После февральской поездки в Мюнхен очень хотелось на Октоберфест, но, как часто бывает, желание было слишком вялым. Погожим летним вечерком сидели мы с замечательным блоггером, фотографом и даже кинематографистом Ronadort (в миру Николай) за второй бутылочкой вискаря, и тут Коля подбил меня на авантюру — смотать осенними выходными в Мюнхен и попробовать на вкус, цвет и запах тот самый хваленый Октоберфест. Если бы предложение поступило чуть раньше, я бы точно отказался — не при моем здоровье планировать на месяцы вперед. Но после второй склянки море было по колено, и я согласился. Путь к мечте был тернист и нелегок, но билеты нашли, жилье тоже, а немцы дали мультивизу: езжай в Шенген сколько угодно, жаль всего на 4 дня — ну не уроды?
Рейсы у нас были разные, потому из а/п до города доехали сами на S-8 Bahn, все осталось по-старому — проездной Airport ticket за 20 евро позволяет кататься 5 челам по всему Мюнхену и его пригородам до поздней ночи. Первый культурный шок — в вагон, заполненный пестрой толпой туристов, входит белобрысая грэтхен, или даже магда — настоящая арийка в национальном баварском платье с передничком и малышом в кожаных шортиках. Ее пышная молочно-белая грудь, зажатая тесным лифом на шнуровке, вызывающе рвется наружу из широкого выреза белой кофточки, напоминая тесто, вылезающее из кадушки. Ну и ну!, хороши баварки — кумекаю про себя. Молодая фрау, видимо заметив мой интерес к ее прелестям, от смущения зарделась пунцовым румянцем аж до корней льняных волос, и покрепче прижала к себе ребенка.
(Фото Николая)
Через часок мы с Колей и его женой Олей оказались в одно время в одном месте — в предместье Мюнхена — Pasing, только там и удалось арендовать приемлемые по цене апартаменты (170 евро в сутки на всех). Неплохой кров оказался — практичные немцы устроили гостевые номера K&T Apartmets на верхних этажах огромного торгового центра Pasing Arcaden: две спальни, огромный холл, кухня со всеми прибамбасами и променад на крыше. Ж/дорога рядом, до центра 15–20 минут езды. Сразу затарились в Aldi — широкий выбор и гуманные цены: два пакета аппетитной еды потянули всего на 33 евро. Теплая встреча, подогретая вискарем и пивом, не могла длиться долго, ведь нас ждал Мюнхен, для первого дня я составил очень легкую программу, с осмотром всего исторического центра и 4–6 церквей.
В электричке встретили истинных баварцев в национальной одежде, едущих на праздник, до чего же комично выглядят солидные мужики в коротких шортах ледерхазе на подтяжках и гетрах на голую ногу. С зимы в центре все изменилось — перед воротами Карлстор хлещет струями воды фонтан, по пешеходной Нейхаузен-стрит шатаются толпы празднично одетых и развеселых туристов, это и не удивительно, ведь на самый главный в мире праздник пива приезжает около 6 млн. гостей!
(Фото Оли)
Могучие деревья шелестят густой кроной, изредка роняя желтые листья, старый сатир в фонтане Брунненбуберль увлеченно плюется водой в маленького мальчика — наконец я сумел рассмотреть его, ведь зимой он был закован в глыбу льда.
Сразу после первой по ходу церкви Бюргеркирхе, Оля поставила вопрос ребром — когда же будет Хофбройхаус?! Я заверил, что только поздним вечером после осмотра всего центра. Однако, человек лишь предполагает, ибо, едва мы достигли Фрауэнкирхе, небо сильно потемнело и пошел противный осенний дождь. Пришлось срочно бежать в HB, о-о-о, что значит Октоберфест! — народу в знаменитой пивной оказалось немеряно, но в глубине зала нашлось местечко, удивительно, но мы заняли тот же стол, где сидели в феврале, и вновь соседями были русские! Еще более удивительно, что позже к столу подсела до нитки промокшая пара, и тоже русские, на обратном пути в самолете мы сидели рядом. По традиции взяли колбаски и рульку, но промахнулись — она оказалась тушеной, а надо было выбирать золотистую, зажаренную до хрустящей корочки. Кстати, теперь в НВ появилось меню на русском, а вот качество сервиса упало — официанта не дождешься — он бегал с глазами бешенной селедки, а как обратил внимание на нас, тут же обсчитал с налета.
