Пилотируемый пуск на Байконуре - всегда событие. Под это событие подтягивается существенная масса народа со всего мира - от школьников-победителей олимпиад по астрономии до туристов из очень дальнего зарубежья, заплативших за поездку не одну тысячу евро.
Теперь по опыту могу сказать одно - увидеть пуск однозначно стоит, но платить за это бешеные деньги нет никакого смысла.
Так получилось, что на Байконур мы отправились не совсем привычным способом - на машине. Более типичные для меня передвижения поездами-самолетами отменились по ряду причин.
Полагаю, что больше машиной туда не поеду, но для одного раза маршрут однозначно стоящий.
Путь "туда" пролег через Нижний, Ульяновск,
Самару, Оренбург. "Обратно" уже срезали через Саранск, сэкономили три сотни километров.
Из четырех ночевок в дороге палатку ставили один раз. Остальные ночевки провели методом плацкартной укладки четверых пассажиров в машину.
К сожалению, трассу до города пока не дотянули. Последние три сотни километров до Байконура проходят по не очень удачным ландшафтам.
Счастье как-то быстро закончилось.
Состояние грунтовой дороги отвратительное. Оставшиеся часы едем на временной запаске со скоростью не больше восьмидесяти.
Заливаем водку в стеклоочиститель. В степи холодно, чувствуется приближение арктических ветров.
Водку купили самую дешевую - наслушавшись про взяткоемкость казахских ментов. В итоге не понадобилась.
Местами в степи бушуют пожары. Удивительно, как при такой скорости ветра огонь не приобретает катастрофических масштабов.
На протяжении почти пятисот километров практически не встречаются постройки. Разве что пара модернизированных юрт.
Сегодня юрта с кондиционером - типичное явление в этих местах.
Оазис в степи - Аральск, сильно обветшавший со времен осущения Аральского моря, но по-настоящему среднеазиатский городок. Здесь можно подкрепиться лагманом, мантами и вяленой аральской плотвой, попить неразбавленного чимкентского пива и найти в себе силы завершить трехдневный путь.
Стартовая площадка для пуска комплекс №1, он же «Гагаринский старт». Именно отсюда в 1957 году был запущен первый спутник Земли, ну, и по названию понятно - отсюда стартовала ракета Юрия Гагарина.
Туристы и просто любопытные находятся на космодроме около 4 часов. За три часа до пуска экипаж выходит из ЦУПа на доклад госкомиссии, которую по случаю запуска пилотируемого модуля с сильно модифицированной начинкой на этот раз принимал сам глава Роскосмоса. Затем на протяжении трех часов экипаж проходит процедуру загрузки в пилотируемый модуль, ракета-носитель проходит многократную проверку всех систем, а зрители шатаются по небольшой территории космического городка.
Пуск с утра перенесли на ночь, поэтому едва успели покушать собачку в корейском ресторане - и на космодром.
При подъезде к космодрому создается ощущение, что представителей охраны правопорядка здесь намного больше, нежели специалистов, непосредственно связанных с технической стороной пуска. Тотальное оцепление, каждые несколько сот метров из темноты фары выхватывают очередной пост - а ведь путь от въезда на космодром до площадки занимает почти 15км. Мы летели на джипе через сплошные полосы и постовые отдавали нам честь, принимая за гостей высокого начальства.
Площадка для съемки выхода космонавтов на комиссию имеет крайне неудобное освещение. Мы долго пытались выставить камеры, советовались с присутствующими профессиональными фотографами из прессы - ни у кого не получалось настроить технику таким образом, чтобы снять все этапы прохода. В итоге разделились - одна камера снимала темный выход, вторая доклад под прожекторами, третья - отход в автобус при встречном освещении.
Толпа за оцеплением. Говорят, небольшая - обычно в разы больше. Внутри периметра - только телевидение и пресс-служба Роскосмоса.
Попытка с забора на дистанции получить лица крупным планом через спины прессы и охраны.
Выход. Вместе с докладом занимает с полминуты. Мы аж обалдели от скорости.
Космонавты перед стартом проходят массу не самых приятных процедур, включаю полную очистку организма от остатков пищи. Отсюда крайне измученный вид. Лететь двое суток под сильнейшими перегрузками в узком пилотируемом модуле, не вставая с кресел и практически не шевелясь...
Немного наклоненная поза космонавтов - следствие наличия в скафандре вместительного памперса.
Космонавты сели в автобус и отправились к ракете. А мы пошли осматривать городок.
К наплыву туристов открыли домики Гагарина и Королева, а также музейный комплекс.
Домики Гагарина и Королева. Маленькие, уютные.
Нехитрый быт первого космонавта.
После домиков пошли в музей. Тех из нас, кто согревался телогрейками РКА, пропустили запросто. Нам же пришлось убеждать администрацию в наличии гида - оказывается, музей не прочь снять денежку за вход с представителей неорганизованного туризма.
На площадке перед музеем - Буран. Фактически без начинки - превращен в полностью выставочный экспонат.
В музее - толпы народа. С гидами. без гидов, толпами и по одиночке, с фуршетными бокалами и камерами.
Очередь за вымпелами - магнитиками. А на рынке в городе Байконур все в два раза дешевле.
Макет объектов космодрома. Далеко не всех, как мы убедились на следующий день.
Когда толпы зрителей начали стремительно исчезать из музея, мы поспешили к стартовой площадке.
Зрители размещены за ограждением на расстоянии километра от ракеты. Все переговоры с экипажем и техническими службами транслируют с высокой четкостью через громкоговорители на специальной машине, стоящей на краю зрительской поляны. Final coundown - и поехали!
Едва отъехали стапели - площадка осветилась, из сопла поднялись первые клубы дыма.
За доли секунды клубы пара и дыма заволокли площадку.
Ракета зависла над землей и начала резко набирать высоту. Ослепительный свет и рокот, дрожание земли. Зрители замерли.
Очень ярко, даже страшно за матрицу камеры.
За несколько секунд ракета скрылась за облаками. С земли раздались массовые аплодисменты.
Голос из репродуктора: - "Пять секунд, полет нормальный!".