Я решил вернуться в Африку еще до того, как оттуда уехал. Такая мысль пришла ко мне спустя пару-тройку дней после того, как началось мое первое сафари. После возвращения эта самая мысль терзала меня целый год, и в результате оформилась в билеты, которые я купил в январе, практически сразу после возвращения с Филиппин.
В конце января, билеты Москва-Найроби на турков на майские праздники стоили всего 500 с копейками евро, что меня более чем устроило. Оставалось только дождаться весны…
В конце апреля самолет Turkish Airlines расправил крылья, и понес меня на юг, на встречу возвращающимся с зимовки птицам.
Организация этой поездки была куда как легче первой. Проблем с выбором оператора не было — тот же самый Jocky Tours, с которыми я откатал мое первое сафари. Маршрут и места, которые я хотел посетить, я тоже себе представлял. В этот раз только Кения, и только сафари… После непродолжительной переписки с Минни организовался маршрут — Масаи—Мара, Накуру, Найваша, Самбуру, Абердар и последний день в Найроби. Без посещения дорогого Абердара мне за 9 дней насчитали 1050 долларов, с Абердаром — 1350. Я подумал-подумал, почитал в сети про это место — и согласился. Итого у меня вышло 150 долларов в день. Ни про какую предоплату (в отличие от первого раза) разговоров не возникло.
Все прививки были сделаны, что брать с собой- вопросов тоже не вызывало. Не вызывало до такой степени, что я собрал с собой маленькую сумку, что бы не сдавать ее в багаж. Память о том, как египтяне два раза потеряли мою сумку и я сафарил налегке, была еще слишком свежа. Да и что туда тащить на 9 дней? Единственное, что внушало некие опасения — это дождливый сезон, который, если верить прессе, в мае бывает в самом разгаре. С погодой оставалось надеяться на лучшее, в остальном я был полностью готов.
Долетел в ту сторону я просто отлично — чуть ли не в первый раз, когда полет доставил мне некое удовольствие. До Стамбула летели на каком-то нормальном самолете, где моим длинным ногам было довольно комфортно. После непродолжительной стыковки дали самолет до Найроби — не такой большой, но, в качестве бонуса, он был полупустой, так что все 6,5 часов я лежал на трех местах, обложившись казенными подушками и одеялами… Вот так летать можно, так мне нравится!!!
В Найроби прилетели полтретьего утра, я быстро доскакал до таможни — и тут же понял, что я в Африке — таможенник спал на кресле, свернувшись в клубочек, за стойками было пусто — проходи, кто хочешь, иди куда хочешь. Я честно хотел получить визу, поэтому пришлось аборигена растолкать, он, сонный, приклеил мне визу, взял законные 50 баксов, просканировал мою пятерню… и вот я снова в Кении! Джамбо!
Багаж меня к счастью, не интересовал, я быстренько поменял 100 баксов на мелкие расходы (курс был 78,5 шиллингов) и вышел в зал прилета, где меня, по словам Минни, должны были встречать. Винсент был на месте, и вот мы уже едем по ночному Найроби. До открытия офиса мы, припарковавшись в каком-то стратегическом месте, покемарили в машине, а около семи меня уже с распростертыми объятиями встречала Минни да и остальной персонал. Дело в том, что после моего позапрошлогоднего отчета, в Джоки повалили наши соотечественники, и на сегодняшний момент в рунете информации о них куда как больше, чем было (а не было ничего), когда я собирался с ними ехать в первый раз. Тогда я нашел только два отзыва, где они упоминались — минимум информации на Трипадвизоре… А теперь у них даже появился русскоговорящий сотрудник — он пять лет учился в Воронеже, и совершенно спокойно говорит по-русски, знает и понимает наши приколы, ну и вообще приятный товарищ… Так что, как говорится, КАРИБУ, нас там ждут!
Я заплатил деньги, встретил Натаниеля (чему мы оба порадовались), подарил всем подарки и в 8.30 мы выдвинулись в сторону Масаи—Мара.
Масаи Мара.
В этот раз мне в попутчики достались всего двое — аргентинец и датчанин, молодые ребята. Они ехали в Мару на три дня, после чего датчанин возвращался к работе (какая-то благотворительная организация, где богатые европейцы бесплатно работают на бедных африканцев), а аргентинец уезжал в Руанду смотреть горилл.
