Бохол.
Следующим утром такси за десять минут и 60 песо по счетчику (у него естественно не было сдачи со 100) довезло меня до пристани. Процесс погрузки на катер напоминал посадку на самолет. Сначала пропускаешь багаж через рентген, а сам проходишь через рамку. Потом меняешь билет на посадочный талон, где указано твое место. Потом сдаешь багаж (50 песо за место, если не ошибаюсь). Потом, уже налегке, проходишь в зал ожидания и ждешь, пока представитель не начинает кричать — Тагбиларан, Тагбиларан!, после чего загружаешься на катер.
Отплыли мы вовремя. Из окон по правую руку виден изрезанный берег Себу, а слева зеленеет Бохол.
Плыли 1 час 50 минут, и вот мы уже швартуемся в Тагбиларане. Изначально я планировал остановиться на пару дней в городе, а потом думать, что делать дальше, но после Себу у меня появилось сильное отвращение к местным городам, поэтому надо было срочно решать, куда податься.
Пока плыли, я обратился к верной LP, и нашел некое место под названием Nuts Huts. Гестхауз находится недалеко от города Лобок, и если верить описанию, то он стоял в джунглях на одноименной реке. Хотелось единения с природой, поэтому был найден минивэн, который за целых 800 песо (дорого, но с комфортом) повез меня к искомому месту. Тем не менее, попасть туда оказалось делом не простым. От асфальтированной дороги в сторону гестхауза ведет километра полтора убийственной грунтовки, которую можно преодолеть только пешком или на мотобайке. Можно доплыть из Лобока на лодке, благо гестхауз имеет собственный маленький причал. Можно, не доезжая до вышеописанного поворота, тоже арендовать лодку — там плыть всего минут десять. Мне достался третий вариант. Лодка до гестхауза стоит 200 песо, а еще за 200 тебя могут провезти немного дальше, и показать водопады.
Словом, через полчаса я причалил к искомому месту. Место оказалось красивое. Ряд деревянных бунгало на две семьи стоят на фоне заросшей джунглями горы метрах в 20 от реки. Река мутно-коричневого цвета течет между густо покрытых зеленью холмов. Над водой красиво склоняются пальмы. Красивая зеленая территория. Тихо (редкость на Филиппинах). Все бунгало с личным санузлом и душем, есть с фаном, есть с кондеем. Словом, все условия для релакса и отдыха.
Но тут обнаружилась другая засада. Ресепшен и ресторан расположены посередине склона горы, и что бы подняться от реки, к примеру, на завтрак, надо преодолеть 250 с чем-то ступенек. И еще столько же, что бы выйти на ту самую грунтовку, которая ведет к шоссе. Занятие, признаться, не самое легкое и приятное, особенно если учесть температуру и влажность.
Вскарабкавшись по лестнице, я познакомился с хозяйкой. Зовут ее Рита, она бельгийка и держит это место вместе с мужем. За 800 песо я взял себе бунгало с фаном, и поскакал по лестнице в обратную сторону, к сумке, которая дожидалась меня внизу.
Делать что-то серьезное времени уже не было, поэтому я прогулялся по территории вдоль реки, и, перекрестившись, вскарабкался по пятистам ступенькам вверх что бы проверить дорогу, и прикинуть, сколько времени занимает путь до шоссе. Дорога действительно оказалась еще та. Горбатая и кривая, усыпанная камнями различного размера и местами раскляклая после последнего дождя. Проехать по ней на машине действительно невозможно. До шоссе идти не спеша минут 20. Прогулявшись, я вернулся в бунгало и уселся пить пиво на веранде, предварительно разогнав со стула черных сантиметровых муравьев.
На следующий день с утра я собрался посетить тарсиеров. Тарсиеры, а если по-русски, то филиппинские долгопяты, маленькие приматы, ведущие ночной образ жизни. Долгопят — это десять сантиметров пушистого тельца, в два раза более длинный хвост, огромные глаза и уши.
Однако, что бы это все увидеть, мне нужно было добраться до того места, где их держат. На самом деле быстрее и дешевле до них добраться из Тагбиларана чем из того места, где был я, но и это оказалось не проблемой. После штурма лестницы и разбитой дороги я вышел на шоссе, и через несколько минут поймал трицикл, который довез меня до питомника за 400 песо. Туда еще можно доехать на местном автобусе песо за 30–50, но трицикл приехал первым, а сколько бы пришлось ждать автобуса — одним тарсиерам известно.
Вход в питомник стоит 50 песо. Собирают небольшую группу человек в пять, и девочка-гид ведет вас по достаточно густому бамбуковому леску, где и живут эти зверьки. Весь поход продолжается минут 15–20. Насколько хорошо будет видно мелких долгопятов, будет зависеть от вашего везения. Мы видели троих, причем их даже получилось сфотографировать, несмотря на полумрак в бамбуковом лесу. Откровенно говоря, я представлял себе долгопятов только по фотографиям. В жизни они оказались милыми и необычными зверьками. Они щурили свои огромные глаза и отворачивались от яркого света, когда я отодвигал ветки, что бы их сфотографировать, изо всех сил держась за веточки своими тоненькими, с зубочистку, длинными пальцами с широкими подушечками и аккуратными ноготками.
