Идея этого фоторассказа вызревала у меня давно. Но для того, чтобы выступить со столь претенциозной темой, требовалась адекватная ей полнота материала. До недавнего времени существовало как минимум несколько городов, без участия которых, на мой взгляд, подобный обзор был бы откровенно неполным. И только сейчас, после прошлогодних поездок в совершенно новые для меня испанские регионы, я наконец-то счёл себя готовым начать - только начать ! - претворять в жизнь эту затею.
Сразу хочу сказать, что никакой систематизации и классификации, никаких рейтингов и "топов" я не планирую. Это будет (как я его вижу сейчас) абсолютно неформальный фотообзор, позволяющий дополнять и расширять его, не нарушая и без того не существующей структуры. По этой причине я хотел бы сделать его полностью открытым для всех желающих, и приглашаю любого и каждого к участию в этом, как сейчас модно говорить, проекте. Не ради собственной славы, а для ещё большей популяризации моей любимой страны, особенно тех её уголков, которые ещё остаются сравнительно малоизвестными.
Конечно, понятие красоты условно и субъективно. Поэтому мне не хочется никого связывать или ограничивать какими-либо критериями и условностями. И тех, кто решит поучаствовать в этом фотосете, я прошу только об одном: пусть это будут именно площади с присущими им самоценными архитектурными или ландшафтными ансамблями, а не просто пространства перед одним зданием, пусть даже очень величественным. Особо приветствуется сопровождение фотографий какой-нибудь информацией, но только не сухими строчками, скопированными из "Википедии": это могут быть интересные сведения из истории, курьёзы, цитаты из книг или даже просто личные впечатления.
Вполне допускаются и повторы - во-первых, никто не обладает монополией на истинность и неопровержимость мнения о чём бы то ни было, а уж касательно туристических впечатлений - особенно. Во-вторых, каждый видит одно и то же по-своему, и новый ракурс часто превращает, казалось бы, знакомое место в нечто совершенно новое и неожиданное. Ну и в-третьих, далеко не всем посчастливилось попасть куда-то при идеальных условиях погоды и освещения.
Итак, начнём ?
<<<<< ==================== ПЛАСА МАЙОР -
МАДРИД ==================== >>>>>
Сразу подставляясь под неизбежную критику, но следуя известной аксиоме "все равны, но есть те, кто равнее других", я хотел бы начать обзор с главной площади главного, хоть и моего самого нелюбимого, города
Испании - Мадрида. Хотя бы потому, что столичная Пласа Майор - действительно одна из самых красивых в Испании вообще, а среди подобных ей - возможно, и самая. Хотя это никоим образом и не означает, что я считаю её площадью N1 в Испании - точно так же, как "первая леди" страны сама по себе ничуть не лучше домохозяйки или учительницы.
Единственное, что лично меня не устраивает в мадридской Пласа Майор - это личность монарха, конная статуя которого возвышается в центре площади. Согласитесь, здесь было бы намного логичнее увидеть более харизматичную для испанской истории фигуру, скажем, Карла V или Филиппа II, который как раз и перенёс в Мадрид свою резиденцию и де-факто - столицу Испании.
Нет, на Главной площади Мадрида восседает отнюдь не один из них, а Филипп III - особо ничем не примечательный король, который вошёл в историю прежде всего изгнанием из Испании морисков и цыган. Ну и по указу которого, признаем, как раз и была сооружена мадридская Пласа Майор. Тем не менее, сама статуя, подаренная монарху герцогом
Флоренции, почти два столетия находилась совсем в другом месте - в парке Каса де Кампо, и была перенесена на Пласа Майор только в середине 19 века решением королевы Изабеллы II по просьбе местного айюнтамьенто (по крайней мере, так гласит табличка на памятнике).
<<<<< ==================== ПЛАСА МАЙОР - АИНСА ==================== >>>>>
Если первой оказалась "самая главная" площадь, то второй я хочу представить одну из (категоричных эпитетов "самая" я буду всячески избегать) самых аутентичных. Именно её мне не хватало больше всего для того, чтобы начать этот фоторассказ.