Погода была отличная, голубое небо с легкими облачками, довольно жарко. Доехали до парка, и сразу часа на три — гейм-драйв.
Вечером приехали в лагерь — Rhino Camp Site. Вполне пристойное место, живут там либо в стационарных палатках, либо в блочных домиках. И там и там кровати, санузел, достаточно горячая для помывки вода, туалет, свет (с 5 до 7 утра и с 6 до 10 вечера) — в общем, все условия для комфортного проживания. Нас поселили в домиках.
Первомай мы отметили в саванне — в этот день у нас был full-day game drive. Стартовали в 7.30 — небо было изрядно затянуто серыми облаками, но к девяти распогодилось, вылезло солнце, небо стало пронзительно голубым. Спустя некоторое время на горизонте нарисовались пушистые, серебристо-белые облака, которые выглядели как элемент дизайна, а не как природное явление. Причем очень красивый элемент.
Звери тоже очень удачно декорировали ландшафт. Было довольно много жирафов, слоны, буйволы, антилопы, прайд львов и отдельные кошки, видели бегемотов, очень повезло с гепардом. Он сидел на муравейнике и озирал окрестности, отгоняя от себя надоедливых мух. Мы встали метрах в пяти от него, при этом его морда была на одном уровне с нашими — получились изумительные портреты.
Не буду особо перечислять африканскую фауну — ее надо видеть, а вернусь лучше к погоде. Дожди идут. И основное от них неудобство — это раскисшие дороги. В Маре мы принимали участие в спасении трех машин (в одной из них были наши соотечественники) — они или застревали, или съезжали на обочину. Местами дорога напоминала хорошо заваренный клей — если на такую выйти в шлепках (что я и попробовал), то оторвать ногу от грязи весьма проблематично. Есть места, где проехать просто нельзя, что неким образом ограничивает перемещения по парку — обидно, когда нельзя подъехать ближе к чему-нибудь интересному, или вообще нельзя ехать в нужную сторону. И мест таких было довольно много.
Следующая проблема — высоченная трава. Совсем короткая и редкая в декабре, в сезон дождей она полностью скрывает стоящего в ней гепарда, а лежащего льва толком не видно и в короткой. Это значит, что животных меньше слона или буйвола можно вообще не увидеть в траве и проехать мимо. А за прозрачным в декабре кустом, в мае не видно даже слона, если только иной раз высовывается хобот. Это не значит, что зверей не видно вообще, но, тем не менее, шансы уменьшаются.
Следующая проблема — дождь. Но к этому я еще неоднократно вернусь.
Однако есть и плюсы. Первый, и самый большой — это отсутствие пыли, которая в декабре, в сухой сезон, составляет основную часть не только дорог, но и Африки вообще. В этот раз, чаще приходилось защищать как себя, так и аппаратуру от воды, чем от пыли. Второй плюс — это природа. Яркая, насыщенная зелень десятков оттенков. Полноводные реки и озера. Сверкающее после дождя небо. Свежий, ароматный воздух, наполненный запахами земли, деревьев, цветов и еще миллионами запахов. Зимой преобладал запах пыли…
Ближе к обеду приехали на кенийско-танзанийскую границу, традиционно пофоткались около треугольного разделительного знака, а потом поехали к бегемотам. Остановились где-то на Маре (на реке) и оттуда, под руководством рейнджера, совершили небольшой марш-бросок до заводи с бегемотами. К сожалению (или к счастью, даже не знаю), они фыркали, ревели и плескались достаточно далеко от берега, зато на обратном пути мы видели здоровенного крокодила, поедающего детеныша бегемота.
После бегемотов мы отправились на пикник-сайт, расположенный немного дальше по реке. Собственно, место было то же самое, где я останавливался в прошлый раз, да я думаю, что все, кто там был, там останавливались, и место это хорошо знают.
