Музей находится в часе езды от Байконура, на берегу Сырдарьи. Музейный комплекс, построенный в 1970х, повторяет форму кобыза - полумистического музыкального инструмента. Две струны, колокольчики и смычок - бесхитростная конструкция, обеспечивающая, вместе с тем, уникальную звуковую гамму, вдохновила молодых архитекторов на создание интерактивной пространственной конструкции под открытым небом.
Памятник кобызу в Караганде, неплохо отражающий классическую форму инструмента (взято с Яндекс-фоток).
А вечно дующие степные ветра обеспечили непрерывную игру необычных скульптурно-музыкальных конструкций.
Сам музей - небольшое здание слева. Справа - административная постройка.
Внутри музейного здания тоже не самая обычная экспозиция - это скорее инсталляция в духе театра-музея Дали. Из динамиков льется тихая мелодия, исполняемая, понятно, на кобызе.
Музейные здания расположены в основании условного пространственного кобыза. От них поднимаемся по инструменту:
Поднимаемся к месту крепления струн. На нем установлен священный барашек. Звучания барашек не производит.
Розовый амфитеатр на первом фото - центральная часть инструмента. Амфитеатр спроектирован таким образом, что человека, говорящего шепотом на самом дне воронки, слышно далеко за пределами конструкции. В столь интересном с точки зрения акустики месте часто дают концерты небольшие ансамбли.
Место верхнего крепления струн. Здесь сооружен небольшой естественный орган.
Орган собирает ветра со всех направлений и направляет их в стальные трубочки. Получается постоянно звучащая мелодия, напоминающая по звучанию кобыз. Особенно хорошо мелодия слышна непосредственно под трубами.
Не-музыкальный участок. Напоминание о мистическом предназначении инструмента.
Кобыз издревле считали инструментом шаманов. Конечно, обрядовые инструменты и выглядели
несколько иначе, и украшались по-особому, и колокольчиков на них было побольше.
Как дань шаманизму-мистицизму, неподалеку от органа построена пирамида желаний. Нужно трижды обойти ее по узкому проходу, протиснуться внутрь и загадать желание (шепотом). Главное, чтобы желание никто не услышал - акустика, опять же, настроена потрясающе.
Сверху кажется, что пройти вокруг пирамиды - просто. На самом деле, один из углов прижат к стенке колодца настолько, что даже не сильно плотного сложения человеку приходится извернуться.
Так что, степная машина желаний - исключительно для людей стройной комплекции.
В целом, музейный комплекс крайне располагает к бродилкам и релаксации. Очень не хочется его покидать. Так и ждешь обнаружить в очередной ямке какой-нибудь скульптурно-музыкальный артефакт.
Видишь суслика? Вот-вот!