Идея съездить на Украину была совсем не нова: в последнее время я часто туда наведываюсь — Родина, как-никак. Пару лет назад заезжал в Крым, но в нынешний 2009 год решил разнообразить маршрут и проехаться по большому кругу — Москва-Киев-Сумы-Симферополь-Ялта-Керчь-Порт Кавказ-Джанкой-Москва. По расчетам выходило, что за восемь дней я отлично обернусь, так что длинные зимние каникулы как нельзя лучше подходили для моей авантюры. Родственники и друзья предостерегали — «Ты, что, с ума сошел, ведь братьям-украинцам только что отключили газ за неуплату, будет сильно холодно». И, ведь, они были правы…
Плацкартный билет до Киева был куплен за день до выезда за 1400 «деревянных». Битком забитый вагон, страшнейшая жара внутри — привычные издержки РЖД. Ночью прибываем в Брянск — это российская граница, задолго до погранцов в вагон проникают менялы, предлагающие поменять просто баксы на хохлобаксы, то есть на гривны. Курс отличный, и тут я, разморенный сном и невыносимой жарой, совершил катастрофическую ошибку — поменял почти все баксы у прилипчивых подонков, этот шаг сыграл роковую роль в моем путешествии. Ночью от Москвы до Киева нормально спать почти не приходится, ведь через час-полтора — Конотоп — это очередная граница, уже украинская. Хохляцкие погранцы и таможенники стали намного лояльнее к пассажирам и начинают напоминать европейцев — это приятно. После них по заспанному вагону начинают шастать назойливые и наглые торговки, предлагающие всякую ерунду, спать в таком бардаке уже невозможно.
На подъезде к Киеву переезжаем длинный мост через Днепр, правду писал классик — широка эта река, только пейзаж нынче необычный — Днепр замерз, все вокруг укрыто белым-белым снежным покрывалом, на льду, кутаясь в теплые тулупы, сидят заснеженные рыбаки, а с небес валит снег — настоящая зима приключилась. Выхожу из вокзала — метель, но не очень холодно, зазывала предлагает отправиться на увлекательную обзорную экскурсию по городу за 40 гривен, но мне пока туда не надо, главное разобраться с билетами. Из-за плохой погоды на ходу меняю план — ночевать в Киеве не буду, а сразу поеду в Сумы. Протягиваю кассирше хрустящую купюру с водяными знаками (сам проверял и ультрафиолетом тоже светили), и тут меня ждет ошеломляющий облом — карман у меня набит не хохлобаксами, а фальшивыми фантиками! Меня элементарно кинули менялы, хорошо кассирша попалась добрая, пожалела меня, и не потащила в милицию, ведь попытка расплатится фальшивками — уголовное преступление. Жалко денег, тем более, что наличных долларов почти не осталось, но это не смертельно, заветная кредитка греет карман и вселяет уверенность в успех задуманного. Ругаясь про себя, метнулся к банкомату, засунул в дырку «пластик», железный ящик погудел для приличия, и с отвращением выплюнул мою карточку, сердито написав на экране какое-то ругательство, тут меня переклинило по настоящему — если банкомат не выдает денег, значит карточке «кирдык» — а это было уже серьезно! В кошельке валяются пару тысячных купюр, да немного мелочи — только в Москву вернуться, но вдруг загорелся лучик надежды: в потайном кармашке лежала неразменная 5-тысячная купюра, заначенная на «черный день», который наступил именно сегодня, но хватит ли ее на все? Тем более, что курс обмена рублей просто грабительский — пять руб. за гривну, сразу теряешь 25% от суммы обмена по отношению к долларовой операции. Сильно призадумался я, мелькнула мысль — может пробежаться по городу и вечером в Москву? Ну, нет, все равно поеду в Сумы, а там посмотрим.
Куда податься в Киеве обманутому туристу? — ясное дело, на Крещатик. Всего три остановки на метро за две гривны, и я на месте — главный столичный проспект в этот утренний час оказался совсем пустынным, лишь редкие дворники делали вид, что пытаются убирать снег, густо падающий с небес. Прогулялся до Европейской площади, засовывая бесполезную кредитку в каждый банкомат на своем пути — результат тот же: банк отклоняет транзакцию. Рядом с площадью обнаружил музей воды, в котором школьникам за 15 гривен показывали занимательные опыты, решил, что шутки с водой мне не интересны и двинулся дальше.
В этом городе я не был уже четверть века и практически ничего не помнил, однако, вид Майдана незалежности быстро оживил мою память — да, это место знакомо, тем более что трансляции по ТВ обычно ведут именно с этой площади, правда, в моем далеком детстве, место называлось по-другому — площадь Жовтневой революции. На площади прибавилась высокая стела — символ украинской независимости. В целом, город показался мне почти вымершим, настолько мало людей и машин было в 11 часов утра.
С Майдана удалось заметить золотоверхую колокольню, дай, думаю, посмотрю — может быть, это и есть знаменитая Лавра? Поднявшись вверх по крутой Софиевской улочке, подошел к храму: нет, это не Лавра, но все равно не прогадал, это была Святая София, по-особенному прихорошившаяся перед рождеством. Вход две гривны, а дальше по желанию — колокольня (5 гр.), с которой открывается великолепный вид на все 11 золоченых куполов Софийского собора и на весь город, заодно получаешь изрядную дозу адреналина, карабкаясь по узким и скользким ступенькам вверх, к продуваемым всеми ветрами широким окнам. Желающим попасть внутрь Софийского собора придется доплатить еще 20 гр., после чего можно войти в пустынный храм в сопровождении экскурсовода.
