Южнокорейский остров Чеджу, он же Джеджу, он же Чеджу-До - не просто популярное курортное направление. Этот остров вошел в шорт-лист семи природных чудес планеты, и неспроста. На небольшой территории находятся три объекта, включенные ЮНЕСКО в список всемирного природного наследия высшей категории.
В самом центре возвышается снежная шапка горы Халласан, видная практически из любой точки острова. Большой вулкан, в центре которого по весне появляется небольшое озеро Пэннокдан, является заповедником. Впрочем, несколько треккинговых маршрутов по горе проходит.
Второй уникальный объект - кратер Ильчхульбон, единственный в мире вулкан, поднявшийся с морского дна и дошедший до наших дней. Небольшая, но очень красивая горка, на которой принято встречать рассвет и проводить весенние фестивали.
Ну, и третья достопримечательность, на которую мы, собственно, и ехали. Самые большие на планете лавовые тоннели Манджангуль.
На маленьком Чеджу отчетливо понимаешь - корейцы способны создать достопримечательность буквально из любой мелочи.
Скала Йонгдуам, она же скала-дракон, главная интересность столицы острова. Чтобы разглядеть в ней дракона, приходится прилично полазать по камням и подключить фантазию.
Символы острова, Тольхарубаны (каменные дедушки), к которым в угоду туристам добавили каменных бабушек.
Из соображения экономии поселились на южном побережье, в городке Согвипхо. Ночью решили сходить посмотреть парк с водопадом. Не пожалели.
Парк Чхонджиен. Посещать его лучше именно в темное время суток, восторгаться подсветкой и работой ландшафтных экспертов.
А как подсвечен сам водопад! Жалко, не успели сходить на второй, падающий прямо в море.
Зимой на Чеджу практически нет туристов. Это обеспечивает недорогое проживание, шикарнейшую еду и бюджетное передвижение. Обнаружилось, что, при всей дороговизне страны (пожалуй, самая дорогая в Азии, даже покруче Японии), такси, поделенное на четверых, выходит дешевле автобуса. Быстро и бюджетно.
В хостеле сказали, что поездку в тоннели нужно бронировать сильно заранее. Как всегда, не поверили. И, как всегда, оказались правы.
Вход в пещеры достаточно бюджетен, сопоставим со стоимостью посещения парка водопадов или пары банок пива.
Тоннели залегают не глубоко. Их длина - более 10 километров, от горы Халассан до моря. Большая часть тоннелей идет в три уровня. Для туристов открыт верхний уровень на длину ровно один километр.
Закрытая часть тоннелей, видны существенные осыпания потолка.
Состояние тоннелей не стабильное - часты обвалы и осыпания.
Гида или аудиогида брать не обязательно - каждые 50 метров стоят информационные таблички, местами есть интерактивные звуковые стенды. Каждый интересный объект подробно расписан и отрисован.
Тоннели хорошо подсвечены. Стенки огорожены. Местами проложены деревянные настилы.
Огромный обвал.
Местами тоннель сильно сужается.
Порой подсветка мешает снимать - от зайцев не спрятаться.
Слои лавы, относящиеся к разным извержениям, видны на стенах даже издалека.
Символ Манджангуля, камень "черепаха" - обломок породы, случайно зацепившийся за дно лавового потока и собравший на себя слои лавы со многих извержений Халласана.
Финал маршрута - тупик и огромный сталактит из лавы, накапавшей из верхнего тоннеля. Дальше идти, честно говоря, уже и не хочется. Все интересное спрятано в маленьких пещерках, открытие которых происходит до сих пор, и доступ в которые для туристов закрыт по определению.