Единственно бесспорное завоевание последних лет — это свобода передвижения по миру, давно рухнул железный занавес, и теперь любой россиянин волен ехать куда угодно. Однако вместо железного занавеса тотчас же появился другой — зеленый: без нужного количества зеленых долларов за границу не попадешь. Подавляющее большинство туристов проводит свой отдых в относительно недорогих и «раскрученных» странах: Турция, Египет, Таиланд, и только некоторым из них удается повидать суперэкзотику типа Мексику.
Мексика — это действительно страна с приставкой «супер»: во-первых, это супердалеко — самый юг североамериканского континента (перелет с посадками из Москвы до Мехико занимает 15–20 часов, разница во времени -9 часов). Во-вторых, это суперинтересно: неимоверной чистоты море, кварцевый песок, нетронутые джунгли, дикие игуаны, стаи рыб и огромные черепахи очаруют самого избалованного туриста. Загадочные памятники древней культуры ацтеков и майя обязательно поразят своими размерами и совершенством, а может быть, даже приоткроют завесу над своими тайнами. В-третьих, это суперпрестижно: главные мексиканские курорты Канкун и Акапулько имеют мировую славу: американцы, англичане и немцы с огромным удовольствием посещают их.
Впрочем, лучше обо всем по порядку: в Мексику я попал в октябре 1999 года, причем совершено случайно — друзья предложили съездить, а я не стал отказываться. Сомнений и колебаний не было вовсе — загадочная Мексика манила к себе, обещая необычайные открытия, встречи с потомками древних индейских цивилизаций, знакомство с удивительными памятниками, и совершенно незабываемые впечатления. Вот так, небольшая группа туристических работников поздно ночью вылетела из Ш-2 по маршруту Москва-Шеннон-Майами-Мехико на А-310. По приятной случайности меня разместили в бизнес-классе, вместо оплаченного эконома, поэтому трансатлантический перелет, длиной 13000 км, по всем параметрам прошел на самом высоком уровне. Самолетам, желающим благополучно приземлиться в а/п Мехико, окруженном горами, необходимо изрядно постараться, чтобы вписаться в непростой рельеф, при этом приходится на малой высоте пролететь над центром города, едва не задевая крыльями крыши высотных отелей, и только затем коснуться взлетно-посадочной полосы, оставляя за собой дымки подгоревшей авиационной резины. Сплошного таможенного контроля в Мехико нет, но каждый авиапассажир обязан по прилете нажать на особую кнопку, если раздастся звонок — это сигнал к проверке. Увы, злополучный звонок зазвенел именно под моим пальцем, к счастью досмотр был поверхностный, и большой пакет лекарств, взятых на всякий случай, не привлек особого внимания стражей границы.
МЕХИКО-ХОЧИМИЛЬКО Что можно сказать о столице Мексики? — город не просто большой, а огромный, в нем есть даже метро. Магистрали и улицы, пересекающиеся под прямыми углами, обсажены плотными аллеями тенистых деревьев — жгучее солнце здесь светит большую часть года, поэтому густая тень деревьев — это жизненная необходимость. А на дальней окраине Мехико расположен объект, посетить который надо обязательно — Хочимилько, в переводе — «место, где выращивают цветы»: множество небольших островов, разделенных узкими протоками, на которых и сегодня разводят цветы. По каналам плавает множество празднично раскрашенных лодок с игривыми названиями Маргарита, Марианна, Изабелла, десяток туристов располагаются в них под навесом, где заранее накрыты столы.
