Андрей Страна:Россия
Время отдыха: Дата вылета июль 2011

Дата05.09.14 Хороший отзыв2 Ответов 2 Просмотрели2090

Эпиграф (подсказан братом):
"В воскресный день с сестрой моей
Мы вышли со двора.
Я поведу тебя в музей
Сказала мне сестра"

Но у нас все было не так. В субботний день я сказал брату - "А поехали-ка в Шлиссельбург. Мы ведь не были там уже 45 лет!". А то в паре комментариев на вопросы гостей города пришлось как-то неуверенно отвечать  о необходимости поездки в Шлиссельбург. В прошлом году подобный "внезапный сыч" подвиг меня на поездку в Гатчину. Вот и сейчас, используя погожие летние денечки, решили организовать еще один "информационный повод".
Итак, туда мы решили ехать на электричке с Финляндского вокзала. Это было ошибкой. Билет стоит 100 руб., ехать 1 час 15 минут до станции Петрокрепость.
Но предварительно мы погуляли по перронам вокзала и поразились пустым вагонам стоящего "под парами" поезда "Аллегро" - народ как-то не спешил его заполнять. Учтем.
Так вот, электричка почти 30 минут ехала , прямо сказать, по не самым красивым пригородам Петербурга. И названия у них соответственно "уничижительные"- Кушелевка, Пискаревка, Ржевка. Наконец, пересекли Дунай (тоже название дачного поселка в лесу)и прибыли на станцию Петрокрепость. Мы вышли на пустую платформу,поезд пошел дальше, и я спросил брата - "Ну, куда дальше?", на что он ответил "А я думал, ты знаешь!". Интересное кино -где ж тут Нева? Решили идти вперед, нагнали местного дедушку и очень осторожно спросили - а есть ли где-то рядом какая-нибудь крепость, или мы не совсем туда приехали? На что дедушка указал нам верный путь - в обратную сторону, а там от станции метров 300 по асфальту -и вот она, Великая Русская Река Нева и самый ее Исток - место, где она вытекает из Ладожского озера.

К истокам. Крепость Орешек. Шлиссельбург.

А посреди нее, как указано на старинном рисунке, расположена крепость Орешек

Но как же попасть туда? И тут на выручку приходит местный Харон, который всего за 75 (!) рублей с носа и за 45 секунд на своей быстрой ладье доставил нас и нервно хохотавших от нешуточного экстрима девчонок на остров

На берегу сразу обнаружилась касса, где нам, как взрослым россиянам, продали билеты по 160 рублей, а девчонкам - как студентам и пенсионерам - по 70. Тут же организуется и экскурсия - в выходные каждые 30 минут, в будни - каждый час. Сразу хочу сказать, что в нашей группе было человек тридцать, а в других встреченных - по 40-50 человек. Т.е. интерес нешуточный!
Пока ждали начала экскурсии, наблюдали вот такие оптические эффекты прохождения судов по зеленым равнинам

К истокам. Крепость Орешек. Шлиссельбург.

Двенадцатиметровые стены крепости встретили нас цветами

а ворота - гостеприимно поднятой решеткой

Первое, что мы рассмотрели, это настоящий ключ от крепости, который был вручен Петру 1, бережно сохранен и водружен на башню. Его там охраняет специально обученная чайка

К истокам. Крепость Орешек. Шлиссельбург.

А сама территория крепости выглядит так:

Экскурсия (кстати, длившаяся 1.5 часа и довольно интересная) началась с рассказа о военных историях, связанных с крепостью. На нее претендовали и шведы, и немцы - всем хотелось раскусить наш Орешек. Но ни разу крепость не сдалась самостоятельно - только когда от 3500 защитников осталось в живых лишь 100 - как в войне со шведами. Кстати, интересный факт - при всей интенсивности борьбы уже в Великую отечественную войну, там погибли уже только 25 человек. им посвящен необычный комплекс, расположенный в руинах собора

Вторая часть экскурсии раскрыла для нас Орешек, как страшный каземат, в котором на протяжении 200 лет находилась тюрьма, где людей мучали, гноили и даже казнили - такие были времена.
Содержались заключенные в тюрьме, специально построенной по американскому образцу (а-ля современный Алькатраз)

К истокам. Крепость Орешек. Шлиссельбург.

За эти годы длительность нахождения в ней заключенных составляла от 56 минут до 38 лет! Вершиной экскурсии(в смысле, апофеозом) стало посещение подземного хода, где с потолка нам за шиворот падали холодные капли (на улице + 28)

и где, несмотря на темноту, был обнаружен вот такой шедевр строительства кирпичных сводов

Наконец, мы вышли из под земли и вернулись к земным реалиям - но они тоже не радовали - вот место казни революционера Александра Ульянова.

К истокам. Крепость Орешек. Шлиссельбург.

Поскольку место казни тщательно скрывалось от самих заключенных, то один из них, по незнанию, посадил у стены яблоню, потомок которой до сих пор там растет и плодоносит.
На этой "позитивной" ноте эккурсия закончилась и мы вышли на берег Ладоги, откуда, навстречу нам, двигались вот такие "блямбы"

Мы решили еще самостоятельно погулять по крепости и по очень крутой лестнице поднялись на отреставрированную галерею. Оттуда, в окошки-бойницы, открывались вот такие виды - а-ля заставка Windows

К истокам. Крепость Орешек. Шлиссельбург.

Многие из экскурсантов и местных жителей решили совместить приятное с полезным и спустились на импровизированные пляжи, правда, нас предупредили, что даже у берега вода холодная, а течение - сильное. Мы рисковать не стали, а задумались над возвращением домой. Для этого пришлось преодолеть вторую часть водной преграды - Невы, за те же 75 рублей, но на гораздо более комфортабельном катере мы прибыли в город Шлиссельбург. Оттуда мы снова убедились, что Орешек - это остров!

А в городе проходили некие празднества, жарились шашлыки, играла музыка. Но мы почувствовали себя чужими на этом празднике жизни, сели в автобус № 575 , который ходит каждые 20 минут, и за 60 рублей с человека и 40 минут времени доехали до ст. метро "Улица Дыбенко".Кстати, мы решили, что и туда удобнее ехать на автобусе - остановка у ст. метро "Улица Дыбенко" - как выйти - налево, у остановки трамвая.

Краткие выводы.
Уважаемые гости города! Планируйте поездку в Шлиссельбург только в крайнем случае! Затратно (120 руб. автобус+150 руб. переправа+ 160 билет - это все на одного!). Далековато добираться. Не самый интересный объект - с точки зрения его готовности к приему туристов (видели бы вы тамошний туалет! Никакой воды-еды, сувениров - 3 штуки.) - очень много объектов, о реставрации которых еще даже не задумывались!Детей особо занять нечем. Кстати, для организованных экскурсий переправа на остров входит в стоимость и производится на неких специальных катерочках.

Конечно, очень эффектна Нева и вид на Ладогу - простор! Необычно место расположения - реальный островок!
Это не антиреклама - это констатация факта людьми, очень много видевшими и поставившими себя на место туриста, приехавшего в Петербург на неделю. Вот местным жителям приехать туда надо обязательно - чтобы припасть к Истокам!