Поезд Симферополь-Керчь прибывает к 6 утра, сонные пасахеросы выползают на перрон и быстро разбегаются по подворотням еще спящего города. Проторенным маршрутом я направился в отель Лазурный, что на ул. Мирошника, д. 1В (http://kerch-sea.ru). Назвать его шикарным нельзя — звездочка едва одна, но близость к ж/д вокзалу, пешая доступность а/вокзала, рынка, центра города и моря, перекрывают все недостатки, а с учетом гуманной цены в 600 рублей за сутки, номера кажутся даже уютными. Другие отели не в пример дороже — от 35 $. Несмотря на очень ранний час, заселили без проблем, даже удалось сладко вздремнуть перед покорением города, на которое у меня всего один день — совсем немного, но это как посмотреть…
Года три назад узнал, что недалеко от родной Керчи есть настоящие вулканы! Туда-то я и направился в первую очередь, надеясь уехать с а/вокзала, но не повезло: минибасы ходят раз в 2–3 часа, а вот такси всегда под рукой. В последнее время частные таксеры напоминают мне озлобленных шакалов, охотящихся за пассажирами: «всего» за 400 рублей каждый готов провезти тебя 8 км и вернуть обратно, агрессивно уверяя, что это очень дешево. Их можно понять, ведь бензин на Украине стоит почти 50 рублей, пассажиров мало, но совесть тоже надо иметь. На окраине с. Бондаренково предо мной предстала холмистая степь, продуваемая ветром, он раскачивал высушенные до желтизны стебли травы и колючек. Земля изъедена глубокими трещинами, в которые норовит провалится неосторожный ботинок, назойливые мухи лезут в лицо, а глупые кузнечики испуганно сигают на джинсовку. Среди степной желтизны чернеют проплешины — здесь часто пускают огненного петуха: пламя, раздуваемое ветром, с ревом пожирает сухие стебли, обжигая и без того опаленную солнцем землю.
Тут то и выяснилось, что водитель не знает, где вулканы. Вперед — это точно, а дальше либо налево, либо направо: вот это подстава, деньги заплачены, а где цель неизвестно! Делать нечего, спешу направо, горячий ветер охлаждает вспотевшие виски, но все равно жарко, чутье не подвело, правый уклонизм через полкилометра привел в нужное место. Воды в степи давно нет, посреди безжизненного поля, залитого глиной, торчит невысокий конус. Из его вершины сочится тонкая струйка черно-серой грязи, каждые несколько секунд жидкая глина в жерле чуть приподнимается, и на поверхность прорывается порция газа, выталкивая жидкую глину, кажется, что вулканчик регулярно попукивает.
Рядом грязевая яма газами побулькивает, она без конуса. Грязь на склоне за ямой давно высохла, посерела и фигурно потрескалась, образовав необычный «узор», рассеченный двумя мокрыми грязевыми ручейками. Местность дика и пустынна, но мне повстречались три экстремала, которые сильно удивились встрече. Весной, когда воды много, вулканчиков больше и выглядят они намного веселей, и внушительнее, но не тот сезон нынче … А я все равно доволен: увидеть вулканы на Украине крайне необычно.
Впереди набег на древнюю крепость Еникале, она находится около порта Крым, и ехать туда, вроде, на маршрутке № 1. Водитель выбросил меня на остановке, тормознуть на нужном повороте он не желает. Вновь тащусь по жаре по степным просторам, все выше забираясь на высокий холм. Соленый пот заливает глаза, сердце недовольным молоточком постукивает в груди, но усталые ноги упрямо несут тело вверх, туда, где виднеется полуразрушенная кладка древних стен. По сути, от крепости только эти стены и остались вместе с воротами. На земле белеют сотни сухопутных улиток — еще весной они были живы, иногда на иссушенной почве можно найти ржавый осколок или потемневшую гильзу — печальные отголоски войны.
