Знакомство с ним вышло несерьезное, детское немного.
Один прекрасный солнечный день был полностью посвящен кельнскому зоопарку. Другой, не менее солнечный и прекрасный — парку Фантазии и аттракционов.
Был, конечно, день, выделенный специально для знакомства с городом, его архитектурой и достопримечательностями. Вот тут-то нам и не повезло. Погода по-настоящему не задалась, и от предвкушаемого осмотра достался нам всего "кусочек".
Правда, сладкий кусочек, а потому и вспоминаю с удовольствием.
С утра еще была надежда, что дождик поутихнет, и "пересидеть" его мы отправились прямиком в музей Шоколада. Из сладких приключений была шоколадка при входе, вафли в горячем шоколаде возле знаменитого золотого дерева, и, наконец кафе, где пирожные запивались, опять же горячим шоколадом. После этих похождений не то что горькая пилюля ненастного дня оказалась подслащенной, а вообще возникла угроза, что все "слипнется" — нужно было срочно двигаться, не взирая на дождь.
Прямо напротив музея находятся две остановки: автобусная, где останавливаются городские автобусы и "Сити-тур", а чуть в стороне — остановка туристического паровозика, который называется "шоколадный экспресс". Он курсирует между музеем шоколада и Кельнским Собором, причем довольно часто, примерно каждые 15 минут.
При других погодных условиях я бы, конечно, предпочла до самого вечера объезжать весь город на "Сити-тур", не пропуская ни одной туристической достопримечательности. Но под проливным дождем мне еле удалось уговорить своих посмотреть хотя бы Собор, и мы уселись в "шоколадный экспресс".
Недолгая поездка к вершине Соборного холма — и вот уже мы замираем перед готическим чудом.
Здесь нет важных горизонтальных линий – всё вертикально, здесь нет и характерного для готических зданий круглого окна-розетки между шпилями — ничто не отвлекает от величественных вертикальных линий.
Трудно поверить, что столь колоссальное сооружение было заложено в раннем средневековье!
Собор строился более 600 лет! С 1248-го по 1880-й год продолжалось его строительство, да и по сей день собор не перестают строить и достраивать.
Есть по этому поводу даже такая легенда:
Герхард, архитектор Кельнского собора, был не в силах выполнить чертежи будущего собора и пригласил на помощь дьявола. Тот потребовал, как водится в обмен на свои услуги, душу архитектора. Уговор должен был свершиться на заре с первыми криками петухов. Но жена архитектора подслушала беседу и решила пожертвовать собой, чтобы спасти мужа.
Рано утром она прокукарекала вместо петуха, и явившийся дьявол передал ей заветные чертежи, забрав ее душу. Когда же он понял, что обманут, то сказал, что строительству никогда не быть завершенным, а город Кельн будет стоять и процветать лишь до тех пор, пока будет строиться Кельнский собор.
Ну, а те, кто не верит в дьявола, может разделить мнение ЮНЕСКО, в списках которой Кельнский Собор обозначен, как "исключительная работа творчества человеческого гения".
Человеческий ли был гений, или, как утверждает легенда, дьявольский, но верно одно — темный готический силуэт собора впечатляет с первого взгляда и навсегда.
Несомненно, счастливым фактом является то, что собор почти не пострадал во время бомбежек Второй мировой, хотя районы вокруг были разрушены. По негласному соглашению авиации союзников собор служил маяком, от которого отмечали другие стратегически важные объекты для бомбардировок.
Выходя из собора, мы снова инстинктивно подняли лица к небу, пронзенному двумя высокими, величественными шпилями.
И тут я заметила, что на нас не падают больше капли дождя. Это был мой шанс уговорить мужа с дочкой погулять еще немного. Пообещав развлекать их занятными "кельнскими" историями, я первым делом разыскала Heinzelmännchenbrunnen — фонтан гномов.
Скульптурную композицию, которая его украшает, я уже не раз видела виртуально, как не раз успела прочесть историю о трудолюбивых гномиках :
В давние-стародавние времена жили люди в Кельне — не тужили, работой не перенапрягались, ибо обитали тогда почти в каждом подвале гномики — тайные помощники, делавшие ночью всю работу вместо горожан.
Жил тогда в Кельне некий портной. Жил, надо сказать, не бедно. И вот заметила как-то его благоверная удивительную штуку. Вечером брал он заготовки и спускался в подвал. А наутро те превращались в готовое платье.
Жена портного от любопытства изводилась, не раз спускалась ночью в подвал и пыталась "застукать" мужниных помощников, но те всегда успевали скрыться. Тогда, однажды рассыпала она еще с вечера на ступеньках подвала горох, а ночью снова отправилась на разведку.
Гномики как всегда, бросились наутек, но попадали на лестнице, набили себе шишек и синяков. И ужасно обиделись.
Так сильно, что решили раз и навсегда покинуть Кельн, а жителям города с тех пор самим приходится работать в полную силу.
— Пойдемте, я покажу вам еще кое-что интересное...
Мне удалось настолько заговорить зубы своему семейству, что они безропотно двинулись за мной, хотя дождь, сделавший перерыв всего минут на 10, снова заморосил.
Тут, словно в опровержение тому, что гномы покинули Кельн, нам встретилась забавная компания.
Не знаю, как они зарабатывают свой хлеб в хорошую погоду, но сейчас живые статуи сидели, укрываясь от дождя под карнизом, и выставив блюдечко посреди улицы. Каждую монетку, брошенную туристами в это блюдце, "гномы" приветствовали разноголосым хохотом.
Впереди уже маячила башня кельнской ратуши, и я непременно хотела увидеть знаменитое ренессансное крыльцо, пристроенное к ратуше в 16 веке.
Здесь на портике изображен поединок человека со львом и по этому поводу существует очередная Кельнская небылица.
Первоначально Кельн был во власти духовников, и в ратуше заседал графский и епископский суд. Через некоторое время параллельно с ним образовалось собрание свободных горожан, независимых от архиепископа. Противостояние светской и духовной власти было очень сильно. В наследство от этой враждебности нам осталась история о том, как к архиепископу был приглашен на встречу бюргермайстер Кельна. Бюргермайстера якобы повели смотреть на льва, и обманом втолкнули в клетку. Бюргермайстер не растерялся, скинул плащ, и заткнул им пасть животного, а затем выхватил меч и прикончил льва.
Правда, нет ли, только этим не ограничивается — ратуша просто памятник неприязни к епископам.
Среди сотни фигур людей, украшающих башню ратуши, есть примеры "скрытого издевательства".
Я же из-за дождя засняла только общий план, не приближая фигуры детально.
Здесь же, рядом с Ратушной площадью, на площади Старого рынка стоит фонтан-памятник полководцу Яну фон Верту.
Стоя под проливным уже дождем, мы прячемся под зонтик, и я рассказываю последнюю на сегодня байку о юном батраке Яне, отвергнутом девушкой Гритой. И о последующей их встрече через много лет на этой самой площади: он — полководец, она — простая рыночная торговка...
И, как ни жаль расставаться с Кельном, дождь не оставляет нам шансов продолжать прогулку.
Мы уезжаем, и я фотографирую из машины, сквозь струи дождя плывущие в сером небе кабинки канатной дороги и размытый силуэт города на берегу Рейна.
Оглядываюсь снова и снова, прощаюсь без грусти.
Кельн мне понравился!