В июне мне представилась счастливая возможность совершить третий в этом году круиз, причем по России, по главной российской реке — Волге. Стартовой точкой стала Самара, в юности я его знавал ее как Куйбышев, но времена меняются, название новое, а архитектура старая — множество деревянных, очень колоритных домиков, стоящих вдоль тенистых улочек, создают городской уют и неповторимую атмосферу старинного губернского города. В Москве деревянную застройку уничтожили в 70г. прошлого века, а здесь все осталось, жить в этих домиках некомфортно, но смотреть со стороны — одно удовольствие.
Но домики не главное, ведь в Самаре расположен уникальный объект — Бункер Сталина, в котором вождь никогда не был. Под неприметным зданием, в годы войны, метростроевцы ударными темпами вырыли глубокую шахту и обустроили ее, ведь именно Куйбышев был выбран в качестве резервной столицы СССР, на случай сдали Москвы немцам. К счастью, столицу отстояли, бункером не пришлось пользоваться, и теперь туристы с удовольствием посещают его.
В городе есть еще одно известное место — знаменитый завод жигулевского пива, именно он в застойные годы снабжал весь Союз пивом, но сейчас потихоньку отступает под натиском иностранных корпораций. И не удивительно, ведь фраза о местном пиве «Жигулевское пиво хорошее, только на вкус не очень…», родилась не сегодня.
У реки, за заводской стеной, приютился бар, с говорящим названием «На дне», он украшен профилем Горького, неужели пролетарский писатель писал свой роман, думая об этом месте? Попробовал нефильтрованного пива, а также Фон Вакано — ничего особенного.
Незаметно подкрался знойный вечер, надо пробираться на корабль. По сравнению с морскими лайнерами, наш т/х «Хирург Разумовский» слегка разочаровывает: он значительно меньше, всего пять низких палуб, но по волжским масштабам — гигант.
Около трапа утомленно толпится народ, сдерживаемый хмурым ОМОНовцем, но на борту, как по мановению волшебной палочки, начинается праздник: две нарядные девицы-красавицы встречают хлебом-солью, туристы чуть тушуются, но потом рвут корочку и макают ее в соль.
Наша каюта на самой верхней палубе — она невелика, но очень удобна и функциональна: две кровати, два окна, туалет, душ, кондиционер, холодильник, и даже выход на общий балкончик.
А палубой ниже, каюты еще круче — у каждой из них свой персональный балкон. Корабль совсем недавно из капитального ремонта, и выглядит очень прилично — свежая покраска, полированные перила на межпалубных переходах, уютные кожаные диваны в холлах, два ресторана, бар с телеком.
Отдых начался, только немного грызут сомнения — а чем здесь заняться? Но аниматоры не зря едят свой хлеб, они не дают скучать и сразу предлагают насыщенную программу вечера: ужин, концерт, дискотека под звездным небом и бар для полуночников. Кормят в ресторане по заказной системе, от которой мы давно успели отвыкнуть, ведь за границей в основном шведскими столами потчуют, а здесь молоденькие официантки, как в старые добрые времена, подносят традиционные русские блюда. Сначала думали, что будет мало и невкусно, но потом оказалось, что кормят, как «на убой», обильно, качественно и очень вкусно — пальчики оближешь! Поварам можно смело поставить 5+, а в последний день они удивили необыкновенной красной рыбой, запеченной в нежном слоеном тесте, нигде в мире не пробовал такого. Концерт, который проходил на верхней палубе, тоже порадовал — рок-певец Палаускас спел собственную песню о нашем корабле, девушки из танцевального ансамбля сбацали зажигательную латину — настроение поднялось сразу.
А трио «Добро» исполнило русские народные песни — трудно передать, до чего душевно они звучат над водной гладью великой русской реки! Конца дискотеки дождаться не удалось, усталость брала свое, однако спалось с трудом — очень сильна вибрация от мощных двигателей, правда, на вторую ночь привыкли, и наслаждались отдыхом.
Утро началось необычно: вместо воды, за окном располагалось небольшое футбольное поле. На всякий случай протер глаза, поле не исчезло, оказывается, корабль вошел в шлюз — узкий бетонный мешок для пропуска судов мимо Балаковской плотины, кораблей ходит мало, поэтому работники соорудили маленький стадиончик. Первые сутки судно без остановок плывет по реке, и шлюз — одно из развлечений.
