Вчера вечером приехал в
Брюссель, устроил себе мини-отпуск. В городе есть метро, но его мало. Зато через центр города трамваи идут под землей - а дальше по поверхности, такое вот решение. Вечером устроил себе пеший поход по центру от вокзала к отелю и без GPS-карты, которую забыл скачать, а только по листочку, распечатанному с google maps. Вообще заметил, что бумажные карты мне нравятся больше. Не современный я, наверное. В целом - удачно, брусчатка оказалась не слишком злобная и чемодан по ней ехал. А в целом - соориентировался, а отель нашелся.
Утром встал по
Москве, пошел смотреть город. Прохладно и толпы туристов пока спят, что приятно. Эта фотка - совершенно очаровательный дворик-крепость. Рядом с собором. Я хочу там жить. Не настолько, правда, чтобы в следующий приезд попробовать снять там квартиру, но все равно.
Типичная улочка.
Писающий мальчик. На фотке, наверное, не видно, но трубка с водой на замаскирована и входит прямо в попу :)
Ратуша роскошна и напоминает готические соборы, тот же Нотр-Дом в
Париже своими поясами статуй снаружи - хотя на фотке этого ни фига не видно. Ассоциация символична, нет? Брюссель - купеческий город.
Кстати, сравните с фасадом местного собора.
Ратушная площадь. Grand Place - ярмарка тщеславия гильдий. Они старались. При этом фасады - ранний 19 век, потому как французы сильно порушили город.
Собор св.Николая. Встроен в старые дома. Внутри - громадное готическое пространство, на стенах - картины, алтари и витражи, часто много барокко.
Интересно, что на переднем плане - современная скульптура. В целом - достаточно характерно, я потом заходил еще в несколько соборов - они все так устроены, хотя современные штрихи есть не везде. Кафедра в церкви. Она - деревянная, но вырезана как из камня, я даже думал - может, какой современный материал, и убедился что из дерева на ощупь, плюс видна фактура дерева и годовые кольца.
А это - фасад старой неотреставрированной церкви.
Маленький сквер. Очень забавно: на уровне человеческого роста - полностью проглядывается, но выше кроны деревьев смыкаются и должна быть хорошая тень. Правда, было пасмурно, так что оценить не могу.
Кафедральный собор. Внутри традиционно огромен. Интересно, а почему в
России не было традиции строить такие большие соборы? Хотя некоторые старые церкви по площади не маленькие, до европейских - им очень далеко. То ли народу меньше, то ли климат и потому все-таки маленькие строили. А может, сословное деление: в кремле - для своих, бояр, а смерды - нечего им вместе быть... Фактически, первые большие соборы начали строить в Питере в начале 19 века - Казанский, Исакий.
Сокровищница. Гигантский меч эрцгерцога Альберта (оказывается, в оригинале он archiduke), он правил 1595-1600 и "после него остались артефакты", это я цитирую поясняющую надпись. Полтора метра!
Надгробие, меня зацепило. Основное лицо - Смерть, она держит щит с лицом похороненного. А сама смерть - летящая.
Коса на заднем плане - настоящая, хотя древко, скорее, из трубы, а не из дерева. Собственно, этим сначала и зацепило, а потом увидел что Смерть опирается на основание только одной ногой, а голенью другой - на шар. Впечатлен.
Парк у Королевского дворца. Пустынный, сидеть и гулять - приятно.