Впрочем, о Мюнхене я уже писал, о пиве тоже, и даже по Хофбройхаусу прошелся, поэтому нынешний трактат будет о том, как из слабого алкоголя сотворить неслабый праздник — тот самый сказочный «пир на весь мир». Пиво пили в Германии очень давно и дворяне и крестьяне, но, в основном, по раздельности. Знать хорошо понимала, что пиво — это дело политическое и издало закон о чистоте пива, запретив портить веселящий напиток всякой дрянью. Какие прозорливые люди, кабы наши цари додумались до этого, может революции и не было, впрочем, речь не о том, а о пивном празднике. В 1810 году кронпринц Людвиг в честь своего обручения с Терезой Саксонской-Хильдбургхаузской решил проставиться перед честным народом, и выкатил пивные бочки на луг, заодно угостив граждан и шнапсом. Потребляя натуральный продукт, народу натурально понравилось веселиться, поэтому, на следующий год все повторилось снова, и опять за счет принца. Чуть позже умные люди догадались делать на невинном развлечении деньги, и понеслось: луг стали звать Терезиным, а гуляние (почти запой), не мудрствуя лукаво, назвали Октоберфест (октябрьские народные гуляния). Нынче оборот праздника составляет более 500 млн евро — вот это правильный подход к народным традициям.
Несмотря на ХХI в., две праздничные недели по городу расхаживают бюргеры в национальных одежках — тратхен (странное звучание для русского уха): смешные кожаные шортики на подтяжках с перемычкой на груди, вышитой узорами, и обязательная рубашка в мелкую клетку. На голове у многих залихватская баварская шляпка зеппель с цветными перьями или со шнуром, на ногах носки или гольфы грубой вязки, а на коленях шерстяные гетры. У девушек свой наряд — дирндль (dirndl): пышное платье с ярким передником подпоясано пояском с бантом, по которому легко узнать семейное положение: если бант справа — можешь время не терять, дамочка уже замужем, обо всем позаботились педантичные немцы. Раньше с юбкой все было строго — 27 см от пола, не выше, а теперь полная свобода — из-под коротких юбок деффки сверкают голыми коленками и гольфами, выглядит эротично. Иногда еще жилетку-корсет на шнуровках одевают.
К празднику наряжаются не только местные, но и многие туристы, желающие походить на настоящих баварцев, мы приценились к нарядам — шортики потянули на 190 евро, шляпка 50, ботиночки на 100, платья дешевле, но тоже денег стоят. Неизгладимое впечатление производят негритоски и азиатки в таких платьицах — такие вот афро- и азиа- баварки. Частенько встречаются семейные пары герров с азиатками и африканками
Почему-то я был уверен, что Терезин луг засажен травкой, которую за две праздничных недели нещадно вытаптывают любители пива, но сильно ошибся — сегодня Терезин луг — это гигантская асфальтированная площадка, похожая на ВВЦ или крупную ярмарку. Вдоль главной улицы выстроились красочные и необычные палатки-шатры — это сердце праздника, именно там народ предается Бахусу и веселье достигает критической отметки. К участию в фесте допущены только мюнхенские пивоварни: Spaten-Franziskaner-Bräu,Августинер, Paulaner, Hacker-Pschorr, Hofbräu и Löwenbräu. Попасть сюда удобно со станции S-Bahn Hackerbruke; выйдя с платформы, иди через мост им. Хакера, не заблудишься, ведь нескончаемый поток празднично одетых в национальные одежды немцев и гостей города стремится куда следует.
По утрам в октябре здесь уже прохладно, а зато днем можно ходить в рубашке, вот они — капризы осени. Хотя отправились мы на Луг утром, а народу полно, и стар и млад идут в одном строю, все радостные и отчего-то счастливые, хотя заметно, что пива еще и не пили. По мосту, позванивая бубенчиками, проезжает красивая повозка с пивными бочками, украшенными зеленью и цветочками. Шестерка огромных баварских битюгов без усилий тащит телегу, металлические части сбруи отполированы до блеска и отражают яркое октябрьское солнышко. Вот немка разрисовала всю грудь ярко-салатным тату — смотрится необычно, мы с Колей за фотокамеры, а она ворчит — и чем недовольна?
Билеты купили еще в Москве по 65 евро на чела, для Германии это дорого, ведь всего за 30 евро пара может прекрасно покушать в ресторане! Однако, желание угодить в самую гущу событий заставило взять билеты, и мы не прогадали — попасть в шатры с улицы очень непросто — большие очереди, а иногда и невозможно. Половина стоимости билета — бронь, а на оставшиеся 30 евро можно выбирать любую еду и пиво по 9–50 евро за литр.
