В
Пизу мы ездили на один день из Виареджио. Я, к сожалению, забыл совет, данный мне давно одним гидом: приезжаете в Пизу - сразу на соборную площадь, берете билеты в башню на удобное время, потому что она - по сеансам, и за время ожидания - смотрите город. Поэтому мы чуть не остались без билетов в пизанскую башню, они достались на поздний вечер. Зато дольше погуляли по Пизе - в ней есть не только комплекс соборной площади, но и множество прекрасных церквей, музеи тоже. К сожалению, дурацкая сиеста, столь распространенная в
Италии привела к тому, смотрели мы все это снаружи, а не изнутри. А соборная площадь - та работает без сиесты.
Стены старого города, они сохранились в Пизе. На первом снимке - снаружи, а на втором - уже изнутри.
Церковь San Paolo a ripa d'Arno. Самая старая церковь Пизы, 11 век. Называется "старый собор, хотя нынешний собор тоже восходит к 11 веку, так что здесь непонятки. С другой стороны, нынешний вариант собора - это 16 век, "восстановлен после пожара", так что, возможно, речь идет о самом старом сохранившемся здании. Отдельно стоит маленькая церковь св. Агаты, тоже очень старая.
Она же со стороны фасада, который пристроили позднее - был период. когда всем старым церквям пристраивали фасады по новой моде.
Мячик закинули прямо в розетку. Случайно или нарочно?
Колонны наверху фасада - разные. Интересно, почему?
Выходим на набережную. Церковь - почти на границе города, видны укрепления.
Бенедиктинский монастырь
Chiesa Santa Maria della Spina построена на самой реке, у моста, хотя и не вплотную, на некотором расстоянии. Зачем?
Взгляд на набережную.
Выход на мост сторожит лев.
Арно.
Вид на церковь с другого берега.
Пытаемся зайти в музей palazzo Reale. Облом, пускают только группами, три сеанса за день - 10, 11, 12. Все. Пара снимков от входа.
Идем по старинным улицам. Вокруг - университетские корпуса.
Часть штукатурки вскрыто, чтобы показать старую конструкцию здания - и более поздние окна.
Главная площадь города.
В Пизе тоже есть котики.
Наконец, дошли до соборного комплекса.
Берем билеты на башню и остальные места. Туда пускают группами чуть меньше 40 человек каждые 15 минут, и есть места только с 18:45 (последний вход - 19:30). Можно было купить билет заранее через инет, но я не догадался. А билетов два - отдельно на башню за 18 евро, и комплексный во все остальное за 12. Вернее, в остальные места можно покупать отдельные билеты по 5 евро каждый, можно в два любых места за 8 или в три за 12, как купили мы. Собор входит в оба билета. Во
Флоренции бы так...
Идем смотреть комплекс. Это - вид на батистерий.
Начинаем с монументального средневекового кладбища. Что интересно - на нем до сих пор хоронят, есть свежие плиты. А по стенам - старые фрески и саркофаги, так что получается гибрид кладбища и музея.
Есть замечательные скульптурные надгробия, очень выразительные.
И - не менее выразительные старые плиты.
Внутренний дворик здания.
На этом саркофаге - гибрид кентавра с морским змеем или морской кентавр: вместо задней части - хвост.
А еще в отдельном зале - фотки собора после войны. Он был разрушен, сейчас восстановлен. Но скульптурный фасад собора - не сохранился, увы. Выходим.
Идем в батистерий. Там почти пусто, только роскошная кафедра.
Лестница на галерею.
Обнаруживаем очередь. Все окошки забраны частой сеткой, но в одном месте прорезана небольшое отверстие, к которому стоят люди с фотоаппаратами - отсюда хороший вид на собор. Спрашивается - зачем такая сетка? Или без нее какие-то мелкие птицы норовят залететь внутрь?
Вот тот самый вид на собор.
Выходим. Уже проголодались, идем обедать в кафешку рядом.
Возвращаемся назад. Перед собором - очередь, так что сначала идем в музей. Можно было не ходить, там преимущественно выставка каких-то современных скульптур, преимущественно дурацких. И старые фрески, только менее сохранившиеся, чем на кладбище.
Выходим и идем к собору. Он - прекрасен.
Кафедра.
Льва держат за хвост. Он мертвый, или его просто переносят?
В боковом пределе - покровитель Пизы, San Ranieri. Жил в 12 веке, эта урна с мощами установлена в 17 веке.
Выходим на улицу. Решаем пройтись вдоль стен города снаружи. Для начала попадаем к сувенирным палаткам, потому что этот выход с соборной площади ведет к автостоянке с туристическими автобусами.
Но за углом стены уже становится пустынно.
Неожиданно на другой стороне видим самолеты - они стоят в дворе института имени Леонардо да Винчи.
Снова входим в старый город, идем по нему.
Церковь св. Катерины.
Сквер на площади рядом.
Идем по улицам дальше.
Наконец, подошло время подниматься на башню. Сдаем сумку - и вперед.
Башня внутри - полая. А значит подниматься надо в стене почти до самого верха. Есть маленькие площадки, где может отдохнуть 1-2 человека. А внутри башни установлена такая конструкция, она - вертикальная и, как я понимаю, используется для наблюдения за наклоном.
Уф! Поднялись на ярус с колоннами. Обходим башню. Вообще наклон башни вестибулярным аппаратом - чувствуется, и при подъеме по лестнице возникают интересные ощущения.
Последняя небольшая лестница, только узкая - и мы на площадке колокольни.
Спускаемся вниз.
Уже поздно, и пора идти на поезд, снова через весь старый город.
Разномастное задние - старые надстраивались и объединялись.