Знаете, что больше всего удивляло по прилету в мексиканский аэропорт Пуэрто Вайарта? Количество народа. Неимоверное. Спросите, что удивительного - для главного аэропорта самого населенного города на планете? Нет, не улетающих-прилетающих много, а местного люда. Маленьких мексиканцев, которые просто стоят с важным видом и ничего не делают.
Я прилетел в столицу Мексики 18 сентября 2001 года. Аккурат через неделю после террористических актов в Америке, в самый разгар мер безопасности. Летел через штаты (
Майами), там, помнится, эти меры заключались в том, что добавили один час к сроку прибытия в аэропорт до вылета, а так же добавили один стол для досмотра личного багаже. Так вот в
Мексике таких столов я увидел десять(!), за каждым маленький мексиканец целеустремленно перелопачивал содержимое сумок. Это чрезмерное количество народа логически влечет за собой жуткую неразбериху. Версии нахождения представителя транспортного агентства, которое должно было меня вести в гостиницу "Кристал-Роза", были кратны количеству опрашиваемых, и я вконец отчаялся - напрасно, ни одна из версий не являлась верной: этого представителя там просто не было. Наконец, я взял такси, но только после заверения одного работника - одного из тысячи, но на его компетентность я положился, исходя из его форменного реглана - в том, что гостиница, именно "Кристал-Роза", оплатит счет, надо только не забыть его взять у таксиста… Как же, оплатила. Оплатило, правда, агентство, когда я, проявив настойчивость, с ним связался, но лишь половину суммы, да и то - только после того, как я согласился с агентством в лице его директора и всех остальных работников - Карлоса, метиса на минивэне - поехать на экскурсию.
Мехико-сити, как я уже говорил, самый большой город на земле. 24 четыре миллиона, но эта точность этой цифры сомнительна: никто не считает, сколько кампестинос (крестьян) ищет здесь лучшей доли. Из этого населения подавляющее большинство - индейский тип: темные, маленькие, ноги короткие и в большинстве случаев кривые, косоватые глаза, вислые носы. Я еще подумал на улицах Мехико: Видимо, все белые мексиканки, да и мексиканцы, заняты на съемках мыльных опер.
Сам город - большой, на его территории находится самый большой в мире парк в городской черте - Чапультепек, в нем, кроме самых причудливых, какие только могут быть, кактусов, находится самый большой музей истории индейцев Северной Америки. Называется Антропологическим. По Северной Америке - скажу как историк-архивовед - это круче, чем Каирский музей по
Египту или Афинский по Древней
Греции. Потому, как саркофаги самых хитовых фараонов и самые заслуженные Венеры-инвалиды обретаются по луврам и английским музеям, а вот колоссов из
Тулы и даже золотых календарей Майа нет больше нигде. Ни даже на Юкотане. И уж тем паче в вашингтонском музее Естественной Истории, где стоят себе спокойненько куклы индейцев, разукрашенные искусственными перьями, и нет американцам особо дела до цивилизаций, кои расцветали не на их земле. Музей обязательно нужно посетить.
Другая достопримечательность города - площадь Соколо. Третья в мире по величине после пекинской Тянь-Янь-Мынь и нашей, родимой,
Красной Площади. Красная Площадь, то бишь, самая большая на земле - официально замерено. И таким украшениям площадей, как мавзолеи, мексиканцы тоже, кстати, не чужды. Был такой у них генерал - Антонио Лопес де Санта Анна, так вот он был невероятно популярен: сам храбро сражался, да ни с кем-нибудь, а - с грингос, и когда ему в бою оторвало ногу, то она (нога!) после пышной процессии торжественно была захоронена в специально отстроенном мавзолее и выставлена на всеобщее обозрение! К настоящему времени, правда, мавзолей снесли. Быстрее там идет этот процесс… А ведь Мехико-сити больше
Москвы, да и Соколо немногим меньше нашей Краски!
Площадь окружена собором Метрополитен, какими-то правительственными зданиями, и что еще заслуживает внимания - дворец Моктесумы (Templo Mayor), вернее, последнего императора Ацтеков, его руины, которые откопали прямо налево за собором. Заслуживает внимания - не значит, что стоит тратить какие-то деньги - это на фоне того, что сами по себе все исторические места в Мехико-сити бесплатны! - на разрешение писать на камеру. Совершенно нечего снимать: белые стены, фундамент…Музей при Templo Mayor и то более фотогеничен, и съемки там ничего не стоят.