Как пишут некоторые источники (хотя при желании их можно обвинить в предвзятости), Пласа Майор в Аинсе - возможно, единственная в Испании, полностью сохранившая свой первоначальный вид. А вид этот уходит - ни много ни мало - чуть ли не в вечность: в 12-13 века - именно этими столетиями наивысшего расцвета города датируется обустройство его главной площади. Конечно, если закрыть глаза на балкончики, фонари, вывески и прочие внешние атрибуты современности, к счастью, не портящие (в отличие от автомобилей !) её общий облик.
<<<<< ==================== ПЛОЩАДЬ СЕРВАНТЕСА - АЛЬКАЛА ДЕ ЭНАРЕС ==================== >>>>>
Алькала де Энарес, в которой родился Дон Кихот, а точнее, конечно же, не он сам, а его литературный отец Мигель де Сервантес Сааведра, достойно увековечила память своего знаменитого уроженца, создав в его честь величайший архитектурный шедевр. Это площадь Сервантеса, на мой взгляд – одна из красивейших площадей Испании. Ещё до того, как я побывал здесь, она поразила меня по фотографиям буквально с первого взгляда, и действительность оказалась ещё прекраснее. Конечно, мои фото – далеко не самые лучшие иллюстрации, но может быть, им удастся хоть немного передать подлинное великолепие этой потрясающей площади.
<<<<< ==================== ПЛОЩАДИ ОБРАДОЙРО, ПРАТЕРИЯ и КИНТАНА - САНТЬЯГО ДЕ КОМПОСТЕЛА ==================== >>>>>
Если аутентичность Главной площади Аинсы или красота площади Сервантеса в Алькале де Энарес - результат, так сказать, "командной игры" окружающих их сооружений, то архитектурный ансамбль площади Обрадойро формируют настоящие "звёзды". И главная из них - собор Святого Иакова, один из красивейших в Испании и один из самых значимых в христианской Европе. И хотя по своему масштабу и "весовой категории" прочие здания ему, конечно же, уступают, их названия заслуживают отдельного упоминания: это Дворцы Рахой и Хельмирес, бывший Королевский госпиталь, основанный, кстати, Католическими королями, и колледж Сан-Херонимо, бывшее общежитие для бедных студентов, а ныне - главное здание Университета Сантьяго-де-Компостела.
С другой стороны собора расположены ещё две красивые площади, незаметно переходящие одна в другую: Пратериас и Кинтана:
Здесь можно увидеть южный, старейший из фасадов собора, построенный ещё в 1075 г. в романском стиле:
<<<<< ==================== ПЛОЩАДЬ ИСПАНИИ -
СЕВИЛЬЯ ==================== >>>>>
Севильская площадь Испании в этом фотообзоре стоит особняком. Во-первых, из всех прочих она самая молодая, причем существенно, с отрывом этак в несколько столетий. Во-вторых, она является своего рода искусственным образованием, созданным не для городской жизни, а в качестве штаб-квартиры Иберо-американской выставки 1929 года. Её можно назвать ещё одной "версией" Pueblo Español - Испанской деревни, только бесплатной и сооружённой в едином стиле.
Тем не менее, площадь Испании в Севилье заслуженно занимает, и я думаю, со мной согласятся многие, достойное место среди достопримечательностей не только Севильи, но и всей Андалусии.
<<<<< ==================== ПЛОЩАДИ КОРОЛЕВЫ и БОГОМАТЕРИ -
ВАЛЕНСИЯ ==================== >>>>>
Как и в Сантьяго-де-Компостела, площади Королевы и Богоматери (в оригинале - Plaza de la Virgen) разъединяются (или наоборот, объединяются - всё зависит от точки зрения) городским собором, к различным фасадам которого они примыкают. Обе площади смело можно назвать одними из красивейших в Испании - и какая из них красивее - вопрос, на который ответа, думаю, просто не существует.
Площадь Королевы названа в честь сравнительно малоизвестной Марии де лас Мерседес Орлеанской, жены испанского короля второй половины 19 века Альфонсо XII. Королева умерла от туберкулёза всего через полгода после свадьбы, и печаль короля была столь огромной, что эта история позже получила романтизированную окраску и была запечатлена в фильмах и романах.
Сегодня от Площади Королевы идёт отсчёт километража всех местных дорог в Валенсиане, а также начинается нумерация домов на улицах самого города.