(фото отсюда)
Гребцы, чем-то напоминающие венецианских гондольеров, отталкиваются длинными шестами от дна, и посудина медленно плывет вдоль берегов, уставленных цветочными горшками. Мексиканцам удалось превратить хитросплетение каналов в излюбленное место отдыха местных жителей и туристов, жаль, что суденышек много — порой возникают пробки. Вокруг прогулочных лодок снуют лодки поменьше, с них продают изделия из серебра, цветы, закуски, напитки, пиво, и все, что может пожелать душа привередливого туриста. Отдыхающие на всех лодках настроены очень благожелательно, они улыбаются и приветливо машут руками всем, кого видят на своем пути, некоторые лодки сцеплены по две штуки, и на них даже танцуют. В конце концов, опустошив объемистую бутылочку текилы, наше благодушие тоже достигло максимума, и захотелось настоящего праздника — а какой праздник без песен? «Вы хотели песен, их есть у меня» — как говорят в Одессе, вскоре к нашей лодке пришвартовалось другое судно — в нем размещался целый оркестр с гитарами, барабанами и медными трубами. У артистов смуглая кожа, черные усы и черные-черные глаза, пылающие огнем неземной страсти. О костюме стоит поговорить отдельно: белые джинсы, с боков украшенные нарядными золотистыми пряжками, прошнурованными белым крученым жгутом, на плечах жилетка (конечно белая, с золотой оторочкой), голову венчает неизменная шляпа-сомбреро с широченными полями, а в руках у солиста гитара — это знаменитые мексиканские марьячос — наемные певцы и музыканты. Встретив такую бравую и веселую компанию, невольно расплываешься в улыбке, настроение сразу улучшается, а уж когда они запели, наши женщины сразу пустились в пляс.
ТЕОТИУКАН В историческом плане Мексика знаменита высокоразвитыми цивилизациями индейцев, существовавшими многие века назад, которые построили массу культовых сооружений, по своим масштабам и величине не уступающих египетским пирамидам и храмам. Наиболее известны ацтеки и майя, однако, было еще множество племен (тольтеки, ольмеки), о которых нынешней науке известно совсем немного. До сего дня, памятники, созданные этими высокоразвитыми и трудолюбивыми людьми украшают местные ландшафты, однако в истории появления, расцвета, и самое главное, исчезновения всех этих культур остается немало загадок.
В 40 км от Мехико расположена археологическая зона Теутиукан — одно из очень известных и раскрученных исторических мест в Мексике. Вдалеке возвышаются конусы вулканов, рядом с остановкой на песчано-глинистой красноватой почве растут кактусы: цереусы, ехинокактусы, и прочие представители колючего племени, здесь самое раздолье для кактусистов.
Совсем недалеко находятся густые, в рост человека заросли дикорастущего кактуса опунция — большие лепешки, в беспорядке растущие друг из друга, в местном климате отлично себя чувствуют, цветут и регулярно плодоносят. Плод этого кактуса называется туна — зеленые или желтые шишки размером с большую сливу, покрытые маленькими, но очень острыми колючками-глохидиями. Под толстой кожурой прячется полупрозрачная сладковатая мякоть, нафаршированная небольшими косточками, именно ее мексиканцы с удовольствием поедают сами и угощают туристов.
На некотором отдалении возвышается растение, которое, без сомнения, можно назвать символом Мексики — голубая агава, именно из нее делают национальный напиток — текилу, о ней можно писать статьи, научные трактаты и даже сочинять стихи, превосходный и неповторимый вкус текилы от этого не измениться. Большинство считают агаву кактусом, но это абсолютно не так. Индейцы до Конкисты выращивали агаву до 8-ми летнего возраста, именно тогда агава начинает цвести: из центра куста, состоящего из больших и очень мясистых листьев с острыми шипами на концах, вырастает огромный стебель длиною метров 6–7, на конце которого распускается невзрачное соцветие.
Сообразительные индейцы выяснили, что если вырубить цветочную почку, в этом месте месяцами будет выделяться сладкий сок, который ежедневно надо собирать и делать индейское пиво — пульке, именно его пили индейцы во время праздников и религиозных церемоний, приводя себя в приподнятое состояние. На мой вкус пульке — это порядочная гадость, типа прокисшего и застоявшегося компота. Европейцы-колонизаторы быстро сообразили, что надо сделать с брагой, и перегнали ее, получив волшебный эликсир под названием текила. Сегодня ее изготавливают по совсем простой технологии — стебли голубой агавы долго варят, а отвар после брожения перегоняют.
Текила бывает белая — бланко (невыдержанная) и желтая — репосада (с выдержкой). Менее известен крепкий мексиканский напиток мескаль, который так же изготавливается на основе сока агавы, однако его впоследствии настаивают на гусеницах, и в каждую бутылку напитка обязательно кладут одну гусеницу; считается, что они придают готовому продукту особый вкус. Широко известный коктейль «Пино-колада», тоже делается с добавлением текилы, правда в качестве основы берется ананасовый сок и немного кокосовой сгущенки. В любом московском баре можно заказать этот напиток, однако, от мексиканского оригинала он будет отличаться как земля от неба. Не менее знаменит коктейль «Маргарита», также на основе текилы. Попробовав эти напитки один раз, навсегда становишься их горячим поклонником.