Есть на площади Соколо еще одно развлечение: индейцы в национальных одеждах целый день напролет там пляшут национальные танцы. Это занимательно, но совсем не эстетично - по моему мнению. Мелодия отсутствует, один ритм, который то ускоряется, то замедляется, танец в исполнении женщин напрочь лишен грации. Мужской танец, кстати, который я наблюдал, почему-то содержит больше пластики, и даже, если хотите женственности… Хотя тема танца, вроде, не располагала к тому. Он посвящен Куатемоку, одному из сынов того самого Моктесумы, которого (Куатемока) пытали испанцы, чтобы узнать, где папаша припрятал наследство. Упитанный молодой мексиканец, разряженный в перья, окруженный публикой, совал босую подошву в огонь и ею в конце концов его загасил. При этом он как-то жеманничал, стрелял глазками…
Надо сказать, что самая благочестивая нация Европы хорошо поработала, чтобы внедрить христианские заповеди в дикарский образ жизни. Сейчас Мексика - изумительно христианская страна, где на улице не встретишь ни одной проститутки. Собор Метрополитан, и другой очень известный - Святой Девы Марии Гваделупской - забит битком. Обязательно стоит посетить, даже атеистам. Находится Святая Дева Мария на некоторой дистанции от даун-тауна, но туда, повторюсь, стоит съездить.
Ну и, заканчивая историческую часть - пирамиды. Теотиукан. Там находятся пирамиды Солнца, Луны и Кецалькоатля. В Тулу - этот городок с милым подмосковным названием был столицей грозных тольтеков - съездить можно, но не обязательно. Знаменитые атланты представлены, как я уже сказал, в Антропологическом Музее. Ну а к Теотиукан - непременно. Пирамида Солнца - третья из всех по размеру в мире (имеется в виду надземная часть). Уступает лишь еще одной в Мексике, в Чолуле, и знаменитой Хеопса. В отличие от египетских пирамид, индейские не были захоронениями, а служили для ритуалов, поэтому они не остро конические, а усеченные. На верхушке шло действо, а стороны пирамиды были сориентированы удивительно зоркими древними астрономами, чтобы соответствовать каким-то положениям светил. Действия, насколько я понимаю в древне индейской истории, не отличались разнообразием. Жертвам, приносимым богам, отрубали голову или же вырывали из груди сердце. В виде исключения в угоду отдельным привередливым богам могла утопить или сжечь живьем.
Это дело индейцы очень любили. В неких индейских источниках ученые нашли записи, цифры, в которые отказываются поверить. С этой пирамиды (ну, или не с этой), согласно цифири, было по какому-то большому событию сброшено такое количество обезглавленных и обессердеченных, что ученые чешут репы: невероятно, технически невозможно. Представим: пирамида, равная хеопсовой, целый день по склонам поднимаются несчетные поголовья (слово очень к месту) убойного скота и целыми лавинами летят вниз - и все равно невозможно, цифра преувеличена. Это до какой же степени надо быть кровожадным!
Ну и, уезжая из Теотиукана, оборачиваясь к этим безголовым пирамидам припомню, что все фрески и барельефы, на которых изображены сцены, группы - это или войны, или жертвоприношения. Ни одного другого сюжета! Историк должен быть беспристрастным, но ни одной хорошей мысли эта культура не рождает у меня в голове. Омерзение, и еще раз омерзение, чувствую к этой грубой, жестокой и бессмысленной цивилизации!
Но… пора подумать о дне теперешнем, о проблемах насущных…Здесь так же, как и на улицах
Лас-Вегаса, вернее, на единственной его улице, кучкуются носатые латины и норовят впихнуть прохожему бумажку. Вошел в один. Как оказалось, во время strip-tease не снимается ни одной детали туалета! Сверху на танцовщице была серая футболка, ниже - трико, которое заправлялось в белые туфли на сплошном каблуке, похожие на кроссовки.
Что ж, пора идти… Хулен (бармен) понимал по-английски: это выяснилось, когда он принес счет. Вернее, просто листок бумаги, на котором были цифры. Только цифры - где-то за триста. Местными песетами, мелькнула мысль. "А сколько будет в долларах?" - "Это в долларах". - Мрачно ответил мачо. "В американских долларах?! Это мы так повеселились?…"У меня всего оставалось около трех сот - больше не взял. Дал Хулену. К нему подошли еще двое в красных фраках, у одного в руках светил фонарик, который в темноте бара освещал деньги. "Здесь не достает до трехсот долларов, - по окончании подсчетов невесело произнес Хулен, - Посмотрите в карманах…"
Я послушно полез. (Совет! Никогда в заведениях такого рода не делайте то, что вам говорят. Здесь надувают, это их суть! Если чего говорят, то значит, с целью надуть. Я смешался, мне было неловко, что у меня не хватает денег - а это зря, зря, ни в коем случае не давать им инициативы!) "Вы мне дали сто с лишним долларов. Одна бумажка в сто и мелкие…- сказал тем временем Хулен. Луч фонаря высвечивал его мосластые грабли, в которых скорчился несчастный президент. Двое других осуждающе посмотрели на меня. "Там было две сотни" - "Смотрите, мистер, одна сотня." - " Я сейчас позову полицию…"(а вот это действует, даже с учетом того, что полиция ими куплена. Само слово их пугает на генном уровне. Они по априори полицию боятся, а я - как честный, хоть и лопоухий фраер - нет) "Хорошо, мистер. Здесь все равно не хватает…" - "Давай мне деньги назад. Я расплачусь кредитной карточкой" - роковая ошибка.