ПлощадьБого матери в древнеримские времена была центральной. Здесь располагался городской форум, где в соответствии с градостроительными канонами Римской империи пересекались две основные улицы: Кардо, пролегающая с севера на юг, и Декумано, ориентированная с запада на восток. Сегодня им (очень приблизительно) соответствуют примыкающие к площади улицы Св. мученика Висента и Кабальерос.
Фонтан Турия так по-итальянски гармонично вписывается в ансамбль площади, что кажется, что он тут был всегда. На самом деле его построили совсем недавно, в 1976 году. Расположенный в центре Нептун символизирует реку Турия, протекающую (теперь уже в прошлом) по городу, а 8 окружающих его обнажённых женщин, несущих кувшины – нет-нет, совсем не «божественный» гарем, а каналы, прорытые от реки ещё в арабские времена для орошения окрестных полей. Если приглядеться, то можно заметить, что все женщины держат кувшины по-разному.
<<<<< ==================== ПЛАСА МАЙОР - ТРУХИЛЬО ==================== >>>>>
Главную площадь эстремадурского городка Трухильо я могу назвать не иначе, как шедевром средневековой аутентичности. Она из тех, единожды увидев которую на картинке, хочется бросить всё и ехать хоть на край света ради того, чтобы посмотреть это чудо вживую.
В центре площади возвышается памятник самому знаменитому уроженцу города - Франсиско Писарро. Он прекрасно вписался в древний антураж площади, хотя является сравнительным новоделом: его изготовил и подарил городу американский скульптор в 1929 году. Кстати, копия статуи стоит перед кафедральным собором столицы
Перу Лимы.
Ф. Писарро - конкистадор "второй волны" испанских заморских экспедиций, вошедший в историю покорением южноамериканской империи инков. «Завоеватель скачет в полном вооружении, сжимая меч, перья на шлеме развеваются – душа благородного рыцарства», писал о его скульптуре в Трухильо Г.Мортон. Но был ли он на самом деле рыцарем ? Лично у меня назвать его так язык не поворачивается. Если Кортес действовал как воин, Колумб – как миссионер-исследователь, то Писарро – как настоящий бандит, и это ещё мягко сказано. Войско Писарро оставляло за собой выжженную землю, проводя политику откровенного геноцида инкского населения. Тот же Г. Мортон дальше пишет: «... это грубая толпа, жестокая, вероломная и мстительная… Писарро и его приспешники стали первыми американскими гангстерами, и их кровавые стычки друг с другом словно прописали сценарий для всех южноамериканских революций».
Впрочем, с государственной точки зрения Ф.Писарро полностью справился со своей задачей. Церковь получила новую паству, в спешном порядке начав крестом и мечом обращать в «истинную веру» миллионы индейцев-язычников. А королевская Испания сказочно обогатилась за счет золота и серебра, которые потоком стали вывозиться из ушедшей в историю империи инков. Ну а жертвы… Так ведь всё делается во имя высшей цели, во имя Бога и короля, разве до жертв тут ? И вообще, какие-такие жертвы ?
Памятник хорош, ничего не скажешь. Я бы сказал, хорош не по заслугам. И именно конная статуя Писарро на фоне церкви Св. Мартина стала "визитной карточкой" Главной площади Трухильо. Да, пожалуй, и брэндом всего города.
А вот в этом старом особняке, выходящем на площадь, ныне располагается дворец правосудия:
В сумерках на фоне слабо освещённой церкви памятник уж очень напоминает призрак самого Писарро, который до сих пор не может расстаться со своим родным городом, каждую ночь являясь сюда, чтобы напомнить всем о своих победах и падениях. И судить его пусть будет Бог !
<<<<< ==================== ПЛАСА МАЙОР - ВАЛЬЯДОЛИД ==================== >>>>>
Вальядолидская Пласа Майор очень большая и очень нарядная, хотя особой старины и аутентичности в ней нет. А самым красивым зданием здесь являетсяайюнтамьенто.
Главная площадь Вальядолида была отстроена во второй половине 16 века после большого пожара и стала первой большой площадью в Испании, окружённой со всех сторон домами с аркадами. Позже по её образу и подобию были сооружены аналогичные площади в других городах, в частности, в Мадриде и в Саламанке.
