Во второй мюнхенский визит запланировал я поездку в швейцарский Цюрих и на Рейнские водопады, но не срослось. Пришлось на ходу менять планы, собрались съездить в Нюрнберг, а поехали в Аугсбург, он совсем близко — 40 км, меньше часа по ж/д. Что за чудо немецкие электрички D-Bahn — удобные кресла, народу мало и очень мягкий, почти бесшумный ход. Купив утром Bayern ticket можно кататься до 3 часов ночи по всей Баварии, и даже заехать в австрийский Зальцбург, за последние полгода баварский билет на двоих даже подешевел и стоит 26 евро. Ранним погожим утречком, совершенно не мучаясь похмельем после вчерашнего алко-тура на Октоберфест, мы выгрузились на небольшом вокзале Аугсбурга, у которого журчал фонтан, освещенный лучами восходящего солнца.
Впереди был длинный день, жена предвкушала шопинг, жадно заглядываясь на витрины открывающихся магазинов, ведь достопримечательностей в городе не так много и почти все они на одной улице. Мы наслаждались свободой бытия, понимая, что спешить в этот раз некуда и незачем. Маленькие города поздно просыпаются — фланируя к центру по Хофбанхофштрассе (язык сломаешь, а ведь всего лишь Вокзальная улица), мы скользили взглядом по немкам, спешащим за хлебом, нарядной молодежи в кожаных шортиках, спешащих в Мюнхен на праздник пива, и пожилым бюргерам, плетущимся неизвестно куда. Еще в первый баварский визит мы заметили, что провинциальные немецкие городки исключительно хороши: побывав в одном, тут же хочется посетить другой.
Путеводитель рекомендует заглянуть на Аннаштрассе — древняя улочка змейкой вьется между старинных домов, а вся мостовая изрыта, очарование старины сразу меркнет, но сами домики очень колоритные, особенно их украшают цветочки у подоконников.
Здесь же городской рынок — фрукты, овощи, цветы, и мясо-молочный павильон — колбаска, окорока, сыры, все свежее, все можно попробовать и купить, правда, дороже, чем в магазине. Предлагают сервис — купил сейчас, забрал потом, после осмотра города, хорошо, что мы не повелись, ведь вернулись после закрытия рынка. Совсем рядом ратушная площадь — нам туда и надо, городок маленький, а Ратуша огромная, поболе Моссовета будет, а уж красивее — это точно. На фасаде огромный герб с орлом, а внутри диковина — Золотой зал, заплатив всего 2,5 евро, любой может зайти туда и получить проспект на родном языке. За эти же деньги имеешь право посетить ратушный туалет — 0,5 евро чистой экономии. Зал огромной кубатуры, высоченный потолок весь блестит от позолоты, и украшен картинами, здесь устраивают концерты классической музыки.
За ратушей стоит непримечательное с виду здание, а на самом деле раритет — это гостиница Угол (Die Ecke), которая открыта здесь с 1492 г., вот это я понимаю: действительно древние традиции! Рядом с ратушей высится гигантская вертикаль Перлахтурм, которая была дозорной башней, а после надстройки стала колокольней с часами, забраться на нее не удалось — закрыто. Напротив фонтан Августа со статуей императора, на его парапете с удовольствие сидят туристы.
Если пойти направо, как это делал Кот ученый, то на Максимилиан-штрассе можно полюбоваться аутентичными старинными домами с высоко вознесенными фигурными фасадами, напротив них притаился большой дом в цветном камуфляже — выглядит необычно, но представляю, до чего тяжело его было раскрашивать. За спиной остается ратуша с трамвайной линией, вкусная булочная и маленькая девочка, оседлавшая столбик.
Ленивая жизнь уютного городка быстро заключает туристов в свои объятия — спешить некуда, да и желания нет, хотя впереди маячит монументальный церковный комплекс Св Ульриха и Арфа — зайти что ли, или не стоит? Ладно, пойдем, тем более, что по дороге можно полюбоваться дворцами Шецлера и Фуггеров — так их громко величает путеводитель, на самом деле это обычные дома, только побольше остальных и покрасивее, в их дворах имеются садики и аркады — заглянуть можно, но не более.
Дворец банкира Шецлера в стиле рококо считается самым шикарным в городе, в нем расположены три художественных музея — от делать нечего зайти можно. Напротив фонтанчик со статуей Геркулеса, подчиняясь ленивой неге, также лениво струит водичку на фоне старинной архитектуры. Рядом замер велоэкипаж для молодоженов — необычная штучка, а что такого? На велосипедах ездит вся страна, везде устроены велодорожки и велогаражи, крошечных детей возят в велоколясках, даже в поездах предусмотрены вагоны для велосипедов
Монашка спешит к храму, в церкви готовится церемония крещения, улыбчивый патер ожидает паству у входа в храм. Жену оставил на месте, а сам решил пробежать по жилым кварталам — лепота: здания все фигурные, стены заросли густым плющем, его листья зарделись осенним румянцем. Совершенно свободно заглянул в один из двориков — кресло, горшки с цветами, игрушки, красные листья, все ухожено: полнейшая идиллия, ничего не сломано, нигде не нагажено, даже запаха мочи нет — как это возможно в наше время?
Над глухой монастырской стеной возвышается громада белого храма Св. Ульриха и Афры — почему в старину люди умели создавать городскую красоту и ценить ее, а сейчас утратили эти способности? Кстати, в этом храме похоронены как сами святые, так и многие поколения богачей Фуггеров. А луковичный купол ассиметричной колокольни с начала 17в стал каноническим для баварских церквей.
