Если Вы путешествуете по этим странам не на машине, то основной вид транспорта для вас станет поезд. Поезда в
Бельгии и
Голландии хорошие, но на этом сходство между ними заканчивается.
Голландия. Основной тип вагонов у голландского ж/д – двухэтажный вагон, при этом, расположившись на первом этаже, вы находитесь ниже уровня платформы, но второй этаж –это настоящая экзотика. Вагоны достаточно чистые, лучше, чем в Бельгии. Основной мусор оставляют пассажиры в виде газет, бутылок, бумажек. В поездах работает бесплатный Wi-Fi – это очень удобно. За все время путешествия по Голландии только один раз я столкнулся с тем, что Интернета не было. В поездах через каждые два вагона есть туалет. Туалет вполне приличный, можно помыть руки, всегда есть бумага и мыло, а руки можно высушить сушкой. Так же стоит добавить, что поезд идет тихо, не стучит и не трясет. Весь состав делится на две зоны -1 класс и 2 класс. Билет во 1 класс стоит процентов на 40 дороже. Там лучше кресла, более удобные, но пользуются 1 классом очень редко, так как кресла – это единственная разница между классами. На вагонах и при входе специально указана цифра класса.
За любой комфорт надо платить, билет на голландский поезд не самое дешевое удовольствие, а его еще не так легко приобрести. Рассчитать стоимость можно на сайте голландских железных дорог ns.nl ( есть версия на английском). Из аэропорта Шипхол до
Амстердама билет стоит 3.90 евро (15 минут). От Аэропорта до границы с Бельгией (станция Розендаль) – 18.40 евро(1.5 часа). От Амстердама до Роттердама (1 час 15) – 14 евро. Проезд в одну остановку (5-7 минут) обойдется Вам в 2.10 евро, при этом, на большие расстояния брать билет выгоднее. То есть, если Вы покупаете билет от Роттердама до Амстердама, то он будет стоить дешевле, чем два билета на тоже расстояние, но от Роттердама до Делфт и от Делфт до Амстердама. Билет нужно покупать всегда, проезд зайцем череват штрафов в 55 евро и оплатой билета. Проехать таким образом можно. В поезде часто ходит контролер, но он проходит обычно один раз на всем протяжении следования поезда (раз в 2.5 часа) когда поезд проезжает(или выезжает из) крупный город, на остановке которого садится много народу. Все остальное время он сидит в кабинке первой помощи(есть и такая в поезде). Билет купить у контролера нельзя. Сами контролеры очень вежливые, веселые, все время шутят, одеты в опрятный костюм с символикой. При этом контролер не только проверяет билеты, но и следит за поездом, это он дает сигнал об отправлении (гудок). Если Вы бежите на поезд, он дождется Вас и только потом даст сигнал машинисту, что можно трогаться. Именно он главный в проезде.
Чтобы не попасть на штраф и купить билет у вас есть 3 варианта – транспортная карта, автомат и билетная касса. Билетная касса совсем не проще! Во-первых, билетные кассы работают плохо, с 8 до 8 в крупных городах, до 4 в маленьких городах, в выходные и праздники еще меньше, могут вообще не работать. Покупая билет у кассира вы платите комиссию – 50 центов (20 рублей), если Вы покупаете международный билет (едете в
Германию, Бельгию), то с каждого билета комиссия 3 евро. Гораздо удобнее купить билет в автомате (поддерживает английский язык). Автоматы делятся на два типа –которые принимают только карты к оплате и которые принимают только монеты. Аппарата по приему купюр нет. Если Вы хотите купить билет за 20 евро, надо или копить монеты(это очень сложно), либо оплачивать дебетовой картой. Но дебетовые карты принимаются не все, только Maestro и Visa(для каждого автомата своя карта). Бывает так, что автомат только один и принимает только что-то одно. Если вы едете совсем поздно и вокзал закрыт(они закрывают где-то в 22.30), то купить билет можно только на пироне, а там выбор автоматов еще меньше. Планируйте свои поездки заранее или копите мелочь.
Последний вариант, это тот, которым пользуются сами голландцы – транспортная карта. Ее можно купить в том же автомате (и в кассе) за 7 евро(автомат), она пополняема и вы спокойно ездите с ней. Это вариант для тех, кто собирается много поездить, такие карты действуют на все виды транспорта (автобус, метро), просто электронный кошелек.
Еще есть вариант покупки через интернет, но где вы распечатаете билет?