<<<<< ==================== ПЛОЩАДЬ БЕЛОЙ БОГОМАТЕРИ- ВИТОРИЯ-ГАСТЕЙС ==================== >>>>>
Самым красивым местом столицы Страны басков является (не думаю, что кто-то будет спорить с этим) Старая площадь, или площадь Белой Богоматери (Plaza de la Virgen Blanca), считающейся покровительницей города. К сожалению, в духе худших (на мой взгляд) европейских традиций на площади возводились конструкции каких-то увеселительных сооружений, что во многом лишало возможности видеть «в натуральном виде» один из самых аутентичных уголков Витории. Нет, я понимаю, что местным жителям это разнообразит жизнь, но, сеньоры, если уж вы позиционируете себя в сфере туризма, постарайтесь сделать так, чтобы приезжающие в ваш город видели именно то, за чем едут ! По крайней мере, в наиболее знаковых местах.
Между арками церкви Св. Архангела Михаила, создающей задний план площади, можно увидеть и саму Белую Богородицу:
В центре площади установлен монумент, посвящённый победе в битве при Витории в 1813 году – сражении, в котором англо-испанская армия под командованием британского генерала Веллингтона нанесла решающее поражение войскам Жозефа Бонапарта, что положило конец французской интервенции в Испании, длившейся около 5 лет. Кстати, в прошлом году как раз исполнилось 200 лет этому несомненно значимому для Испании событию.
А вот так выглядит Старая площадь в своём классическом виде, когда её не пытаются сделать местом народных развлекух:
<<<<< ==================== РЫНОЧНАЯ ПЛОЩАДЬ - ЛЕОН ==================== >>>>>
Одним из самых аутентичных мест в Леоне является старая Рыночная площадь (Plaza del Mercado), на которой расположена романская церковь Богородицы - Покровительницы странствующих (Sta Maria del Camino, другое её название - Nuestra Senora del Mercado), где ранее совершали обязательную остановку все пилигримы, идущие в Сантьяго де Компостелу. Ансамбль площади незамысловат, но производит ощущение, что здесь ничего не изменилось за последние лет этак 500 как минимум. И расхожая фраза "здесь время застыло" применима к Рыночной площади Леона как нельзя лучше.
<<<<< ==================== ПЛОЩАДЬ МАРКИЗА- ХИХОН ==================== >>>>>
Площадь Маркиза (Plaza del Marqués) в астурийском Хихоне - одно из самых узнаваемых мест в городе. Здесь находятся сразу два символа Хихона: памятник Пелайо и дворец Ревильяхихедо.
Пелайо - вестготский король, первый правитель Королевства Астурия, а следовательно, если упростить ситуацию и не влезать в дебри всех многовековых исторических хитросплетений - первый король Испании, поскольку Астурия, просуществовав под этим именем около двух столетий, стала называться Королевством Леон, которое впоследствии вошло в состав Кастилии, ну а именно Кастилия, что бы ни говорили арагонцы, явилась ядром образования современной Испании.
Считается, что именно от Пелайо "оттолкнулась" испанская реконкиста, длившаяся без малого 8 веков. Именно под его командованием в 718 году (по некоторым данным - в 722-ом) была одержана первая победа над мусульманами, захватившими Пиренеи несколько лет назад, вошедшая в историю как Битва при Ковадонге. Как и большинство подобных, это событие мгновенно обросло символами и легендами. Со временем Ковадонга стала местом поклонения и паломничества, а крест, который Пелайо якобы видел перед битвой, названный Крестом победы (Cruz de la Victoria), до сих пор украшает герб и флаг современного Астурийского княжества.
Дворец Ревильяхихедо 18 века напоминает крепость, и это не удивительно: при его сооружении была использована средневековая крепостная башня 15 века (она находится справа, если смотреть на фасад здания). А вот левая была уже построена по её образу и подобию для общей симметрии здания.
Через 15 лет после сооружения дворца слева к нему была пристроена церковь, освящённая в честь Иоанна Крестителя (San Juan Bautista), небольшая, но получившая статус коллегиаты. Её квадратную башню можно увидеть на предыдущих фотографиях.
