Второй день в
Бельгии. Поехал из
Брюсселя в
Брюгге, все-таки старый город в Брюсселе совсем небольшой, за полчаса можно пересечь пешком и вчера я его плотно исходил. Еще надо будет в парки съездить...
Брюгге - совершенно замечательный. Старый город, домики на каналах, каналов много. Реально, я в него влюбился и дальше будет очень много фоток, я больше сотни снял, и буду ими мучить без особых подписей. Хотя слова и впечатления тоже будут. Вообще день получился офигенно длинный - дорога, прогулки по городу вперемешку с музеями. Прогулка по каналам на катере. Исторический multisense experience. Опять прогулка по вечернему Брюгге, совершенно пустому.
Вообще, я фигею. Старый город Брюгге (новый - порт, в 14? километрах и к старому отношения не имеет) живет за счет туризам. И при этом - в 17 закрываются музеи, билеты кончают продавать в 16:15, и практически сразу - закрываются магазины, в 18 уже почти все закрыто. Ну, музеи - ладно, муниципальные и все такое. Но магазины! Даже сувенирные! Жуть. Хорошо, я около полшестого поехал по каналам - когда мы вернулись там объясняли желающим, что последний рейс ушел... А на лошади я сразу не поехал, решил - потом, тем более что только одна стояла ждала - в семь и ее не было. Вот так и живут.
А теперь - одна фотка характерных городских видов и начнем рассказ. Да, у меня еще есть фотки Брюсселя вчера вечером, но их - в другой раз, чтобы не портить впечатление.
Итак - по порядку.
Поезда у них все-таки обалденные. Центральный вокзал Брюсселя - подземный. 6 платформ с очень высокой интенсивностью движения, интервалы от 3 минут на одной платформе. А шума - нет. Ну, не так чтобы совсем, но в нашем метро - намного больше. На вокзале нет стыков рельсов, при этом рельсы - гнутые. И какое-то шумоподавление эффективное. И в поезде едешь - тоже тихо, на стыках он не стучит. И это - не говоря о мягких креслах. Билеты, конечно, дороговаты по нашим меркам: Брюссель-Брюгге 1 час, 14 евро, у нас по расстоянию это
Москва-
Тверь или Москва-Калуга на экспрессе стоит 370 рублей, то есть вдвое дешевле.
Наблюдение: с наушниками людей много меньше, чем в Москве, можно сказать почти никого. И электронных читалок совсем нет. Едешь в поезде - все смотрят в окна или спят, некоторые читают газеты.
За окно, вообще, стоит посмотреть. Такие симпатичные деревеньки с черепичными крышами, арочные кирпичные мосты над дорогой. Лошади пасутся, очень много. И коровы, козы. Фоткать это, правда, трудно - так что этих фоток нет. Зато по краю железной дороги местами - тюльпаны - примерно как у нас одуванчики, в том числе прямо на гравии! Я думал было фильм в дороге посмотреть, но он интересный попался и за окно смотреть не дает, так что переключился на музыку и наблюдаю пейзаж. Да, а про фильм отдельно напишу, Суета вокруг колец - это великолепно.
Погода - странная. Пасмурно, но довольно тепло, хожу в рубашке с коротким рукавом, курточку ношу с собой, но она только совсем ночью нужна. Это я написал по пути туда в поезде, в Брюгге было прохладно и местами дождь. Так что куртку не только одел, но и застегнул, и зонтик носил.
Первые впечатления.
Постепенно погружаешься в город...
Музеи. Надо было купить двухдневный билет за 20 евро, это я поздно сообразил. Потому что индивидуальные билеты стоят 8 евро, музеев много и они небольшие - так что не утомляют и по ним много ходишь.
Церковь of Our Lady: Onze-Lieve-Vrouwekerk.
Вскрытые гробницы в подземелье.
Госпиталь Sint-Jan, св.Иоанна. Музей со старыми хирургическими инструментами и картинами.
Носилки, на которых доставляли в госпиталь слишком ослабленных пациентов. Но сидеть они могли.
На втором этаже - можно увидеть конструкцию стропила перекрытий. Очень сложное арочное перекрытие. Зачем? Хотя, может, они столько веков простояли именно потому, что их так сложно делали.