Я решил проверить карточку в ближайшем банкомате. Набрал код, ткнул пальцем в окошко "Показать баланс". Банкомат показал остаток, в два раза больший, чем был до того - в пять раз. Дело в том, что местные песеты они обозначают тем же знаком, что и весь мир - обычный доллар. Только "S" перечеркнута одной линией, вместо двух. Справка: американский доллар произошел от испанского колониального доллара - талера. То есть, сразу не отличишь. Показалась надпись "Хотите еще какую-нибудь операцию?" Я еще не понимал, еще тормозил, и мне, безусловно, "хотелось еще какую-нибудь операцию", которая, как волшебный горшочек, увеличивает башли в пять раз. Та же сумма, и я догадался, что это - песеты. Дело в том, что американский доллар, с двумя лычками, по валютному званию в десять раз старше песеты, хоть и моложе по возрасту. Пять тысяч песет - по курсу один к десяти - это будет пятьсот долларов, а было - тысяча. Меня, короче, нагрели на пятихатку. Никогда, друзья мои, не давайте карточки в таких местах, да и вообще в Мексике, где бы то ни было. Просто у них там. Подписались за меня, скорее всего, не похоже, а я, получается, мило позабавился с двумя красотками за пятьсот грина, да еще триста - короче, дело к косарю. На следующее утро я пошел делать заявление в полицию. Не ради эфемерной справедливости, а чтобы получить хоть какую-то бумажку для дальнейшего расследования в банке-эмитенте карты: я лелеял надежду получить деньги обратно.
Я запланировал на тот день посмотреть еще плавающие сады Шочимилко и дом-музей Троцкого - этот день у меня последний (вылет - ночью), но раз такое дело…В полиции меня переправили в Бюро Оказания Помощи Иностранцам - это они специально создали такое учреждение, чтобы отшивать назойливых чужеземных лохов. Хорошо хоть, оно находилось неподалеку от гостиницы, да и от стрип-бара.
В отделении меня встретил колоритный мужчина с сигарой. "Я инспектор Родригес… Чем Вам могу помочь?" - "Меня ограбили. Пятьсот долларов с кредитной карточки. Да еще триста за пару дринков - тоже, знаете, жульничество" - " Когда?" - "Вчера" - "Во сколько?" - "М-мм…Именно в тот момент я не смотрел на часы…Где-то между двумя и тремя ночи." - "Где?" - " В…ночном клубе. Я даже запомнил адрес…" - "Кто ограбил?" - " Конкретно - один тип, по имени Хулен" - " Как он выглядел?" - "Маленький и приземистый, в красном фраке. Похож на клоуна." - " На клоунов, мистер, похожи те, кто приходит сюда с желобами. Он был лысый, с усами?" - " Не лысый…С усами, как все." - " Цветом волос - блондин, шатен, брюнет?" - "Брюнет…кто же еще?" - "Больше ничего особенно в нем не разглядели?" - "Вроде ничего…Темно было, да и не затем я пошел в стрип-бар, чтобы разглядывать барменов…" - "Хорошо. Как это происходило?" - "Что, стриптиз? А, ограбление…" Там били еще интересные вопросы, наподобие «С какой целью Вы пошли в ночной клуб?». Вся эта милая беседа длилась больше часа.
Потом инспектор Родригес отрядил со мной для рекогносцировки местности двух…как это сказать - агентов…Два низеньких мексиканца в китайских пуховиках, как трамвай, шли по обе стороны от меня. Шли пешком, но я не удивлюсь, если и полиция у них по вызову отправляется пешкодралом. Пару часов (не меньше!) заняло выяснение реального адреса у этого дома. Табличек на фасаде не было, мужичок, что там тусовался, сначала назвал один адрес, потом выяснилось, что соврал. И это представителям государственных органов при исполнении! Да бог с ним…Такие представители…Все это прерывалось всяческими побочными эпизодами, например один из агентов оказался ценителем живописи и минут двадцать разговаривал с расставившим портреты рядом дядькой творческого вида о высоком, зачем-то для завязки знакомства предъявив тому официальную бляху. И, понятное дело, никуда не успел, и вообще все проклял, пока наконец не получил нужную бумагу.
Да, хоть турист и должен чувствовать себя защищенным и не бояться полиции, но обращаться ему в полицию не следует. У местной полиции хватает своих граждан, чтобы заниматься domestic вопросами: кражами, поножовщиной, превышением допустимый обороны приносимым в жертву… По каждому делу есть местные потерпевшие, которые будут ходить и нудить: как идет дело?…А турист - что турист? Улетит, и больше его не видели. И никакой благодарности. Кроме того, запись в протоколе, полицейских учреждениях совсем не нужна! Я, например, до сих пор не могу получить мексиканскую визу. Не то, чтобы отказывают, но очень долго не дают разрешения. Может быть, проверяют, и даже лучше, если скрупулезно проверяют: вполне явно вижу картину, что звонит человек из посольства кому-то: в полицейских файлах есть? Есть. Все, аста ла виста!
И деньги я так и не отсудил. Слип за моей подписью в компетентных инстанциях признали аутентичным. Талантливыми оказались те, кому выпала честь подхватить кисть, выпавшую из рук великого Риберы!
Короче, дурацкая получилась поездка. Но и прикольная.