Все выше и выше, горизонт раздвигается, керченский пролив виден во всей красе, большие суда стоят на рейде, километрах в пяти виден другой берег — это Россия, близкая, но почти недоступная. Через пролив бегает паром, раньше на нем переправляли десятки ж/д составов в сутки, сейчас это бывает редко. В основном, идут машины и пассажиры.
Наконец, удалось достичь вершины, где сохранились еще одни ворота и стены, у которых мирно пасутся бычки, облепленные мухами. Какие превратности истории — эту крепость в 18в построили турки, угрожая русским на Азовском море, потом туркам дали под зад и крепость перешла к России, теперь она принадлежит незалежной Украине.
Внизу — у самого синего моря, виднеется нижняя, самая сохранившаяся башня с воротами, именно ее я видел на фото. Облазить ее хватит 15 минут, ползая по краю высокой стены, и пытаясь не сорваться вниз, я остолбенел: новенькая маршрутка № 24 остановилась аккурат у входа в башню. Пожалуй, НЛО удивило бы меня меньше: столько сил потрачено, чтобы добраться сюда партизанскими тропами, а оказалось, что мне указали кривой путь!
Организм требовал расслабона, и он его получил в виде бутылки пива и купания на местном пляжике. Как приятно поплавать в одиночестве, наслаждаясь теплой и чистой водичкой и лениво приглядывая на рыбачков. Вдруг ниоткуда вынырнул пугливый рыжий кот, странно, кошки боятся воды, а этот сел прямо у кромки воды и чего-то там выглядывал. Идиллия закончилась быстро — группа гомонящих немолодых толстушек вероломно вторглась в личное пространство и нарушила покой, пришлось возвращаться в город.
У меня была еще одна забота — найти роддом, в котором я родился. Волнительная эта задача, ведь цель визита крайне необычная, почти как в сериале: сегодня я хочу раскрыть тайну своего рождения — дата фактического рождения, скорее всего, не совпадает с датой в паспорте. Добрая девушка в приемном покое любезно согласилась помочь, сердце застучало быстрее, разгадка близка, как никогда. Увы, пришлось резко выдохнуть, все архивы уничтожены, моя тайна окончательно канула в лету неразгаданной. Щелкнул на ходу бюст пионера-партизана Володи Дубинина и пошел бальше
Центральная пешеходная улица Ленина усыпана сухими красно-желтыми листьями, в былые времена здесь кипела жизнь, а нынче лишь редкие прохожие сидят на скамейках. Несмотря на косметические ремонты, видно, что город переживает не лучшие времена — на многих зданиях таблички «Продаю», цены невелики, а покупателей все равно немного. Оно и понятно, ведь Керчь стоит на самом отшибе Украины, снабжают её в последнюю очередь, потому и цены выше, чем по стране. Казалось бы, бери все из России, ан нет — граница на замке, таможня не дает добро. Промышленность всю уничтожили: крупный порт, огромная паромная переправа, металлургический завод Войкова, арсенал — их времена уже прошли. Работы почти нет, местные печально шутят: «у нас каждый первый торгует на рынке, а каждый второй — таксист»
Гранитный Ленин на площади своего имени мирно соседствуют со старейшей в СНГ христианской церковью Иоанна Предтечи, внутри ее отреставрировали и теперь венчаются пары.
На той же площади стоит театр Пушкина, сколько живу, столько помню его. А также почтамт со стеллой, увенчаной грифоном
Главный хит — гора Митридат, раньше казалось такой высокой, а теперь напоминает большой холм. На вершине очень примечательный обелиск в окружении пушек. Это самый первый на территории СССР памятник мужеству советских солдат, построенный в 44 г., когда война еще шла полным ходом. Бои здесь шли страшнейшие — фронт четыре раза проходил через город, земля буквально нашпигована осколками, гильзами, порохом и снарядами, в детстве мы очень любили копаться в земле и находить военные трофеи. На гору ведет лестница, украшенная грифонами, построили ее в 19в., во время отечественной войны раздолбали, в советское время восстановили, после распада Союза лестница сильно обветшала, но нынче снова выглядит ухоженно и опрятно, нет и намека на разруху лихих лет.
