В этом посте я подвожу итоги недельного путешествия на яхте, а еще будет немного фоток
Генуи, куда мы вернулись. Если коротко, то яхта - это интересно, и виды на городки с моря - прекрасны, но занятия в длинных переходах я все-таки не нашел. Наверное, я слишком деятелен и поэтому мне становится скучновато. А так - можно загорать, аккуратно следя за тем, чтоб не обгореть. Можно погрузиться в созерцание пробегающих пейзажей и моря, и мне это ближе всего. Можно просто спать или читать. Еще можно учиться управлять яхтой, помогать шкиперу, но как-то оно - не мое.
Наша яхта была довольно просторна, 4 2-местных каюты и кают-компания с кухней, на фото выше. Стол в кают-компании можно опустить, и тогда получается еще одна 2-местная кровать. Каюты - на следующей паре фоток. Носовая - самая большая и высокая, с большой кроватью, где поместится больше, чем двое. Через люк над кроватью можно сразу вылезти на нос яхты, где хорошо загорать.
А на корме - пара кают со сложным потолком, у входа - он высокий, для полного роста, а потом - понижается. Но спать - удобно. Правда, рядом - двигатель, и если спать когда яхта идет - то шум довольно сильный.
Еще одна каюта - с двухярусной кроватью, как в поезде (фото нет). Еще на яхте три санузла - совмещенный унитаз, раковина и душевая кабина. Довольно тесные. Интересно, что воду из раковины и после душа откачивает помпа, а вот унитаз надо было откачивать ручной помпой. Может, чтобы не засорялось, а может чтобы работало, даже когда энергии почему-то нет. 220 вольт есть только на остановках в порту (но это - на нашей яхте, говорят бывают с инверторами, но дальше вопрос емкости аккумуляторов или мощности генератора).
Да, напоминаю, фото яхты снаружи, чтобы представлять модель. Но такого типа яхт много, они различаются размерами и внутренняя компоновка при этом разная. У нас была
Malena, тип Oceanis 473.
А это. отдельно, ее паруса :)
И на корме виден тент. Это - очень важная деталь конструкции, она позволяет при сильном солнце сидеть на открытом воздухе.
Хотя яхта - парусная, шли мы почти все время на двигателе, так как ветер был встречный или штиль. Это капризы погоды, хотя в целом она была замечательная, только полдня было бурное море после грозы утром. И, если бы был интерес, то, наверное, можно было бы идти галсами под парусом. Только при этом качает сильнее, и время - дольше, а у нас не все из нашей компании хорошо переносили путешествие (хотя на меня лично качка не действовала). В первый переход вообще было тяжело, потом "прикачались". Но сразу перед переходами и во время их - не ели. В общем-то первый день прошел бы легче, если бы сразу после выхода не решили пообедать пиццей... Да, качает не только во время переходов, покачивало и на стоянках в большинстве портов, хотя спать это не мешало. Еще бывает, что скрипят веревки, которыми яхта пришвартована. В некоторых случаях место скрипа удавалось локализовать и скрип устранить, подложив кухонную тряпку.
Обошлось недельное путешествие в 3500 евро за яхту (3900 минус скидка за раннее бронирование, в январе), плюс 260 уборка, белье и аренда мотора для лодки на неделю, плюс 1050 шкиперу, плюс 360 стоянки в маринах (в среднем по 60), плюс 200 топливо, итого 5400. Что на 5 человек на неделю - многовато. Но мы были в высокий сезон, когда яхта по ценнику самая дорогая, в мае или сентябре она стоит меньше (2600-2900), и в принципе нам было достаточно меньшей яхты, 8-местной, а это от 2500 в августе или 1700-1900 мае-сентябре. Так что 1500-2000 можно было бы сэкономить, поехав в сентябре. И это уже получается сравнимо с другими видами отдыха. Да, если будете прикидывать яхту для своей компании - учтите, что еще должно быть место для шкипера. И надо не забыть, что еще вносишь страховой депозит, который представляет собой франшизу по страховке яхты (включая гражданскую ответственность, наверное). Сумма зависит от яхты, у нас было 2500.
Еда в стоимость не входит, но если готовить на яхте, то это вообще копейки, а если в ресторанах на берегу - то это уже от вашего вкуса зависит. Мы завтракали на яхте, а ужин был по-разному. При желании можно нанять отдельного человека, чтобы он готовил. И еда для шкипера тоже формально на вас, а практически - мы его звали к столу, когда ели на яхте, а он себе и нам варил вкусный кофе. Посуда для готовки на яхте есть, плита - газовая с духовкой, и установлена так, что в умеренную качку тоже можно готовить.