Конечно, не стоит ехать в такую даль специально, что бы их увидеть, но если уж вы там оказались, то заехать к ним надо обязательно.
После общения с совсем дальними родственниками, я вышел обратно на шоссе, и пошел в сторону некого Tree Park, вывеску которого я заметил из трицикла. В памяти было еще свежо воспоминание, как я заблудился в джунглях в Чанг Дао в Таиланде, да и царапины еще не все зажили, поэтому я подумал, что я посмотрю только краем глаза, что это за парк такой. От тарсиеров до этого поворота идти оказалось куда как меньше, чем от поворота до входа в парк. За вход с меня взяли 10 песо, и заставили записать свои реквизиты в неком журнале, наверное, что бы знать, кого искать, если я не вернусь.
Что это за парк и с чем его едят, я так и не понял. Парк оказался джунглями с вполне проходимыми дорожками и тропинками и вывесками типа trail, camp-site, view point и так далее. Решив дойти до ближайшего вью-поинта, я пошел по дорожке, плавно поднимавшейся в гору. Постепенно плавная дорожка превратилась в весьма крутую тропинку, извивающуюся между камнями и корнями деревьев. Дав себе слово, что если через десять минут никакого поинта я не найду, то разворачиваюсь и иду обратно, я продолжал карабкаться вверх. Потом мне это надоело, да и небо подозрительно потемнело, поэтому я решительно развернулся и пошел обратно, здраво рассудив, что если ливанет, то я в своих шлепках далеко не уйду.
Дождь накрыл меня на полдороге к шоссе. Я спрятался под какой-то протекающей крышей на обочине дороги, немного переждал, и под моросящим дождем дошел до шоссе. Как только я заскочил в непонятного предназначения будку, стоявшую на обочине шоссе, как ливануло по настоящему. Мда. Задержись я в лесу еще минут на 15, и веселье мне было бы обеспечено.
Автобус (если его можно назвать этим гордым словом) приехал примерно через полчаса. Без окон, без дверей, зато с контролером. За получасовой проезд до города Лобок с меня взяли 30 песо. Остановился он, как я понял, на центральной площади. Пристань на одноименной реке, муниципалитет, церковь. Как и во всех маленьких местных городишках.
Пока я фотографировал местные достопримечательности, появившееся было солнце внезапно опять скрылось за тучами, и снова ливануло, еще сильнее, чем в первый раз. Я очередной раз спрятался под какой-то крышей около дороги, ведущей в нужную мне сторону, в надежде поймать какой-нибудь транспорт. Через полчаса ожидания, ко мне подошел местный мальченка под зонтом, и поинтересовался, чего это я тут так долго ошиваюсь. Когда я сказал, что я жду чего-нибудь, что может довести меня до Nuts Huts, он, обрадовавшись, сказал, что он и его верный мопед с радостью довезут меня до места всего за 250 песо. Ехать под проливным дождем на мотоцикле по весьма извилистой дороге мне не хотелось, поэтому я попросил его прийти попозже, когда (и если) закончится дождь. Если я не найду другого варианта, то воспользуюсь его предложением.
Прошло еще минут 15, дождь поутих, и тут я увидел, как мальчик подъезжает ко мне на мопеде, в одной руке держа все тот же розовый зонтик. Деваться было некуда, я взгромоздился на мопед, помолился известным богам, взял зонт, и мы двинулись вперед. Мальчик оказался еще тем гонщиком. Под вновь разошедшимся дождем, мы штурмовали мокрый и скользкий серпантин, при этом одной рукой я держался за мопед, а в другой держал вырывающийся на ветру зонт, пытаясь прикрыть им мальчика и себя одновременно. Доехав до поворота на грунтовку, ведущую к гестхаузу, я хотел было слезть, но мальчик сказал, что он самый лучший водитель на Бохоле, и доставит меня до места. Я даже не успел возразить, как он газанул, и мы запрыгали по жуткой грунтовке, разбрызгивая грязную воду из глубоких луж. Словом, он действительно довез меня почти до лестницы, получил заслуженную плату, и я, весь промокший, на дрожащих ногах, поплелся вниз по лестнице с мыслями о заслуженной бутылочке Сан Мигеля.
На следующий день я решил поехать в другое знаменитое место на Бохоле — на Шоколадные холмы. Как и вчера, я собирался подождать автобус, но, наверное, не судьба, потому что на шоссе меня (и других туристов, по утрам выбирающихся с грунтовки на дорогу) уже поджидал толстый филиппинец на мотоцикле. Всего за 500 песо он предложил мне такую программу: посещение бамбукового моста, некоего леса, рисовых полей, парка бабочек, и естественно, шоколадных холмов. 12 долларов мне не показались великой суммой, погода была хорошая, я надел выданный мне шлем, залез на мотоцикл, и мы тронулись в путь. Это был хороший день, один из тех, когда от всего происходящего ты получаешь одно удовольствие.
