На Филиппины я собирался еще год назад, но, к счастью, победила Африка. Но в этот раз отмаза в виде сафари у меня не было, территория была еще мной неизведанна, и именно поэтому я запланировал целых три недели в этой новой для меня стране.
До и после Филиппин у меня было немножко Таиланда и пара дней в Сингапуре, но про это я расскажу в другой истории.
Так как перемещаться с острова на остров там удобнее, да и быстрее всего, на самолете, то я предварительно забронировал себе кучу перелетов на Cebu Pacific (будь они прокляты) и один на Zest Air.
Маршрут получился следующий:
— очень удачный прямой рейс Сингапур — Себу ($265). В Себу планировал провести пару дней для осмотра местных достопримечательностей.
— Себу — Бохол на пароме. Тарсиеры, шоколадные холмы — стандартная программа плюс немного отдыха, всего дней на пять. На пароме же возврат в Себу.
— самолет Себу — Легаспи ($64), оттуда на автобусе в Донсол. Кто не знает, в тех местах в это время года плавают китовые акулы, с которыми ты и сам можешь поплавать. Такого шанса я упустить не мог.
— самолет Легаспи — Манила — Бусуанга ($88). Ничего прямее и дешевле я не нашел. На Бусуангу тоже было выделено пара дней, стандартная программа — остров Корон, озера, снорклинг.
— самолет Бусуанга — Манила — Боракай (Катиклан) ($111). Ну, на Боракай понятно зачем. Море, пляж, тра-та-та, Новый Год. Пять дней.
— самолет Боракай (Калибо) — Манила ($35). Как же не посетить столицу. Полтора дня.
— самолет Манила — Бангкок ($153). Ура! Я снова в Таиланде…!
Себу.
Мой первый рейс СП (Cebu Pacific) вылетел точно по расписанию, чему я весьма обрадовался. Однако если бы я знал, что это был первый и последний рейс, который вылетел по расписанию, или вылетел вообще, то я бы не пребывал в таком восторге.
Вылетев из Сингапура в пол-первого ночи, в четыре утра самолет приземлился в аэропорту славного города Себу. Вооружившись путеводителем Lonely planet и весь в предвкушении новых мест, я ломанулся искать такси. Остатки сингодолларов я поменял на песо еще в Сингапуре, так что деньги уже были. Тут же подскочил мальчик, сказал, что знает, где тут такси дают, подхватил мою сумку, и побежал вперед. Я поспешил за ним, и действительно увидел такси. В принципе, и без наличия мальчика, найти такси труда не представляло. Я по наивности еще думал, что он и есть водитель, ан нет, водитель сидел в машине. Я загрузился, и по путеводителю начал объяснять водиле, куда мне нужно ехать. Мальчик продолжал торчать в окне в ожидании бакшиша. Однако, я, не оценив его усилий, сделал физиономию кирпичем, и мальчик так и остался без вознаграждения.
Ехать от аэропорта, который находится на небольшом острове Мактан до Себу (в даунтаун) в пятом часу утра пришлось минут сорок. Стоило это мне 475 песо (что было объявлено при посадке), но естественно, что сдачи с 500 у него не нашлось. Как и у большинства филиппинских таксистов. Так что я всегда старался таскать с собой мелочь, а в магазинах, где сдачу дают нормально, менять крупные купюры. Для такого раннего времени народа на улице было полно. Такое ощущение, что они вообще не ложатся спать.
По дороге мой водитель все пытался выяснить, зачем все-таки я приехал в Себу. Неужели я не собираюсь заниматься дайвингом? Ай-яй-яй, не может быть. Все ныряют. А у его брата дайв-центр. А куда я собираюсь ехать? Его такси в моем распоряжении. Никуда? Как же так? Вот тебе моя визитка, звони в любое время. А зачем ты тогда вообще сюда приехал? — должен был последовать закономерный вопрос, ответа на который я и сам не знал…
Cebu Century Hotel выбранный мной по путеводителю, жил полной жизнью, несмотря на позднее, или, скорее, раннее время. Толпа личностей сомнительного вида тусовалась около стойки. За стойкой с каменным лицом стоял представитель отеля. У выхода в кресле развалился полицейский. Два лифта беспрестанно открывались и закрывались, принимая и выпуская из себя местных с кучей каких-то коробок и прочего барахла. Мне стало как-то не по себе. В результате некоторых усилий, мне была выделена комната за 350 песо (курс 40–42 песо за доллар) этаже этак на третьем.
