Наталья Страна:Россия
Время отдыха: Дата вылета ноябрь 2012

Дата31.08.14 Хороший отзыв2 Ответов 10 Просмотрели2380

Плато Лаго-Наки (Адыгея).

Скучным серым ноябрьским вечером муж вдруг сказал: «А поедем в Гузерипль!»
Так мы впервые попали на плато Лаго-Наки.

Чем тамошняя природа отличается от нашей? Необозримостью просторов. Взгляд летит и летит, нигде не натыкаясь на стену глухого леса и толкающих друг друга гор. Перспектива, захватывающая дух.
И в то же время есть все: и столбы, как на Лене (но в мини-варианте), и зубцы гор, и каменные лица на скалах, и солнечные бескрайние поляны, и пихтовый лес, и березы, скукоженные, словно простуженные на ветру, и само гигантское плато, на которое можно смотреть сверху, как с балкона, выпивая из фляжки и воображая себя монгольским космонавтом.

Потому что пейзаж плато совершенно лунный. Господь долго сидел у мольберта, прежде чем принялся расписывать плато Лага –Наки. Тонкой кистью наносил замысловатые мазки снега на безжизненные скалы.
Эка невидаль навалить снега небесной лопатой. Поди попробуй сотворить такое! Словно блики солнца на морском дне.
И ощущение полной оторванности от всего мира.
Высоты всего-то около2000 м над уровнем моря, а кажется, что паришь над всем миром. Несколько раз пытались обнаружить крылья, растопыривая полы курток и неуклюже подпрыгивая, как пьяные пингвины, заворожено наблюдая за неспешным полетом орлов. Но лишние килограммы припечатывали к земле. Почешешь затылок: « Эх, худеть надо…» И успокоишься.

Даже не верилось, что в июле этот лунный пейзаж завален цветами.
Чтоб проверить эту версию, долго ждать не пришлось.

Плато Лаго-Наки (Адыгея).

...Рюкзак, как верный конь стоял у порога и звал в дорогу. А ведь, возвращаясь в прошлый раз в полумертвом состоянии, давала себе слово, что больше ни-за-что! Но я уже не могу бороться с этой восхитительной зависимостью…
Кардинально изменились интересы, жизненные акценты.

В модном магазине на плечиках висел махровый халат, который я бы и с меньшим количеством нулей на ценнике не купила. Ошеломленно подсчитывала. Пять двухместных палаток! С усмешкой пожала плечами.
Вместо тряпки, в которой просто удобно чистить картошку, можно купить целый отрезок интересной жизни. Неужели люди не понимают этого? Помнится, были времена, когда я, одетая лучше всех в компании, все равно чувствовала себя не в своей тарелке. А теперь не тушуюсь даже в старых выцветших джинсах.

«Пазик» собрал вместе 12 одержимых людей, которые ради одного-единственного взгляда на плато согласились трястись в транспорте долгие часы. Этакий маршрут выходного дня.
В пятницу в 7 часов вечера мы только выползли из пробок города. Ветер врывался во все открытые окна, рвал наши челки и обволакивал запахом летних духов Кавказа – ароматом ленкоранской акации (альбиции).
Она цвела напоказ, распластывая ветви, как рукава в танце, хвастаясь богатством убора. Густой запах одурманивал и рождал радостные мысли.

К плато мы вместо предполагаемого часа ночи прибыли почти в 4 часа утра. В полной темноте высыпали горохом на дорогу и сразу задрали вверх головы.
Через все небо большой малярной кистью кто-то небрежно мазанул белой краской. Млечный путь был совсем близко, казалось, поднимись на цыпочки и сможешь аккуратно подправить все неровности рисунка…
Ставить палатки было абсурдно. Побросали коврики, залезли в спальники и укрылись палатками.

Сталкиваясь лбами, беззвучно летали светлячки и мешали укладываться. Они словно делили землю, светящимся пунктиром прошивая пространство.
Дочь с оптимизмом юности воскликнула:
- Как я давно мечтала уснуть, глядя на звезды!

Яркие сверкающие звезды откалывались и падали, чудилось, прямо на голову. Я машинально дергала головой и сонно смеялась . Я была похожа на Незнайку, который боялся, что Луна упадет на макушку.
Нет, не засну сегодня!
На секунду прикрыла глаза – Млечный Путь исчез вместе с миллиардом мелких звезд. Остались лишь самые авторитетные, жирные. Они сияли ровно и с достоинством. Еще раз моргнула - ночь исчезла.
Наш водитель заорал:
- Рота, подъем!!
И добавил удовлетворенно:
- Всю жизнь мечтал прокричать эту фразу!