<<<<< ==================== ПЛАСА АЛЬТА - БАДАХОС ==================== >>>>>
На Высокой площади (Plaza Alta) ещё одного эстремадурского городка Бадахос нет ничего особенного. За исключением её оригинальной раскраски, придающей площади достаточно неповторимого своеобразия, чтобы включить её в этот фотообзор.
На площади вовсю шла реставрация, и не было понятно, сохранят ли дома с другой стороны площади сегодняшний вид или тоже окрасятся в чёрно-белые-красные тона:
<<<<< ==================== ПЛОЩАДЬ ДОНЬИ ЭЛЬВИРЫ - СЕВИЛЬЯ ==================== >>>>>
Совсем рядом от входа в Алькасар расположилась потрясающе уютная площадь Доньи Эльвиры (Plaza de Doña Elvira), которая стала моим любимым местом в Севилье. И это было в пасмурную прохладную погоду конца марта – представляю, как чудесно здесь тёплыми солнечными вечерами. Недаром К. Чапек назвал её «красивейшим местом на земле».
Ранее на этой площади находился театр комедий, но наибольшую известность площадь Доньи Эльвиры получила как место, где по легенде родилась Донья Инес де Ульоа (Doña Inés de Ulloa), она же Донья Эльвира, которую и воплотил Тирсо де Молина под именем Доньи Аны – возлюбленной Дон Хуана.
<<<<< ==================== ПЛАСА ДЕЛЬ ПОПУЛО - БАЭСА ==================== >>>>>
Баэса - небольшой андалусский городок, расположенный к северу от Гранады. Её исторический центр дошёл до нас, почти не изменившись и был внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Среди прочих интересных и аутентичных сооружений и уголков в этом обзоре нас интересует средневековый ансамбль площадиPlaza del Populo, в центре которой находится Львиный фонтан (Fuente de los Leones):
Есть версия, что этот фонтан привезён сюда из древнего иберийско-римского города Кастуло, который находился неподалёку. Более того, считается, что женская статуя, венчающая фонтан - это никто иная, как Имилсе (Himilce) - жена великого Ганнибала (не того, который Лектор, а того, кто послужил причиной рождения знаменитой фразы "Карфаген должен быть разрушен").
По разным сторонам площади расположены здания старой скотобойни (Antigua Carniceria) и гражданского суда (Audiencia Civil, или Casa del Populo). А войти и въехать на площадь возможны через Хаэнские ворота (Puerta de Jaen) и Arco de Villalar:
<<<<< ==================== ПЛОЩАДЬ ХОАКИНА ПЬЕЛАГО- КОМИЛЬЯС ==================== >>>>>
В небольшом кантабрийском городе Комильяс есть сразу несколько небольших, но прекрасных площадей, и, возможно, мы дойдём до каждой из них. Но начать я хочу с потрясающей красоты и обаяния площади Хоакина де Пьелаго (Plaza Joaquin del Piélago), в центре которой расположен Фонтан трёх труб (Fuente de los Tres Caños) конца 19 века:
Между прочим, автор фонтана – известный, если не сказать - знаменитый, каталонский архитектор Луис Доменек-и-Монтанер, построивший в одной только
Барселоне более десятка сооружений, самыми известными из которых являются Дворец каталонской музыки и госпиталь Сан-Пау.
Фонтан украшен декором с преобладанием морских и растительных тем, а светильник на его вершине напоминает о том, что именно Комильяс стал первым испанским городом с уличным электрическим освещением. Фонтан был построен в знак благодарности (соответствующий текст высечен тут же на мраморных табличках) Хоакину де Пьелаго, сыну первого Маркиза Комильяса, которому город обязан первой системой водопровода и канализации. Его же именем названа и вся площадь.
<<<<< ==================== ПЛАСА САН ХУАН ДЕ ДИОС - КАДИС ==================== >>>>>
Даже не будучи поклонником такого стиля, я не могу не назвать площадь Св. Иоанна (Plaza de San Juan de Dios), считающуюся первой (во историческом смысле) площадью Кадиса, самой красивой в городе. Наверное, из-за пальм, при одном виде которых я таю…
На дальней стороне площади расположено неоклассическое здание городского совета, который мне больше нравится называть певучим испанским словомайюнтамьенто.
