Попав в Анталию, я не стал сидеть на месте и взял 3х-дневный тур в Каппадокию у уличного Kami tour за 115 $. Ехать туда более 700 км — выехав затемно, на место прибыли только к вечеру. Русскоязычной группы не нашлось — в начале мая русские не хотят удаляться от моря, поэтому пришлось ехать с англоговорящей группой, в ней нашлось трое разочарованных русских — им пообещали переводчика. Наш гид Эрхан, которого тут же переименовали в Шерхана, сразу взял быка за рога, и начал доить свое стадо, т. е. тургруппу: он предложил три обеда, танцы дервишей и Турецкую ночь за «символические» 65 евро — многие согласились, изрядно порадовав гида комиссионными.
Каппадокия уже давно на слуху у россиян, но лишь немногие побывали там: уж больно далеко от Анталийского побережья — массового лежбища всех любителей all-inclusive. Уехать от халявной выпивки, яркого солнца и ласкового моря на три дня? — ищи дураков! Однако, там есть, что посмотреть и чем восхититься — ветер, дожди и солнце миллионы лет подряд с титанической энергией разрушали лавовые поля, созданные вулканами Эрджиес, Гюллюдаг и Хасандаг. За миллионы лет эрозии сформировался инопланетный геологический феномен, очень похожий на Марс, как он выглядит в фантастических фильмах, и теперь каждый может увидеть его всего за пару деньков. В результате кипучей деятельности природы, на поверхности земли появилось множество остроконечных каменных курганов, целые рощи гигантских «грибов», и даже фаллосов, их называют парибаджалары.
В районе Манавгата трасса круто уходит от моря в Торосские горы, чтобы, перевалив через перевал, в ложбинах которого даже в мае лежат пласты не стаявшего снега, вывести автобус к г. Конья.
Город — не только древний центр анатолийской цивилизации, но также и одна из бывших столиц сельджукской империи — настоящая нетуристическая турецкая глубинка, еще не испорченная разбитными европейцами: туристов здесь очень мало, а русских вообще единицы. Головы всего женского пола покрыты традиционными мусульманскими платками, некоторые женщины вообще закутаны по самые глаза в черные саваны.
Те, что постарше, прячут лицо и бегут от камеры, те, что помоложе, изображают стеснение, но позволяют сделать фото. Между тем, даже старое поколение спокойно пользуется смартфонами и фотоаппаратами. В прошлый раз мы проскочили город транзитом, а очень зря, ведь в нем расположен музей великого восточного мудреца Хазрета Мевлана. Его отец бежал в Конью по политическим мотивам в 14 в., а сын прославился созданием собственной философской школы. Восточную мудрость я, по простоте душевной, не люблю, т. к. совсем не понимаю, но, прочитав несколько изречений Мевлана, проникся к нему большим уважением. Чего стоит фраза: «Будь таким, какой ты есть, или будь таким, каким кажешься» Велика мудрость, открытая века назад — каждый из нас старается выглядеть лучше, так и будь именно таким в реальности! Интересно мудрец жил — думал умные мысли, общался с умными людьми, вещал истины ученикам, которые без устали боролись за право быть поближе к учителю, обучал дервишей премудростям ремесла, а потом помер своей смертью. Похоронили его в той же мечети, при которой проживало семейство, а его сын организовал строительство необычного минарета — толстого, приземистого и облицованного зеленой плиткой.
За прошедшие века мечеть превратилась в большой мавзолей, переполненный могилами знатных жителей, надгробие каждого из которых увенчано чалмой, нанизанной на шест — это символ поминовения в исламе, ни в одной мусульманской стране не видел ничего подобного. Теперь тут место паломничества многих мусульман и немногих туристов, целые семьи приходят сюда ежедневно и молятся Аллаху у святых могил.
Фотографировать внутри нельзя, а жаль — очень колоритно, там же выставлена книга стихов Мевлана, ее уважительно называют Дивани Кебир, и его письма — старинный эпистолярный жанр и сейчас уважают. А во дворе мечети расположены кельи дервишей. Место крайне необычное, особенно поражает зеленый минарет, который постоянно притягивает взгляд.
Следующий городок — Аксарай проскочили насквозь, не найдя там ничего интересного, и вот, через каких-то 10 часов мы добрались до Каппадокии — Страны прекрасных лошадей. В древности здесь разводили столь прекрасный скакунов, что даже оброк платили ими.
