Что знает российский житель о Киото? — да почти ничего. Уверен, не каждый вспомнит, что Киото находится в Японии и почти тысячу лет был ее столицей. А его история началась в 794 г, когда понаехавшие из Китая буддисты стали «давить» имератора и мешать ему жить. Пришлось самовержцу уехать в глушь и заложить Новый город, названный Хэйан-кё (Столица спокойствия и мира), этот период японской истории назвали Хэйан. Позднее, чтобы никто не сомневался, Хэйан-кё переименовали в Киото, что и обозначает -Столица, она просуществала здесь до середины 19 века. Несмотря на то, что большинство строений японцы строили из дерева, Столица спокойствия сохранила многие памятники в целости и сохранности, поэтому, дух древней Японии необычайно крепок здесь. Более того, Киото счастливыми образом миновала судьба Хиросимы и Нагасаки: америкосы держали его в качестве потенциальной цели для атомной бомбарировки и не бомбили его обычными бомбами
Мне посчастливилось заехать в Киото на несколько часов и буквально одним глазком взглянуть на сокровища его архитектуры, заодно обращая внимание на его жителей. Что можно увидеть в городе за 5–7 часов? — да, в общем, ничего. Но даже те несколько объектов, которые нам показали, произвели неизгладимое впечатление.
По праву, самым знаменитым сооружением считается Золотой павильон Кинкакудзи, построенный по приказу сёгуна Ёсемицу в 14 веке. Это храм дзэн секты Ринзай, школы Сёкокудзи, иногда его называют Рёкуондзи (Храм Оленьего Сада). Справедливости ради, надо сказать, что в середине прошлого века павильон сгорел, и перед нами теперь красуется новодел. Если быть точным, он не просто сгорел, а его сжег монах, воистину, лавры Герострата до сих пор не дают покоя неуравновешенным личностям.
Дорога к храму пролегает через традиционные, в целом, совсем непримечательные японские ворота
В каждом здании по пути висят китайские японские фонарики. Китайское влияние в Японии очень велико, и они это признают, ведь в древности именно из Китая в страну попадали новые технологии, идеи и религиозные течения.
Высокий и очень «воздушный» 3х-этажный терем стоит на белокаменном фундаменте в окружении сосен на берегу необыкновенно живописного пруда Кёкоти Два верхних этажа покрыты золотыми листами, сегодня они, правда, уже совсем не золотые, а только позолоченные, но все равно смотрятся очень здорово, а на крыше играет золотом фигурка феникса. Сияющие стены в окружении самых совершенных на свете сосен, отражаются в почти неподвижном зеркале пруда, и мы видим сразу два зеркально отраженных павильона.
В пруду, как большие кочки разбросаны несколько крошечных островков, где в окружении камней растет по паре сосен.
Вокруг павильона разбит традиционный японский парк, но его красота меркнет по сравнению с самим строением, японцы с огромным удовольствием фотографируются на его фоне. Это просто национальный спорт — увековечить свою физиономию на фоне…
Крутые лестницы уходят куда-то вверх, но туристам ходить по ним запрещено — это привилегия только монахов.
Павильоны с традиционными крышами, у которых углы задраны вверх, филигранно выстриженные деревца, классические газоны — именно так мы представляли Японию по картинам и постерам — именно такая она и есть на самом деле.
Хороша старинная часть Киото, но в городе есть масса модерновых строений, например суперсовременный, и, не побоюсь этого слова — хай-тэковский Вокзал, нам такое и не снилось в России. Грандиозное сооружение поразительной высоты, рациональности и огромных объемов — внутри прячется не только сам вокзал, но и сотни магазинов, десятки ресторанов, несколько отелей и множество других полезных помещений. Коридоры широки и удобны, когда ходишь по ним первый раз, кажется, что попал в лабиринт Минотавра, но при этом все очень чистенько и абсолютно нет бомжей.
В одном из коридоров заметили толпу — пожилой самурай и женщины в кимоно вручают служащим подарки. После церемонии всех прохожих конфетами одаривают — нам тоже досталось. На самом деле, самураев в Японии давно нет, но традиция осталась. На самой верхотуре устроена большая смотровая площадка с бамбуковым садиком, к ней можно подняться либо по системе эскалаторов, либо пешком по широченной лестнице, когда вниз с нее смотришь, аж дух захватывает.
Вроде обычное фото необычного вокзала, но оно с секретом, не верь глазам свомм, ведь только половина фото — это реальность, вторая половина — зеркальное отражение
Рядом с вокзалом традиционно расположен отель — Киото Тауэр, но посмотрите на него: на сколько он необычен.