Было 6 часов утра. Убивать его было бесполезно.
Мавр сделал свое дело, мавр может уходить.

Группа досыпала свой час, а я вылезла из спальника и обнаружила, что мы лежим ногами в потухшем костре, а головами упираемся в крутую скалу, которая колосится разноцветными цветами, как альпийская горка в роскошной усадьбе.

Колокольчики и скабиозы качали головками – да, да, да!
Небо сияло синевой без единого изъяна. Синяя ткань была натянута ровно и торопила в путь.
Во время завтрака появилось горное начальство с наставлениями ( кстати, очень доброжелательное начальство). Больше всего развеселило замечание о змеях. На полном серьезе лаго-накский шеф попросил:
- Девочки, вы, пожалуйста, не забирайте с собой змей!

Всю жизнь мечтала привезти домой мешочек змей!
Но его фраза все же напугала, и первые 4 часа пути я все пыталась загнать дочь себе за спину, как олененка, который бежит за хвостиком оленихи. При этом я громко орала на предполагаемых змей, как на куриц: « Кыш, кыш!!» Змеи в ужасе, конечно, разбежались.
В густой траве что-то шуршало и потрескивало. Предполагаю, это был наш первоначальный страх. Потом о змеях как-то забылось…
Мы рассыпались по необозримому плато, как бусины и растеряли друг друга. Но тропка, то ныряя в густую траву, то опять проявляясь тонкой серой лентой, уверенно вела к отрогам Оштена.

По-барски раскинувшись, грели под солнцем оплывшие бока ледники и дышали мятным холодом в лицо. Звенели игрушечные ручейки – не больше 10-15 сантиметров в ширину. Их можно было вовсе и не заметить. Но их берега покрывало такое густое кружево цветов, что казалось, цветочная лента извивается у края гор.

Мы шли и шли вперед без остановки, а горы не приближались ни на йоту! И казалось, что не мы идем, а просторы сзади все растягиваются и расширяются. А мы бежим по эскалатору вверх, едущему вниз.
Из-под ног все чаще вспархивали птицы, каждый раз не забывая что-то прокричать нам на птичьем языке. Интонация была неодобрительная…Если б они знали, какими малыми букашками мы чувствовали себя в ладонях Лаго- Наки! Любой ручеек пел громче нас.

Чем дальше от шлагбаума, тем больше цветов.
Первые 5-7 км пути цивилизация превратила в лунный пейзаж. ..
Растрескавшаяся кладка камней, словно великанами выдавленная из недр земли. Какой искусный гончар так аккуратно уложил эти «кирпичики»? Оказывается, и кирпич был подсмотрен у природы.

Но самые густые ковры цветов нас ожидали, как награда, у подножия Оштена, куда мы добежали, как стадо диких сайгаков где-то к обеду. Предполагаемому обеду, т.к. с собой у нас было по пирожку, горсти кураги да по бутылочке воды.
Душа рвалась хоть на малую, но вершинку. Усталости после 5 часов беспрерывной ходьбы не было никакой.

По соседству с Оштеном змеился симпатичный хребет. Бочком к нему прильнул ледник. По краю ледника мы и полезли, сразу ощутив нехватку кислорода. Ах, вот ты какой?
Вылезли.
На хребте, строго глядя вниз, как статуи острова Пасхи, стояли каменные стражи.
Далеко-далеко, в синей дымке терялись горные массивы. Мы стояли над краем пропасти, испытывая нарзанное покалывание в пятках. Вокруг не было ни души.
Только ветер свистел по-разбойничьи так, что закладывало уши.

Ветер кидался обниматься, льнул к телу, дышал свежим дыханием в лицо. Хотелось раскинуть руки и обнять его в ответ. А он трепал волосы, полы курток, перебирал складки рукавов, гладил колени и бедра и наполнял глаза слезами восторга.

Яркие огоньки цветов под ветром яростно мотали головками –нет, нет, нет!
Я пела дурацкую песенку из чеховского рассказа:

- Тара-ра-румбия, сижу на тумбе я,
И ножки свесил я, и очень весел я !

Действительно, вместо атома железа в крови бродил атом веселья.

Внизу, по долине медленной гусеницей полз оранжевый автобус. Мы ахнули.
И так стало жаль удивительную природу плато! Если тут наладили экскурсионный автобусный тур, то нашим внукам от красот Лаго-Наки останутся только камни.
Прямо перед нами по отрогам Оштена, прячущим за своей спиной знаменитый Фишт, шестью черными жуками взбирались квадроциклы, похожие на машинки из парка аттракционов.