Комната оставляла желать лучшего. Хотя… чего желать за 8 баксов? Я быстренько принял прохладный душ, и попытался урвать хотя бы часа четыре сна.
Изначально я планировал провести в Себу один день целиком, а на следующий день вечером на пароме отплыть на Бохол. Однако, общая обстановка в Себу (да и в других филиппинских городах тоже) внесла в мои планы свои коррективы. Сегодня я рассчитывал походить по городу и посмотреть основные достопримечательности даунтауна — а именно: Basilica Minore del Santo Nino, Magellan’s Cross, Fort San Pedro и что еще попадется по дороге. Потом в планах было добраться до аптауна. На следующий день я хотел съездить на Мактан, посмотреть, что там есть хорошего. Однако спустя минут 15 после того, как я вышел утром из отеля, я понял, что чем быстрее я отсюда свалю, тем будет лучше. Только то, что я уже оплатил две ночи в отеле, не дало мне купить билет на паром на этот же день.
После Сингапура, Себу являл собой разительный контраст. Во-первых, там было ОЧЕНЬ жарко. Я-то по наивности думал, что в Сингапуре было жарко, ан нет. Тут солнце шпарило так, что было страшно выходить из тени. Плюс огромная влажность. Но это еще полбеды. Я был во многих азиатских городах, но такого бардака, разрухи и нищеты я не видел нигде. Девять из десяти зданий были толи полуразрушены, толи не достроены. Один из десяти был банком или каким-нибудь супермаркетом. Прямо на узких и корявых тротуарах, заставленных лотками со всякой лабудой, которые продают аборигены, на картонках, тряпках или просто на асфальте жили, ели, спали и делали все остальное целые семьи нищих. В некоторых местах приходилось внимательно смотреть под ноги, чтобы не наступить на спящего голого ребенка или во что-нибудь не вляпаться. Бодрствующие дети, увидев иностранца, тут же начинали попрошайничать, бегать вокруг, что-то кричать, и отделаться от них было очень тяжело. Взрослые просто смотрели на тебя голодными глазами, и подносили руку ко рту — типа, хотят есть. Смотреть на все это было тяжко. Причем такое в большей или меньшей степени было во всех местах, где я был. Словом, с точки зрения туриста, обстановка в больших и малых филиппинских городах была не самая жизнерадостная.
Под дорогам, чадя и ревя, носились разноцветные джипни, еще больше оживляя и без того суматошную обстановку. Помимо джипни было еще миллион всякого транспорта, не менее шумного, чем местные маршрутки.
Обнадежило меня две вещи. Первая — практически все местные с кем я общался, довольно свободно говорили по-английски. Причем некоторые из них общались на английском и между собой. Вторая — на входе в каждый большой магазин, банк, официальное здание, на каждом перекрестке и в прочих стратегических местах стоят полицейские. Причем явно не для мебели. Если ты заходишь куда-нибудь, они открывают тебе дверь, если это гостиница, то несут твою сумку, если ты просто идешь мимо, то они улыбаются и спрашивают как дела… Не то, что бы было страшно там ходить. Нет, чувства, что тебя того гляди ограбят и убьют отнюдь не было, но тем не менее, я был рад такому обилию полиции. Мало ли что.
В защиту местного населения (хотя я его вроде и не обидел) скажу, что филиппинцы в большинстве своем радушные, веселые и позитивные люди. Никаких проблем с общением, если у них что-то спрашиваешь, они всегда готовы тебе помочь, словом, типичная азиатская страна.
Вещь, которая меня очень удивила. Не смотря на нелегкую жизнь — филиппинцы все время поют, когда что-то делают. Не то, что бы в полный голос, но напевают. Наверное, песня им тоже строить и жить помогает.
Стараясь не выходить на солнце, я сориентировался, и пошел в сторону Базилики. Она оказалась первым храмом, который я увидел на Филиппинах, и честно сказать, не сильно отличалась от тех, которые я увидел потом. Перед входом тусил народ, внутри шла служба. В надежде на тень я зашел внутрь, но был тут же окучен полицейским и предупрежден, что фотографировать внутри нельзя. Нет, так нет. Мне бы остыть немножко…
Неподалеку от базилики я нашел небольшую ротонду, внутри которой гордо возвышался Магелланов крест с соответствующей надписью. Роспись на потолке ротонды в красках живописало этот исторический момент. Подлинность креста, установленного аж в 1521 году, внушала сомнения. Выйдя из ротонды, я отбился от очередной партии попрошаек, и пошел в сторону форта Сан Педро. Мало ли на Филиппинах Педров? Не мало, подумал я позже, фотографируя на Бусуанге стрелку, которая указывала на улицу Дона Педро… Такого я пропустить не мог… Однако, вернемся в Себу.
