зрелище… Забегая вперед я скажу, что мини-Галапагосами эти острова называют зря, на Галапагосах птиц гораздо меньше.
Слегка оглохнув от царящего шума и зажимая носы от мощного запах гуано, мы медленно плыли вокруг островов. Олуши… Пеликаны… Стайка крачек-инка — строгое серое оперение, яркий красный клюв, желтые щечки, и длинные закрученные белые перья-усы… Морские львы… Огромные самцы с ревом выясняют отношения… Бакланы кормят птенцов, те целиком засунули свои головы в глотки родителей… Пингвины… Настоящие пингвины ковыляют по камням в сторону воды, размахивая похожими на ласты крыльями… Снова олуши, пеликаны, чайки, бакланы, львы, крачки, бакланы, бакланы, бакланы… Голова реально шла кругом от этого буйства жизни.
Поплавав вокруг островов, мы, к сожалению, взяли курс в сторону берега… Что бы нам не было скучно, нас опять провожали птичьи стаи, причем провожали очень интересным образом. Олуши летели друг за другом на расстоянии полуметра над водой. Вдруг, без всякой видимой причины, первая птица резко поднималась вверх, и тут же опускалась вниз — как будто преодолевая какое-то невидимое препятствие. Десяток-другой птиц, летящих за ней, в точности повторяли ее движение — по ним как будто бы шла волна. И так постоянно. Это явно скрашивало обратную дорогу.
К 10 утра мы причалили к берегу, а в 11 за мной и другими (группа уже поменялась), приехал автобус, на котором мы поехали на вторую часть экскурсии — на полуостров Паракас, который с 1975 года объявлен Национальным парком. Дорога шла через пустынные дюны розового и желтого цветов — с голубым небом сверху и голубым океаном снизу в качестве обрамления… Для начала мы заехали в музей Паракаса — там мы получили ряд информации о парке, что тут было раньше (болото с бурной растительностью, полное доисторических гадов), что есть сейчас — практически безжизненная соляная пустыня, и т. д. Далее мы поехали на смотровые площадки, расположенные на скалах на изрядной высоте над океаном. Какие оттуда открывались виды — это невозможно описать…
Наслаждаться ими немного мешал сильнейший горячий ветер, норовивший сдуть тебя с высоченного обрыва — но это была минимальная проблема… Посетив две такие площадки, мы еще приехали на пляж с темно-красным песком, а потом в деревушку Лагулиньяс, или как-то так, которая живет за счет рыбных ресторанов, и туристов, которых туда привозят. Не могу сказать, что цены были лояльные, скорее даже наоборот. Быстро хватанув супчика, я поскакал гулять вокруг, тем более что из автобуса мною были замечены огромные стаи чаек и крачек, явно ждущих меня на берегу.
В деревушке был небольшой порт, куда приплывали рыбацкие кораблики. Пока они разбирали улов, их буквально осаждали стаи пеликанов и здоровенных черно-белых доминиканских чаек. Поснимав этот зоопарк, я пошел по берегу к тому месту, где я видел стаю крачек. Они были на месте — тысячи птиц стояли на берегу в одной позе и в одном направлении — клювом против ветра. Врят ли бы у них получилось стоять в другой позе — даже меня ветер практически валил с ног, и постоянно сдувал с плеча сумку. Я фотографировал крачек, подходя к ним все ближе и ближе, пока они не взлетали. Вот это было зрелище! За белыми птицами с красными клювами не было видно ни земли, ни неба. С криками они носились кругами над пляжем, пока не успокаивались метрах в 50 от меня. Вся стая рассаживалась на песке, а я снова их пугал — и снова начиналась метель из белых птиц… Замечательное времяпрепровождение — мне, в отличие от крачек, очень понравилось.
К трем часам нас доставили обратно в город. День был насыщен солнцем, ветром и впечатлениями. Дойдя до гостиницы, я сообразил, что мне нужно завтра утром ехать в Лиму, и было бы неплохо озадачиться покупкой билетов. На площади рядом с гостиницей был обнаружен некий туристический офис, где я приобрел билет до Лимы на завтрашнее утро — Altursa, 70 солей. Автобус должен был отправляться прямо от этого офиса, что меня более чем устраивало.
Остаток дня я гулял по городишку (ровным счетом ничего интересного) и по пляжу — опять таки, в поисках птичек. Берег тоже был богат на пернатых — несколько видов чаек, кулики, камнешарки, пеликаны, долетевшие до берега олуши… Замечательное место!
Лима.