Еще что важно. У парусной яхты осадка большая, ей нужна глубина не меньше 3 метров - там в подводной части киль, который не дает яхте переворачиваться. Поэтому она может войти далеко не во все порты. То же касается пляжей. Так что вариант "пристанем, где хотим" - не проходит. В этом смысле моторная яхта - более мобильна. Но можно вставать на якорь и переправляться на лодке, на яхте есть надувная лодка с мотором и веслами. Мы один раз пробовали. В общем, это - приключение и не быстро - сначала лодку спускаешь, ставишь мотор, потом переправляешься за пару рейсов. Купаешься, потом обратно в том же порядке: пара рейсов, снять мотор, поднять лодку. Ну а с яхты можно купаться почти где угодно, во всяком случае шкипер, когда ему говорили, отвечал, что "конечно, хорошее место - вон там".
Что касается управления яхтой. В открытом море в спокойных условиях проблем нет - крутишь штурвал, она куда надо поворачивает. А если идет на двигателе - есть автопилот. А вот парковка в портах - это тяжело. Потому что места мало, инерционность - большая, и она тут чувствуется. Так что далеко не всегда получалось с первого раза. И шкиперу была нужна наша помощь, правда небольшая.
Пожалуй, на этом про яхту все. Впечатления я получил, понял, что это такое - отдых на яхте. Пойду ли еще - не знаю. Вдоль побережья, как в этот раз - вряд ли, потому что переезжать на поезде или машине - гораздо практичнее и быстрее, с воды это можно посмотреть, наняв на полчаса-час лодку, или в близкие городки на ней съездив. А наслаждаться созерцанием моря я не научился. С другой стороны, есть места, где яхта - единственный способ путешествия. Собственно, первоначальная мысль была про плаванье по мелким островкам Эгейского моря. И там этом может быть интересно. Только надо было попробовать и развеять опасения на тему морской болезни, и в путешествии по островам это не очень удобно, а тут - всегда есть "план-Б" - тот, у кого она-таки есть - высаживается и перемещается по тем же стоянкам по суше. Ну и теперь каждый из нас уровень реакции на качку представляет. В целом мы - не морские люди, но спокойное море - переносим нормально. Так что - все возможно.
Если у кого возникли вопросы - спрашивайте, я отвечу.
А теперь - фото последнего перехода из Chiavari до Генуи и немного Генуи.
Это - Портофино. Мы его проходили, и были в нем, но я все равно не мог удержаться от снимка :) Он - прекрасен.
San Fruttuoso. Я обязательно хочу туда добраться.
Ближе к Генуе шкипер сказал, что впереди яхта, у которой сломался мотор, и ее надо взять на буксир до Генуи. В общем, ничего страшного. Но - та яхта была без тента, и те, кто на ней шел - размотали носовой парус, чтобы соорудить из него тень.
Показались пригороды Генуи.
На одной из вершин - целый лес антенн
На берегах реки стоит пара замков.
Издалека было полное впечатление, что плывет скоростная подводная лодка :) На фотке видно, что это не так.
Здание у подножия крана похоже на колесо для гигантской белки :)
Яхта на берегу - ремонтируется?
Входим в порт. За нами идет большой корабль. Оказывается, он расписан мультяшными персонажами.
А эти корабли - в порту.
Гигантский контейнеровоз под погрузкой.
Военные корабли тоже присутствуют.
Вообще корабли в порту - самые разные.
Пристали. Вот и закончилось наше путешествие на яхте.
Идем гулять по вечерней Генуе. Мы в ней были три дня до путешествия, посты об этом я делал раньше. И если бы я знал, что последняя ночевка будет именно в Генуе, то, вероятно, мы бы сразу и уехали дальше. С другой стороны - я не жалею, прогулка была хороша, а на следующее утро мы зашли в биосферу - после аквариума у нас не хватило на нее сил.
Захожу в скромную снаружи церковь в старом городе, судя по всему, это была Chiesa San Siro - и оказываюсь в гигантском роскошном соборе. На фото - только фрагменты.
идем дальше. улицы и гербы.
Ужинаем в Bar Berto. На меню написано, что он работает здесь с начала 20 века, и судя по всему, здание с тех пор и не ремонтировали - чтоб никто не сомневался.
На той же площади - новое здание, как из детских кубиков и такое же неровное.
Гуляем дальше.
На набережной в порту - столб, украшенный цветами. Зачем?
На следующее утро завтракаем и покидаем яхту. До поезда еще есть пара часов, и приходит идея сходить в Биосферу - в ней мы видели снаружи красивых красных птиц, но сил посмотреть - не хватило.
В общем-то мы не зря тогда не пошли. После большого аквариума впечатление было бы смазанным. Потому что биосфера - она снаружи большая, чтоб растения и птицы вольготно жили. А люди - они проходят среди этого по небольшой дорожке и могут высматривать птиц в ветвях.
К счастью, началось кормление птиц, и они слетелись в низкую кормушку, позируя во всей красе.
Вот и все. Идем забрать вещи. По пути - встречаем интересную деревянную лодку и пирата.
На вокзале. Ждем поезд во
Флоренцию, о которой будет в следующих постах.