Волга, которую воспевали в стихах и песнях, давно изменилась, и не в лучшую сторону — русло перегородили плотинами, появилось много водохранилищ разного уровня, поэтому кораблям приходится постоянно «скакать» по водным ступенькам. Много раз слышал о необычайной ширине матушки-Волги, но в реальности представить ее никогда не мог: в некоторых местах, водохранилища, образованные рекой, так широки, что соседние берега едва угадываются. Правый берег высокий и обрывистый (а мы думали, что в Поволжье только степи) а левый — пологий, в русле частенько встречаются лесистые острова. Корабль плывет очень неторопливо, не больше 25 км/час: с одной стороны плохо — едва тащимся, с другой стороны — хорошо, все можно внимательно рассмотреть, но, казалось бы, разве интересно глазеть на берега?
Прелесть этого занятия начинаешь постигать только через сутки — живописные картинки русской природы медленно проплывают перед глазами, как бесконечная лента объемного кино. Зрелище успокаивает, завораживает и настраивает на философский лад, релакс наступает медленно, но неотвратимо. День речного курортника проходит очень незамысловато — подъем, зарядка, завтрак, посиделки в кресле на носу корабля, почитать, поспать, вот и обед рядом, а там и до ужина недалеко — не жизнь, а малина! Городские заботы отходят на второй план, беспокойство растворяется на речных просторах, а городские стрессы гаснут сами по себе. Сидишь себе в тенечке на палубе в кресле, легкий ветерок приятно освежает, треплет волосы, листает странички книги в руках — благодать. А потом — в каюту, говорят, что спать днем вредно, а все равно, как приятно «придавить» подушку перед обедом! В общем, такой расслабляющий отдых смело можно назвать Волго-терапией.
Первая остановка в Саратове — всего один час, только на берегу понимаешь, до чего жарко на улице: +34, а на палубе зной, вроде, и не чувствуется — взял бутылочку пивка, закусываешь нежной вяленой красноперкой и свысока поглядываешь на пешеходов, изнывающих от жары. Корабли здесь частенько швартуются бортами друг к другу, а когда судно отваливает от берега, кажется, что корма протаранит чужой борт, но этого не происходит, наш капитан настоящий ас.
И снова в путь: русло очень извилистое, правые повороты чередуются с левыми, проплываем под мостами, иногда навстречу идут суда — в основном грузовые, порой встречаются деревеньки с домиками, причудливо облепившими берега, среди которых высится церквушка, и все это на фоне лесной зелени — неброская, но приметная русская красота. Половина отличного путешествия — это попутчики, нам повезло, и за нашим ресторанным столом оказались интересные люди: бабушка с внучкой и молодой парень с девушкой. Бабушка приехала с Камчатки, где дымят вулканы, и падает пепел вместо снега, а Роман обладал уникальной профессией — он устраивал розыгрыши.
Красно-оранжевый шар новорожденного солнца медленно всплывал из реки, но я этого не видел, спится в этот рассветный час очень крепко. Громкий и протяжный крик жены мгновенно вырвал меня из объятий Морфея: «Му-у-ж, рассвет будешь фотографировать?» Вскочил, не раскрывая глаз, хватаю фотик, и бегом на палубу — что значит привычка! потом прилег, а проснулся в очередном шлюзе — матросы крепко швартовали корабль к плавающему кнехту.
От шлюзов до Волгограда совсем недалеко, вдоль берега потянулись бесконечные заводы, а на горизонте появилась крохотная фигурка Родины-матери, шквальный ветер поднял сильную волну и погнал корабль прямо к причальной стенке, пришлось бросить якорь и тормозить им. На пирсе туристов ждали торговцы сувенирами, пуховыми шалями и цветами, но нам они не нужны, ведь за короткие четыре часа стоянки надо совершить экскурсию по городу, не зря же вчера по 350 руб на брата заплатили. Автобус-люкс с кондиционером, экскурсовод отличный — еще старой школы, но ходить по городу все равно грустно: каждый камень напоминает о минувшей войне. Здания в городе были разрушены все, в назидание потомкам одно из них оставили без реставрации около музея Сталинградской битвы. Из деревьев выжил только один тополь, он до сих пор растет в центре города. А мы направляемся на Мамаев курган, добраться до него можно либо на скоростном метротраме — гибриде метро и трамвая, либо на автобусе.