Вскоре форт был найден, 50 песо за вход заплачены. Ну не знаю. Так себе форт. Стены, пушки, кафешка… Можно минут 15 погулять. Выйдя из форта, я понял, что больше по Себу я гулять не хочу, но что делать еще целый день — ума не приложу.
Ехать в аптаун после прогулки по дауну мне уже явно не хотелось. Оставалось еще одно обязательное дело, а именно, покупка билетов на паром до Бохола. Я решил брать билеты не на вечер, как планировал, а на утро, что бы быстрее свалить из этого места. Если верить путеводителю, то на Бохол должен ходить Ocean Jet, и что самое удачное, с первого причала, который был совсем недалеко от форта.
Сфотографировав по дороге пару памятников и интересную маленькую церквушку,
я дошел до причала, и после непродолжительных поисков нашел окошко с надписью Ocean Jet. За 820 песо приобрел билеты в оба конца. Утром паромы идут в Тагбиларан в 7,30 и 9,30, и я взял второй, что бы выспаться.
Купив билеты я понял, что надо придумать себе занятие еще на полдня. Присел в тенечке, проштудировал путеводитель, и нашел некий парк бабочек. Он находился относительно недалеко от моей гостиницы, но только относительно, так что опять пришлось вступить в переговоры с местными таксистами. Ловлю машину.
— Мне нужен парк бабочек, знаешь такой?
— Первый раз слышу…
— Улица такая-то…
— Ага, улицу знаю, про бабочек не знаю. Ладно, поехали, разберемся.
Выехав на нужную улицу, он пару раз спросил дорогу у местных, свернул в какой-то грязный переулок, не видевший белого человека со времен Магеллана, и остановился около металлических, затянутых рабицей и закрытых изнутри на замок ворот. За воротами был виден небольшой дворик с многочисленной зеленью и пара строений.
— Ты погоди, не уезжай пока, я узнаю, есть ли там кто живой, — попросил я водителя.
На стук в ворота никто не отреагировал, кроме маленькой девочки, с интересом наблюдавшей за мной с дороги. Она подбежала ко мне, и стала тыкать пальцем куда-то в угол ворот. Присмотревшись, я обнаружил там неприметную кнопку звонка. Звонок сработал, и на его звон из недр дома, находящегося за воротами вышла представительница парка. Оказалось, что все открыто, я расплатился с такси (около 100 песо минут за 20 езды) и прошел в калитку, которая открыла мне девушка.
— Проходите, все нормально. Просто мы закрываем ворота, что бы бабочки не разлетелись, — объяснила она мне меры предосторожности. Очень интересные меры, с учетом того, что сверху двор не был накрыт сеткой, как в других бабочкиных местах. Или у нее дрессированные бабочки, которые вылетают исключительно через двери???
Потом я заплатил за билет что-то около 50 песо, записался в журнал — кто я и откуда, и девушка повела меня на «экскурсию» по парку. Парк оказался просто смешным. Девушка провела меня по дворику, и немного покраснев, объяснила, что бабочек сейчас нет, потому что они прилетают и улетают, когда захотят. Судя по всему, в данный момент все бабочки захотели улететь. Не найдя ни одного насекомого, она покраснела еще больше, и сказала, что теперь покажет мне музей. В комнатах явно жилого дома, на стенах, висело полтора десятка коробок с сушеными бабочками. Краткий экскурс — это филиппинские, это из Южной Америки, а эти не знаю откуда. Мда… Во второй комнате было интереснее. Некий товарищ, основатель парка и музея, был весьма талантлив и оставил после себя интересное наследие. Он делал картины из крыльев бабочек. Сколько при этом он перевел чешуекрылых, я старался не думать, но картины были потрясающие. Он специализировался на портретах. Дарвин, Че Гевара, Ризаль, кто-то еще… Плюс несколько картин маслом. Эта комната немного спасла парк в моих глазах. На самом деле, делать там конечно нечего. Меня удивило, что уважаемая мной Lonely Planet отвела этому месту целую заметку. Наверное, действительно, в Себу делать и смотреть нечего.
Больше идти никуда не хотелось, я вышел на дорогу, поймал такси, и остаток дня провалялся в номере.
Если вдруг меня еще когда-нибудь занесет в те степи, то Себу я буду использовать только в качестве транзита, желательно не выходя за пределы аэропорта.