В означенный час двери одной из самых красивых «палаток» Hippodrom распахнулись, и мы оказались в гигантском зале, тесно заставленным сотнями столов и лавок, за которыми сидели бесконечные ряды страждущих пива, рульки и зрелищ. Места нам достались на втором этаже, было очень удобно сверху поглядывать на три тысячи пьющих и жующих макушек.
Но сидеть внизу все равно лучше — дух праздничного единства там крепче. Сервировка столов одинакова — на пустых кружках стоит большой поднос с немудреной закусью — редис, бутеры, редька, чуток хамона, и два Brezn в придачу — это поразительно вкусные большие немецкие крендели с солью (6 евро/чел).
По узким проходам почти бегом снуют десятки официантов, поднимая над головой подносы с закуской и едой. В вышине плывут белые мюнхенские сосиски (Munchner Weißwurste), духмяные ломти баварской свинины, жареные курочки с аппетитной корочкой (Hendl), нюрнбергские сосиски с гриля и хиты местной кухни — свиные рульки (Schweinshaxe). В воздухе струятся восхитительные ароматы, заставляя едоков провожать взглядом каждый поднос. Но царствует здесь не еда, а пиво в массах — тяжеленных литровых кружках, хрупкие немки умудряются одновременно нести до 12 кружек пенного напитка, значит, не только в русских селениях есть сильные женщины!
Посадили нас вместе с питерцами, традиционная нелюбовь двух столиц сквозит даже за границей, но пиво сближает людей, недаром еще Крупская писала в своем дневнике: «…прекрасное пиво стирает все классовые различия». Сначала был заметен холодок в общении, но после первого литра мы смотрели на своих визави уже с симпатией. Интересно и красиво живут люди — на праздник пива компания, связанная родственными узами, приезжает в третий раз. Причем, эту поездку жены подарили своим мужьям на День рождения!
А за соседним столом немки выпендриваются и пьют шампанское Моэт и Шандон по 94 евро-тугрика за пузырь. Променять великолепное пиво на шампунь?!? — какой моветон.
Между столами бегают девчонки, обвешанные сувенирами и плющевыми мишками, в руках у каждой кипа баварских шляп — вдруг кто-то захочет облегчить свой кошелек на 48 евро. У других девчонок через плечо лента Mamaratsi — фотографируют желающих на пивные кружки.
В зале постоянная суета: теплые компании бесконечно чокаются огромными кружками, все фотографируются и чудят. Несмотря на цистерны выпитого, агрессией и не пахнет. Улыбки, шутки, дружеские приколы — это есть, а разборок, драк и мордобоя нету! На высокой эстраде постоянно играет оркестр, немцы гармонично скрестили духовой звук с электроникой, звучание отличное — заводят зал по полной. Частенько музыканты поднимают свои кружки, наигрывают марш и кричат Прозит, предлагая продолжить питие. Чем больше пива, тем больше веселья — с каждым новым глотком настроение зала поднимается, как на дрожжах.
Еще в Москве решил: больше литра мне не выпить, значит вторую оплаченную кружку отдам соседям по столу — пусть порадуются. По факту выпил два литра, а потом уже соседи поделились со мной живительной влагой. Я большой любитель мягкого и светлого пшеничного нефильтрованного пива Weissbier, но здесь другие законы — пьем светлое Октоберфестское (Oktoberfestbier) и только литрами. В первый час на 10 челов принесли 24 кружки пива! Неужели мы такие алкоголики? — да нет, просто пиво уж больно хорошее и атмосфера располагающая. Несмотря на немецкий педантизм, пиво здесь тупо не доливают, причем по закону, допустимый недолив 0,1л, но по факту больше.
Просто так хлестать пиво не интересно, поэтому есть местный прикол: гость, дошедший до кондиции, внезапно решает, что он крут и готов к подвигам. У нас такой орел лезет в драку, а здесь нет: истинная крутость — залпом выпить литр пива. Человек становиться на лавку, друзья подбадривают смельчака, оркестр чуть подыгрывает, и весь зал обращает свои взоры на героя, стоящего по стойке смирно пред всем честным народом. Голова запрокинута, янтарное пиво струйкой льется в горло, все следят и болеют за алко-олимпийца. Если кружка выпита до дна, зал взрывается криками и аплодисментами, вот она — минута славы. Но горе тому, кто не одолел массу — свист и улюлюканье будет ему наградой — не умеешь, не берись! Удивительно, но литруху залпом одолевают даже девушки. Говорят, что по вечерам они еще и пляшут на столах, но нам повидать этого не удалось.