В центре площади расположен монумент Сехисмундо Морету - уроженцу Кадиса, общественному и политическому деятелю 19 века, в течение некоторого времени занимавшего пост премьер-министра Испании. Любопытно, что статуя была установлена ещё при жизни Морета, а первыми камнями, заложенными в основание памятника, были камни снесённой незадолго до этого старой городской стены.
Пишут, что именно на этой площади, на здании айюнтамьенто (в некоторых русскоязычных источниках указывается Севилья, что не находит подтверждения в испанском инете) в 1936 году впервые был поднят флаг Андалусии, зелёный и белый цвета которого соответствуют, каким бы странным это ни казалось, символам мусульманских империй, правящих в Андалусии в разные периоды: зелёный - династии Омейядов, основавшей на юге Испании Кордовский халифат, а белый - североафриканской империи альмоадов. По словам "отца андалусской автономии" и автора флага Бласа Инфанте, это наилучшим образом соответствует духу возрождения невоинственного народа - основателя многих культур. Лично для меня тут не всё логически связывается, но, думаю, развивать эту тему в рамках данного фотообзора было бы неправильным.
<<<<< ==================== ПЛАСА МАЙОР - САНТИЛЬЯНА ДЕЛЬ МАР==================== >>>>>
Кантабрийское пуэбло (а как ещё назвать городок, в котором есть всего-то две с половиной улицы ?) Сантильяна дель Мар – одно из тех мест, которые восхищают своими средневековыми антуражами. Здесь почти каждый дом достоин отдельного внимания, но в рамках тематики данного обзора я остановлюсь на местной Главной площади Пласа Майор треугольной формы (полное название - Plaza Mayor de Ramon y Pelayo) - бывшая Рыночная. Её нельзя назвать красивой в общепринятом смысле этого слова, как, например, площадь Сервантеса в Алькале де Энарес, мнение о которой вряд ли расходится у всех, кто её видел. Красота сантильяновской Plaza Mayor - в её аутентичности, в том духе времён, который она донесла до нас, и который не в состоянии испортить ни припаркованные здесь машины местных чиновников, ни вывески современных ресторанов. И уж тем более – «по-бискайски» хмурое небо с периодически прорывающимся мелким дождиком.
Рыночная, она же Главная, площадь - одна из старейших в современной городской структуре Сантильяны. Рынки на ней стали проводиться ещё в самом начале 13 века - сразу, как только городу были дарованы первые фуэрос. По сравнению с её почтенным возрастом многие здания, окружающие её, выглядят чуть ли не новодельными. Ну, подумаешь, башня Torre del Merino 14 века, где располагалась резиденция мерино - королевского представителя, обязанности и полномочия которого примерно соответствовали шерифовским (на фото - справа):
Или ещё более "молодая" Башня Борха (Torre de don Borja) конца 15 века, расположенная в самом центре "основания" треугольника площади. Нет, её название не имеет отношения к арагонской династии Борха, одна из "ветвей" которой вошла в историю как знаменитое итальянское семейство Борджия, "подарившее" католическому миру сразу двух Пап. Своё имя башня получила уже в 19 веке в честь дона Борха-Барреда - последнего представителя одного из самых знатных местных родов Барреда.
Ну а уж здание айюнтамьенто 18 века с массивными аркадами на фоне прочей старины выглядит просто "молодняком" - это одно из самых новых зданий в Сантильяне.
<<<<< ==================== ПЛАСА ДЕЛЬ КАБИЛЬДО – САНЛУКАР ДЕ БАРРАМЕДА ==================== >>>>>
Красивозвучащее название Plaza del Cabildo главной площади андалусского городка Санлукар де Баррамеда, расположенного недалеко от Хереса, переводится на русский язык весьма утилитарно: «площадь перед мэрией» (но ни в коем случае не "мэрская площадь" !). Она была одной из тех, ради которых я придерживал этот фотообзор, хотя в реальности тех впечатлений, на которые я рассчитывал, не получилось. Возможно, виной тому - огромное количество народу, скопившихся на площади в воскресный полдень. Но на фотографиях она, кажется, вышла очень даже неплохо.