Аптека. Длинный ряд портретов примерно с 1645 и по наши дни, довольно плотно, некоторые без дат. Последний портрет в классическом исполнении - по 1977, внизу справа. А потом - перерыв, но на основной стене, по центру - нынешний директор, с 1997. Я, в общем, всегда хотел узнать - что происходит, когда место для портретов кончается? Ответ - их перестают вешать, только портрет текущего заменяют.
ExVoto - части тела и фигурки в благодарность за исцеление.
Музыкальный музей. Разные ноты. И наушники, чтобы слушать музыку. Некоторые еще с экраном, там идут слова и ноты. Звучит дуэт, голоса опережают и отстают - ноты и слова бегут отдельно для каждой партии. Кстати, вроде в Брюсселе в музее музыкальных инструментов есть наушники, чтобы слушать звучание. Но я там еще не был.
В Брюгге оказалась выставка фонда Миро - Пикассо, Дали, Матисс, сам Миро, Шагал, и еще много всякого. Ранние наброски, миниатюры на масле... Но на мой непросвещенный взгляд, у меня в ленте ЖЖ - не хуже, вон
cat_arch_angel тренировочный марафон делает, каждый день 10 набросков. И совершенно бесплатно, плюс в удобное время. И - главное что я понял - для этих работ не нужны музеи, достаточно интернета. Ну, может быть, почти не нужны. А вот для старых мастеров, не всех, конечно? но многих - визуальное восприятие очень важно, надо ходить в музеи :)
Возвращаясь к старым мастерам. Дальше часть фоток - мои, а другие из инета. На те, которые из инета можно кликнуть и перейти на сайт.
Pieter II Classens (Cloessens). Allegory of Peace in Low Countries. Слева - всякие деятели, Справа штаты в виде женщин с обнаженной грудью. Спрашивается - что эти парни с ними делают? Правда, парни зачем-то связаны тонким пояском...
Gerard David - Judgement Cambyses, 1498. Натурально сдирают кожу.
Еще интересно. Я обратил внимание еще вчера, в изобразительном музее - весь 15 век окружение евангельских событий - средневековое. Типичный пример - Jan Provoost 1505.
То же на моих фотках.
Meester van de Passie van Darmstadt. Несение креста, 1450 - средневековые одежды, рыцари. У Jacob I van Oost 1661 на аналогичной сцене - железные перчатки на руках легионеров. Увы, это я не сфоткал, и в инете нет, но аналогичных картин много.
А к концу 15 уже сменяется на другое, "древнеримское" - свободные одежды и прочее. А ведь это - традиции, церковь в целом требовала правильные произведения. Фоменко считает, что смена политического курса произошла на Тридентском соборе, который разбирался с первоисточниками, сжигая признанные неправильными. Ну а в живописи - вошло постепенно, кто-то детали писал по-старому и дальше. Но, независимо от этого, я что подумал... В целом много полотен ведь датировано и атрибутировано примерно, по опыту конкретного эксперта. И, может, стоит перейти к этому более научно, составить систематику характерных деталей, такие анкеты произведений. А еще это позволит отследить тренды, изменения веяний. И - сопоставить их с политическими событиями. Правда, сейчас это сложная работа - атрибутировать придется человеку, но, думаю, лет через 15 компы продвинуться и работу сможет делать компьютер - и кто-нибудь ее закажет. Глядишь - узнаем много интересного.
Joseph Benoit Suvee. Invention of the Art of Draw. Замечательно он ее учит рисовать :)
Это пушка стреляет.
И дальше по городу.
Такая вот витрина...
Я, наконец, поймал в кадр коляску. Обычно они как-то не во-время проезжали.
Полпятого. Музеи закрылись и я пошел обедать. Обедаю на главной площади с видом на всю эту красоту. Взял меню (16 евро), основное блюдо - мясо в каком-то соусе. Слушайте, я теперь понимаю Боярского в Гардемаринах, когда он говорит "но главное - это соус...". Запиваю это малиновым Belle-Vue. Кстати, в Питере в Mollis - очень вкусный разливной вишневый Belle-Vue, в Москве Mollis тоже есть, но я там не был. Но, возвращаясь к малиновому. Первую бутылку я налил так, что получилось куча пены, много газа вышла. А вторую разливал осторожно, и газ остался. Так вот, без газа оно вкуснее. А потом - вафли с клубникой. В Бельгии вкусные фирменные вафли. И все-таки лучше не как десерт, а отдельно, купить на улице и съесть.