После перекуса мы продолжили гейм-драйв. Часам к трем небо начало затягивать облаками, серебристые облачка как по волшебству превратились в свинцовые тучи, а часам к пяти пошел дождь. Он то стихал, то усиливался, но не прекращался. Около шести вернулись в лагерь — к счастью, почти без дождя, но только мы разошлись по нашим домиками — как ливануло по-настоящему. Дождь лил всю ночь, так что на ужин пришлось прыгать по лужам и под зонтом. Закончился первый день — день, о котором я мечтал полтора года…
Второй день мало чем отличался от первого. Маршрут был плюс-минус такой же, единственно, что Натаниель попросил меня покататься с другим водителем (тоже от Джоки) и с другой группой, так как ему надо было куда-то съездить и кого-то встретить. Он так долго передо мной извинялся, что деваться было некуда… Тут я еще раз понял, как много зависит от хорошего гида-водителя. Этот перец большую часть времени гнал так, как будто это было не сафари, а ралли Париж-Даккар. Сам он, похоже, ничего кроме дороги не видел (хорошо и это, так как дороги превратились в полную кашу) и останавливаться около каких-то животных, не говоря уж о птицах, считал ниже своего достоинства. А если и удавалось его остановить, то пока он тормозил, животные оставались далеко позади.
Зачем-то он нас привез на маленький аэродром, куда прилетают кукурузники из Найроби, где мы проторчали минут сорок и встретили один такой самолетик. Словом, водитель — крайне важная часть сафари. В этот день заметил, что практически каждая третья машина с русскими, да и в лагере было много наших соотечественников. В прошлый раз я не помню, что бы нас там было так много…
С погодой в этот день было гораздо хуже. Утром дождя не было, но все небо было затянуто серыми тучами. Распогодилось только в третьем часу, но ненадолго, к пяти пошел дождь и в восемь вечера поливал уже совсем бодро.
Вечером я договорился с вернувшимся Натаниелем насчет завтрашнего дня. Для начала он меня обрадовал, что ребята, с которыми я начинал сафари завтра едут в Найроби на другой машине, а мы с ним уезжаем вдвоем, и больше никаких попутчиков не планируется! Вот это да! Индивидуальное сафари — это совсем круто! Мало того, что оно стоит совсем других денег, так еще можно останавливаться там, где интересно мне, на столько, на сколько нужно мне, и т. д. И как дополнительный бонус — я теперь могу курить не только на остановках! Полный восторг! Забегая вперед, скажу, что оставшиеся семь дней я так и катался один…
По плану нам завтра нужно было ехать на Накуру, а оттуда на Найвашу. Натаниель же предложил мне поменять их местами, так как Накуру находится за Найвашей, и получается, что сначала нужно проехать мимо, а потом возвращаться обратно. Логика была железная, поэтому на этом мы и договорились. Это я к тому, что возможны корректировки и изменения программы уже по ходу сафари, естественно, они должны быть обоюдны, и не должно быть никаких радикальных замен, типа одного парка на другой, как минимум, если для этого нет никаких серьезных причин. Из оставшегося — хотелось только хорошей погоды…
Не смотря на проблески голубого неба в районе шести утра, надежды не оправдались — небо опять затянуло. В стандартные 7.30 я закинул в машину сумку, как мог там развалился, и мы отправились на утренний гейм-драйв. Спустя минут десять нам повезло со вторым и последним гепардом. Правда, этот был гораздо скромнее, и пробирался через траву достаточно далеко от дороги. Где то, колеся по парку, уперлись в такую же, как у нас машину, которую занесло, и она стояла ровно поперек дороги, полностью ее перекрывая. Натаниель вышел пообщаться с водителем, а я прогулялся по дороге, покрытой клейкой грязью. На мой взгляд, шансов проехать у нас не было. Стоящую машину было не объехать — дорога была только немного шире машины, а по обочинам были достаточно глубокие канавы. Казалось, что придется возвращаться, и довольно далеко, но не на того напали. Натаниель вернулся, и сказал, что помочь мы им не можем, и будем прорываться через чисто поле. Отъехали немного назад, нашли место, где канава была не очень глубокая, Натаниель врубил четыре ведущих, и погнал по целине в обход стоящей машины. Ух! Вот это было настоящее ралли. В высоченной траве было совершенно не видно земли, машину подбрасывало на каких-то кочках, а я надеялся, что нам не встретится яма… Слава всем богам — мы выехали на дорогу впереди застрявшей машины, помахали грустно стоящим в грязи туристам, и поехали дальше…
Около девяти утра мы попрощались с Масаи Мара, и отправились в сторону нового для меня места — к озеру Найваша.