Подвесной бамбуковый мост через реку Лобок был на пять баллов. Вернее, мостов было два. Они достаточно узкие, и по одному мосту шли на ту сторону, а по другому обратно. Мост был узкий, с низкими перилами, скрипучий, и шатался в разные стороны, как живой. Словом, на 100% такой, какой и должен быть уважающий себя подвесной мост.
Рисовые поля нежно зеленели, а в воде отражалось синее небо. Красиво.
Лес был высокоствольный и мрачный. Кроны огромных деревьев сходились надо дорогой, превращая шоссе в настоящий тоннель. Корни змеились по земле, пытаясь выбраться на асфальт. Люди останавливали машины, и фотографировали дикую природу.
Парк бабочек на Бохоле, в отличие от его родственника в Себу оказался с бабочками. Их было много, они были большие и красивые. Мальчик-гид рассказывал про них всякие занимательные истории, показывал куколок, интересных гусениц, и сажал огромных черно-желтых бабочек вам на руки. Здорово.
Но хитом этого дня оказались Шоколадные холмы. Это интересная геологическая формация, которую можно найти только на Бохоле и более нигде. Осматривать их нужно с вью-поинта, до которого меня довез мой водитель. По дорожке, обсаженной красивыми цветами и кустами с красными листьями, я поднялся на вершину, и обалдел. Было ощущение, что я оказался в центе огромного гнезда динозавров, с сотнями яиц желто-зеленого цвета.
Дело в том, что растительность, покрывающая холмы (трава и кустарник, в отличие от леса, растущего между холмами) высыхает и становится коричневой в сухой сезон, который бывает летом, но панорама даже зеленого цвета поражала. Полукруглые или овальные, холмы были разбросаны по огромной территории, теряясь за горизонтом. Они казались пушистыми, и их хотелось погладить, как огромного, зеленого тарсиера.
Сфотографировав панорамы, я спустился с холма, и минут за сорок, уже без остановок, Бони (так звали водителя) довез меня до ставшей уже родной лестницы. Я договорился с ним на завтра, и отправился за очередным Сан Мигелем и отдыхать.
Да, забыл сказать, что в реке можно купаться, если не смущает цвет воды. Мне об этом сказал парень, который вез меня на лодке в первый день, и подтвердила Рита. Змей и крокодилов нет, а вода на самом деле чистая, это размытая после дождей глина — как-то так звучало их объяснение. Случилось так, что я в первый раз плавал в азиатской реке. Очень даже хорошо поплавать в разгар жаркого дня, единственно, после водных процедур возникает желание помыться.
Прошло уже две недели моего отпуска, а я так и не видел моря ближе, чем из окна парома. Две недели в городах и джунглях (до этого, как я писал, я был на севере Тая и в Сингапуре) меня утомили, хотелось моря, пляжа, сифуда и вообще, пляжного отдыха. До отъезда с Бохола у меня было еще два дня, и я решил провести их на соседнем острове Панглао, где, если верить путеводителю, есть отличный пляж.
Панглао.
На следующее утро я в последний раз штурмом взял лестницу (на этот раз я тащил на себе сумку), встретился с Бони, и он за 500 песо отвез меня на Панглао. Дорога оказалась не близкой. Около получаса мы ехали по Бохолу до моста, соединяющего его с Панглао, и еще столько же по самому Панглао до пляжа Alona Beach.
Бони привез меня в знакомый ему гестхауз Alona Beach House, где мне предложили отличную комнату в бунгало за 800 песо. В комнате был фан, горячая вода (чуть ли не в первый раз за все время) и даже телевизор. За 1000 песо можно было снять комнату с кондиционером. До пляжа было идти ровно две минуты по маленькому переулочку. Я кинул шмотки, и пошел на разведку.
Путеводитель не обманул. Пляж был хорош. Длинный, с белым песком и теплым прозрачным морем, и относительно небольшим количеством туристов.
Как оказалось впоследствии, метрах в ста от пляжа в море был шикарный риф, а чтобы до него было не скучно плыть, то все дно было усыпано здоровенными колючими морскими звездами красного, розового, синего, черного и многих других цветов.
На волнах качались местные лодки с балансирами, готовые отвести вас на снорклинг, дайвинг, хоть к черту на рога, если вы заплатите соответствующие деньги.
На Панглао я наслаждался пляжным отдыхом целых два дня. Тут же я убедился еще в одной вещи касательно Филиппин, о которой я уже давно подозревал. Они не умеют готовить. Великолепнейшие морепродукты, выставляемые ближе к ужину в десятках ресторанов, расположенных вдоль пляжа, местные повара умудрялись лишь испортить. Крабы, креветки, лангусты, свежая рыба — все шло на гриль, и результаты получались, мягко говоря, не очень вкусные. Тайцы из всего этого готовят пищу богов, филиппинцы — примитивный гриль. В первый вечер, еле доев рыбу-гриль, я понял, что так жить нельзя, и все остальное время столовался в тайском ресторане, обнаруженном неподалеку. Вот там было вкусно!!!
Два дня релакса прошли быстро (тем не менее, я успел слегка обгореть), и вот завтра утром меня ждали очередной переезд, переплыв и перелет в город Легаспи.