<<<<< ==================== ПЛОЩАДЬ СВ. МАРКЕЛЛА - ЛЕОН ==================== >>>>>
Центром исторического Леона является площадь Св. Маркелла (San Marcelo), хотя формально она опять же незримо "перетекает" в другие, например, в площадьSanto Domingo. На ней расположено сразу несколько не просто красивых, но и заслуживающих внимания сооружений. К примеру, очень старая одноимённая церковь, освящённая в честь христианского святого Маркелла Танжерского, центуриона 7-го римского легиона "Близнец", базировавшегося в Леоне.
Здесь же можно увидеть одно из немногих за пределами Каталонии творений самого А.Гауди - Дом Ботинес (Casa de los Botines). Его строительство было заказано некими коммерсантами братьями Фернандес (и названо в честь их отца - Хуана Хомса-и-Ботинеса), связанными с каталонской текстильной промышленностью. Основными декоративными элементами фасадов Гауди сделал высокие угловые башни и стрельчатые витражные окна в неоготическом стиле, а над входным порталом поместил скульптуру, изображающую Св. Георгия с драконом.
Напротив своего творения, погружённый в очередной проект, восседает сам его создатель собственной персоной. Ну или почти собственной:
На площадь Св. Маркелла выходят ещё несколько исторических зданий, в частности, дворец Гусманес - Palacio de los Guzmanes, построенный в 16 веке неким Рамиро де Гусманом - представителем одного из древнейших леонских родов (на фото – справа от Дома Ботинес):
и чуть в глубине - айюнтамьенто:
Ещё одно оригинальное строение на площади Св. Маркелла – здание Бискайского банка:
<<<<< ==================== ПЛОЩАДЬ СВ. ФРАНЦИСКА - БАДАХОС ==================== >>>>>
В самом крупном городе Эстремадуры Бадахосе нет супертоповых "отдельностоящих" достопримечательностей. Но зато в нём есть много того, что называют "приятными уголками", в частности - парков и площадей, из которых, на мой взгляд, самая красивая - площадь Св. Франциска, названная так потому, что ранее здесь находился одноимённый монастырь. Собственно, это даже не просто площадь, а целый парк, считающийся, кстати, основным городским местом отдыха. Главной особенностью этой площади являются многочисленные кирпичные скамейки, на спинках которых цветной плиткой выложены разные эпизоды из истории Эстремадуры и её знаменитых уроженцев (в частности, сцены из путешествий Э.Кортеса и Ф.Писарро):
Даже в пасмурную погоду (а надо признать, что именно такой была погода в Бадахосе во время нашего посещения) площадь Св. Франциска смотрелась очень красиво и живо, во многом - благодаря весеннему цветению и, конечно же, пальмам.
<<<<< ==================== ПЛОЩАДЬ ИСПАНИИ - ЭСИХА ==================== >>>>>
Главная городская площадь андалусского городка Эсиха, расположенного между Севильей и Кордовой, красива, так сказать, "в совокупности". Каких-то особо выдающихся сооружений здесь нет, но сама площадь, на мой взгляд, очень хороша. Такому впечатлению не помешали даже задрапированные красным "трибуны" - "партер", из которого горожане будут наблюдать за пасхальными процессиями (я был в Эсихе как раз накануне Семаны Санты).
<<<<< ==================== ПЛАСА МАЙОР - АЛЬКЕСАР ==================== >>>>>
Арагонский Алькесар - одно из открытий нашего последнего путешествия. Он продолжает список "каменных средневековых городков", "музеев под открытым небом", где "время застыло" с незапамятных времён - наподобие Куэнки, Трухильо, Касереса, но в несколько меньших масштабах в силу своего естественного размера. Практически каждый его уголок является в высшей степени аутентичным, но в контексте тематики этого обзора нас интересует его Главная площадь Пласа Майор.
Небольшая, но чрезвычайно антуражная, Пласа Майор в своём сегодняшнем обличии сравнительно молода: в 1528 году император Карл V - внук Католических королей, сын Хуаны Безумной - даровал Алькесару право на проведение ежегодной ярмарки - ферии. Местный народ воспрянул в предвкушении вина и зрелищ и быстренько придал главной городской площади вид, приличествующий столь важному событию. Ну а поскольку, как известно, свято место пусто не бывает, в аркадах окружающих Пласу зданий обосновались торговцы, ярмарки стали проводится уже каждую неделю, а сама площадь превратилась в главное место встреч и общения среди горожан.
