Каждый мечтает о чуде, особенно в последний день уходящего года, а что может быть чудесней, чем увлекательное путешествие в параллельный мир? Следуя этой нехитрой истине, мы с женой 31 декабря 2007 г. топчемся на израильско-иорданской границе, под пронизывающим утренним ветром. Нам его порывы нипочем, зимние куртки надежно хранят тепло сонного тела, а вот попутчики зябко ежатся в своих тонких ветровках и дружно выстукивают зубами морзянку. Через час ожидания, наконец протягиваю в окошко ксерокопию групповой визы, но именно тут нас поджидает засада: симпатичная израильская пограничница с презрением возвращает бумажки, прощебетав – это НЕ ВИЗА. Обстановка мгновенно накалилась, гид растерянно разводит руками: всегда пропускали по ксероксу, а сегодня – проблема, тут же напоминаю, что это уже его проблема, после чего он рысцой бежит хлопотать. Минуту спустя, случается чудо – пачка оригиналов групповых российских виз обнаруживается у гида английской группы, по счастливой случайности оказавшейся на границе именно в это время. Неисповедимы пути Господни, особенно на Святой земле, да и 31 декабря не подвело нас, Ура! Десяток шагов, и мы в другом мире – гортанные крики арабов мгновенно сменяют шипящую речь израильтян, вместо знакомых еврейских кип все мужчины ходят в арабских платках, перетянутыми сверху обручем, а израильская уравновешенность и такт заменяются деловитым арабским напором. Здесь даже летоисчисление другое: в арабских странах годы считают от года Хиджи, а в Израиле от сотворения мира.
После быстрой рассадки по автобусам выясняется, что в «русском» автобусе едут трое россиян, двое чехов, поляк и двое литовцев – вот тебе и иностранцы, они разом вспомнили русский язык – пустячок, а приятно, гордость за страну греет душу. Короткая экскурсия по Акабе – единственному иорданскому порту, проезд рядом с огромным флагом Арабской революции (внесен в книгу рекордов Гиннесса – высота 137 м – внушает уважение), именно этим флагом мы любуемся каждый день с израильской стороны. Город выглядит чуть лучше Эйлата – нет налета провинциальности и дремы, в городе больше зелени, прямые улицы плавно переходят в проспекты, в общем, сравнение не в пользу Эйлата. Дороги в Иордании так же лучше, чем в Израиле, гид с гордостью сообщает, что это заслуга их короля – Абдаллы, (вот так, национальные проекты реализуют не только у нас), его портреты часто можно видеть на улице.
Двухчасовая поездка по долинам и перевалам весьма занимательна, и время пролетает незаметно. Последняя остановка перед Петрой у святого источника, в живописной деревушке, зажатой в узкой долине: на въезде возвышается новенькая мечеть (спасибо Абдалле), в сувенирной лавке дремлет аксакал (жаль фотка плохо получилась),
молодой араб энергично толчет песок в бутылке (интересно, он слышал поговорку «воду в ступе толочь»?) - песок разноцветный, и в итоге сквозь бутылочное стекло проступает рисунок – верблюд в пустыне. Его сосед гостеприимно протягивает мне стаканчик великолепного иорданского кофе – черная густая жидкость, в нее добавляют какую-то травку (кажется кардамон) – после чего вкус напитка становиться из-зюмительным, а заряд энергии получаешь – как из батарейки Энерджайзер. С утра я уже опрокинул стаканчик волшебного эликсира, и разумом понимаю, что на сегодня хватит - с давлением шутки плохи, но рука предательски тянется за искушением. Сколько стоит? А бесплатно! Это как? Вот так! Знаю, что бесплатный сыр только в мышеловке, потому на всякий случай протягиваю доллар.
Цель близка – мы стоим у ворот, ведущим к знаменитому ущелью Сук, здесь дежурят два вояки, один в современной иорданской форме, а второй в старом камуфляже -настоящий страж пустыни. Его грудь перетянута красными патронташами, в которых поблескивают патроны, их блеск так силен, как будто солдат каждый день драит патроны пастой «гои». За поясом (тоже красным) торчит кинжал, отделанный серебром, на боку болтается кобура с пистолетом, а его голову укрывает национальный платок – исключительно колоритный и запоминающийся персонаж. К нему стоит очередь на фотосессию, странно, почему он еще не додумался брать по доллару за фото – стал бы богатым человеком.
Неподалеку, в русле пересохшей речки, гарцуют джигиты на рысаках, они зазывают туристов прокатиться на лошади, кстати, эта прогулка входит в стоимость поездки. Двое чехов из нашей группы поддаются на провокацию, а зря: нам хорошо видно, как норовистая лошадка, почуяв неумелого седока, бьет задом, подбрасывая бедолагу в седле. После сползания с лошади ребят подстерегает сюрприз – в ответ на два бакса чаевых, предложенных погонщику, им говорят, что этого не хватит даже на сигареты, платить надо 20$. Коневодов можно понять, ведь 1 динар стоит 1,5$, но хамить-то не надо, за все заплачено!
У входа в ущелье царит оживление: группы туристов без устали фотографируют каменную расщелину, уходящую вглубь скал,
пыльные повозки, запряженные усталыми лошадками, пытаются протиснуться между туристами, но это не всегда удается. Мне трудно понять туристов, готовых платить по 30 баксов за сомнительное удовольствие прокатится на ужасно тряской повозке, вдыхая миазмы лошадиного зада, постоянно маячащего перед носом.