Из мира высокой технологии надо опять вернуться в мир старины и гармонии — буддистский храм Чистой воды (Kiyomizu temple), расположенной в районе Хугасияма, к нему надо подниматься по торговой улочке, тесно застроенной одноэтажными типично японскими домиками с черно-серыми крышами, покрытыми фигурной черепицей.
На фасадах красуются большие японско-китайские фонари, расписаны иероглифами, а в домиках ждут туристов сувенирные лавки, рестораны и кондитерские магазины, у каждого входа обязательно зазывала стоит. Он не только приглашает в свою лавку, а, прежде всего, угощает своей продукцией — вот это промоушен: прошел по ряду, попробовал у каждого — и сыт до вечера, не затратив ни йены. В витрине каждого ресторана выставлены муляжи всех блюд — такие натуральные и аппетитные, что зайти и попробовать хочется сразу. В продуктовых магазинах так же есть муляжи каждой продаваемой коробки, они все с прозрачной крышкой, чтобы заранее разглядеть, чего покупаешь. Еще одна японская примета — это автоматы по продаже напитков, их в стране тысячи, стоят везде: на улицах, в кафе и на вокзалах, стоимость любого напитка от 1 $.
У входа в храм возвышаются ярко расписанные ворота Нио Мон, окруженные каменными воинами, и ажурная трехъярусная пагода, говорят, самая большая в Японии. Они деревянные, но выглядят такими невесомыми, когда первый раз видишь — оторопь берет от их совершенства и великолепия.
Совсем близко беседка выстроена с большим колоколом — заплати доллар и долби, что есть силы, а подальше входные ворота стоят.
На территории традиционные чайные домики — сидеть там надо на коленях, предварительно оставив обувь за порогом. Эта традиция незыблема, как сама Япония, но для непривычного европейца, чаепитие на коленях — это пытка
Внутри комплекса расположен главный храм Хондо, где обитает тысячерукая богиня Каннон Босацу с одиннадцатью ликами, крыша храма покрыта не черепицей, а дранкой из дерева хиноки, и поэтому сбоку он совсем не производит впечатления. Но, большое видится издалека — отойди подальше и тогда скажешь «Ах!» — огромная веранда храма уже много веков висит над обрывом средних размеров, а держит ее на весу сложная система лесов, построенная без единого гвоздя — японский инженерный гений даже в те времена был на высоте.
У самого источника, который охраняет божество Фудо мео, очередь толпится, японцы набирают чистейшую воду черпаками на длинных ручках из трех падающих струй — радуются как дети, как я заметил, японцы легко улыбаются — может это только маска такая? Кстати, наконец, мы увидели настоящих японок в кимоно, увы, японцев в национальной одежде не часто встретишь. Кимоно очень неудобно в повседневной носке, кроме того, весьма дорого. Поэтому, такую одежду недавают все реже, заменяя дешевыми халатиками юкато. Часто кимоно берут напрокат, чтобы сделать интересные фотосессии в национальных парках. Девчонки довольны: они в центре внимания, да и фото получились отличные, они улываются и вновь фотографируются
А этому аборигену не до смеха — это рикша, работа тяжелая, но что делать, если кушать хочется. Если не страдаешь комплексами, и тебе чужда любовь к ближнему, на нем можно прокатиться до знаменитого квартала Гион, туда, где обитают самые настоящие гейши.
У нас традиционно считается, что гейша и гулящая женщина — синонимы, но японцы настаивают, что это не так. Гейша — это, прежде всего, образованная и высокооплачиваемая собеседница, танцовщица и певица, хотя, продажный секс тоже допустим, но за очень большие деньги.
Внутри квартала одни рестораны, цены в которых удивляют своей негуманностью — скромный ужин от 100 до 150 баксов, а если хочешь гейшу в придачу, приготовь еще «полкосаря зелени» за два часа общения с неземной феей. За эти деньги интеллектуальная жрица поговорит с тобой, станцует, и в меру способностей споет, аккомпанируя себе на диковинном музыкальном инструменте сянисэм, обтянутом кошачьей кожей. Но нам не повезло, и гейши, как нарочно, все попрятались в чайных домиках
Лишь покидая квартал, укрытый вечерней тьмой, мы увидели ее — ГЕЙШУ. Негромко постукивая деревянными гэтами, она смешно семенила мимо витрин. Выбеленная кожа лица и шеи, ярко-алые губы, дорогое кимоно на тонком стане, а на голове замысловатая прическа — настоящее произведение искусства.
Именно таким мне запомнился Киото, куда хочется вернуться вновь, чтобы осмотреть абсолютно все его красоты и прелести