Именно на горе 2700 лет назад началась история нашего замечательного города, на этом месте располагался Акрополь, были возведены храмы Аполлона и Афродиты-Диониса. Как и раньше, на горе ведутся активные раскопки древнего города Пантикапей. Каменная кладка, черепки, обломки амфор — все на поверхности, археологи все глубже вгрызаются в землю, открывая новые слои истории. На склонах горы, как и тысячи лет назад, стоят частные домики и живут люди, интересно, как они чувствуют себя на обломках тысячелетней истории? Добрые керчане с удовольствием подкармливают кошек, их здесь, как и по всей Украине, множество. Я всегда поднимаюсь на эту гору, в этот раз «покорил» Митридат на закате и поймал отличный кадр заходящего солнца.
В с другой стороны памятника открываются отличные виды на бухту, раньше там стояли военные корабли, а теперь нет… Лишь портовые краны разгружают горы угля для котельных — зимой здесь совсем не жарко
Географически Керчь расположен очень выгодно — на севере теплое Азовское море и озеро Чокрак с целебными грязями, на юге — Черное море, а центр города выходит на Керченский пролив, соединяющий эти моря. Казалось бы, завлекай туристов, создавай курорт, но «не растет кокос» и все тут, отдыхающие едут неохотно, причем только 2–3 мес. в году, сентябрь уже мертвый сезон. Центр города не самое лучшее место для купания, но пляж есть, правда очень необычный — в море на сваях вынесли мостки, насыпали песка, там за 60р каждый может погреть пузо. Чуть дальше, рядом с заливом и портовыми причалами есть еще один пляж, он на плитах — Утинка, я там тоже искупнулся с видом на грузовой порт и танкеры.
На окраине в районе Аршинцево устроили отличный песчаный пляж со странным названием SUNDALI, зато он бесплатный, ехать туда удобно на 5 маршрутке. На пляжи Азовского моря попасть тоже можно, но сложнее.
В гостиницу вернулся к вечеру и неприятно удивился, увидев у входа передвижной парк развлечений, завлекающий клиентов ревом музыки из огромных колонок и грохотом вагонеток на горках. Отдыхать в номере стало невозможно, я первым догадался сменить номер (спасибо женщине на ресепшн) и вновь обрел покой. Остальным постояльцам повезло меньше.
Через сутки я покинул родной город на прямом поезде Керчь-Москва. Ехать чуть больше суток, а билет в купе стоит больше 4 тыс рублей. На этот практически тупиковый вокзал за сутки прибывает не более десятка поездов, На московский состав народу было много, особенно с детьми — кто возвращался с отдыха, кто на заработки в столицу.
Вагончик тронулся и, выбивая дробь на стыках рельсов, побежал по выжженным солнцем и огнем степям керченского полуострова, останавливаясь на каждом полустанке. Мне достался плацкартный вагон, но вскоре проводница из купированного вагона предложила перейти к ней за небольшую доплату в 800 р., что я и сделал с удовольствием, заодно заказав ей пивца. Жизнь налаживалась, мои соседи тоже решили выпить, но им не повезло, мимо проходил строгий прапорщик Вася с большой овчаркой, он указал, что в вагоне даже пиво пить запрещено. Хорошо, хоть не оштрафовал, а ведь мог бы!
Начиная с Джанкоя, к поездам устремляются десятки торговцев, предлагая рыбу (говорят, портится быстро), дыни (в основном недозрелые), икру черную и красную (фальшивую) и множество других вкусностей типа орехов, яблок и груш. Женщины умоляют купить хоть что-нибудь, высоко поднимая свой товар над головой, но пресыщенные курортники уже не хотят ничего, тем более, что с ценами продавцы не стесняются. Когда поезд уходит, разочарованные торговцы рассаживаются на рельсах, ожидая следующего состава.
Быстро пролетев через мост над обмелевшей сивашской затокой, поезд покинул родной Крым и устремился к Москве. Очередное интересное путешествие подошло к концу…