После обеда - поехал на лодке по каналам, полчаса. Гид рассказывал по-английски - про церкви, здания, мосты. Но оно, конечно, не запомнилось. Здания в основном реально старые, 17 век. Многие - продаются, а некоторые - стоят пустые и разваливаются - хозяевам ремонт не по карману, но продавать они не хотят, держат цены. Я, кстати, видел - что такое совсем капитальный ремонт такого дома. Это когда оставляют только фасад, или стены, а внутри строят новый дом, соединяя новые стены со старыми. А теперь - много фоток.
После поездки - обнаружил, что магазины закрылись.
Зато заглянул во двор и наткнулся на скульптуру из засохшего дерева, наверное.
И пошел на исторический multisense experience. Надо было. конечно, сначала на лошади прокатиться, одна еще стояла - но я подумал, что и через полчаса они будут - а они все уехали. Multisense experiencу - это такая интересная штука: ты переходишь из комнаты в комнату, в комнатах некоторая историческая обстановка из предметов и манекенов, и при этом тебе в этой обстановке показывают фрагменты фильма, экран продолжает статическую обстановку. Фильм - история любви и приключений, Художник, натурщица, подмастерье, зеленый попугай. Аудиогид дает озвучку на твоем языке, русский - есть. Я попал очень удачно и шел в одиночестве. Но снимать - тяжело, темно там. Так что фоток немного. Зато у них есть сайт
http://historium.be, можно там посмотреть.
Примерно так оно. На переднем плане - манекен, лестница. А за раскрытой дверью - идет фильм.
Сценка на улице, тот самый попугай сидит.
А дальше ты заглядываешь в окно, там - фильм.
Это бабка в окне над лестницей что-то делает.
Общая фотография всех действующих лиц.
А это - картина, вокруг которой идет сюжет, из
wiki
После представления - выходишь на балкон с видом на площадь.
Потом ходил по городу, еще фотки.
Эта - то самая биржа как церковь, которую с воды видели.
А здесь - дома победнее, их тоже много это уже старые бедные кварталы наверное.
Олень - дверное кольцо.
А это - новое здание в старом стиле.
И опять старина.
Эта кошка охотилась на шуршащий полиэтиленовый пакет, который ветер нес по асфальту.
Витрина магазина, там сделан фрагмент комнаты с кучей часов на стене. И бликами отражается стена напротив.
Лис на вывеске
Да, современная техника. Почему снял - совершенные округлые формы. И явно - чистая эстетика, почему так делают. Как сравнишь с нашими тракторами какими-нибудь... Обидно.
Веловагончик с ужином. Все крутят педали, все это сооружение едет. С визгами, потому как диссонанс получается: ты крутишь педали как на велосипеде, а едешь боком. Тело - не понимает.
Здесь на стене видна дата - 1608, первая единичка не влезла в кадр.
Лебедь в гнезде.
Такие старые церкви тоже есть.
Чудесный садик 17 века.
И тут, "на самом интересном месте" мой телефон разрядился и перестал делать фотки. Так что остатком прогулки я с вами поделиться не могу. А там были не только улочки и мосты, но и очаровательный парк со старой церквушкой в нем. А еще в парке, в отеле стояли автомобили какого-то ретро-пробега или для киносъемок - начала 20 века, ну или первой трети. Из одного вылезали джентльмены в аутентичной одежде - как в фильмах Чаплина, черные костюмы, котелки. И покатили в отель свою вполне современную сумку на колесиках, хотя тоже черную.
Ан, нет - ретро-автомобили телефон все-таки сохранил. Смотрите!
На этом я рассказ про Брюгге заканчиваю.
Еду назад. В Генте, на подъезде - многоэтажные небоскребы современного вида. Такие они тоже строят, значит...