А с другой стороны у Королевского дворца, за живой изгородью - роскошные цветущие кусты. Хочется заплакать, как Алисе на пластинке "хочу в сааад", и чтоб уменьшающий пирожок был. Потому как зайти-то можно, там тропинка, но надо еще вдвое уменьшиться :) Кстати, на даче у сирени, когда она цветет, тоже возникают воспоминания раннего детства - когда сирень была большой и ты под ней ходил :)
Музей древних и современных искусств (oldmaster and modern). Меня очень хотели направить сначала в modern, но они так модерново построили здание, что я его просто не нашел. Вообще в той паре путеводителей, что у меня по этому поводу стоны - мол, модерн совершенно теряется на фоне старых мастеров, а он в
Бельгии тоже есть и неплохой. И это - правда: наверное, он неплохой но на фоне старых мастеров - теряется, я когда эту часть в конце нашел, разобравшись с картой, в этом убедился. Хотя. надо отдать должное, те кто выставлял - старались, там не только артефакты, но и аутентичное мультимедиа :)
Но все равно - старые мастера - рулят. Кстати, старые мастера тут как в России - по начало 20 века включительно. а не по конец 18, как во
Флоренции :) Потому что бурной истории возрождения у них не было. Зато перед местными скульпторами 18-19 веков не стояло задачи отличаться от великого прошлого, которое невозможно превзойти, и потому они создали вполне достойные творения. И с моей точки зрения - достаточно самобытные, в них больше динамики мышц, даже чем у мастеров возрождения - у них динамика через сложные позы, а тут - по-другому. На фотке можно посмотреть, хотя я не уверен, что это будет видно :)
Это
Jacques Bergé, Умирающий гладиатор.
Девушка на льве. Она не только на нем сидит, но и стрижет ему ногти. Тут автора я не записал и потому на сайте музея найти не смог.
Дальше будет несколько фоток экспонатов с сайта музея, клик на изображение приведет на описание экспоната на французском, которого я не знаю, как и немецкий и фламандский - а английского описания нет...
Скульптуры и фонтан Grupello, 17 век. Интересно, что в фонтане - тритон и русалка, у обоих два хвоста, как ноги - так что способ размножения и привлечения русалками мужиков вполне понятен.
А это - его же нарцисс, почему-то стоит на рыбу. Вообще скульптуры мужчин и женщин на рыбах, которые очень хитро изгибают хвосты чтобы подпереть тело - популярны, и интересно - почему, или это чисто технический прием?
Картины. В целом 18-19 век похож на нас, Русский музей или Третьяковка. Что интересно, 17 - тоже похож, по духу. Антураж, одежда - другие, а дух сцен - тот же, те же купеческие сцены, как в Третьяковке и не только они. Кстати, Петр это ж все видел, когда путешествовал.
Вот портрет Lucas I Cranach, Portrait posthume du Dr J. Scheyring 1454-1516.
Иногда встречаются совершенно неожиданные параллели. На фотке - типичный русский богатырь. На самом деле, это Авраам, который готовится принести в жертву сына, я специально так обрезал.
Francken II 1581-1642, по ссылке - смотрите полный вариант только очень мелко.
А спектр приемов - широкий, включая крупные мазки, от которых картина воспринимается только издалека. Не, импрессионисты конечно довели этот прием так, что дальше некуда. Но главное - они громко кричали, что это - совсем новое слово - и им поверили. Кто, в конце концов, проверяет рекламу? А реально это все было и раньше.
И совершенно фантастические сюрные персонажи у Брейгеля I (Pieter I Bruegel (Brueghel)) тоже во всей красе. Вообще известно, что сюр, стилизацию рисовать легче - никто не придирается, художник сказал, что так видит - и дальше малюет. Брейгель это миксовал с реальными персонажами и оттого картины еще более впечатляют. Да, если детали в углах картины вам не видны - увеличьте изображение в броузере. Оно достойно рассмотрения.
Море, по которому катаются на скейтах.
Громадный магазин старых вещей. С фасада кажется, что он - небольшой, а он вглубь тянется и тянется, весь заставленный, с узкими проходами, как на фотке, где соседствуют пианино, мотоциклы, старые детские машины и еще куча всего.
Скульптура на улице.
Обедаю. Пиво тут подают в бокалах, а не в кружках, по всяком случае 0.5, литр, наверное, будет в кружке. Пью слабое вишневое пиво, оно вкусное. Еда тоже вкусная. Правда на гарнир - картофель фри, его я не очень люблю, но и он - вкусный, не пересушенный (во всяком случае там, где я ел). В конце концов, Бельгия вроде как родина этого блюда.
А напротив кафе - такая стена, вполне замечательная.