Рядом с посадками агавы размещается сувенирный магазин, большая часть сувениров в нем изготовлена из обсидиана — вулканического стекла, которого здесь полно, ведь извержения вулканов происходили регулярно. Индейцы умело пользовались дарами природы, мастеря из них различные поделки: фигурки божков, игрушки, наконечники для стрел и даже острейшие обсидиановые ножи, которыми они с поразительной жестокостью действовали во время жертвоприношений. Цены в лавке совсем не маленькие, делать покупки тут совсем не стоит.
Наконец мы приблизились к главному объекту, ради которого покинули Мехико — археологической зоне Теутиукан (в переводе — «место богов») люди здесь жили с 100 г. до н. э. до 700 г. н. э. Во времена Иисуса этот город был сравним с Римом и Константинополем. Главное место в теутиуканском обществе занимала религия, самые почитаемые божества были связаны с водой, землей и плодородием — Тлалок — бог Дождя, Чальчиутликуэ — богиня Воды и Кетцалькоатль — Пернатый Змей. К сожалению, ученым неизвестно даже точное название великого племени, которое заселяло эти земли в те далекие времена. Жил-был большой народ, он построил огромный город, до нас дошли неплохо сохранившиеся памятники и пирамиды, лишь немногим уступающие своим египетским сестрам. На вершине каждой из пирамид в те времена стояли деревянные храмы, именно в них жрецы проводили церемонии и совершали жертвоприношения. И вдруг, в 7 веке, как по волшебству, весь этот люд бесследно исчез, а город остался покинутым, огромный народ растворился в дымке истории, даже не оставив нам своего имени. После многочисленных извержений вулканов, за века пирамиды и храмы засыпало толстым слоем вулканического пепла, и они превратились в большие холмы. Сюда пришло новое племя — ацтеки, селиться на старом городище они почему-то не стали, и построили свою цивилизацию на месте нынешнего Мехико. Однако, ацтеки, которые первыми в мире придумали календарь, аналогичный современному, исчезли так же бесследно, как и их предтечи. А каменный диск древнего календаря, разбитый на дни, недели и месяцы, экспонируется в музее Мехико, удивляя ученых и туристов своей точностью. Как могли необразованные индейцы, задолго до основных географических открытий составить столь точную систему исчисления времени, не ясно до сих пор.
Знакомство с Теутиуканом начинается с Цитадели, похожей на крепость, и окружающей Храм Кетцалькоатля — пернатого змея, одного из самых почитаемых божеств. Сначала на месте Храма была построена совсем небольшая пирамида, а затем с ростом могущества племени она много раз перестраивалась, каждый раз расширяясь и подрастая в высоте. Сохранность самой пирамиды не очень хороша, со стороны она напоминает огромную груду серых кирпичей, зато большие каменные головы змей,которыми украшены грани пирамиды, почему-то сохранились в отличном состоянии, и очень впечатляют.
А чуть левее нас манит огромное строение — Пирамида Солнца, высотой 66 м,(почему-то древним людям в самых разных частях света очень нравились пирамидальные сооружения), которая первоначально состояла из 4 ярусов на квадратном основании со сторонами в 200 м. В древности на ее вершине располагался храм, в котором стоял каменный идол, уничтоженный во время Конкисты — завоевания Мексики испанцами и португальцами в XV — XVI вв.