Намного приятнее прогуляться по ущелью пешком, тем более, что дорога идет под уклон. С каждым шагом стены извилистого ущелья вырастают все выше, проход становиться все уже, а цвет скал меняется от желто-серого до розового. Особенно удивительно встретить в центре ущелья слона, но факт, розовый каменный слон стоит на своем месте, добродушно приветствуя и удивляя путников.
На подходе к городу скалы почти смыкаются над головой и закрывают небо, для прохода оставляется совсем узкая тропинка, плиты, уложенные еще римлянами, здесь кончаются и туристам приходится топать по грунту, поднимая облака пыли (видеотехнике здесь приходится не сладко). Гид сообщает, что много лет назад по этому ущелью пронесся мощный селевой поток, который вырвал плиты, а заодно смыл группу иностранных туристов, но сегодня разгул стихии уже невозможен, король повелел сделать плотину, и водные потоки посетителям больше не страшны. Через десять шагов можно начинать охать и ахать: в узкой расщелине впереди можно различить контуры великолепного фасада храма, вырубленного в розовой скале. Увидеть его полностью с этой точки невозможно, но воображение само дорисовывает недостающие детали, хотя это напрасный труд, ведь через пять шагов каменные стены распахиваются и открывают фасад храма во всей его красе.
Зрелище настолько обалденное, что туристы сначала замирают, в изумлении глядя на грандиозное строение, затем начинают лихорадочно щелкать на фото, и лишь затем слушают экскурсовода. Храм выдолблен то ли 2, то ли 4 тысячи лет назад (ученые до сих пор спорят) загадочным народом набатеев, высота его фасада 42 м., и называется он Эль-Хазне или Казна фараона. Многие кладоискатели думали, что сокровища скрыты в огромном сосуде, венчающем верхний портик храма, но добраться до него тяжеловато, потому, не мудрствуя лукаво, охотники за «халявой» палили из ружей по каменному кубку, изрядно повредив его. Свою нынешнюю, широкую известность храм приобрел еще и потому, что Спилберг гениально заснял его в одной из серий Индианы Джонс, в той, где он искал чашу Грааля. Именно после просмотра фильма много лет назад у меня родилось стойкое желание посетить эти места. Внутрь храма не пускают, однако, видно, что внутри он совсем не такой, как у Спилберга: в скале просто выдолблен огромный каменный зал с холодными стенами - он абсолютно пуст, никакой чаши Грааля здесь увы, нет, и не было. Правда в путеводителях пишут, что в глубине скалы есть еще много неисследованных коридоров, может там спрятано что-либо интересное?
Перед храмом всегда толпится народ, тучи пыли, которые поднимают туристы, шаркая ногами по земле, поднимаются над землей, затуманивая прекрасный фасад. Город только начинается с великолепного храма, и завернув за ближайшую скалу, мы попадаем на улицу фасадов (The Street of Facades), здесь сооружения, конечно, попроще, чем Казна, но тоже заслуживают внимания. Весьма интересен амфитеатр на 8 тысяч зевак, построенный римлянами, которые пришли сюда намного позже набатеев, но, к счастью, не стали ничего разрушать. Далее мы проходим мимо скал, продырявленных множеством пещер, кто в них только не жил, сейчас в их тени отдыхают торговцы-бедуины.
Завершает прогулку, грандиозный королевский дворец г. Петра - Urn Tomb, по высоте и архитектуре он мало уступает Казне, но сохранился намного хуже. Зато на него можно забраться, прыгая по высоким ступеням, а с высоты открывается великолепный вид на жилую часть города.
Тут последняя остановка перед возвращением: кофе, отдых и туалет, вот на нем стоит остановиться подробнее. Это заведение размещено в пещере, если вдруг поднимешь глаза на потолок, тут же забудешь, зачем пришел: природа выткала на потолке великолепный красно-белый узор, напоминающий арабский ковер.
По дороге встречаются совершенно уникальные типажи потомков набатейцев: колоритный торговец, старик, застывший перед вечностью, бедный мальчик на ослике
А еще между скал можно увидеть пугливых кошек, как и во всем мире они очень любопытны, но людей боятся
На обратном пути мы мысленно подгоняли автобус, ведь впереди нас ждал новогодний ужин в эйлатском ресторане отеля Americana Inn, а днем 1 января надо было уезжать в Тель-Авив, поэтому время приходилось рассчитывать по минутам. Через израильскую границу мы просочились весьма успешно, правильно ответив на вопрос «Цель поездки?» - «Туризм в Петру». Нашим попутчикам, которые решили блеснуть знанием английского языка, задавали слишком много вопросов, так что лингвистическими познаниями на израильской границе лучше не хвастать. Любая граница всегда на замке, а израильская - в особенности, вот они последние метры иорданской территории.
Последний сюрприз в уходящем году я получил в своем собственном номере, раскрыв программу поездки, и увидев, что в Тель-Авив мы едем не 1, а 2 января. Лишний день на море? - лучшего подарка к Новому году трудно было придумать!
Поздно вечером, уже в израильском Эйлате, мы направились в ресторан, праздновать новый год. В жарких странах НГ практически не празднуют, не понять им нашу русскую душу, требующую мороза, снега, елок и оливье в придачу. Израильтяне, идя навстречу нашим пристрастиям, делают праздники специально для русских, повеселились на славу, но вывод сделали: НГ надо встречать в холодных странах - это намного ближе нашей северной натуре.