«Издали казалось, что подгребаешь ко граду Китежу. Многочисленные маковки церквей и колокольные башни создавали устремлённый вверх средневековый силуэт. Высадившись, однако, мы увидели, что купола сквозят прорехами, колокольни полуразрушены, кресты погнуты и поломаны, а город вымер: остатки булыжной мостовой заросли высоченным чертополохом, безмолвны покосившиеся дома с выбитыми стёклами и пустые дворы, ни кошек, ни собак, ни домашней птицы. Как будто тут чума прошла…», - таким вспоминает Свияжск своего послевоенного детства писатель Василий Аксёнов в одноимённом рассказе. Как выглядит город и остров сегодня, полвека спустя – попробую рассказать здесь.
На своём веку Свияжск видел столько перемен, что сейчас трудно сказать – то ли время прошло по его пыльным улочкам, оставляя неизгладимые следы, то ли остров плывёт сквозь время, меняя свой облик. Вот хотя бы дорога к Свияжску. Ещё не так давно из Казани сюда можно было только приплыть: «Иначе как на лодках в Свияжск было не добраться. Городок помещался на острове в устье Свияги, с одной стороны его омывала свияжская тихая, илистая, несущая цветение мордовских лесов вода, с другой крутая волна Волги-матушки, в те времена ещё столь же крутая, сколь и прозрачная, чистая, без нефтяных пятен и мазутных колобашек», - пишет Аксёнов. А вообще изначально Свияжск не был островом, его современный географический статус – дело рукотворное. После строительства ГЭС город и в самом деле едва не разделил судьбу легендарного Китежа. Тогда были затоплены многие соседние сёла, а Свияжск уцелел, потому что стоял на горе.
В начале 21 века наладили автомобильное сообщение с островом – построили дамбу, по которой мы и добрались сюда из Казани.
Приехать в Казань и не увидеть этот островок в месте слияния Свияги, Щуки и Волги – значит, не узнать самого интересного: не будь Свияжска, история России могла бы сложиться совсем иначе. Всё началось 450 с лишним лет назад. Тогда Иван Грозный основал крепость на вершине горы в устье реки Свияги, откуда совершил последний поход на Казань и взял её. В своё первое путешествие Свияжск отправился ещё до того, как стал точкой на карте: невозможно было построить крепость прямо под носом у врага, поэтому её собрали в угличских лесах. Потом разобрали, пронумеровали каждое бревно, сплавили их вниз по Волге и заново собрали крепость уже на нынешнем месте. Единственное, что осталось от той крепости – деревянная Троицкая церковь. Её внешний вид после реставрации изменился, но внутри по-прежнему древний полумрак, прохлада, низкие деревянные своды, небольшой иконостас. Собственно, отсюда началось распространение православия в Поволжье.
Через несколько лет в Свияжске построили каменные храмы Богородице-Успенского монастыря – Никольскую церковь с колокольней и Успенский собор.
«Здесь раньше-то, в Свияжске, три собора было, два монастыря, малых церквей до десятка, торговля шла немалая перевалом на мари и мордву, русский империализм проводил колониальную политику. Сейчас, конечно, ничего нету, потому что не нужен народу этот остров», - вспоминает один из героев рассказа Аксёнова. В советские годы многие церкви были разрушены, а монастырь стал тюрьмой для заключённых ГУЛАГа. Сейчас храмы восстановлены, но Никольская церковь открыта только для монахов, а в Успенском соборе продолжаются внутренние реставрационные работы, поэтому мы туда не попали. А жаль, потому что в соборе сохранились уникальные фрески. Зато в церковь Константина и Елены, построенную в конце 16 века, пускают всех желающих – здесь работает художественный музей.
А на крутом берегу Волги, прямо напротив Свияжска, сквозь густой лес просвечивают купола и кресты ещё одного монастыря – это Макарьевская пустынь.
Самая новая из сохранившихся свияжских церквей – собор Богородицы, начало 20 века.
Вот и всё, что осталось от острова-града Свияжска. Сейчас это маленькое село: пять-шесть улиц, несколько деревянных и каменных домов, небольшая площадь. Есть ещё ярмарка в народном стиле.
Что касается будущего Свияжска, то Аксёнов описывает его так: «Будущий Свияжск – международная турбаза. С тоской я представил всю эту пакость, жалкие комсомольские дискотеки и «фестивали песен протеста» с юными протестантами, дерзко под гитарку бичующими Пиночета. Да уж лучше прежнее запустение, уж лучше бы постепенно затягивался илом островок в устье малой реки, лучше бы постепенно, десятилетие за десятилетием, тихо оседали бы его фундаменты, осыпался кирпич...» К счастью, эти опасения не сбылись: мне показалось, что к восстановлению Свияжска отнеслись очень бережно, во всяком случае, никакого разгула международного туризма мы не заметили. Длинный путь через века Свияжск прошёл с достоинством, хотя и не без потерь – нет больше ни сказочного средневекового силуэта, ни богатого торгового города. Но и запустения тоже нет – тропа к Свияжску не зарастает, а значит, путешествие продолжается.