В один из уикендов наши шведско-русские друзья решили показать нам остров Marstrand – он очень популярен у местных, но я о нём слышала впервые. Пожалуй, этот остров и стал моим самым большим открытием за всю нашу шведскую поездку. 40 минут на машине от Гётеборга, ещё 5 минут на пароме – и мы на месте.
Название острова и одноимённого городка по-шведски произносится «Марштранд», а переводится как «пляж Марса», почему – точно узнать не удалось: то ли из-за суровых пейзажей, то ли потому, что остров не раз оказывался в центре военных действий. Пляж здесь тоже есть, но никакого желания купаться у нас не появилось: штормовой ветер разбивает волны о камни, вырывает из рук мелкие вещи и заставляет укутаться потеплее.
Итак, знакомьтесь – Марштранд: всего 8 квадратных километров земли, полторы тысячи жителей – и более чем 800-летняя история. Марштранд старше Стокгольма на 50 лет, и на протяжении столетий этот клочок суши успел побывать норвежской, датской и шведской территорией: его расположение на берегу пролива Скагеррак считалось очень выгодным. Сначала здесь ловили селёдку – она до сих пор сохранилась на гербе города. Позже, в 17 веке, воевали с датчанами и норвежцами, а в 19 веке объявили Марштранд городом-курортом, каковым он остаётся и по сей день. Вот он, образец шведского шика – виллы для летнего отдыха; говорят, многие из них принадлежат знаменитостям.
Конечно, этим виллам далеко до загородных домов, например, на волжских берегах, зато они прекрасно иллюстрируют труднопереводимое шведское словечко «lagom» - в зависимости от контекста его переводят как «умеренно», «ни много, ни мало» или даже как «не выделяйся, не высовывайся». Такой принцип равенства и социальной справедливости: у шведов не принято хвастаться материальным достатком. Этому не способствует ни протестантская этика, ни пропорциональная система налогообложения, когда с ростом доходов растут и налоги. В общем, виллы не поражают воображение, зато радуют глаз – особенно разные милые мелочи.
Побродив по симпатичным улицам, мы вышли к гранитному зданию в южной части острова. Здесь буквально встречаются прошлое и будущее: в старинных интерьерах бывшего оборонного завода – образцы более чем современного искусства. Своя художественная галерея открылась на Марштранде не так давно, а в тот день здесь работала выставка инсталляций – прямо над входом посетителей встречает вот такой персонаж.
Внутри примерно такие же загадочные экспонаты, что и во дворе.
Ну а главная достопримечательность Марштранда заметна издалека – это военная крепость Карлстен, построенная здесь в 17 веке для обороны острова от датчан.
Военные действия шведы вели с переменным успехом, и Карлстен недолго использовался по прямому назначению, но до сих пор выглядит очень внушительно. Крепость вырастает прямо из скалы и возвышается над островом и морем.
Мы заглянули во внутренний двор – там до сих пор стоят пушки, обошли крепость вокруг и вышли к западной стене.
Отсюда можно долго любоваться морскими видами. Впереди – пролив Скагеррак, другие острова архипелага Гётеборга и где-то там, за горизонтом – Дания.
С разных сторон острова освещение и море очень разное: то холодное, серебристо-серое, как рыбья чешуя, то ярко-синее, совершенно южное.
Оглянувшись на эту улочку, ведущую к морю, на мгновение можно даже забыть, что ты в северной стране – настолько солнечным и тёплым кажется этот уголок Марштранда.
Неспешное путешествие по острову заняло у нас чуть больше четырёх часов, а на другой берег нас провожали первые поселенцы Марштранда – вездесущие чайки.