<<<<< ==================== ПЛАСА ДЕ ЛА КОРРЕДЕРА - КАСОРЛА ==================== >>>>>
Предгорный андалусский городок Касорла (Cazorla), куда мы приехали ради расположенной здесь мавританской крепости, понравился нам сразу, как только мы вышли из автобуса на одну из городских площадей – Plaza de la Corredera, за свою форму называемую также Площадью яйца (Plaza de Huevo):
<<<<< ==================== ПЛОЩАДИ САНТА МАРИНА и ГЕРЦОГА ПРИЕГО - КОРДОВА ==================== >>>>>
Один из прекраснейших уголков Кордовы открывается перед церковью Св. Марины. Формально говоря, здесь расположены сразу две площади: собственно Санта-Марина и герцога Приего (plaza del Conde de Priego), но они столь незаметно для глаза переходят одна в другую, что фактически речь можно вести о едином архитектурном ансамбле.
Церковь Святой Марины 12-13 веков я смело могу поставить в один ряд с топовыми достопримечательностями Кордобы. Она, безусловно, является шедевром романо-готической архитектуры раннего средневековья. Слава Богу, что её не коснулась костлявая рука современных реставраторов, а если и коснулась – умело и без без фанатизма (или просто очень давно). Это настоящая испанская церковь - монументальная и брутальная, подобную которой на землях Андалусии можно увидеть далеко не часто.
Прямо напротив неё, хотя формально уже на другой площади, стоит памятник Манолете –легендарному матадору, родившемуся в Кордобе.
<<<<< ==================== ПЛОЩАДЬ БЕРНАРДИНЦЕВ - АЛЬКАЛА ДЕ ЭНАРЕС ==================== >>>>>
Небольшая Площадь бернардинцев (Plaza de las Bernardas) перед монастырём Св. Бернарда – одно из тех мест в Алькале, в которые я влюбился по фото ещё до поездки, «побывав» тут с помощью гугловского «жёлтого человечка»:
Любопытно, что гнёзда аистов, коих в Алькале очень много, здесь расположены не на крыше, а на деревьях, что можно увидеть не так уж часто:
На эту же площадь выходит фасад бывшей школы при доминиканском монастыре Богородицы, где ныне расположен археологический музей:
С одной из сторон площадь обрамляет Архиепископский дворец 13 века – одно из самых значимых исторических зданий города, долгое время (до пожара 1939 года, после которого бОльшая часть сооружения безвозвратно пострадала) считавшийся одним из самых роскошных palacios в Испании. Именно в этом дворце в 1486 году произошла первая встреча Изабеллы Кастильской и Христофора Колумба, на которой решались вопросы финансирования знаменитого путешествия, открывшего через 6 лет всему миру Вест-
Индию.
К Площади бернардинцев Архиепископский дворец обращён своим боковым фасадом, на котором выделяется башня Тенорио (Torreon de Tenorio) – одна из тех, что были сооружены в 14 веке при очередной перестройке дворца:
<<<<< ==================== ПЛОЩАДЬ САНТА-МАРИЯ - БУРГОС ==================== >>>>>
Небольшая площадь Богородицы (Санта-Мария) находится перед главным фасадом самого красивого, на мой взгляд, собора Испании. В её центре расположен одноимённый фонтан.
Декоративную лестницу, ведущую с площади Санта-Мария на городскую улицу, украшает ещё один фонтан:
<<<<< ==================== ПЛОЩАДЬ ХОСЕ СОРРИЛЬИ - ВАЛЬЯДОЛИД ==================== >>>>>
Одна из самых старых площадей Вальядолида Plaza de Zorrilla в конце 19 века была названа именем испанского поэта и драматурга Хосе Соррильи, известного прежде всего авторством драмы «Дон Хуан Тенорио», ставшей наряду с пьесой Тирсо де Молина одним из двух самых популярных испанских произведений о Дон Хуане (или, как иногда у нас говорят, Дон Жуане). Именно его скульптура установлена на пьедестале в центре площади рядом с фонтаном.