Спуск оказался труднее, чем подъем. Дышать было легко, но двуличный ветер подло толкал в спину. Приходилось хвататься руками за траву, чтоб не скатиться вниз кубарем.
Внизу встретили наших с таким же голодным блеском в глазах. Обменялись информацией и разбежались с разные стороны.
Один из каменных массивов Оштена мы назвали « золото Маккены» и держали путь к нему.
Вот он, руку протяни! Один цветочный холм сменяется вторым, потом третьим, потом шестым...
Мы опять стали на тот же эскалатор, едущий в обратную сторону.. По пути к нему в одном из распадков увидели , как поблескивают тремя озерками растаявшие ледники. Одно озерко было по форме похоже на очки.
Почти выбившись из сил, подошли вплотную к непокорному Оштену. Трава – почти по пояс.

Повалились в перину цветов и исчезли, растворились.
Не хотелось ни пить, ни есть, ни говорить. Только б слушать свист веста, только б дышать этим густым настоем трав.
Но расслабляться нельзя. Надо успеть вернуться.
Спустившись вниз, обнаружили, что потеряли тропу.

Вы пробовали идти сквозь цветущую по пояс траву? Это все равно, что плыть по вязкому киселю. Травы хватали за колени, как провинившаяся наложница и умоляли остаться. Про змей мы забыли напрочь…
Вот, наконец, и тропа. Вздох облегчения. Пьем из ручья (!!!) и идем назад (да-да, про козленочка помнили, но махнули рукой).
Неужели столько отмахали без всякой усталости?! Не может быть! Мы все шли и шли час за часом, а солнце полировало наши носы и словно паяльной лампой обжигало края ледников.

Иногда навстречу шли молчаливые люди с рюкзаками , такие же торкнутые, как и мы. Все обязательно здоровались, как члены одного братства, и теплая, еле заметная улыбка освещала их лица.
Глаза у них были мечтательные, а взгляд словно направлен внутрь себя. Этот взгляд мне знаком… Очень нам нравились эти люди!!

Когда почти к 7 часам вечера, полумертвые от усталости, мы приблизились к шлагбауму, то подсчитали, что по самым скромным подсчетам отмахали сегодня 35 километров. Что-то в наших глазах светилось такое, что нас без устали окликали « матрасники».

Мы давали интервью, чуть красуясь (заслужили!), а они смотрели жадно и чуть завидуя.
И странное дело, понимание того, что мы способны на то, что другим недоступно, давало новые силы.
Мимо, гремя моторами, промчались 6 каров, которых видели на Оштене.
Ах, как они красиво смотрелись в своих шлемах и разбойничьих косынках с этим сосредоточенным взглядом, словно увидели такое, что другим никогда не увидеть! Они просились на обложку журнала.
Но мы усмехались. Тоже мне, Карлсоны с моторчиками, покорители на колесах!
А может, это была спортивная зависть?...

Солнце еще золотило стволы сосен и берез, а мы уже заползли в палатки и уснули мертвым сном. Утром соседка по стоянке спросила:
- Видели, сколько светлячков вчера летало?
Даже если бы летало стадо слонов с клаксонами и громко хлопало в полете ушами, мы бы ничего не услышали!

В воскресенье едем домой, собирая по пути достопримечательности, как грибы в лукошко. Самый важный «гриб» - Ново-Азишская пещера, из которой в советские времена выпилили сталактиты для украшения площади в Сочи перед кинотеатром «Стерео». И теперь на каждой экскурсии можно услышать упрек за действия советских чиновников…

Плато Лаго-Наки (Адыгея).

В ожидании своей очереди присели на скамеечку. За нами под сосной устроилась бабулька , торгующая вином..
Она по –детски, в упор рассматривала нас, потом вступила в беседу.

- Слышь, доча, а вы по горам лазите?
Я счастливо засмеялась:
-Лазим.
-Ой, молодцы…

Неизвестно, чего больше было в ее голосе – восхищения или недоумения. Она опять затянула:

- Слышь, доча… А ты, наверно, бездетная?
-Ну почему же? Вот мой ребенок рядом сидит, со мной по горам лазит.
И чтоб упредить следующий вопрос, добавила:
-И муж тоже есть.

Бабка схватилась руками за челюсть и заголосила:
- Ой, молодцы…

Восхищенная интонация давалась ей с трудом.

Я прикрыла глаза. Задрожали под ветром нежные фиалки, закружилась в хороводе буквица…
В мои мечты-воспоминания опять вторглась бабка. Ей что-то не давало покоя.
-Слышь, доча! А вам большие деньги платят за то, что вы лазите по горам?
Наш хохот заставил обернуться всю очередь.
- Вот уж нет! Это мы немалые деньги выкладываем, чтоб лазить по горам.
- Ой, молодцы…
Явно с осуждением сказала бабка.