В отличие от египетских пирамид, на мексиканские можно взбираться, что мы с удовольствием и сделали. Если снизу посмотреть на лестницу пирамиды, кажется, что по ней движется бесконечный караван трудолюбивых муравьев. Ступенек очень много и они очень крутые, поэтому нижние туристы при подъеме тяжело дышат верхним ходокам в пятую точку, вынуждая их быстрее двигать отяжелевшими ногами. К верхнему ярусу даже самые выносливые ходоки выдыхаются, и на вершине некоторые восходители вообще попадают без сил. Наверху путника охватывает необъяснимое блаженство: во-первых, ты дополз, а во-вторых, по верованиям индейцев, которые до сих пор никто не опроверг, через центр пирамиды проходят мощные энергетические потоки, идущие из космоса, которые пронизывают каждого человека, стоящего на вершине пирамиды. Для успешной подзарядки достаточно поднять вверх руки и устремить глаза к небу, именно эта поза гарантирует максимальную энергетическую подпитку, все, кому посчастливилось добраться до макушки пирамиды, находят походящее место, и застывают в столь необычной позе. Ну, а если без шуток-то с высоты открывается фантастическая панорама окрестностей: вулканы, горы, расположенная в 2 км пирамида Луны; небольшие храмы, постройки древнего города, лежат перед взором изумленного путешественника как на ладони.
Впечатление усиливает голубое небо, медленно плывущие по нему облака с синеватым отливом, готовые в любую минуту превратиться в тучи, яркая зелень деревьев, темно-зеленые заросли колючих опунций, и разбросанные по долине голубые агавы. Все это великолепие создает совершенно удивительный и неповторимый пейзаж, в котором зритель ищет дополнительные следы давно исчезнувшей цивилизации, и невольно пытается мысленно воскресить кипение жизни на этом месте 20 веков назад.
Воодушевленные, и заряженные космической энергией, мы спустились с пирамиды Солнца, и по Дороге мертвых, длиной 3 км, направились к другому, столь же величественному сооружению — Пирамиде Луны.
(фото из Интернета)
Дорожка неплохо сохранилась за свою почти 20-вековую историю: ни ухабов, ни рытвин, но на ней подстерегает другая опасность — незапланированные встречи с торговцами-индейцами. Это, конечно, не ацтеки, но сильно на них похожи: очень маленького роста, темнокожие, с раскосыми черными глазами и слегка приплюснутыми носами, во всех сувенирных лавках предлагают фигурки ацтеков именно с такими ликами. Торговцы сувенирами — это неизбежное зло любой туристической страны, но здесь — на другом краю света, услышав из уст аборигена русские слова: «подходи, посмотри, недорого» впадаешь в легкий ступор. Потом начинаешь конкретно злиться, т. к. отвязавшись от одного приставалы, ты неизбежно попадаешь в лапы следующего, которому позарез надо поговорить с тобой именно в тот момент, когда гид рассказывает самую интересную легенду. Несмотря на мой скепсис, торговцы уговорили прикупить чудную фигурку, которая украшает мою сувенирную полку
Пирамида Луны возвышается в северной части города, она повторяет очертаниями силуэт горы «Толстая», название которой на языке науатль означает «каменная мать или защитник из камня». Внутри Пирамиды Луны есть более древнее сооружение (0 — 200 гг.), точно такой же формы, а в верхней части пирамиды находилась платформа, на которой проводились ритуалы в честь Чальчиутликуэ — богини Воды, ее статуя располагалась у подножия. В своем нынешнем великолепии пирамиды предстали перед туристами относительно недавно, толстые слои грунта и пепла с их поверхности счищали долго и упорно, пока не додумались бабахнуть направленным взрывом, после которого грунт буквально сдувало с древних граней. К сожалению, времени для подъема на вторую пирамиду у нас нет, далее по программе запланирован ресторан, а сразу после него бегом в аэропорт.
Надо сказать, что мексиканская еда покоряет раз и навсегда: ну где еще в мире можно попробовать чипсы из свиной кожи, или куриное филе, фаршированное виноградной плесенью? — между прочим, очень вкусное блюдо. У каждого европейца существует стойкий стереотип о местной кухне: все блюда в Мексике исключительно острые. Это абсолютная неправда — на самом деле все блюда здесь абсолютно пресные! но существует огромное количество соусов и приправ, без которых ни один мексиканец не мыслит себе трапезу — именно они придают блюдам такую огненную остроту. У нас в группе был абхаз — большой любитель остренького, но даже он прослезился, когда попробовал маленькую ложечку совершенно невинного на вид соуса.
Во время обеда два индейца, украшенные перьями и морскими раковинами, развлекали нас национальными танцами, а после обеда любой желающий всего за 1 $ мог примерить индейский наряд из перьев орлана, подуть в большую раковину или ударить в старинный там-там.