Именно в этих местах, между Невшехиром и Юргюпом, сосредоточено больше всего парибаджаларов — «Каминов фей», так поэтично называют конусы из мягкого туфа, с нахлобученной сверху твердой шапочкой. Карта местности здесь.
Для начала туристам показывают подземный город, в нем всего три этажа, а самым большим в этих краях является 8-этажный Деринкую. В подземельях укрывались первые христиане в начале становления нашей веры. Неизвестные предтечи «прогрызли» в туфовых массивах множество пещер, соединенных узкими и кривыми лазами-ходами, летом и зимой здесь одинаковая температура +18-19С. Низкие своды, повышенная влажность, многометровая каменная толща над головой ощутимо давят на психику, клаустрофобам вход сюда заказан: детям подземелья жилось в каменных подземных мешках не сильно комфортно. Хотя, они готовили еду — в полу видны остатки тандыра, освещали свои «хоромы» — в стенах остались ниши для жировых светильников, и даже вино умудрялись делать — давили виноград на сусло, оно бродило и получалась слабенькая бражка — все, как у людей. В подземных городах были пробиты колодцы, а для мертвых были заготовлены отдельные пещерки, даже для скота находилось местечко.
Вот ведь закон подлости — весь день пути была отличная погода, а выскочили из пещеры, сразу брызнул дождь, хотя нам все равно — надо спешить на представление крутящихся дервишей. Это древняя религиозная церемония, во время которой дервиши, одетые в хлопковые халаты, символизирующие их простоту, исполняют танец, посвященный Богу. Сначала их благословляет мулла, потом участники долго и с большим достоинством раскланиваются друг с другом, и лишь затем зачарованные танцоры, подняв одну руку вверх, а вторую опустив вниз, начинают кружиться вокруг себя, дополнительно вальсирую по сцене. В этом и заключается фокус — человек крутится, как юла, а голова у него не кружится — посмотреть разок можно, но зрелище совершенно не стоит потраченных 25 евро.
В завершение дня я прошелся по пустынным вечерним улочкам недалеко от отеля, заглядывая в темные и загадочные подворотни — лишь недовольная брехня собак, да тени испуганных котов сопровождали меня: прогулка удалась, пощекотать нервы на ночь — самое оно, ведь утром меня ожидала мечта — Полет!
Теперь самое время взглянуть на удивительные скальные образования поближе, первым делом едем в долину Дервент: все самое интересное в этих местах сосредоточено именно в долинах, там где дули самые сильные ветры, создавая причудливые формы конусов и грибов.
Гид, говорит, что это настоящая долина Фантазий и тычет пальцем: видишь Мадонна с младенцем?, вон рыба приклеилась к вершине конуса, а тут настоящий верблюд застыл в камне. Включай воображение и увидишь все что захочешь, причем без всякого алкоголя, «колес» или «косячка».
Пройтись между необычных скал очень интересно, но нас ждет еще более удивительное место — Музей под открытым небом, с большим количеством причудливых скал. За прошедшие 5 лет мало, что изменилось, лишь количество прилавков, шалманов и магазинчиков резко увеличилось, но полиция, как квартировала в пещерах, там и осталась.
В группе обнаружилась хохлушка с турком-любовником, не ясно, с какого бодуна она решила забраться на очень крутую стенку, ей это удалось, а слезть обратно не получается. Она жалобно просит своего любимого — «…помоги мне, я боюсь, май дарлинг!» Без особого усердия тот попытался залезть — да не удалось, тогда в ответ дает полезный совет: «…ты там держись, главное, не поворачивайся». Так и «прилипла» бедняга к каменному склону, вот она — истинная цена любви заморских «принцев».
Несмотря на изрядную стоимость тура, нас принудительно везут на шопинг — в гончарную мастерскую с несуразными ценами, чтобы подсластить пилюлю, показывают, как работали в старину на гончарном круге. Порой интересно: «О чем думают блондинки?», но, поди, узнай, что у них в голове. Но если дать ей в руки податливую глину, да усадить за гончарный круг, потаенные желания разом материализуются, порой против ее воли — в шаловливых ручках появляется любимая «игрушка»
Окончание будет… надеюсь.