Каждый знает, что выпить пива литр — это очень неплохо, но пить его залпом?! Даже несколько глотков российского пива дают такое количество газов, что они готовы взорвать пищевод, а если литр? Октоберфестское пиво особенное, его варят специально для праздника, оно мягкое, душистое и крепкое, а вот газов в нем совсем мало. Продукт вкусный, и очень качественный — даже после 3х литров испытываешь только веселье и никакого похмелья.
Наш сосед Сергей тоже решил покрасоваться — забрался на лавку, а тут секьюрити и официант несутся к нам, дико вращая глазами и матерясь по-своему: нихт, нихт!, «низ-зя» значит. Улыбнувшись как можно шире, и стараясь не дышать пивным духом, интересуюсь: Вас ист дас?, а они говорят, что слишком опасно — вдруг со второго этажа человек рухнет после пивасика. Объяснил я им, что мы русские, для нас литр не доза, вроде отстали… За соседним столом русские парни решили залить пивка за шиворот друг другу — за неспортивное поведение их немедленно вывели из зала, и поделом, нельзя ходить в облитых пивом майках! Это был единственный инцидент.
Какие типажи в зале — китайцы в баварских шляпках фотографируют каждое мгновение и с удовольствием позируют, октет молодушек в дирндлях без труда чокается тяжелыми кружками. Раздобревшая и оттого веселая молодежь с удовольствием лезет в объектив, дородный бородатый молодец натянул на себя женское платье, а оно расползается на его мощном торсе — люди отдыхают от души и наслаждаются атмосферой всеобщего дружелюбия. «Тепленький» немец объявил своего друга известным немецким певцом Иваном Ребровым, а Коля решил не ударить в грязь лицом — исполнил в полный голос арию Заморского гостя. Хоть аплодисментов не сорвал, но себя отлично показал.
Три часа в шатре пролетели, как одно мгновение, и тут, как в сказке, наши синие браслеты вмиг потеряли свою волшебную силу, и подкрался выкинштейн — пришлось покинуть гостеприимные стены. С небесной синевы ярко светило солнце, толпы подвыпивших людей лениво бродили по улицам, треть из них готовы были брататься с нами. Испанский фанат Барселоны бросился обниматься с Колей, когда узнал, что тот тоже уважает его любимую команду.
А Оля потребовала продолжения банкета, захотев на американские горки. Моя жена сразу отказалась, Коля еще сохранял трезвость духа, опасаясь за фототехнику, да и я бы не пошел со своим радикулитом, но убойная подначка Ольги: «такой маститый блоггер, а не готов к новым испытаниям!» сделала свое дело, я согласился прокатиться… на детских каруселях.
И до покатушек мы были навеселе, а после них вообще голова кругом пошла, зато появился кураж. А на краю Терезина луга манит крутой аттракцион — к карусели вместо кресел «ракеты» навешаны, их поднимают на огромную высоту, а затем пассажиров начинают крутить вокруг оси ракеты. Висеть над пропастью, перевернутым вниз головой, интересно. Под тобой огромное поле, до горизонта заполненное человеческим головами, только трезвеешь очень быстро, и после 10 переворота думаешь — ну когда же это закончится?
После «полета на ракете» Оля сошла с дистанции и решила передохнуть, а мы двинулись к большой статуе Баварии, на лестнице у ее подножия гости праздника, утомленные пивом, устроили посиделки. Пиво здесь есть и много, драк нету, а как дела с пьяными? Они тоже есть — обычно перебравшая молодежь, в т. ч. и девушки. Некоторым совсем плохо, другим уже хорошо и они сладко спят на зеленой травке и бордюрах. Таких называют пивными трупами, но никто не нарушает их покой, даже полиция не трогает — путь видят сладкие сны. Для пивных трупов, которые способны ползти самостоятельно, существует помещение, где можно отдохнуть, но туда добираются очень немногие.
Насыщенный эмоциями день клонился к закату, чтобы так отдыхать нужны недюжинные силы, а они были на исходе. Я рвался в центр, но коллеги не поддержали, мы поехали домой. По пути увидел мужика прячущего кружку пива под сюртуком — неужели на улице у них пить нельзя? Кстати о кружках, их кража на фесте стала одним из видов спорта — крадут тысячами, но лучше этого не делать, можно нажить себе большие проблемы с полицией
Мы не попали на открытие праздника, когда происходит шествие хозяев пивных палаток, бургомистр открывает первую пивную бочку и проходит костюмированное шествие — эти удовольствия оставили на будущее. Тем не менее, эмоциональный заряд от посещения Октоберфеста оказался неимоверной силы, едва покинув праздник, хотелось вернуться…
ПыСы: Большая благодарность Коле и Оле за идею поездки, ее исполнение и за отличную компанию