Собор был заложен Ярославом Мудрым в 11 веке в ознаменовании победы над злобными печенегами и для прославления христианства, а название храму было дано в честь храма святой Софии в Константинополе. Впоследствии Ярослава здесь и похоронили. Хотя собор не сравнится по размерам со своим константинопольским прототипом, все равно смотрится отлично. При входе в собор воссоздана сценка приношения волхвами даров новорожденному Христу, такие сценки под рождество можно увидеть в любой христианской стране мира. Но фигура усатого запорожского казака, с длинным чубом на лысой голове, стоящего рядом с волхвами, совершенно не вписывается в композицию, и вызывает сомнение в правильности прочтения канонических текстов местными умельцами.
С колокольни хорошо видны золотые луковки еще одного собора, причем, совсем рядом.
Пять минут ходьбы и вот он — Михайловский монастырь, в центре которого возвышается Михайловский Златоверхий собор — бело-голубое монументальное здание предстает предо мной во всем своем великолепии. Несмотря на пасмурный зимний день, его купола все равно сияют золотом, жаль, только, то это не подлинный храм, а «новодел», воссозданный в 2000 г. Подлинное строение, построенное в начале 12 века, и посвященное небесному покровителю Киева — Архангелу Михаилу, к огромному сожалению, взорвали большевики. Златоверхим его назвали в то время не зря — ведь в городе это был первый собор, купола которого покрыли золотом.
Храм является кафедральным собором неканоничной Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата — название мудреное, а по-сути — они не признают Русскую патриархальную церковь. Рядом с монастырской стеной притулился памятник голодомору и фотографии на эту тему, под красноречивым заголовком «Хроника коммунистической инквизиции», они подчеркивают оппозиционность храма и его служителей. Видеть все это больно, ведь родился я на Украине, живу в России, и до сих пор не мыслю себе наши страны в окончательном разводе, а тут на моих глазах даже единую православную веру пытаются разрезать на две части.
Снегопад потихоньку прекратился и я начал искать турбюро, чтобы воспользоваться его услугами — но тщетно, в центре города ни одного так и не нашел. Возвращаться на вокзал совсем не хотелось, тем более, что сверхзадача — посещение Киево-Печерской Лавры оставалась нерешенной. Опросил десяток киевлян, благо, они начали появляться на улицах, как добраться до Лавры? Одна немолодая тетка удивила — я ей по-русски, а она исключительно по-украински балакает, потом мне пояснили — это одно из проявлений украинского национализма, чудно. Увы, точно не знает никто, как до Лавры добраться. Пришлось вернуться на Майдан, а затем на Европейскую площадь, и только оттуда удалось уехать на 24 авт. до Лавры — главного большого монастыря (по старой классификации).
Повезло: ждать начала экскурсии не пришлось — хилое, надо сказать, получилось мероприятие за 20 гр: сначала туристов водят по музею церковной утвари, затем говорят несколько слов об «новодельной» Великой церкви — Успенском соборе. Подлинный собор был взорван при невыясненных обстоятельствах в 1941 г., до сих пор не ясно кто это сделал — фашисты или подпольщики.
Собор восстановили недавно, но до сих пор не открыли для посетителей из-за отсутствия внутренней росписи. На верхних ярусах фрески уже начали облупливаться — не умеют малевать нынешние иконописцы. На «закуску» гид предоставила львиную долю экскурсионного времени для посещения иконописной лавки (ясное дело, ей откат идет), а в конце чуть-чуть рассказала об остальных постройках монастыря и о могиле несчастного Петра Столыпина, который нашел свою гибель именно здесь. На этом экскурсия была завершена.
Но самое интересное в Лавре — это посещение пещер, по совету гида сначала бежим в нижние пещеры, скользя на обледеневших дорожках, круто спускающихся вниз к Днепру. У входа большая очередь, негодяй-охранник пытается пропустить группу знакомой гидши в обход всех, а допуск посетителей прекращается через полчаса — можем и не успеть, однако, монах сурово отчитал супостата и справедливость была восстановлена. Наконец, мы под землей: в низких и узких коридорах практически темно, лишь колеблющиеся огоньки свечек, таинственно мерцающие в руках нескончаемой ленты посетителей, чуть рассеивают зловещую темноту пещерного склепа. В нишах стеклянные гробы, в которых покоятся святые мощи, полностью затянутые в церковные одеяния, понять — это настоящая мумия, или что-то иное — невозможно. Где-то в этих темных подземельях покоятся мощи Илии Муромца, которого считают именно тем самым знаменитым былинным богатырем. Отметились в нижних пещерах, бегом в верхние — здесь народу совсем мало, а по сути экспозиция та же самая. Световой день закончился, поэтому фотки умело подсвеченной Великой Лаврской колокольни я уже делал в темноте зимнего вечера.
Однако, до поезда есть еще время, и его надо провести с пользой: если от Европейской площади спуститься по улице, круто уходящей вниз к Днепру, там есть забавный аттракцион — фуникулер, который за 1,5 гр. вознес меня обратно к Михайловскому монастырю, от которого совсем недалеко до едва освещенных Золотых ворот.
Опять чистый «новодел», особенно странно выглядят огромные деревянные пристройки по бокам — наверно так надо. Совсем рядом сияет огнями Киевский театр национальной оперы Украины, завлекая зрителей анонсом национальной (естественно) оперы «Запорожец за Дунаем». Финальный визит на Крещатик убедил, что люди в Киеве все-таки есть — вечером на проспекте, который перегородили, и он временно стал пешеходным, появились гуляющие.
окончание будет…