На каждой станции есть желтые столбики, которые пробивают билет. Это не обязательно делать, я часто его не пробивал и контролеров это не смущало. Билет действует только в указанный день и проехать еще раз по нему шанса мало. Вот в
Италии, если не пробить, будут проблемы, так как билет действует 3 месяца и по нему можно ездить много раз, если не попадешь на контролера.
С картами сложнее, везде(на входе на вокзал, на пироне (spoor нед.) есть похожий столбик с мини экранчиком. Прикладываете к нему карту и он начинает отсчет поездки. На конечной станции при приложении карты с Вас сразу снимут деньги за поездку. Контролер активации карту отслеживает, так что прикладывать обязательно. Если забыли, выбегайте на следующей, прикладывайте и назад. В каждом городе(а остановка – это город), поезд стоит от 30 секунд до 4 минут в зависимости от размера поселения – успеете.
В Голландии есть кое-какие скидки. Я ездил по полной цене. Вроде дают скидки для детей до 11 лет и старше 65. Есть еще непонятные скидки в виде 20% и 40% - как их получить – я не знаю. Вся информация по ним только на голландском, возможно действует только для своих. Слышал только, что знакомый голландец спешил на поезд до 4 часов, так как на них распространяется 40% скидки…но это была пятница, может потому, что он студент…Не знаю. Билет такой легко купить в автомате, просто выбираете скидку, но что спросит с Вас контролер –не понятно.
Чтобы добраться из точки A в точку Б вам необходимо знать направление. Скажем, вы хотите поехать в Мидлбург (Северо-Запад), значит вам нужен поезд до Vlissingen (конечная). Если Вы собрались в Гаагу, то это конечная станция ветки.Иногда нужно делать пересадки. На всех станциях есть табло с картами, где можно разобраться какой поезд Вам нужен. Соответственно ищите в расписании тот, который идет до конечной в этом направлении или проходит через этот город (Транзитные города Роттердам, Делфт, Амстердам, Дордрехт и тд). Звучит мудрено, но в целом все просто. Всегда можно спросить в кассе. На экранах на пироне обычно идет бегущая строка через какие города проходит данный поезд.
Расписание. Поезда достаточно пунктуальные, ходят строго по времени. Опаздывают редко, хотя, такое бывают. Информация о задержке отражается на табло даже на 1 минуту. Раньше поезда не уходят, пять же, если Вас видит проводник-контролер – Вас подождут. Поезда ходят железно каждые пол часа. Если вы опоздали на свой поезд, следующий будет ровно через 30 минут, на соседние остановки в крупных городах поезда ходят примерно каждый 10 минут. Расписание есть на стендах с расписанием (большие желтые). Учитывайте день недели, есть деление на выходные и на будние(на меньшую часть поездов действует). После того, как нашли нужный поезд, смотрите номер платформы и топаете на нее. На экране платформе убеждаетесь, что будущий поезд идет туда, куда Вам нужно. Поезда стоят максимум пару минут, если у Вас чемодан, надо быть расторопнее, особенно там, где остановка 20 секунд( в мелких городах). На всех платформах есть автоматы, где можно купить попить и чего-нибудь пожевать – очень актуально, так как купить еду обычно больше негде. На перронах тоже работает бесплатный интернет.
В здании самих вокзалов кроме касс, автоматов и обычно кафешки или мини магазинчика – нет больше ничего. В 22.30 они закрывают и если вы опоздали на последний поезд(а последние поезда выезжают где-то в 11 (с конечных станций)), то спать придется на платформе. Движение поездов начинается примерно с 5 утра, каждые пол часа, как я уже писал, так что знать расписание не обязательно. Но можно смотреть расписание и на сайте железных дорог.
У крупных городов станций может быть больше, чем одна. По 2-3-4. Если Вы едите с туристическими целями, выбирайте Central – не ошибетесь. Центральный вокзал и в Бельгии и в Голландии обычно находится в пределах исторического центра, топать далеко не нужно.
На туристических направлениях – от аэропорта до границы или крупных городов ходит поезд Fira. Он идет без остановок, а, значит, гораздо быстрее. Не уверен, есть ли там интернет, так как ехал таким образом только раз, и, по-моему, он не работал. Для того, чтобы поехать на таком поезде (красно-белый). Вам помимо основного билета нужно купить еще и дополнительный билет (2.5 евро вне зависимости от расстояния), на этот поезд. В автоматах из предлагаемых маршрутов просто выбираете поезд Fira и оплатите все сразу. Этот поезд ходит, по-моему, один раз в час, поэтому важно сначала убедиться, что на нем вы доберетесь быстрее, если, конечно, это вам нужно.
В целом, все просто. Удачных путешествий. В следующей записи напишу про Бельгийское ж/д сообщение, там есть серьезные отличия.