В 9,45 мы благополучно выехали в сторону столицы. Езды около 4 часов, автобус вполне пристойный. Приехав на автовокзал, я подхватил такси и за 20 солей доехал до района Мирафлорес, который славится большим количеством недорогого жилья. Таксист довез меня до выбранного по путеводителю хостела, и я его отпустил. В хостеле не оказалось мест… Тогда я оставил там тяжелую сумку, попытался запомнить где он расположен, и пошел по району искать себе жилье. Жилья было много, но либо не было мест, либо оно было неприлично дорого, чего я, честно говоря, не ожидал…
В результате я нашел некий Lion Backpackers Hostel, где за 70 солей мне предложили шикарные апартаменты — комнатушка 2,5*2,5 метра, кровать, вентилятор, тумбочка, стул. Она, как бы объяснить, представляла собой такой скворешник на втором этаже, подниматься на который надо было по шаткой металлической лесенке. На первом этаже был туалет и душ, которые, как меня заверили, были только моими… Прямо перед входом в туалет была маленькая площадка, где стояли столики, и где кормили включенным в цену завтраком.
Я кинул вещи, и до вечера пошел прогуляться по городу и чего-нибудь съесть. Хотелось выйти к Тихому океану, на побережье которого и стоит Лима. До него было идти около получаса, что я с успехом и сделал. Практически весь берег города представляет собой высоченный обрыв, практически отвесно уходящий вниз, под обрывом проложена трасса, за ней то, что тут называется пляжем, и серый (погода была не фонтан), мрачный и шумящий Тихий океан, с грохотом бросающий свои волны на галечный пляж.
Вышел я к здоровенному (и дорогущему) торговому центру, расположенному на самом берегу обрыва. Куча магазинов (куда я не ходил), едален (что и было нужно), и несколько обзорных площадок, с которых открывался шикарный вид. Пофотографировав и поев, я пошел обратно. На Лиму у меня было запланировано еще два дня.
Честно говоря, Лима не произвела на меня особого впечатления. Куско и Кито — куда как более интересные места, где было приятно погулять… Правда, оба они гораздо меньше огромной Лимы. На следующий день я прогулялся по какому-то парку в поисках птичек (и они там были), оттуда пошел на Пласа-де-Армас, где провел некоторое время, зайдя в Кафедральный собор, дворец Архиепископа и церковь св. Доминика, где после вполне интересной экскурсии с гидом, можно подняться на колокольню, и окинуть взглядом перуанскую столицу.
Билет в собор и к Архиепископу стоит 30 солей (в принципе, интересно посмотреть, если есть время — рекомендую зайти), в Доминик — 5 солей. Площадь, которую расхваливали в отчетах, тоже не особо меня впечатлила — тут может быть три причины:
Было весьма тепло, +25, но все небо было затянуто ровными серыми облаками, было очень душно и сыро. Готов поспорить, что на солнце это выглядело бы совсем по-другому. Сдается мне, что в Паракасе я съел что-то не то, и у меня весьма сильно расстроился желудок, так что самочувствие, а с ним и настроение, было не самое лучшее. Лима действительно не такой интересный город.По городу попадаются красивые колониальные дома, церкви и церквушки, пешеходные улицы — но… не знаю, не легла мне Лима на сердце. Доехать из Мирафлолеса до Пласа-де-Армас на такси стоит 15 солей — во всяком случае, я платил именно столько…
На следующий день я ходил по высокому берегу вдоль Тихого океана — там разбиты красивые парки, и откуда открывается отличный вид на океан. Погода вроде как начала разгуливаться, но потом как-то резко с океана налетел туман. Было интересно наблюдать, как белые облака прямо на глазах накрывали стоящие вдоль набережной небоскребы.
Поняв, что больше тут делать нечего, я поймал такси и поехал в Музей золота, место, которое мне очень хотелось посетить. Туда с меня взяли 18 солей, на сколько я успел разобраться в схеме города, находится музей отнюдь не в самом центре. Билет в музей стоит 33 соля. Зайдя внутрь, я понял, что желание было не напрасным. Музей состоит из двух — непосредственно Музей золота, и Музей оружия, который даст фору любому другому. В нескольких залах было представлено холодное и огнестрельное оружие всех времен и народов. Такого разнообразия колюще-режущего оружия я не то, что бы никогда не видел, но и представить себе не мог. Словом, описать это нельзя, туда надо зайти и рассчитывать провести там не один час.
Музей золота тоже оказался на высоте. Золотые и серебряные украшения, оружие и орудия, ритуальные ножи Туми (один из символов Перу), мумии, фигуры индейцев, одетые и украшенные по инкской моде — коллекция весьма и весьма интересная. Словом, я двумя руками голосую за то, что бы его обязательно посетить. Обратно я от музея снова поймал такси, и до Мирафлореса с меня взяли 15 солей.
Этой ночью у меня был самолет в Кито, так что остаток времени я посвятил на сборы и попытался немного поспать. В 3 часа ночи за мной заехало заказанное на ресепшене такси, и за 50 солей и 30 минут я доехал до аэропорта. Представители LAN в честь наступающего рождества (было 24 декабря) все были в санта-клаусовских шапочках. Зарегистрировался на рейс без проблем, и в сторону Эквадора вылетел вовремя…
Продолжение следует…