Ветер не дает изжариться на солнце, и туристов сразу поражает монументальный комплекс, который открывает гигантская фигура солдата с автоматом и гранатой, стоящего в центре бассейна, а за ним возвышается еще более величественная и огромная статуя Родины-матери с поднятым мечом, зовущая своих сыновей на смертный бой.
Туристы по пологим лестницам медленно поднимаются к гигантской фигуре, проходя мимо стен с барельефами, где постоянно звучат фронтовые сводки, замирая перед трагическими фигурами участников кровавой битвы, и минуя зал славы, с одиноким факелом в огромной руке и почетным караулом.
Память — ненадежная штука, поэтому подвиг советской армии здесь на века запечатлен в камне и бетоне. Несмотря на то, что комплекс построен в прошлом веке, а после войны уже минуло 65 лет, неизгладимое впечатление он производит и сейчас. Стоя у подножия самой огромной в мире статуи, понимаешь грандиозность и уникальность замысла, ведь фигура покоится на постаменте без всякого крепления. Многометровый меч в руке высоко вознесен над землей, в нем просверлены дырочки, для того, чтобы ветер не выл, постоянно обдувая его. Последнюю дань памяти павшим защитникам Сталинграда пассажиры отдают на рейде, люди с цветами в руках на минуту застывают в молчании у борта, и вдруг сотни цветов летят в воду — вечная память героям!
Следующим утром мы вновь оказались в Саратове, была запланирована экскурсия, а автобус подали без кондея — это был кошмар. Город немного похож на Самару, но без особого лоска, обязательно надо посмотреть Парк победы на Соколовой горе, с Мамаевым курганом его не сравнишь, но вид на город открывается великолепный. А кроме этого, вокруг расположился целый арсенал военной техники — побродить среди танков, самолетов и пушек очень занимательно, тем более, что все можно потрогать и сфоткать.
Теперь быстрее на борт, судно на третьи сутки стало настоящим домом, возвращаясь из раскаленного города в прохладную каюту, мы мечтали: домой-домой, только непрошенной занозой саднила мысль — как жаль, что завтра круиз заканчивается, вот бы продлить удовольствие хотя бы на сутки. Увы, мечты-мечты, планировать такие путешествия надо заранее… На пристани друзья провожали нашего музыканта, он взял гармонь, растянул меха и протяжная русская песня зазвучала над причалом, с берега подхватили, полоска воды постепенно ширилась, разъединяя поющих — зрелище было очень трогательное и запоминающееся, аплодисменты всех туристов стали достойной наградой певцам.
А вечером состоялся последний концерт уже знакомого трио «Добро», был полный аншлаг, мест на всех не хватило, ведь, в основном, туристы на борту немолодые, и вкусы у них соответствующие. Как же душевно они пели, какие овации звучали в зале, зрители не хотели отпускать артистов! Подумалось: и чего иностранцы гадают о секрете русской душе? Пусть приезжают сюда — в центр России, где звучат русские песни над великой русской рекой, все секреты откроются сами собой. Очень приятное вечернее занятие на борту — это проводы солнца: сначала оно медленно клонится к западу, затем начинает краснеть, как от смущения, и медленно скрывается за высокими холмами, надолго оставляя за собой розовое свечение.
Настало последнее утро путешествия, теплоход возвращался в Самару, из динамиков неслись уже знакомые строки «По Волге вверх, по Волге вниз…" Чуть меньше четырех суток бездумного отдыха закончились, часами я сидел на палубе и ничего не делал — терпеть не могу «овощной» отдых, но расслабился исключительно хорошо, давно так не удавалось. Как выяснилось, вся прелесть нашего незабываемого путешествия оказалась именно в ничегонеделании!
Ровно по расписанию — в 12 дня корабль вернулся в Самару, до поезда мы успели искупаться на битком набитом городском пляже, а наши попутчики — Роман с Мариной устроили великолепную экскурсию по городу на роскошном кабриолете. Лучшего завершения круиза и придумать было сложно.