Самое время испить кофию, жена с самого начала галдится, лучшее место для этого ратушная площадь, на неровной брусчатке которой разбросаны столики, Кому не досталось столика, либо денег не хватает, сидят прямо на нагретых камнях — без всяких комплексов молодые девчата и ребята устроили посиделки на мостовой — что еще нужно для релакса?
Вот тут-то впервые в Германии я столкнулся с языковым барьером — четверо веселых и задорных официантками со смехом выяснили, что инглиш они нихт ферштейн. Красноречивыми жестами объяснил, что хочется кушать, пояснив при этом, что желаю рябчиков и ананасов, как настоящий буржуй — не поняли! Показал на тарелку соседа — это чо?, breakfast, однако — вспомнила дивчина, вот ее и неси! Жене заказали белые сосиски — их подают в маленькой супнице с горячей водой, чтобы не остывали. Когда принесли мой завтрак, я офигел: большая тарелка с колбасой, хамоном, ветчиной, сыром бри, джемом, маслом, тремя булочками и соком в придачу всего за 6 евро — неужели это можно съесть одному? Оказалось, что можно, если пить пиво, которое было традиционно великолепным. За соседний стол присел парень с собачкой — чувствуется, устала псина, сразу на камни прилегла. Вдруг несется официантка с тарелкой воды — сначала питье персонально собачке, а потом можно и человека обслужить. Не удержался, скормил песику пару кусочков со своей тарелки — он стал очень довольным и общительным. Его хозяин тоже проявил интерес, он оказался болгарином, живущим в Германии, говорили с ним по-английски, вот ирония судьбы — славяне общаются на языке потенциального противника!
После сытной трапезы оставалось дело за малым — найти древний квартал Фуггерай, на карте его не обнаружили, аборигены в показаниях путались. Пришлось идти на авось, получилось в другую сторону, но увидели много интересного: оказалось, что за ратушей расположен необычный райончик с узкими каналами — вода струится по каменным желобам рядом с подвальными окнами, а пол старинных подвалов намного ниже дна канала — как их не заливает вода, ума не приложу. Немного похоже не Венецию — симпатичный уголок.
Набрели на старинные городские ворота и колесо водяной мельницы, а рядом на улочке настоящая ярмарка, решили узнать у пожилого немца в палатке, куда идти? Мужик не поленился, вышел с нами на улицу, после чего на чисто немецком языке объяснил дорогу — мы сразу поняли, куда пройти и к кому обратиться.
Фуггерай — это квартал, построенный специально для бедноты богатеем Фуггером в 17 веке, но самое удивительное, что он сохранился в первозданном виде до сих пор, пройдя все войны, революции и катаклизмы. Может быть, стена, сооруженная вокруг, уберегла его в годы лихолетья? Там до сих пор живут жители, и за право взглянуть на их житье-бытье краем глаза надо не только заплатить 4,5 евро, но еще и не мешать жизни аборигенов — так на плакатах написано. Оригинальные домики с островерхими крышами и терракотовыми стенами, густо увиты плющем самых разных оттенков от зеленого до красного. Посетителям показывают типичные комнаты, в которых жили раньше и живут сейчас — очень скромное зрелище. Если нет времени, то и заходить сюда не стоит.
Вроде ничего толком и не посмотрели, а ноги гудят и отказываются идти, а магазинчики начинают резво захлопывать свои двери. Жена едва плетется, настроение падает, силы покидают изнуренное экскурсией тело, а впереди еще один объект — Домкирхе — собор Св. Марии Х века. Церковь огромна, но не самая интересная, единственно, что поразило — высоченные витражи с пророками Ветхого завета, самые старые в Германии, а также экибана из овощей, в которой выделялись две гигантские тыквы, по метру в диаметре.
Несмотря на кажущееся обилие времени, мы не успели заглянуть в музей Максимилиана с его коллекцией золота и серебра, не посетили зоопарк — трудно объять необъятное. Да и время поджимает: завтра последний день в Германии, он выпал на воскресенье, когда даже продуктовые не работают, срочно надо закупить еды, бегу в гастроном. А жене даю несколько счастливых мгновений на шоппинг — целых 25 минут, а потом расщедрился и дал еще 20, представляю, представляю, как она рада!
На Аннаштрассе видим необычную процессию: жених с невестой и куча гостей — нормальное дело, если не считать, что невеста при фате, но в спортивном костюме, а все гости еще и велосипеды за собой волокут — такая вот велосипедная свадьба. Это ж, какая экономия: у нас лимузины заказывают и город коптят выхлопными газами, а у них на велосипеде доехал до мэрии и из седла сразу под венец. По пути встретили совсем странного кадра-то ли хипии, то ли еще какой неформал
Прибегаем на вокзал, в расписании электричек полно, а в реальности нет — облом из серии «учите языки» заявленные поезда по субботам не ходят, мы этого не поняли и ждали 40 минут. На нашей базе в Pasing Munchen нас ждали Коля и Оля, с которыми мы отправились продолжать веселье в пивной Серебряный колокольчик, что рядом с Августинер Дом напротив Фрауэнкирхе. В феврале мы уже посещали это место и были исключительно довольны, решили повторить свой опыт. После Хофбройхауса и, особенно Октоберфеста, впечатления чуть хуже, но все равно удовольствие получили и от еды и от немецких типажей и, конечно, от восхитительного пива.
Особенно официантка удивила — теперь они учат и наш язык, стараясь произносить слова на русском — умора, она даже сфотографировалась со мной на память. Очередной долгий баварский день подошел к концу, он не разочаровал нас нисколько.