Вообще-то на третий день во
Флоренции мы планировали немного погулять и уехать в Виареджио, к морю. Но обломы с музеями первых двух дней сделали этот день очень насыщенным - собор, капелла Медичи, музей флорентийского дома (Casa Fiorentina Antica) в Palazzo Davanzati, блошиный рынок... И вот что я вам скажу. Не стойте в очередях в собор, он того не стоит. Посмотрите лучше другие места - увидите больше интересного. К сожалению, я осознал это поздновато, да и денег за билеты было жалко.
Утро началось с того, что заглянув на блошиный рынок, по-прежнему закрытый (10 утра), мы попробовали попасть в собор. И обнаружили там жуткую очередь на вход в сам собор и еще более жуткую на купола. При этом единый билет уже был куплен накануне, когда лазали на колокольню - и наплевать на это было жалко. Надо, правда, отметить, что очередь в собор, не смотря на длину, двигалась быстро, при чем не равномерно, потому что она приостанавливается на проход групп, а дальше снова идет бодро, и минут за 20 мы туда попали. Но, помимо купола, собор внутри - практически пустой и не заслуживает такой очереди, особенно на фоне других прекрасных флорентийских церквей. В билет входит еще крипта. Но там - просто раскопки старых помещений под собором, ничего особенно интересного.
Улицы города.
Пока стояли в очереди в собор мимо прошло какое-то шествие, на этот раз более военной тематики, были штандарты с орденами. Но и средневековые одежды тоже. Интересно, во Флоренции шествия каждый день?
Немного фоток из собора.
Купол.
Ежи меж звезд на гербе на надгробной доске.
А здесь - грустный олень. Может, символический портрет?
Старинный крест.
А это чей-то святой череп. На табличке скромно указано, что "реликварий такого-то века".
После собора - идем в батистерий. Там тоже образовалась очередь, но небольшая, минут 15.
Потом решили-таки глянуть - вдруг открылся блошиный рынок на piazza Dei Ciompi. Потому что в витринах закрытых лавочек было очень много интересного. И - она-таки оказался открыт, хотя уже закрывался. Кстати, мы нашли-таки табличку с расписанием. С 10:30 до 12:30 кроме дней церковных служб, при этом к 12 уже большая часть закрыта или стремительно закрывалась. Но в пару самых интересных магазинчиков мы попали. Один мне был памятен еще по прошлой поездке, когда я купил чудную фарфоровую статуэтку. А теперь там была такая рыба и много чего еще.
Удовлетворенные - идем дальше по улицам.
Магазинчик деревянных игрушек.
Идем в музей флорентинского дома (Casa Fiorentina Antica) в Palazzo Davanzati. Я его помнил по прошлой поездке, там - замечательные старинные кружева. А женщины нашей семьи - интересуются.
Кружева и вышивки там собраны в двух комнатах в громадных шкафах, из которых выдвигается множество ящиков. Так и смотришь. Старинные кружева - бесподобны и очень тонкие.
А в целом в музее на втором этаже создана обстановка старинного флорентийского дома. Есть еще третий этаж, но туда - только с экскурсоводом 3 визита в день - в 10, 11 и 12.
Идем дальше.
Рядом с кожаным рынком есть площадь с уютными кафешками. В одной мы ужинали накануне по вполне приемлемым ценам. Но там все места оказываются занятыми, садимся в следующей. Тоже хорошо и вкусно. А еще - в ней совершенно сюрное оформление туалета, смешение всех стилей. Вместо раковины - ржавые бочки, при этом старинная люстра и потолок с фресками. Куча голов манекенов. В общим, смотрите сами.
Эти фигурки - вместо М и Ж.
И, кстати, столовые приборы там тоже хорошо оформлены.
Потом идем в капеллу Медичи. Очереди - никакой, народа - мало. А экспонаты - замечательные, не говоря уж о надгробиях Микеланджело. Череп на первой фотке, кстати тоже оттуда. Не подписан.
Каменные мозаики.
Наконец, добираемся до надгробий (для осмотра объединено три зала, сами надгробия - в последнем). Интересно, что далеко не все закончены до конца, отдельные фрагменты, ноги - уходят в камень, не до резаны, в то время как другие сделаны очень тщательно и филигранно.
Это - отдельные фигуры. Известно, что Микеланджело планировал очень большое количество скульптур, и об этом был договор. Но папа, на которого он тоже тогда работал, счел, что его заказы - важнее. Так что работа осталась незавершенной.
После капеллы - заходим в церковь святого Лаврентия, к которой капелла, собственно, пристроена с задней стороны. Церковь - громадная. В прошлый приезд я еще в одном из приделов обнаружил замечательный ухмыляющийся скелет в красном стеклянном гробу, но в этот раз его не нашел. Возможно, нужный придел был просто закрыт.
По пути в отель за вещами - прошли снова мимо собора, посмотрели очередь на Купола. Она по-прежнему ужасна. А вот очереди в собор и батистерий - рассосались. Так что желание пойти утром, скорее, наша ошибка. А вот с очередью на купола ошибка организаторов - в продаже только комплексного билета в несколько мест, каждое из которых обладает своей пропускной способностью. Если бы билеты были отдельные, то большинство бы выбрало только один подъем. Возможно, вне сезона комплексный билет можно и продавать, это оправдано, но в сезон - это ошибка. И еще. Комплексный билет можно купить в отдельной кассе, где нет никого народа, а можно - непосредственно перед входом. И это тоже создает дополнительную очередь.
В общем, мой совет. Будете во Флоренции у собора - смотрите очередь на купола, потому что там не только осмотр Флоренции с высоты, но и осмотр купола вблизи (я там был в прошлый приезд). И уж решайте, стоит ли туда стоять, или стоит потратить время на другие достопримечательности, которыми Флоренция очень богата. Еще есть читерство - Firenze card, она на купола и в собор (но не на колокольню) дает приоритетный проход - и из обладателей этих карт формируют отдельную очередь. Я об этом не вспомнил во время. Но вообще в прошлый приезд с собором никаких проблем не было (в мае), только Уфиццы и галерея Академии требовали предварительной покупки из-за очередей.
А так город - замечательный. За три дня мы посмотрели очень мало. В прошлый раз я тоже был 3-4 дня, но один. А тут - с семьей, которые раньше не были. Поэтому программы сильно пересекались. Но в галерее Академии и музее машин Леонардо я в прошлый раз не был. И, по-любому, город мне - нравится, так что я туда точно вернусь не один раз.